Просмотр содержимого документа
«Формирование читательских мотиваций младших школьников: методы и приемы работы»
Формирование читательских мотиваций младших
школьников: методы и приемы работы
В обществе, которое с увлечением осваивает новые способы коммуникации, чтение серьёзных книг, к сожалению, перестало быть кодом образованности и интеллигентности. Информированность для современного человека часто важнее глубоких знаний, навыков анализа, способности к сопереживанию. Желание знать обо всём сразу, специфический прагматизм в отборе информации приводит к тому, что происходит, по ёмкому замечанию психолога А.Н. Леонтьева, «обнищание души при обогащении информацией» [Леонов 1990].
Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать; сформированностью духовной потребности в книге и чтении [ФГОС 2010].
Критерии интереса ученика к книге:
– активная познавательная направленность ребенка на тот или иной предмет или явление действительности (в частности, чтение детской литературы);
– положительное эмоционально-окрашенное отношение к чтению; творческие проявления в привлекательной для ребенка деятельности.
Исходя из этого, показателями читательского интереса младших школьников являются:
– положительное отношение к самой читательской деятельности («люблю читать»);
– заинтересованность конкретными книгами («хочу эти книги»);
– увлечение самим процессом чтения («не могу оторваться от книги»);
– стремление поделиться с другими радостью от общения с книгой («хочу, чтобы другие об этой книге узнали») [Щукина 1986].
«Нет наслаждения книгой, – говорил С.Соловейчик, – нет чтения, нет читателя. Безучастное перелистывание страниц, холодное наблюдение за происходящим в книге – это не чтение. Любование искусством писателя и поэта, смакование слова и сочетаний слов, восторг по поводу удачного выражения, изумление перед мастерством изображения и описания, волнение, вызванное глубиной мысли, – вот чтение» [Соловейчик 1979].
Любование, смакование, восторг, изумление, волнение в своей совокупности и составляют феномен, называемый читательским интересом.
В школьную программу по литературному чтению включены лучшие образцы детской художественной литературы, которые развивают творческое воображение, призывают к сопереживанию, будят чувства и мысли, задают жизненные ориентиры, формируют жизненные ценности, обогащают речь и воспитывают чувство языка, т.е. пробуждают читательский интерес в детях.
На материале предмета «Литературное чтение» получают развитие универсальные учебные действия, которыми должен овладеть младший школьник. Развитию познавательной компетенции способствует формирование информационной грамотности. В учебнике применяются различные способы передачи учебной информации (содержательные рисунки, схемы, таблицы, пиктограммы и т.д.), включаются задания, предполагающие активные действия обучающихся по поиску, осмыслению, обработке, организации информации, созданию простых информационных объектов.
Например, сравнение – один из важных общеучебных навыков, умений и способов действия, выделяемых в стандарте. Младшие школьники постоянно ставятся перед задачей сопоставления художественных текстов, например, произведений разных авторов на одну тему, произведений одного автора на разные темы, произведений разных времен и народов. Разрешая возникающие эстетические и нравственные коллизии, они продвигаются как в литературном развитии, так и общем развитии в целом. Задания на страницах «Проверь себя» инициируют познавательную рефлексию.
Схема работы по формированию читательских мотиваций школьников выглядит следующим образом:
– урок литературного чтения;
– внеурочная деятельность по литературному чтению;
– совместная работа с библиотекой;
– работа с родителями.
Какие же методы и приёмы, служащие повышению литературного образования, формирования читательской мотивации можно использовать на уроках литературного чтения?
Современный урок литературного чтения – это урок вхождения ребенка в мир культуры, приобщения к литературе как к искусству, урок полифонического диалога.
На уроках литературного чтения происходит чтение и анализ произведения с целью его интерпретации, сближения читателя – ребенка с автором [Фирсова 20015].
При всем разнообразии методов работы с книгой на уроках литературного чтения школьный анализ художественного произведения можно по праву назвать основным методом формирования читательской культуры. Этот метод, сохраняя и уточняя читательские эмоции, пробуждает воображение, приучает к медленному, вдумчивому чтению, бережному отношению к слову [Воюшина 2007].
