Формирование динамического чтения в рамках реализации ФГОС
Формирование динамического чтения в рамках реализации ФГОС
Воспитание традиций чтения - это то, чем славилась наша страна. Очень важно с детства воспитывать навыки чтения книг. Это то, без чего не обходится жизнь любого нормального образованного человека. Давайте заниматься этим и далее…
Д. Медведев
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формирование динамического чтения в рамках реализации ФГОС»
Формирование динамического чтения в рамках реализации ФГОС
Воспитание традиций чтения - это то, чем славилась наша страна. Очень важно с детства воспитывать навыки чтения книг. Это то, без чего не обходится жизнь любого нормального образованного человека. Давайте заниматься этим и далее…
Д. Медведев
Если спросить, какой же предмет в курсе начальной школы вы назвали бы главным, все в один голос скажут: “Они все главные!” И будут правы. Математика учит осмысливать окружающий мир количественно; задача русского языка в том, чтобы научить ребенка пользоваться родным языком для передачи любой письменной информации грамотно с точки зрения орфографической и речевой культуры; на уроках окружающего мира дети должны осознать себя частью огромного и удивительно разнообразного в своих проявлениях мира природы, полюбить его и научиться уважать; ну, а тот, кто не научился бегло читать в начальной школе, вряд ли может рассчитывать на большие успехи в средней школе. И так, предметы всякие нужны, предметы всякие важны!
Однако чтение в жизни каждого культурного человека занимает важное место. Современный читатель в условиях господства телевидения, радио и кино, не потерял интерес к чтению книг, способных обогатить внутренний мир человека, дать знания о жизни и окружающем мире, развить самостоятельность мышления и доставить читателю художественное наслаждение. Не только в школе, но и дома, в семье, мы учим детей любить книги. Наверное, нет родителей, которые не хотели бы научить детей быстро и выразительно читать, привить интерес к чтению, ибо роль книги в жизни огромна. Хорошая книга - и воспитатель, и учитель, и друг. Вспоминаются слова В. А. Сухомлинского о том, что можно жить и быть счастливым, не овладев математикой. Но нельзя быть счастливым, не умея читать. Тот, кому недоступно искусство чтения - невоспитанный человек, нравственный невежда.
Оптимальное чтение – это чтение со скоростью разговорной речи, т.е. в темпе от 120 до 150 слов в минуту. Именно к такой скорости приспособился за многие столетия артикуляционный аппарат человека, именно при этой скорости достигается лучшее понимание текста. В.А. Сухомлинский в своей книге «Разговор с молодым директором» писал, что беглое, нормальное чтение – это чтение в темпе 150-300 слов в минуту. Как же поступать реально? Считаю, что большая часть учеников в конце начального обучения должна иметь скорость чтения не ниже 120 слов в минуту.
Вряд кто будет отрицать, чточтение является сложным актом, который включает в себя такие противоречия как:
- технические навыки – правильное и быстрое восприятие и озвучивание слов, основанное на связи между из зрительными образами, с одной стороны, и акустическими и речедвигательными с другой.
- процесс понимания смысла читаемого – извлечение его смысла, содержания.
Эти две стороны находятся между собой в теснейшей взаимосвязи и оказывают взаимное влияние друг на друга.
В процессе обучения чтению ученики под руководством учителя упражняются и в технике чтения, и в понимании прочитанного.
В программе по литературному чтению для 1- 4 классов общеобразовательной школы говорится о том, что главной целью уроков в начальной школе является формирование грамотного читателя, т.е. “такого человека, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нем, как в средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий как техникой чтения, так и приемами понимания прочитанного”.
В последнее время существует тенденция, что многие дети читают неохотно и мало. Уроки чтения для них становятся скучными. Существует ряд причин:
- общий спад интереса к чтению;
- обилие источников информации помимо чтения;
- уменьшение количества времени на уроки литературного чтения.
Однако главной причиной такого явления следует признать несовершенство обучения чтению, отсутствие системы целенаправленного формирования читательской деятельности школьника. Учитель не верит в возможность достижения высокой скорости осмысленного чтения и поэтому не ставит такую задачу перед учениками и их родителями. Отсутствие целевой установки не помогает мобилизовать усилия.
Таким образом встал закономерный вопрос:
Зачем необходимо оптимальное динамическое чтение?
Рассмотрим проблему в нескольких аспектах.
Аспект обучения.
Если, например, ученик 9 класса читает 40 слов в минуту (бывают и такие дети в школах). Для того чтобы один раз прочитать тексты домашних заданий, ему понадобятся три часа. Но при такой низкой технике чтения он за один раз не поймет то, что написано в учебнике. Ему необходимо минимум трижды прочитать тексты, а это уже 9 часов. Если прибавить еще затраты времени на письменные задания и 6 часов, которые пробыл в школе, то станет ясно, что 24 часов в сутки не хватит ему, чтобы выполнить домашние задания. И он, конечно, обречен на неуспеваемость.
Аспект развития.
Быстро читают те ученики, которые читают много. В процессе чтения совершенствуются оперативная память и устойчивость внимания. От этих показателей зависит умственная работоспособность. Высокая образованность невозможна без хорошей техники чтения.
Идейно-политический аспект.
Если разделить 40 тысяч слов (это объем газеты на 6 страницах) на 80 слов в минуту – такую скорость имеют многие 9-классники, идущие в ПТУ, – получается 500 минут, или 8 часовой рабочий день. Если вспомнить мальчика, который читает 40 слов в минуту, то ему для прочтения газеты потребуется 2 рабочих дня.
Ни о каком идейно – политическом воспитании масс при таких условиях говорить не приходится.
