Этнокультурная направленность в воспитании и обучении младших школьников
Этнокультурная направленность в воспитании и обучении младших школьников
Возрождение духовной культуры народа, интереса к своей истории, бережного отношения к национальным традициям весьма актуально. Без знаний прошлого, без уважения к нему, без бережного сохранения великого наследия наших предков человек не может быть духовно богатым.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Этнокультурная направленность в воспитании и обучении младших школьников»
«ЭТНОКУЛЬТУРНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ
В ВОСПИТАНИИ
И ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ».
МБОУ «Сугровская основная
общеобразовательная школа»
Льговского района Курской области.
Автор: Реброва Елена Вячеславовна,
учитель начальных классов.
2016
Этнокультурная направленность в воспитании и обучении младших школьников.
Возрождение духовной культуры народа, интереса к своей истории, бережного отношения к национальным традициям весьма актуально. Без знаний прошлого, без уважения к нему, без бережного сохранения великого наследия наших предков человек не может быть духовно богатым.
Этнопедагогика - наука, изучающая народную педагогику как реальность, вскрывающая закономерности становления традиционных культур воспитания в связи с развитием экономических, духовных, социальных и других общественных явлений.
Академик Г.Н.Волков так охарактеризовал народную педагогику: «Без памяти нет традиций, без воспитания нет духовности, без духовности нет личности, без личности нет народа как исторической общности».
Одной из важнейших задач современной школы является изучение и освоение духовных ценностей народной культуры и краеведения.
Сегодня перед школой стоит сложнейшая задача - воспитать культурную, творческую личность, умеющую найти свое место в сложной, постоянно изменяющейся действительности. Найти нравственную основу для воспитания и развития подрастающего поколения можно в первую очередь в народных истоках. Это та точка опоры, которая складывалась веками, на протяжении столетий она была близка и понятна каждому россиянину. Решая задачу «формирования общей культуры личности», прописанной в Законе об образовании, педагогам необходимо помнить о бережном отношении к родному языку, истории, культуре.
Одной из важных проблем в настоящее время является проблема роли современного учителя в обучении, воспитании и развитии школьников на народной основе. Учитель выступает проводником духовной сути народной художественной культуры. Он раскрывает молодому поколению народное искусство и культуру как мир целостности, включающий отношение человека к миру, к своему дому, Родине.
Связь времен неразрывна, и в нашем сегодняшнем дне мы сохраняем память о прошлых веках. Историческое прошлое как бы приближается к сознанию учащихся, становится для них реальной действительностью пусть и умозрительной:
Чем дальше в будущее входим, Тем больше прошлым дорожим, И в старом красоту находим, Хоть новому принадлежим. Вадим Шафнер.
Приобщение учащихся начальных классов к народному искусству на уроках и во внеурочной деятельности - одно из средств эстетического, трудового и патриотического воспитания.
Урокам с этнокультурным содержанием нередко свойственна необычная форма: уроки-путешествия, уроки-посиделки, где есть хорошая возможность повествовать о сказителях, старинных обрядах, инструментах, народном и церковном пении, где можно предлагать творческие задания: сопроводить пение игрой на народном инструменте, водить хоровод разными фигурами, сочинить колыбельную или частушку. Это помогает школьникам постичь основы этнокультуры. В своей работе я систематически использую различные формы подачи и усвоения программного материала: игровые моменты, костюмированные инсценировки, ролевые игры, наглядные пособия, а также средства ИКТ. Необычные формы уроков, интересные задания, разнообразные виды деятельности пробуждают детское творчество, фантазию, обогащают и развивают ребенка, прививают ему любовь к народному искусству, традициям, обрядам, языку. К обобщающим урокам мы устраиваем выставку интересных фольклорных изданий, рисуем иллюстрации к любимым народным сказкам, готовим небольшие сообщения о русских мастерах-сказителях, выполняем специальные задания. Школьники определяют положительных и отрицательных героев, знакомятся со словами-архаизмами и подбирают к ним современную «пару», (соглядать - увидеть; сызнова - снова, опять; очи - глаза; стольный град - город и др.), находят сказочные приметы. Результатом урока является самостоятельная подготовка обучающимися творческого пересказа русской народной сказки и проведение конкурса на лучшего сказителя.
Чтобы повысить познавательный интерес к истории края, его прошлого, настоящего и будущего, к природе родного края я провожу интегрирование с другими учебными дисциплинами.
На уроках технологии при работе с тканью знакомлю детей с видами русской народной одежды: мужского и женского костюма древней Руси. Работая с пластилином и глиной, я знакомлю школьников со знаменитыми российскими художественными промыслами - Дымковским, Кожлянским, Филимоновским, Каргопольским и другими. На этих уроках дети осваивают методику лепки и раскраски глиняных игрушек. Это яркие, веселые глиняные барыни, няньки, коровки, медведи и другие животные.
Самый эффективный способ овладения частью этнокультуры народа - постижение родного языка. «Одной из важных задач современной методики преподавания русского языка в начальной школе является формирование языковой компетентности, национальное воспитание средствами русского языка, включение этнокультурологического компонента в учебный процесс» - пишет Н.А. Туранина. На уроках русского языка использую тексты для списывания, под диктовку о традициях и обычаях русского народа. Это предоставляет широкие возможности для познавательного интереса учащихся, следовательно, их мышления, формирует высокую коммуникативную культуру младшего школьника, учебные умения, связанные с развитием правильной и образной речи.
Во внеурочной деятельности разучиваем считалки, которых на Руси было великое множество и забытые игры. Интерес детей к русским народным играм очень велик. Любимой игрой наших детей стала «Лапта».
Народные игры соответствуют местным природным особенностям, помогают улучшить уровень физической подготовленности школьников, укрепить семью, дружбу народов, способствуют уважению этнокультуры народов. Этнокультурная направленность уроков находит свое логическое продолжение во внеурочной деятельности, которая включает проведение народных календарных, православных праздников с привлечением родителей.
Самыми массовыми являются Рождество, Крещение, Масленица. В них принимают участие дети с первого по девятый классы, родители, бабушки и дедушки, педагоги школы.
Так проходит Масленица в нашей школе.
Огромную роль в этнокультурном образовании играет наш музей, в котором собран большой богатый материал этнографического характера, экспонаты, имеющие историческую ценность, а также материалы о знаменитых земляках, участниках Великой Отечественной войны… Музей отражает историю родной школы, историю села, связь времен, смену поколений, воспоминания о людях села, традиции. Музей помогает в организации и проведении классных часов, «уроков мужества» и других мероприятий.
Важным этапом развития гражданского знания является укоренённость в этнокультурных традициях, к которым человек принадлежит по факту своего происхождения и начальной социализации. Формирование этнокультурной компетентности, предполагает введение ребенка изначально в родную для него, а затем и иные культуры.
Истинное воспитание дети получают в семье, поэтому родители являются моими верными и надежными помощниками. В каждом доме есть свои традиции, передаются рассказы о дедах, прадедах, хранятся бережно талисманы, семейные реликвии, которые являются свидетелями жизни семьи, памятью о близких родственниках. Здесь начинается формирование эстетических вкусов, первоначально сосредотачиваются все детские интересы, привязанности. Через семью, родственников, друзей, природную среду и социальное окружение наполняются конкретным содержанием такие понятия как «Отечество», «малая родина», «родная земля», «родной язык», «моя семья и род», «мой дом».
Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что этнокультурное образование младшего школьника – это залог успеха в формировании развитой личности современного и будущего общества нашего государства. Знание народной культуры, следование традициям, забота об их сохранении и развитии, участие в создании новых традиций позволяет формировать в детях лучшие нравственные качества: деликатность, внимательность, заботливость, добросердечность, искренность, терпимость, уважение к окружающим; предоставляет каждому возможность выбирать правила и нормы, образ жизни. А потенциал этнокультурного наследия неисчерпаем, надо только умело его использовать.
Список использованной литературы.
Беликова Т.П., Емельянова М.И. Живые родники Староосколья: Народная традиционная культура: Учебное пособие. - Старый Оскол: «ТНТ», 2013.
Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа. Учебно-методическое пособие. - Санкт-Петербург, изд. «Детство-Пресс». 2012.
Туранина Н.А. Краеведческая и этнокультурная направленность в обучении русскому языку. Учебно-методическое пособие. - Белгород, 2014.
Елена Фролова. О воспитании любви к народному творчеству и родному слову.// Народное образование. №1 2000.