"Физкультминутка – обязательный элемент здоровьесберегающей организации занятия"
"Физкультминутка – обязательный элемент здоровьесберегающей организации занятия"
Обязательным элементом здоровьесберегающей организации занятия, предотвращающим утомление учащихся является физкультминутка.
Физкультминутки положительно влияют на аналитико-синтетическую деятельность мозга, активизируют сердечно-сосудистую и дыхательные системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов и работоспособность нервной системы. Время начала физкультминутки определяется педагогом. Физиологически обоснованным временем для ее проведения является 15 – 20-я минута занятия.
Длительность физкультурных минуток обычно составляет 1 – 5 минут. Каждая физминутка включает комплекс из 3 – 4-х правильно подобранных упражнений, повторяемых 4 – 6 раз. За такое короткое время удается снять общее или локальное утомление, значительно улучшить самочувствие детей.
Требования к проведению физкультминуток:
1) Комплексы подбираются в зависимости от вида занятия, его содержания. Упражнения должны быть разнообразны, так как однообразие снижает интерес к ним, следовательно, их результативность;
2) Физминутки должны проводиться на начальном этапе утомления, выполнение упражнений при сильном утомлении не дает желаемого результата. Важно обеспечить позитивный эмоциональный настрой;
3) Предпочтение нужно отдавать упражнениям для утомленных групп мышц;
Обычно физкультминутки проводят под стихотворный текст. При подборе стихотворений следует обратить внимание на следующее:
желательно, чтобы содержание текста сочеталось с темой занятия;
преимущество отдается стихам с четким ритмом;
текст произносится учителем или воспроизводится в записи, т.к. при произнесении текста детьми у них может сбиваться дыхание.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Физкультминутка – обязательный элемент здоровьесберегающей организации занятия"»
Физкультминутка – обязательный элемент здоровьесберегающей организации занятия
Обязательным элементом здоровьесберегающей организации занятия, предотвращающим утомление учащихся является физкультминутка.
Физкультминутки положительно влияют на аналитико-синтетическую деятельность мозга, активизируют сердечно-сосудистую и дыхательные системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов и работоспособность нервной системы. Время начала физкультминутки определяется педагогом. Физиологически обоснованным временем для ее проведения является 15 – 20-я минута занятия.
Длительность физкультурных минуток обычно составляет 1 – 5 минут. Каждая физминутка включает комплекс из 3 – 4-х правильно подобранных упражнений, повторяемых 4 – 6 раз. За такое короткое время удается снять общее или локальное утомление, значительно улучшить самочувствие детей.
Требования к проведению физкультминуток:
1) Комплексы подбираются в зависимости от вида занятия, его содержания. Упражнения должны быть разнообразны, так как однообразие снижает интерес к ним, следовательно, их результативность;
2) Физминутки должны проводиться на начальном этапе утомления, выполнение упражнений при сильном утомлении не дает желаемого результата. Важно обеспечить позитивный эмоциональный настрой;
3) Предпочтение нужно отдавать упражнениям для утомленных групп мышц;
Обычно физкультминутки проводят под стихотворный текст. При подборе стихотворений следует обратить внимание на следующее:
желательно, чтобы содержание текста сочеталось с темой занятия;
преимущество отдается стихам с четким ритмом;
текст произносится учителем или воспроизводится в записи, т.к. при произнесении текста детьми у них может сбиваться дыхание.
Виды физкультминуток:
упражнения для снятия общего или локального утомления;
упражнения для кистей рук;
гимнастика для глаз;
гимнастика для слуха;
упражнения, корректирующие осанку;
дыхательная гимнастика.
Возможные ошибки при использовании физкультминуток:
- подбор упражнений без учета вида деятельности на данном занятии;
- увеличение или уменьшение продолжительности упражнений (без принятия во внимание степени утомления детей);
- выполнение движений с недостаточной амплитудой.
Физкультминутки
Дождь
Капля - раз, капля - два,
Очень медленно сперва, хлопки руками на каждое слово
А потом, потом, потом -
Все бегом, бегом, бегом. бег
Стали капли поспевать,
Капля каплю догонять. хлопки руками на каждое слово
Кап-кап, кап-кап. свободные движения пальчиками
Зонтики скорей раскроем,
От дождя себя укроем. соединить руки над головой
Листопад
Падают, падают листья,
В нашем саду листопад. взмахи руками
Желтые, красные листья
По ветру вьются, летят. повороты вокруг себя
Обуваемся
Я умею обуваться, топать ногами
Если только захочу,
Я и маленького братца
Обуваться научу. руки перед грудью, показывают "маленького братца"
Вот они, сапожки, наклон вперед
Этот с правой ножки, погладить правую ногу
Этот с левой ножки. погладить левую ногу
Снегопад
Белый снег, пушистый взмахи руками
В воздухе кружится. повороты вокруг себя
И на землю тихо
Падает, ложится. опуститься на корточки
Машина- 1
Шла по улице машина,
Шла машина без бензина,
Шла машина без шофера,
Без сигнала светофора,
Шла, сама, куда не зная,
Шла машина заводная.
Двигаться в заданном направлении, вращая воображаемый руль.
Машина - 2
Завели машину: ш-ш-ш. вращения руками перед грудью
Накачали шину: ш-ш-ш. упражнение "Насос"
Улыбнулись веселей
И поехали скорей. (2 раза). вращение воображаемого руля
Хлоп - топ
Мы ручками похлопаем:
Хлоп, хлоп, хлоп.
Мы ножками потопаем:
Топ, топ, топ.
Выполнять движения в соответствии с текстом.
Весенний дождь
Поутру надел на ножки "пробегать" пальчиками одной руки по другой – от
Дождь хрустальные сапожки. предплечья к кисти
Где наступит сапожок -
Там раскроется цветок. похлопывать руки ладонями
От дождя травинки
Распрямляют спинки. поглаживать руки ладонями
Солнышко
На носочки встанем,
Солнышко достанем.
До пяти считаем,
Руки поднимаем.
Выполнять движения в соответствии с текстом.
Радуга
В небе радуга висит в воздухе "нарисовать" радугу
Детвору веселит. потянуться вверх и помахать кистями рук
С нее, как с горки, опустить руки вниз
Едут Егорка, петух,
Кот, свинья и я. загибать пальцы на руке
Пароход
От зеленого причала
Оттолкнулся пароход.
Он назад шагнул сначала.
А потом шагнул вперед.
И поплыл, поплыл по речке,
Набирая полный ход.
Выполнять движения в соответствии с текстом.
Потягушеньки
Потягушеньки моей душеньке. потягивание вверх,
Тянем ноженьки, тянем рученьки. стопы приподнимаются на носки
Сон, скорей уходи, сила, приходи. напряжение всех мышц, руки согнуты в локтях
Улыбнись, глазок, хоть один разок. улыбка - мимическое движение
Прогулка
С тобой гуляем весело,
По улице идем.
И по дороге песенку
Веселую поем. шагать на месте
Ля-ля-ля-ля, 4 хлопка
По улице идем. шаги на месте
Ля-ля-ля-ля, 4 хлопка
Мы песенку поем. шаги на месте
Фрукты
Будем мы варить компот. маршировать на месте
Фруктов нужно много. Вот. показать руками - "много"
Будем яблоки крошить, имитировать: как крошат
Грушу будем мы рубить, рубят,
Отожмем лимонный сок, отжимают,
Слив положим и песок. кладут, насыпают песок
Варим, варим мы компот, повернуться вокруг себя
Угостим честной народ. хлопать в ладоши
Птички
Птички прыгают, летают,
Птички весело поют,
Птички крошки собирают,
Птички зернышки клюют.
Перышки почистили,
Клювики почистили,
Дальше полетели
И на место сели.
Выполнять движения в соответствии с текстом.
Прогулка
На дворе мороз и ветер,
На дворе гуляют дети. шагать на месте
Ручки согревают, хлопки руками
Ручки потирают. трут рука об руку
Чтоб не зябли ножки,
Потопаем немножко. топают ногами
Нам мороз не страшен,
Весело мы пляшем. приплясывают
Наоборот
Дети выполняют действия, противоположные действиям, которые выполняет педагог:
опустить руки - поднять;
открыть рот - закрыть;
согнуть руки – распрямить
и т. д.
