kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Любить человека (по рассказу А.П,Платонова "Юшка")

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методический замысел и обоснование темы урока литературы, проведённого

                                                  в 7 классе.

                                           .

                          

Идея урока: в ходе литературоведческого анализа рассказа А.П.Платонова «Юшка»

 услышать нравственное звучание писателя, выявить особую структуру построения

маленького рассказа. Рассмотреть, как конкретная жизнь человека расширяется для

осмысления  житейской  мудрости  и даёт повод  для философских  размышлений о

нравственности. Проблема великодушия, милосердия, поднятая автором перерастает

в разговор о праведной христианской душе.

 

Данное  учебное  занятие  имеет  ярко-выраженную   личностно-ориентированную 

направленность, так как даёт возможность учащимся выразить как в устной, так и

в  письменной  форме  ( синквейн,  «пирамидальное письмо»)  своё  понимание нрав-

вственных понятий

.

 Тип урока:

                 -урок формирования нравственных ценностей;

                 -формирование  читательской, познавательной, информационной,

                   коммуникативной, общекультурной, социальной компетенций.

 

Форма урока: урок-размышление.

 

Цели урока:

образовательные:

                    -совершенствовать навыки анализа художественного текста и

                      самостоятельной  работы  с  литературным  произведением;

                    -формировать  читательскую  культуру  и  навыки  осознанного

                      чтения художественного произведения;

развивающие:

                     -совершенствовать  навыки  устной  и  письменной  творческой

                       деятельности;

воспитательные:

                        -формировать  нравственные  качества  личности  учащихся,

                          умение оценивать поступки людей с нравственных позиций.

 

 

Форма организации учебной деятельности:

                         -индивидуальная,

                         -фронтальная,

                         -в парах.

 

Методы и технологии, используемые на уроке:

                         -диалоговая технология;

                         -методика исследовательских заданий,

                         -личностно-ориентированнное обучение;

                         -технология развития критического мышления,

                         -элементы технологии проблемного обучения,

                         -ИКТ.

                   

                        

 

 

Приёмы деятельности учителя:

                   -эвристическая беседа,

                   -вызов к размышлению,

                   -работа со словом,

                  -использование презентации в качестве

                    иллюстративного материала.  

 

Основные виды деятельности учащихся:

               -диалог,

               -анализ текста,

               -самостоятельная работа(денотатный граф),

               -работа со словарём,

               -написание синквейна и «пирамидального письма».

 

Оборудование урока:

               -учебник-хрестоматия  «Литература»,7класс,автор В.Я.Коровина,

               -презентация(приложение №1).  

 

 

 

 

Использованная литература:

             1. «Уроки литературы- уроки нравственности».   Методическое
                 пособие. Составитель: Н.М. Мищенко, КРИРО и ПК, город 

                 Сыктывкар, 2006 год.

            2. Интернет- ресурсы: http://www.proshkolu. ru 

                                                     http://www. nsportal.ru

                                                    

                                      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Любить человека (по рассказу А.П,Платонова "Юшка") »

Урок- презентация литературы в 7 классе

«Любить человека».


Рассказ А.П.Платонова «Юшка».



Методический замысел и обоснование темы урока литературы, проведённого

в 7 классе.

.

Идея урока: в ходе литературоведческого анализа рассказа А.П.Платонова «Юшка»

услышать нравственное звучание писателя, выявить особую структуру построения

маленького рассказа. Рассмотреть, как конкретная жизнь человека расширяется для

осмысления житейской мудрости и даёт повод для философских размышлений о

нравственности. Проблема великодушия, милосердия, поднятая автором перерастает

в разговор о праведной христианской душе.


Данное учебное занятие имеет ярко-выраженную личностно-ориентированную

направленность, так как даёт возможность учащимся выразить как в устной, так и

в письменной форме ( синквейн, «пирамидальное письмо») своё понимание нрав-

вственных понятий

.

Тип урока:

-урок формирования нравственных ценностей;

-формирование читательской, познавательной, информационной,

коммуникативной, общекультурной, социальной компетенций.


Форма урока: урок-размышление.


Цели урока:

образовательные:

-совершенствовать навыки анализа художественного текста и

самостоятельной работы с литературным произведением;

-формировать читательскую культуру и навыки осознанного

чтения художественного произведения;

развивающие:

-совершенствовать навыки устной и письменной творческой

деятельности;

воспитательные:

-формировать нравственные качества личности учащихся,

умение оценивать поступки людей с нравственных позиций.



Форма организации учебной деятельности:

-индивидуальная,

-фронтальная,

-в парах.


Методы и технологии, используемые на уроке:

-диалоговая технология;

-методика исследовательских заданий,

-личностно-ориентированнное обучение;

-технология развития критического мышления,

-элементы технологии проблемного обучения,

-ИКТ.