Методически грамотно построить анализ конкретного текста помогут учителю принципы школьного анализа художественного произведения. Эти принципы основываются на закономерностях литературы как искусства слова, законах читательского восприятия, возрастной специфике восприятия художественных произведений [Воюшина 2007].
Существенным отличием современного урока стало то, что традиционные методы и приемы используются в сочетании, содружестве с информационно – коммуникативными технологиями. Использование ИКТ стало важным подспорьем, позволяющим осуществить различные подходы к изучению текста. И современные технические новинки, как электронные книги, всевозможные, так почитаемые современными школьниками гаджеты могут оказать неоценимую услугу учителю. Отсутствие наличия текста на уроке уже невозможно объяснить тем, что книги в библиотеке нет. Книгу, если хочешь прочитать, можно найти в любом формате.
Важным элементом урока являются ролевые игры: «Я – читатель, исследователь, писатель, экскурсовод». Ролевая игра «Я – писатель» направлена на овладение навыками написания сочинения. Собственное литературное творчество детей (сочинение сказок, стихов, басен, рассказов) занимает особое место как один из эффективных способов проникновения в тайны художественного образа; наряду со стихами известных поэтов приводятся стихи школьников (в учебнике 2 класса строки из детских стихов взяты в качестве эпиграфов), что пробуждает интерес детей к самостоятельному творчеству.
Ещё одна ролевая игра «Я – экскурсовод», пожалуй, на сегодняшний день, самая востребованная. Учащиеся сами создают презентации, отбирают текстовый материал. Виртуальное посещение усадеб некоторых писателей или путешествие по городам стали уже привычными этапами уроков литературного чтения.
Литературные игры – это игры и упражнения по развитию речи: головоломки, игры со словами (кроссворды, чайнворды), викторины, стилизованные игры («Умницы», «Сильное звено», «Поле чудес», «Сильное звено», «Умники и умницы»). Литературные игры интересны и полезны младшим школьникам. В основе литературных игр лежит узнавание художественных произведений по отдельным отрывкам, воссоздание строк и строф по заданным словам, и разгадывание имён литературных героев, фамилий авторов, названий книг и произведений по серии вопросов (шарады), воспроизведение героев книг по описанию.
Приемом повышения мотивации чтения ребенка является читательский дневник в форме презентаций произведений, прочитанных учеником за определенный период; обсуждение их. Работают на формирование читательских компетенций и различные формы уроков: урок – путешествие, проект, пресс – конференция, дискуссия, литературная игра; интегрированный урок и др.
Педагог Е. Мороз, делясь своим опытом развития читательской самостоятельности обучающихся, рекомендует с целью привития любви к чтению, предлагать ученикам помочь «распуститься дереву познания». Для этого педагог предлагает использовать плакат, на котором нарисовано сказочное дерево. Цветы – это карточки, на которых написано название книг, которые дети прочитали дома. Утром, придя в класс, ребенок вешает лепесток, затем перед началом занятий ученики вместе с учителем подходят к дереву и называют сказки или рассказы, которые они прочитали. На уроке чтения несколько минут отводится тому, чтобы дети обменялись мнением о прочитанном, поделились своими переживаниями [Мороз 2013].
Для формирования читательской активности на уроках очень хорош метод эмпатии (вживания).
В психологической науке это понятие используется для обозначения широкого круга явлений: «вчувствования», «проникновения» в чувства другого человека, понимания, распознавания его переживаний, эмоционального отклика на его чувства [Фирсова 2015].
Данный метод необычайно эффективен, поскольку задействует неиспользованные обычно творческие возможности детей. Современное поколение детей – это не читающее поколение, а слушающее и глядящее. Поэтому эмпатия является прекрасным средством повышения интереса детей к чтению.
Н.Н. Светловская утверждает, что одним из условий развития читательских интересов у младших школьников является создание ситуации, при которой читатель впервые переживет яркое состояние заинтересованности чтением. А затем путем подбора книг, с учетом сложившихся интересов, может воспроизводить заинтересованность новыми книгами, способствуя ее поддержанию, закреплению, переходу в устойчивую черту читательской психологии личности [Светловская 2001].
