Этимологический анализ при изучении слов с непроверяемым написанием.
Этимологический анализ при изучении слов с непроверяемым написанием.
Изучая грамматику и правописание, читая произведения писателей, дети наблюдают, что слова обозначают названия предметов и явлений окружающего мира, имеют определенные значения, бывают близкими и противоположными по смыслу.Поэтому необходимо научить учащихся объяснить, какой характерный признак положен в основу названия предметов, устанавливать родство между словами, объяснить их современное значение и написание.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Этимологический анализ при изучении слов с непроверяемым написанием. »
Этимологический анализ при изучении слов с непроверяемым написанием.
Из опыта работы учителя начальных классов
МОУ СОШ №25 с УИОП г.о. Орехово-Зуево Московской области
Анисимовой Веры Владимировны.
Изучая грамматику и правописание, читая произведения писателей, дети наблюдают, что слова обозначают названия предметов и явлений окружающего мира, имеют определенные значения, бывают близкими и противоположными по смыслу.
Поэтому необходимо научить учащихся объяснить, какой характерный признак положен в основу названия предмета, устанавливать родство между словами, объяснить их современное значение и написание.
На помощь в этом случае может прийти этимологический анализ. Он способствует расширению лингвистического кругозора учащихся, развитию творческих возможностей, воспитывает языковое чутье, любовь к родному языку, повышает общую языковую культуру школьников.
Слова с непроверяемым написанием усваиваются младшими школьниками путем механического запоминания их графического облика. Хотя известно, что названия предметов не возникают случайно. Народ часто обращает внимание на какой – то очень характерный признак предмета и по этому признаку называет его. Поэтому написание таких слов основано на историческом принципе орфографии, в соответствии с которым морфемы родственных слов пишутся единообразно, но проверить их посредством современного литературного произношения нельзя, и их написание рекомендуется запомнить. С этой целью новое слово обычно записывается на доске или карточке, прочитывается, анализируется, несколько раз проговаривается орфографически, записывается в тетради, затем многократно повторяется на следующих уроках.
Такая методика, ориентируя учащихся на формальное заучивание этих слов, не обеспечивает достаточно быстрого и прочного запоминания, о чем свидетельствуют устойчивые ошибки, допускаемые младшими школьниками как в заучиваемых, так и в словах, родственных: «сабака», «сабачка», «марковь» и т.п. Из всего сказанного следует, что запоминание графического облика слов должно быть осмысленным, а не механическим. Осмысленность запоминания может быть достигнута на основе понимания учеником значения изучаемого слова, сущности и характера содержащейся в нем трудности.
Одним из средств, обеспечивающих осмысленность и прочность запоминания непроверяемых написаний, является этимологический анализ слова или этимологическая справка. Этимологическая справка содержит информацию о происхождении слова, его первоначальном значении, помогает «прояснить» исторический состав слова. Нередко обращение к истории слова позволяет мотивировать его написание. Например: малина – в основу был положен признак плода ягоды, состоящего из малых частей. Слово малина образовано от слова малый – «маленький».
Этимологическую справку следует сообщать детям на уроке знакомства с новым словом. Работу при этом можно построить в следующем порядке:
1. Постановка цели. Предъявление слова, чтение, уточнение его значения, частичный заукобуквенный анализ с целью выделения орфограммы.
2.Сообщение учащимся этимологической справки.
3..Орфографическое проговаривание, запись слова, выделение орфограммы в записанном слове.
4. Подбор однокоренных слов.
5.Составление предложений, словосочетаний, запись с комментированием с использованием этимологии для объяснения правописания.
Знакомство со словом «медведь».
(фрагмент урока)
Цель: отработать правильное написание слова медведь, используя этимологическую справку.
Учитель: Сегодня мы познакомимся с новым словарным словом. Угадайте, о ком идет речь: «Летом бродит без дороги между сосен и берез, а зимой он спит в берлоге, от мороза прячет нос».
Вывешивается картинка с изображением медведя, карточка с представленным словом медведь.
-Произнесите слово с ударением. На какой слог падает ударение? Назовите безударную гласную.
-Что вы знаете о медведе? Где он живет? Чем питается? Почему медведя считают лакомкой?
-Как вы думаете, почему же это животное назвали медведем?
Сообщение этимологической справки.
- Действительно это крупное животное с большим грузным, покрытым шерстью телом и короткими ногами назвали так потому, что он знает, в е д а е т, где найти в лесу мёд.
Медведь – мёд, ведающий, «знающий, где есть мёд». Вот почему слово медведь (учитель обращает внимание на написание слова) пишется с буквой е, потому что он любит ведать, где находится мёд.
-Эй, медведь, на вопрос ответь.
-Какой вопрос, стрекотуха?
-Почему тебя медведем зовут?
-Хе-хе! Бестолковая птица. Мёд-ведь – значит. Мёд ведающий. Знаю, стало быть, где мёд в лесу спрятан. (Н. Сладков)
-Теперь нам понятно, почему медведь пишется с гласной е в первом слоге. По слову мёд.
-Давайте напишем это слово в тетради правильно и запомним его написание. Поставим ударение. На какой слог оно падает? Назовите первый слог? Какая в нем безударная гласная? Почему?
На следующих уроках при проведении словарных диктантов, записи изученного слова с непроверяемым написанием в составе текстов упражнений этимологическую справку необходимо использовать для «проверки», для объяснения написания.
object(ArrayObject)#852 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(248) "Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка на основе этимологического анализа в 5 классе при изучении темы «Морфемика» "
["seo_title"] => string(147) "slovarno-orfoghrafichieskaia-rabota-na-urokakh-russkogho-iazyka-na-osnovie-etimologhichieskogho-analiza-v-5-klassie-pri-izuchienii-tiemy-morfiemika"
["file_id"] => string(6) "115628"
["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
["date"] => string(10) "1412054441"
}
}