Приёмы деятельности учителя:

-эвристическая беседа,

-вызов к размышлению,

-работа со словом,

-использование презентации в качестве

иллюстративного материала.


Основные виды деятельности учащихся:

-диалог,

-анализ текста,

-самостоятельная работа(денотатный граф),

-работа со словарём,

-написание синквейна и «пирамидального письма».


Оборудование урока:

-учебник-хрестоматия «Литература»,7класс,автор В.Я.Коровина,

-презентация(приложение №1).




Использованная литература:

1. «Уроки литературы- уроки нравственности». Методическое
пособие. Составитель: Н.М. Мищенко, КРИРО и ПК, город

Сыктывкар, 2006 год.

2. Интернет- ресурсы: http://www.proshkolu. ru

http://www. nsportal.ru


















( Урок- презентация «Любить человека»).



Сценарий урока литературы в 7 классе по рассказу А.П.Платонова «Юшка».

Тема урока не записана на доске, так как учащиеся

должны самостоятельно сформулировать её в

конце занятия.

(Это второй урок . На первом знакомились с биографией писателя,

слушали произведение в исполнении Алины Покровской).



1 слайд Тему урока, ребята, вы сформулируете сами, когда мы проанализируем

рассказ.

2 слайд Цели урока:

1.Углубить знания о личности и творчестве А.П.Платонова.

Формировать глубокое восприятие текста, помочь увидеть

проблемы и пути их решения в произведении.

2. Развивать информационную, коммуникативную компе-

тенции.

3.Воспитывать чувства милосердия, гуманизма.

3 слайд Вспомним настоящее имя писателя.( На слайде портрет писателя).

Беседа с учащимися:

-Кто был по профессии А.П.Платонов?

-В каком возрасте он издал первую книгу стихов «Голубая глина»?

-Почему перестают печатать его произведения?

-Куда он переехал из Воронежа?

-Кем был писатель во время ВОВ?

-Когда он умер и почему?

-Почему рассказ «Юшка» был опубликован в 1966 году?

4слайд Ключевые слова ( Сострадание…Праведник…Милосердие)

- Что такое сострадание?

- Праведник?

- Милосердие?

5 слайд Словарная работа.(Объяснение слов: сострадание, праведник, милосердие).

6 слайд Работа с текстом. Ученики читают первое предложение.

- На что похоже начало рассказа?

-Читаем 1 страницу.

- Каким человеком предстаёт Юшка?

- Где он жил и работал?

- Когда людям дают прозвища

7 слайд Шапка вопросов ( у учителя в руках шапка, в ней лежат вопросы, учащиеся

разбирают вопросы и отвечают на них по порядку)

1. Умеет ли народ любить?

2.Что значит уметь любить человека?

3.Всегда ли в жизни добро побеждает зло?

4.Какого человека можно назвать праведником?

5.Какие ассоциации вызывает слово Юшка?

6.Из скольких частей состоит композиция рассказа? Почему

само действие занимает меньшую часть?

7..Хотели бы вы, чтобы в вашей квартире или доме жил такой

человек?

8..Какой эпизод вам больше всего запомнился?

Молодцы!

8 слайд Работа в группах ( денотатный граф). Выписывают ключевые слова.

1 группа. Юшка и дети.

2 группа. Юшка и взрослые.

3 группа. Юшка и прохожий.

4 группа. Юшка и девочка-сирота.

9-12 слайды Проверка работы в группах. Ученики зачитывают выписанные слова..

Вопросы к 9слайду:

1.Как дети относились к Юшке?

2.Как Юшка реагировал на жестокость детей?

3.Почему Юшка верит, что дети его любят?

Вопросы к 10 слайду:

1.Как взрослые относились к герою рассказа?

2.Как автор объясняет, почему взрослые обижали его

3.Почему Юшка переносит безропотно издевательства сельчан?

4. Почему он их жалеет?

Вопросы к 11 слайду:

1.Хотел ли «весёлый» прохожий смерти Юшки?

2.Почему Юшка осерчал (впервые в жизни) на прохожего?

3.Почему прохожий, убивший Юшку, назван «весёлым»?

4.Почему у прохожего нет имени?

5.Можем ли мы сделать вывод, что иногда душевная

чёрствость может стоить людям жизни?

6.Умирает Юшка, обиженный жестокостью и равнодушием

людей. Хуже или лучше стало людям?

Вопросы к 12 слайду:

1.Умеет ли Юшка любить?

2. В каких поступках и деяниях проявляется любовь Юшки?

3. Как узнали люди о добром деле Юшки, которое он делал

всю свою жизнь?

4. Сравните портреты девушки, которая разыскивает Ефима

Дмитриевича, и самого Юшки. Что общего в их чертах? О чём

это говорит?

Учитель: Детям и взрослым незнакомы нравственные категории: незлобливость,

кротость, безответность, терпение, смирение.