Как достичь такого уровня организации учебного процесса, чтобы обеспечить возможность творческой самореализации учащихся. Быстрое чтение – мощный и современный инструмент познания окружающегося нас мира. Нужно научить учащихся начальной школы быстро читать. Для того чтобы усилить технику и сознательность чтения я на уроках пользуюсь нетрадиционным методом обучения чтению - методом динамического чтения.
Достижение этой цели предполагает решение нескольких задач, среди которых:
- совершенствование культуры речи.
- постепенное развитие темпа и правильности речи.
- способствование количественному и качественному обогащению словаря детей.
- формирование у учащихся навыка чтения на уровне, позволяющем успешно обучаться в среднем звене.
- развитие творческих способностей учащихся.
- улучшение успеваемости и повышение уровня качества чтения.
Неэмоциональное «сухое» бездумное чтение не принесет пользы и не будет во благо ученику. Поэтому в своей работе я выявиласистему наиболее эффективных резервов обучения оптимальному, динамичному чтению.
Я ни в коей мере не хочу ставить во главу угла и не призываю всех начать работать по этой системе. Но я с уверенностью могу сказать, выбранная мной система помогла моим ученикам добиться сравнительно высоких результатов в обучении и отличных показателей моей методической системы…
1. Важна не длительность, а частота упражнений. Человеческая память устроена таким образом, что запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет. Именно оно создает раздражение и запоминается. Поэтому если мы хотим освоить какие-то умения, довести их до автоматизма, то мы не должны проводить длинные по времени упражнения, а должны упражнения проводить короткими порциями, но с большой частотой. Не нужно усаживать ребенка-первоклассника, читать книжку до конца, на длительное время. Было бы гораздо лучше, если бы домашняя тренировка проводилась тремя порциями по 5 минут. Эффективность такой тренировки гораздо выше, чем тренировки в течение часа-полутора за один прием.
2. Жужжащее чтение. Это такое чтение, когда все ученики читают одновременно вслух, вполголоса, чтобы не мешать товарищам, каждый со своей скоростью в течение 5 минут.
3. Ежеурочные пятиминутки чтения. У каждого ученика на парте лежит книга. И любой урок – будь то чтение, музыка, рисование, труд – начинается с того, что дети открывают книгу, 5 минут читают в режиме жужжащего чтения, закрывают книгу, и дальше идет обычный урок. (5×5×5=125 т.е.
5 минут за урок, 5 уроков в день,5 дней в неделю = 125 минут – результат будет положительный.)
4. Чтение перед сном. Еще в древности говорилось: “Студент, науками живущий, учи псалтырь на сон грядущий”, т. е. учи так, чтобы это было последним событием дня. В любых религиях обязательно есть вечерняя молитва. Считалось, что последнее впечатление дня, связанное с вечерней молитвой, укрепляет верующих в вере в бога. Если служители культа знали об этом, то уж нам, учителям, вовсе непростительно не учитывать этот психологический эффект.
5. Режим щадящего чтения. Это такой режим, когда ребенок прочитает одну-две строчки и после этого получит кратковременный отдых. Такой режим автоматически получается, если ребенок просматривает диафильмы: две строчки под кадром прочитал, посмотрел картинку – отдохнул. Потом так же следующий кадр. Вполне можно рекомендовать родителям, дети которых читают неохотно, этот прием обучения.
6. Развитие оперативной памяти. Часто можно наблюдать такую картину. Ребенок читает предложение, состоящее из 6–8 слов. Дочитав до середины, забыл первое слово. Поэтому он не может уловить смысл предложения, не может увязать все слова воедино. Необходимо в этом случае поработать над оперативной памятью.
“Лучшая методика та, которой вы владеете, - писал Л.Н. Толстой, но овладеть методикой совершенствования техники чтения должен каждый учитель, несмотря на возраст и стаж своей педагогической деятельности».
Для развития творческих способностей учащихся следую следующим правилам: свобода выбора, правило открытости, правило деятельности, правило обратной связи, правило индивидуальности.
Ведущую роль отвожу проектной деятельности, которую, пожалуй, можно рассматривать как один из немногих видов школьной работы, позволяющей преобразовать академические знания в реальный жизненный и даже житейский опыт учащихся. Создание проекта - процесс сложный, но он побуждает к исследовательской и поисковой деятельности. В подобной работе с интересом участвуют все учащиеся. Данный вид учебной деятельности позволяет развивать у учеников логическое мышление, формирует общеучебные умения и навыки. Вовлечение учащегося в творческую работу, развивает у него умение самостоятельно собирать информационно- иллюстративный материал, творческую смекалку, способности дизайнерского оформления, а самое главное – у него появляется удовлетворение от результатов своего труда и чувство самодостаточности, что является немаловажным фактором как для учащихся так и для их родителей..
Так ученики и их родители сообща работали над проектной исследовательской деятельностью « Кто больше читает: дети или их родители?». Дети сами определили гипотезу: Родители любят читать больше, чем их дети и дети с нежеланием посещают библиотеку. Целью данной работы стала: Изучить, кто больше читает ученики или их родители, а так же изучить читательский интерес учащихся.
Задачи работы ребята определили такие:
1. Исследовать, кто больше читает : родители или их дети; 2. Изучить читательские интересы родителей и детей; 3. Проанализировать – с желанием ли посещают библиотеку дети.
Быстрое чтение активизирует процессы мышления и является одним из средств совершенствования учебного процесса обучения. Прав был Я.А. Коменский : «Видеть звезды, слушать музыку - большое счастье. Но чтобы постичь его, надо научиться читать книжку. А это большой труд»