Следующий метод можно назвать методом фантазии, он основан на работе с лексическим материалом разных тематических групп. Учащимся в группе по очереди предлагаются слова, с которыми нужно составить связный текст с сохранением сюжетной линии. Сложность задания состоит в том, что для выполнения задания дается ограниченное время, и данные слова принадлежат к разным тематическим группам. Данный метод развивает у учащихся творческое, неординарное мышление, скорость мыслительных и читательских навыков, чувство юмора и коллективизма, коммуникативность.
Составной частью учебно-воспитательного процесса, как одной из форм досуга, является внеурочная деятельность по литературному чтению. Она повышает мотивационную составляющую процесса чтения, углубляя полученные знания, раскрывая индивидуальные особенности каждого ученика, развивая самостоятельность и творческую активность.
Внеурочная деятельность упоминается в Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения и рассматривается как один из главных видов деятельности в начальных классах, которая так же, как и учебная деятельность, направлена на достижение учащимися образовательных результатов [ФГОС 2010].
Кроме того, такой вид деятельности в начальной школе, как внеурочная деятельность, позволяет решить целый ряд чрезвычайно важных задач, таких, как:
1. Обеспечить младших школьников благоприятными условиями в школе.
2. Улучшить условия для развития ребенка.
3. Учесть возрастные и индивидуальные особенности учащихся.
Также внеурочная деятельность объединяет все виды деятельности школьников (не считая учебной деятельности на уроке), в которых реализуются задачи воспитания и социализации учащихся. В зависимости от этого само мероприятие используется как форма воспитательной деятельности, в которой объединены способы организации, включающие задачи, цели, содержание, методы и приемы [ФГОС 2010].
Следует отметить, что внеурочная деятельность имеет особое значение в начальной школе. Н.И. Дереклеева обосновывает это тем, что с поступлением ребенка в школу происходят кардинальные изменения в его жизни. Заметно возрастает круг общения ребенка, заводятся новые знакомства. Учащиеся начинают общаться друг с другом в классе, в различных кружках и секциях. Кроме этого, меняется и содержание общения. Если раньше общение основывалось на игре, то теперь общение становится деловым. В настоящее время во внеурочной деятельности существует огромное количество различных мероприятий, которые педагог может использовать для достижения определенных воспитательных целей [Дереклеева 2004].
Внеурочная деятельность, как правило, дополняет обычный урок, предоставляет возможность расширять кругозор, развивать творческую деятельность и воображение ребенка.
Виды и формы внеурочной работы по литературному чтению.
По времени действия виды внеурочной работы делятся на:
– постоянно действующие, т.е. такие формы, которые предполагают систематическое проведение занятий в течение более или менее длительного промежутка времени;
– эпизодические: утренники, вечера, олимпиады, викторины, конкурсы, экскурсии и др. – выступают как разовые занятия, организуемые «от случая к случаю» (и, возможно, мало между собой связанные или даже совсем не связанные ни тематически, ни единой целью).
Виды работ по количественному составу участников можно разделить на:
– индивидуальные (консультации);
– групповые с постоянным и меняющимся составом (кружки, клубы);
– массовые (утренники, вечера, олимпиады, викторины и др.) – несмотря на то, что активными участниками в подготовке такого вида внеурочной работы обычно являются небольшие группы школьников, руководимые учителем, но они предназначены для всех учеников класса, параллели или школы. Основная масса учеников либо знакомится с уже готовой «продукцией», либо вовлекается в активную работу в течение мероприятия.
По степени активности участников внеурочного мероприятия:
– активен каждый участник;
– активна группа участников;
– активен один человек, чаще всего организатор мероприятия.
Формы внеклассных занятий:
– литературный кружок:
– литературный праздник;
– литературные игры: основанные на эрудиции и творческие;
– литературная гостиная;
– театральный фестиваль;
– дискуссия;
– коллективное чтение;
– беседа;
– беседа – «приманка»;
– состязание чтецов;
– реклама книги;
– час «тихого чтения».
Формы взаимодействия школы с учреждениями культуры: внутришкольные конкурсы чтецов; библиотечные часы, проводимые на базе библиотек; экскурсии в музеи, посещение выставок; посещение театра, кинотеатра.
Повышению читательского интереса способствуют регулярные посещения городской (сельской) библиотеки. Велика помощь библиотеки в воспитании читателя. Очевидно, что пробудить интерес детей к творческому чтению способны только люди творческие, сами испытывающие радость от общения с книгой, способные вести диалог с автором. Когда учитель и библиотекарь – единомышленники и работают вместе, это даёт ощутимые результаты.
Беседы, знакомство с новинками детской литературы, практические занятия по выбору книг, периодических изданий, внедрению информационных технологий воспитывают настоящего читателя.
Успех развития читательского интереса у детей зависит и от участия в решении этой задачи родителей. Роль семьи в формировании отношения к книге, чтению также чрезвычайно велика. Если чтение входит в образ жизни взрослых членов семьи, ребёнок это улавливает и впитывает. Впечатления, полученные в собственной семье, остаются неким масштабом для сравнения, для оценки на всю жизнь и реализуются уже в собственной семье. Состав домашней библиотеки, отражающей вкус, род профессиональных занятий и любительских интересов иногда нескольких поколений, во многом определяет не только отношение к книге, но и круг чтения ребёнка и подростка. Как показывают исследования НИИ книги, проблема заключается в том, что 1/2 населения России не читает, и лишь 30% родителей знают, что читают их дети. Детям требуется «читающая» среда, книжное окружение. Только на этой основе возникает желание читать, перерастающее в глубокую духовную потребность. «Читающая» среда должна быть создана, прежде всего, в семье [Чудинова 2004].
Родители – первые, необходимые и самые надежные помощники в деле формирования устойчивого читательского интереса школьников. Можно
– «Уголок для родителей», (где представлена информация в виде рекомендаций, советов).
Таким образом, в тесной взаимосвязи урочная и внеурочная деятельность по литературному чтению, основанные на современных и инновационных методах, будут способствовать развитию читательского интереса, что в итоге окажет положительное влияние на дальнейшее развитие и успешное обучение младших школьников; изучение лучших произведений отечественной и зарубежной литературы сверх программы будет способствовать формированию читательского вкуса; повышение мотивации к чтению станет ступенью к возникновению устойчивого интереса к чтению.
А наиболее эффективными для формирования мотивации чтения можно считать такие, которые помогают юному читателю:
1. Видеть невидимое: из обычных слов рождать уникальные образы и картины;
2. «Живой водой» воображения оживлять персонажи, делать их своими собеседниками и друзьями;
3. «Переселяться» из мира внешнего в мир внутренний, субъективный, скрытый;
4. Перевоплощаться мысленно в другое лицо и его глазами смотреть на мир;
5. Познавая литературных героев, познать самого себя, становясь при этом «выше себя»;
6. Испытать неиспытанное: в одной жизни пережить сотни других жизней, чужой опыт превратить в собственный, переболев радостями и горестями вымышленных героев как живых людей;
7. Снимать физическую и душевную боль;
8. Генерировать собственные мысли, отталкиваясь от мыслей авторов и их персонажей [Тихомирова 2004].
Итак, «начальная школа должна сформировать младшего школьника как осознанного читателя, проявляющего интерес к чтению, владеющего прочными навыками чтения (на уровне данного возраста), способами самостоятельной работы с читаемым текстом и детской книгой (то есть, читательскими, речевыми и учебными умениями), обладающего определённой начитанностью, нравственно-эстетическим, художественным, эмоциональным развитием» [ФГОС 2010].
Давайте искать пути-дороги, чтобы заинтересовать ребят, чтобы вместе с ними отправиться в увлекательное путешествие по страницам книг. Чтобы в последствие нашим ребятам захотелось повторить слова Томаса Маколея – английского историка и видного политического деятеля 19века: «Если бы мне предложили стать королем – хозяином дворцов, садов и слуг, кормили вкусными-вкусными обедами… укладывали спать в мягкую-мягкую постель, наряжали бы в роскошные одежды – с единственным условием, чтобы я не читал книг – я бы ни за что не согласился. Лучше я буду бедняком и стану жить на чердаке, но со множеством книг, чем королем – но без библиотеки» [Радченко 2013].