У детей ожесточённые души, так как они живут в изуродованном мире.

Взрослым Ефим Дмитриевич был молчаливым упрёком их греховной жизни.

Хорошо рассуждаете!

13 слайд Из Нагорной проповеди.

«Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас благо творите

ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас»

14слайд Можно ли назвать главного героя рассказа А.П.Платонова праведником?

Докажите это.

-Как Юшка относится к природе?

15слайд Описание природы (От слов: «В июле или августе месяце» до слов : «..пахнущих влагой и солнечным светом», страница 140)

16слайд Анализ текста о природе:

1.Чем отличается отрывок от рассказа в целом?

2.Какие художественно-выразительные средства использует автор?

3.Найдите эпитеты, метафоры, олицетворения в описании природы.

17слайд Законы жизни


1. По каким законам живут Юшка и односельчане?

2.Что в представлении людей значило жить «просто» и «честно»?

3.Чем отличался Юшка от односельчан?


18слайд Но добро, любовь не уходят со смертью человека, добро прорастает, даёт

свои плоды.

19слайд В Библии сказано: «Побеждай зло добром».

Главный герой рассказа А.П.Платонова жил по законам Божьим и

человеческим и своим добром победил людское зло. Докажите это.

20 слайд «Не стоит село без праведника» (Русская пословица).

1.Стали бы когда-нибудь уважать Юшку, если бы он не умер от

удара «весёлого» человека?

2. Изменились ли люди хоть немного со времени смерти Юшки?

. 3. Как бескорыстная любовь Юшки к людям продолжается и после

его смерти?

4. Почему его неродная дочь стала самым необходимым человеком

в городе?

21 слайд Варианты тем уроков.

1.О любви и милосердии.

2.Любите друг друга.

3.Трагедия любви.

4.Уроки нравственности.

5.Побеждай зло добром.

6.Уметь любить человека.

Прекрасно поработали!

22 слайд « Пирамидальное письмо».

1.О чём этот рассказ? (1 слово).

2.Характер рассказа. ( 2 прилагательных).

3.Место и время действия ( 3-4 слова).

4. Главные события в рассказе ( 5-6слов).

5. Главные герои, какие они? (7-8 слов).

6.Что вы чувствовали, когда читали начало,

середину и конец рассказа? (8-9 слов).

7.О чём этот рассказ?(1 предложение).

8. Ваше мнение (10-12слов).

23 слайд Синквейн ( 1.Юшка.2.Прохожий.3.Дети.

4.Взрослые. 5.Девушка. 6.Автор)

1.Тема(Кто? Что? 1 Существительное).

2.Какой? (2 прилагательных или 2 причастия).

3. Что делает? (3 глагола).

4..Что пишущий думает о теме? (1 простое предложение)

5.Кто? Что? Какой? ( Словосочетание. Новое звучание темы)

24 слайд Умницы! У вас добрые сердца.

Заканчивая разговор, мне хотелось бы, чтобы в ваших душах были

всегда : доброта, искренность, милосердие, доброжелательность, бескорыстие,

великодушие…

Работы учащихся.

«Пирамидальное письмо»


1.О чём рассказ? О добре и зле.


2.Характер рассказа? Грустный, трагический, серьёзный

.

3.Место и время действия? В деревне, начало 20 века.


4. Главные события? Издевательства над Юшкой, его убийство, приезд девушки-

сироты.

5.Главные герои, какие они? Юшка - праведный, безответный; дети - злые, жестокие; взрослые – грубые, недобрые; прохожий – пьяный, гневный; девушка –

любящая, кроткая.


6. Что чувствовали, когда читали начало, середину, конец рассказа? В начале рассказа -

жалость, в середине - горечь, сострадание, в конце- светлая грусть.


7. О чём этот рассказ? Юшка- праведник победил зло добром после своей смерти.


8.Ваше мнение о рассказе? Рассказ очень интересный, учит быть милосердным, любить всех людей. Этот рассказ должен прочитать каждый.

( Казакова Ирина).


СИНКВЕЙН.


1.Юшка.

2.Добрый, безответный.
3.Любит, страдает, прощает.

4. Юшка своим добром побеждает людское зло.

. 5.Помогает сироте. ( Сорокин Евгений).


1.Взрослые.

2.Пьяные, ожесточившиеся.

3.Обижали, били, калечили.

4.Люди приходили в лютую ярость от злого горя.
5. Не понимали Юшку.
( Валиева Эля).


1.Дети.

2. Злые, вредные.

. 3.Кидали, толкали, дразнили.

4. Дети не умели любить. 5.Слепое сердце.(Дицул Александр).


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Любить человека (по рассказу А.П,Платонова "Юшка")

Автор: Большакова Ирина Алексеевна

Дата: 26.10.2014

Номер свидетельства: 122935


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства