kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование читательских компетенций в ходе анализа художественных произведений. Технология работы с текстом.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование читательских компетенций в ходе анализа художественных произведений. Технология работы с текстом.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формирование читательских компетенций в ходе анализа художественных произведений. Технология работы с текстом.»


Формирование читательских компетенций в ходе анализа художественных произведений.

Технология работы с текстом.

Учитель начальных классов

МБОУ «Средняя школа №7»

г. Кольчугино Владимирской области

Шадрова С.Г.



В современном быстроменяющемся мире человек вынужден учиться в течение всей жизни. Одним из условий успешного самообразования является сформированность ключевых компетенций, о чём сказано в концепции модернизации российского образования. Центральное место в перечне ключевых компетенций занимает читательская компетентность.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования выдвигает требования, направленные на развитие читательских универсальных умений младших школьников.

В этом документе и в «Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников» чтение рассматривается как средство, способствующее личностному развитию ученика, его умению адаптироваться в обществе, решающее задачу воспитания ответственного, инициативного и компетентного гражданина. В названных документах признается необходимость формирования у учащихся образовательных компетенций, основополагающих читательских умений и знаний, приемов понимания текста, овладения техникой чтения.

Каждого ребенка можно научить читать, однако не все дети полноценно воспринимают и осознают сущность прочитанного, что требует совершенствования и изменения подходов к организации читательской деятельности младших школьников, осмысления процесса формирования основ читательской компетентности.

Существуют различные виды заданий по чтению, направленные на формирование читательских компетенций, а также способствующие  развитию интереса при чтении. Учитель должен пробудить в читателе потребность в перечитывании текста, увлечь его аналитической работой.

Наиболее эффективным методом работы по формированию читательских компетенций в процессе работы с художественным текстом является его анализ. Метод анализа играет важную роль на уроках литературного чтения в начальной школе. Но использование приемов этого метода затруднено тем, что младший школьник ими не владеет. При дефектном механизме восприятия читатели из подлинно художественного произведения усваивают лишь его сюжетную схему и абстрактные, схематические представления о его образах, то есть примерно то же, что из малохудожественных книг.

Вот почему нужно учить детей «обдумывающему» восприятию, умению размышлять над книгой, а значит, о человеке и о жизни в целом.

Анализ произведения должен быть совместным (учителя и учеников) раздумьем вслух, что со временем позволит развиться естественной потребности самому разобраться в прочитанном. Задача учителя — научить ребенка приемам анализа, что требует специальной методической подготовки и опыта. Очевидно, что учитель сам должен владеть всеми приемами, которые использует на уроке, понимая их операционную сторону.

Анализ — это путь наблюдений и размышлений читателя за тем, как развивается мысль автора от первого до последнего слова в тексте. Такой разбор предполагает как анализ произведения, так и его интерпретацию. Анализ текста в начальной школе не адекватен анализу, который проводят ученики старшей школы. Маленькие читатели как бы намечают пути дальнейшей работы с текстом, знакомясь с разными произведениями, расширяя свой читательский кругозор, осваивая языки разных авторов.

Анализ текста на этом этапе представляет собой его разбор («расчленение») с особой целью: понять главную авторскую идею, увидеть, как эта идея подается в произведении определенного жанра. Читатель может принять эту идею, может не принять, но траектория анализа проектируется учителем таким образом, чтобы ребенку было что открывать. Иначе диалог о смысле произведения не заинтересует, а разбор будет скучным, не значимым для читателя.

Анализ художественного произведения занимает центральное место и является основной деятельностью учащихся на уроке литературного чтения.

Основные принципы анализа художественного произведения.

  1. Цель анализа – осознание идеи художественного произведения, отношение автора к тому, что он изображает.

  2. Анализироваться должен текст, изображение жизненного материала, а не сама жизнь.

  3. Анализ возможен только после эмоционального восприятия произведения. Он должен корректировать и углублять первичное восприятие.

  4. Анализ должен быть избирательным. На уроке разбираются не все элементы произведения, а те, которые в данном произведении наиболее ярко выражают идею.

  5. Анализ должен учитывать жанровые особенности произведения.

  6. Школьный анализ должен способствовать общему и литературному развитию младших школьников, формировать у них систему специальных умений, необходимых для полноценного восприятия произведения.

  7. Правильно организованный анализ текста способствует совершенствованию навыка чтения (анализ требует многократного перечитывания текста). Вопросы ставятся так, что, не обращаясь к тексту, ответить на них невозможно. Задавая вопросы. Требующие размышления, учитель создает речевую ситуацию, побуждает ребенка к высказыванию.

Условия эффективности анализа прочитанного, следующие:

-осознание учителем необходимости развития аналитических умений младших школьников и вычленение такой работы в отдельную задачу урока;

-умение учителя организовать деятельность учащихся по анализу прочитанного (для этого учителю важно владеть разными видами и приёмами анализа);

-умение выстроить урок не в вопросно-ответной форме, а в режиме диалога ученика с учителем, ученика с учеником, ученика с автором художественного текста (диалог, дискуссия обеспечивают живое общение, обратную связь, совместное осмысление прочитанного).

Вдумчивое чтение по сути своей диалогично, так как представляет беседу автора с читателем. Очень важно научить современного школьника видеть диалог в художественном произведении и вступать в диалог с автором.

Выделяют три этапа работы над художественным произведением:

1. Первичный синтез.

2. Анализ.

3. Вторичный синтез.

Задачи первичного синтеза:

- познакомить с конкретным содержанием произведения;

- выяснить эмоциональное воздействие произведения.

Задачи этапа анализа:

- установить причинно-следственные связи в развитии сюжета;

- выявить мотивы в поведении действующих лиц и их ведущих черт;

- раскрыть композицию произведения;

- проанализировать изобразительные средства в единстве с раскрытием идейного содержания.

Задачи вторичного синтеза:

- обобщить существенные черты действующих лиц;

- сопоставить героев и оценить их;

- выявить идейную направленность художественного произведения;

- оценить художественное произведение как источник познания действительности и как произведение искусства (что узнали? чему научились? как автору удалось так ярко и увлекательно передать свои мысли и чувства?).

Самым важным из современных подходов к разбору прочитанного является совместная деятельность учителя и учащихся.

К наиболее эффективным приёмам анализа художественного произведения в диалоговом режиме можно отнести:

-определение темы чтения по фамилии автора или названию текста;

-чтение текста частями с предугадыванием дальнейшего развития сюжета;

-выдвижение гипотез, поиск ответа на проблемный вопрос к тексту;

-обсуждение каких-либо утверждений, вопросов, предположений в паре, в группе;

-формулировку вопросов по прочитанному учителю, учащимся, автору произведения;

-дискуссию, спор с автором, с оппонентами;

-озаглавливание прочитанного текста;

-выбор заглавия к прочитанному из нескольких предложенных;

-трансформацию текста (дополнение начала или конца, сжатие текста, перестановка частей текста местами);

-видоизменение сюжета (перенос места действия в другое место или в другое время, изменение обстоятельств или характера героя, отсутствие одного из героев, ввод героя из другого произведения);

-творческие работы на основе прочитанного (все виды плана и пересказа, раскадровка диафильма и рекламы, составление отзыва, аннотации, сочинение по прочитанному ).

Как видим, подобные виды работы предполагают активность учащихся, совместную деятельность учителя и детей по анализу прочитанного.

Конечно, применять те или иные приёмы анализа художественного текста следует избирательно с учётом жанра и содержания произведения.

Перечень приёмов осмысления прочитанного позволяет сказать о важном требовании к анализу художественного произведения на уроке литературного чтения в начальной школе, а именно: анализ прочитанного производится до чтения, в процессе чтения и после чтения произведения!

При анализе текста важно сохранить у детей целостный взгляд на произведение, не потерять основную линию анализа, которая помогла бы учителю сформировать вдумчивого читателя. Эта линия достаточно проста: движение от событийной стороны произведения к пониманию его смысла.

Основные вехи на этом пути — разные уровни погружения в текст:

1) уровень сюжета (разбор событий и знакомство с героями);

2) уровень героя (мотивы поступка героя, отношение к нему читателя);

3) уровень автора (отношение автора к своим героям, смысл прочитанного).

