Функциональная грамотность - явление метапредметное, и поэтому она формируется при изучении всех школьных дисциплин, в том числе и во внеурочной деятельности и применительно к современному этапу развития образования наиболее актуальным является следующие виды функциональной грамотности:
Внеурочная деятельность – это часть основного образования, которая нацелена на помощь педагогу и ребенку в освоении нового вида учебной деятельности, она способствует расширению образовательного пространства, создает дополнительные условия для развития учащихся.
Критерии функционально грамотной личности . Какими качествами должен обладать ребенок младшего школьного возраста? 1.Готовность взаимодействовать с окружающим миром, уверенная адаптация. 2.Умение самостоятельно решать учебные и житейские задачи. 3.Способность строить отношения в малой социальной группе, в частности — в школьном классе. 4.Владение навыками рефлексии, способность посмотреть на себя со стороны, оценить свою работу.
Для развития таких качеств личности использую следующие приемы . Прием «Проблемная ситуация»Цель – побудить ребенка самостоятельно искать выход из затруднения. Этот прием можно использовать на протяжении всего урока открытия новых знаний.
Смысловое чтение, как основная технология в формировании функциональной грамотности «Перемешанные буквы» «Вверх ногами» «Чтение с половинками слов» «Сплошной текст» «Текст с картинками»
Приём «Чтение про себя с вопросами»Цель - научить вдумчиво читать текст, задавая самому себе всё более усложняющиеся вопросы. Алгоритм реализации приема: 1. Чтение первого абзаца. Задаются вопросы. 2. Чтение про себя второго абзаца. Работайте в парах. Один задаёт вопросы, другой — отвечает. 3. Чтение третьего абзаца. Меняются ролями. Задают вопросы и отвечают.
Приём «Чтение с остановками»Цель - управление процессом осмысления текста во время его чтения. Алгоритм реализации приема: Чтение текста с остановками, во время которых задаются вопросы. Одни из них направлены на проверку понимания, другие — на прогноз содержания последующего отрывка. В наших учебниках используется этот прием в рубрике «Как хорошо уметь читать», но только на прогнозирование дальнейшего сюжета, вопросы на проверку понимания прочитанного я составляю сама, когда планирую урок.
Приём «Чтение про себя с пометками»Цель - мониторинг понимания читаемого текста и его критический анализ. Данный прием чаще всего используется для работы со сложными научными текстами. Учащиеся при чтении делают пометки: понял, не понял, надо обсудить. После прочтения разбираем все, что пометили дети и отвечаем на поставленные вопросы. На вопросы детей сначала даю возможность ответить одноклассникам, затем пытаюсь подвести детей к ответу, если не получается, отвечаю на вопросы детей сама.
Прием «Представление ситуации, описанной в задаче». Нарисовать «картинку» или даже разыграть задачу. Этот прием хорошо использовать при решении задач «Цена, количество, стоимость» и «Скорость, время, расстояние».
Решение обратных задач. А точнее, составление текста обратных задач. Многим детям трудно дается именно составление текста таких задач. Во втором классе многие дети уже понимают, что обратная задача это задача, в которой известное становится неизвестным и наоборот, а вот составить сам текст у многих вызывает затруднение.
Решение задач различными способами . Мало уделяется внимания решению задач разными способами в основном из-за нехватки времени. А ведь это умение свидетельствует о достаточно высоком математическом развитии. Кроме того, привычка нахождения другого способа решения сыграет большую роль в будущем.
Для проверки уровня сформированности функционального чтения использую комплексные тесты . Суть задания заключается в том, чтобы учащийся, прочитав текст, смог выполнить задания к нему по математике, русскому языку, окружающему миру, литературному чтению, опираясь на содержание прочитанного. Фиксирую все это в своей тетради, для анализа динамики сформированности функционального чтения.
Внеурочная деятельность«Учись учиться»
В нашей профессии нет предела совершенству. То, что ещё вчера казалось единственно возможным, выглядит сегодня устаревшим. Появляются новые идеи и желание что-то изменить. И любой творчески работающий учитель находится в постоянном поиске.
Давайте вернёмся к рефлексивным вопросам , которые каждый из нас постоянно задает себе:
• Что я делаю?
• Какую цель перед собой ставлю?
• Каковы результаты моего труда?
• Как получилось этого достичь?
• Что можно сделать, чтоб стало лучше?
• Что я буду делать в дальнейшем?
Пока учитель задаёт себе эти вопросы, он развивается. Как только он начинает довольствоваться достигнутым результатом – прекращается его профессиональный рост.
В заключении моего выступления хочется пожелать Вам полета фантазии, красоты образов, создаваемых Вами на уроках и занятиях внеурочной деятельности, душевного равновесия.