Птички
Птички прыгают, летают, машут руками и подпрыгивают
Птички крошки собирают. «клюют» пальчиками на ладошке
Перышки почистили, погладить руки
Клювики почистили. погладить носики
Птички летают, поют, машут руками
Зернышки клюют. «клюют» пальчиками на ладошке
Посуда
Вот большой стеклянный чайник, «надуть» живот, одна рука на поясе,
Очень важный, как начальник. другая - изогнута, как носик
Вот фарфоровые чашки, приседать
Очень хрупкие, бедняжки. руки на поясе
Вот фарфоровые блюдца, кружиться,
Только стукни - разобьются. рисуя руками круг
Вот серебряные ложки, потянуться, руки сомкнуть над головой
Вот пластмассовый поднос -
Он посуду нам принес. сделать большой круг
Буратино
Буратино потянулся, руки поднять вверх и потянуться на носочках
Раз - нагнулся, два - нагнулся. наклоны влево и вправо
Руки в стороны развел, развести руки в стороны
Ключик, видно, не нашел. вращения руками перед грудью
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать. руки поднять вверх и потянуться на носочках
Зарядка
Солнце глянуло в окошко,
Раз, два, три, четыре, пять.
Все мы делаем зарядку,
Надо нам присесть и встать.
Руки вытянуть пошире,
Наклониться, три - четыре
И на месте поскакать - пять.
Выполнять движения в соответствии с текстом.
В лесу - 1
Мы шли-шли-шли,
Землянику слева нашли,
Сели, поели,
Опять пошли.
Мы шли-шли-шли,
Подберезовик справа нашли,
Взяли в корзинку,
Опять пошли.
В лесу - 2
Мы в лес пошли, топор нашли.
Дрова рубили:
- Ах! Ух! Ох! Их!
Руки - в замок, энергичные наклоны вперед.
Лиса
Лисонька - лиса бежала,
Хвостик в лапочках держала,
Чтобы хвост не замочить,
В лужицу не уронить.
Белка
Белка спрячется в дупле, наклоны вправо и влево
Не найти ее нигде. прыжки на месте
Зайка
Зайка серый быстро скачет, кисти согнуты перед грудью
Словно мячик, словно мячик. прыжки с продвижением вперед
Лягушки
Лягушки - квакушки совсем не спешат, руки согнуты в локтях, пальцы раздвинуты
А учат они топать веселых лягушат. шаги на месте с высоким подниманием коленей
Движение
Я хожу, хожу, хожу,
Я на месте не сижу.
Я бегу, бегу, бегу,
Я без движенья не могу.
Выполнять движения в соответствии с текстом.
Три мишки
Старший мишенька шагает: топ – топ,
Ноги мишка поднимает: топ - топ. топать ногами
Средний мишка догоняет: хлоп – хлоп,
И в ладоши ударяет: хлоп - хлоп. хлопки у правой и левой щеки
Младший мишка - торопыжка: присесть на корточки
шлеп - шлеп - шлеп.
Шлепает по лужам мишка:
шлеп - шлеп - шлеп. ударять ладонями по коленям
Повторяй за мной
Кто хочет быстрым стать
И время не терять,
Пусть за моей спиной
Все делает за мной.
Движенья рук и ног
Ты повторяй, дружок.
Педагог выполняет движения, а дети эти движения повторяют.
Я играю
Я люблю играть в футбол,
Забивать в ворота гол. имитация удара ногой по мячу
Я играю в баскетбол, имитация броска по кольцу
И, конечно, в волейбол. имитация паса в волейболе
Смелый солдат
Знают все ребята шагают
Смелого солдата,
Смелого солдата не сломить.
Знают все ребята, сгибание рук в локтях - "силачи".
Смелого солдата
Никогда не смогут победить.
Закаляемся
Я утром закаляюсь, хлопающие движения по телу
Водичкой обливаюсь. движения набрасывания на себя воды
Пусть тельце будет красненьким, поглаживание рук
А ротик пусть зубастеньким. улыбка
Пусть ручки будут чистыми, имитация намыливания рук
А ножки будут быстрыми. бег на месте
Детский сад
Детский сад, детский сад, хлопки на каждое слово
Он всегда детям рад.
Беду в садике играть развороты кистей в разные стороны,
И конструктор собирать, пальцы кистей соприкасаются
И игрушки за собой убирать. рука двигается вправо-влево
Буду бойко танцевать приседание
И лепить, и рисовать, имитировать лепку, рисование
Буду песни каждый день напевать. руки "замком" перед собой
По четыре
Кружимся, кружимся, кружимся, кружимся. движение "волчок"
Топ-топ-топ, топ-топ-топ, топ-топ-топ, топ-топ-топ. движение "бег"