По этим вехам возможно воссоздать весь ход реализации замысла автора. В этом состоит творчество читателя, которое сродни творчеству писателя.

Чтобы вникнуть в тайны художественного образа, следует определить основные, ключевые моменты, без которых невозможен грамотный анализ любого исследуемого текста.

Читателю важно:

- понять содержание (ответить на вопрос, о чем это произведение?) — увидеть внешнюю сторону образа;

- вникнуть в смыслы (ответить на вопрос: какую важную мысль высказал в тексте автор?) — понять внутреннюю (глубинную) сторону образа;

- найти языковые средства, приемы, способы создания образа (ответить на вопрос: как «сделан» образ?).

Таким образом, при анализе художественного произведения, реализуя описанный выше подход, школьники активно учатся понимать и преобразовывать информацию:

- на уровне сюжета — определять тему; делить текст на смысловые части, составлять простой план текста, подробно и сжато устно пересказывать прочитанный или прослушанный текст;

- на уровне героя (мотивы поступка героя, отношение к нему автора) — интерпретировать информацию: интегрировать содержащиеся в разных частях текста детали сообщения; устанавливать связи, не высказанные в тексте, и напрямую интерпретировать их, соотнося с общей идеей текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте; сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора); определять позиции героев художественного текста; соотносить позицию автора с собственной точкой зрения; для поиска нужной информации использовать такие внешние формальные элементы текста, как подзаголовки, иллюстрации, сноски; делать выписки из используемых источников информации, составлять письменные отзывы, аннотации;

- на уровне автора (отношение автора к своим героям, смысл прочитанного) — обобщать информацию: формулировать, основываясь на тексте, простые выводы; понимать текст, не только опираясь на содержащуюся в нем информацию, но и обращая внимание на жанр, структуру, язык текста; анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять позиции автора художественного текста.

Умение анализировать художественное произведение – это сложное умение, представляющее собой систему частных умений, ориентированных на постижение отдельных компонентов произведения как частей художественного целого.

В реальном процессе восприятия все читательские умения взаимно обогащают друг друга. Таким образом, каждое читательское умение не формируется по отдельности, все умения, образующие систему, формируются одновременно при обращении к каждому новому произведению, поскольку более высокий уровень восприятия достигается только в результате взаимодействия всех элементов системы.

Итак, в процессе анализа художественного произведения дети проходят долгий путь поиска, отстаивают свою точку зрения, учатся понимать людей, а это значит – происходит формирование читательских умений, особенность которых состоит в том, что они являются не только специальными для предмета «Литературное чтение» в начальной школе, но и общеучебными, обеспечивающими возможность успешного усвоения новых знаний, умений в различных предметных областях.


Библиографический список:

1. Полькина С.Н. Теоретические аспекты развития универсальных учебных действий в процессе изучения литературы в школе. ИПКРО ОГПУ, 2009

2. Рыжкова Т.В. Литературное развитие младших школьников: Учебное пособие. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2006




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс

Автор: Шадрова Светлана Геннадиевна, учитель начальных классов

Дата: 19.01.2023

Номер свидетельства: 623543

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(221) "Тема «Любовь как источника света» по рассказу И. Бунина «Темные аллеи»  Тип урока : урок-исследование (применение ТРКМЧП) "
    ["seo_title"] => string(123) "tiema-liubov-kak-istochnika-svieta-po-rasskazu-i-bunina-tiemnyie-alliei-tip-uroka-urok-issliedovaniie-primienieniie-trkmchp"
    ["file_id"] => string(6) "115601"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412022467"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса ОС 2100 "
    ["seo_title"] => string(70) "rabochaia-proghramma-po-litieraturnomu-chtieniiu-dlia-3-klassa-os-2100"
    ["file_id"] => string(6) "173949"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1424070290"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Любить человека (по рассказу А.П,Платонова "Юшка") "
    ["seo_title"] => string(51) "liubit-chielovieka-po-rasskazu-a-p-platonova-iushka"
    ["file_id"] => string(6) "122935"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414356817"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства