Первый этап (первичный синтез). Основные задачи: ознакомление учащихся с конкретным содержанием произведения, его сюжетной линией на основе целостного восприятия текста. Выяснение эмоционального воздействия произведения.
Второй этап (анализ). Задачи и содержание работы: установление причинно-следственных связей в развитии сюжета; выяснение мотивов поведения действующих лиц и их ведущих черт (почему так поступили и как это их характеризует), раскрытие композиции произведения (завязка действия, момент наивысшего напряжения, развязка), анализ изобразительных средств в единстве с раскрытием конкретного содержания и оценкой мотивов поведения героев (что изобразил автор и как, почему выбрал те или иные факты) и т. п.
Третий этап (вторичный синтез). Содержание работы: обобщение существенных черт действующих лиц, сопоставление героев и их оценка, выяснение идейной направленности произведения, оценка художественного произведения как источника познания окружающей действительности и как произведения искусства (что узнали нового, чему учит произведение, как автору удалось так ярко и увлекательно передать читателю свои мысли и чувства и т. п.).
Выяснение идеи – конечная цель анализа произведения. Раскрытие идеи объединяет работу над образом, композицией, художественно – изобразительными средствами. В произведении идея раскрывается через образ или систему образов, через поступки героев, их взаимоотношения. Поэтому, чтобы подвести учащихся к пониманию идеи, необходимо выяснить мотивы поведения действующих лиц, их отношение к фактам и событиям. Анализ должен выливаться в свободную непринужденную беседу. Беседа сочетается с чтением текста. Идея не дается детям в готовом виде. Важно, чтобы уч–ся поняли логику развития действия, целесообразность введения автором тех или иных эпизодов, жизненных картин, отдельных деталей и т.д. К пониманию идеи приходят на основе обобщения конкретного содержания. В некоторых рассказах идея четко сформулирована автором в одном – двух предложениях. В таких случаях возможны два пути раскрытия основной мысли: 1)от вывода к конкретным событиям, на которых она основана; 2)от конкретного содержания к обобщенному выводу. Для понимания идейно – тематической основы произведения важно заострить внимание к названию рассказа. Поиск ответа на вопрос: почему автор так назвал свой рассказ или стих, нередко одновременно является и размышлением над главной мыслью произведения.
Работа над действующими лицами должна осуществляться во взаимосвязи и единстве с раскрытием идеи худ. произведения. В литературе есть «образ-персонаж»(человеческий характер),»образ-пейзаж»(природа), «образ-вещь»(изображение обстановки, вещей окружающих человека) и т. д. Центральным является образ-персонаж, а остальные образы служат средством его раскрытия. Исключение может составить образ-пейзаж в живописной лирике. Термин «образ» в школьной программе не вводится, при анализе произведения используется «действующее лицо». Главной задачей работы с текстом является развитие у уч-ся умения подбирать материал для высказывания о действующих лицах, выражать свое отношение к ним, составлять рассказ о них. Программа предусматривает постепенно усложняющуюся от класса к классу систему работы над главной мыслью произведения и его действий.
Составление плана художественного произведения. Виды плана (Изволенская Л.Н. // Начальная школа – 1990. - №12).
ПЛАН АНАЛИЗА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ
1. Определи жанровую разновидность произведения.
2. Установи тему произведения.
3. Определи вид текста: описание, повествование, рассуждение.
6. Составь описание художественных образов: портрет, поступки, речь, отношение.
7. Проведи анализ авторского стиля (гипербола, контраст, эпитет, метафора, сравнение, )
8. Сформулируй выводы (раскрой идею произведения).
Виды плана
ПЛАН РАССКАЗА О ГЕРОЕ
1. Расскажи о понравившемся герое. (Мне очень понравился(ась)... Мне очень запомнился(ась)... Мне показался интересным... Я восхищаюсь... Мне очень не понравился(ась)...)
2. Опиши внешность героя (его лицо, одежду, манеру поведения).
3. Вспомни, в каких поступках, мыслях, действиях лучше всего раскрывается характер героя?
4. Перечисли основные черты характера понравившегося (непонравившегося) героя.
5. Расскажи о его взаимоотношениях с другими персонажами.
6. Назови героев других произведений, которые в чем-то схожи с этим персонажем.
7. Подумай и скажи, в чем тебе самому хотелось (не хотелось) бы походить на этого героя?
8. Вспомни, какая из пословиц, поговорок и крылатых фраз могла бы лучше всего передать характер этого героя?
9. Если бы ты был художником, то в какой момент изобразил бы своего любимого героя, какое бы у него было выражение лица, как бы ты его одел, что было бы вокруг?
ПЛАН РАБОТЫ НАД ЛИРИЧЕСКИМ СТИХОТВОРЕНИЕМ
1. Как ты думаешь, какое настроение было у автора, когда он писал это стихотворение? Какого цвета это стихотворение?
2. Что, по-твоему, послужило толчком для создания этого произведения?
3. Какие строчки показались наиболее образными (как бы ожили перед тобой, стали зримыми, ощутимыми образами)? Какие образы?
4. Какие рифмы показались самыми необычными, новыми, удивительными?
5. Попробуй подобрать несколько синонимов к словам, которые тебе показались новыми, редко встречающимися в современном языке.
6. Перечисли наиболее яркие сравнения в стихотворении. Какова их роль?
7. Какие слова употребляются в переносном выражении?
8. Как ты думаешь, при каких обстоятельствах ты мог бы вспомнить строки этого стихотворения?
9. Какую иллюстрацию ты хотел бы сделать к этому стихотворению?
ПЛАН АНАЛИЗА СКАЗКИ
1. Прочитай сказку. Обрати внимание на то, есть ли у нее автор или она относится к устному народному творчеству.
2. Как ты думаешь: что в этой сказке взято из реальной жизни, а что в ней вымышлено?
3. Что тебя в этой сказке больше увлекло: сюжет (основные события) или описание волшебства? Какие волшебные предметы из этой сказки стали частью нашей реальной жизни? Чего на самом деле никогда не может быть?
4. Какой момент в сказке можно считать самым захватывающим?
5. Назови положительных и отрицательных героев этой сказки, перечисли основные черты их характеров, вспомни самые значительные поступки.
6. Какому герою сказки ты больше всего сопереживал? Опиши, какие чувства ты испытывал вместе с героем.
7. Какими пословицами ты бы мог передать основную мысль этой сказки? В какой фразе сказки выражена ее главная мысль?
8. Знаешь ли ты другие сказки, в чем-то близкие по сюжету, замыслу и характеру главного героя?
ПЛАН АНАЛИЗА БАСНИ
1. Прочитай произведение. Подумай, почему оно считается басней.
2. Попробуй передать мораль (основную мысль) басни своими словами.
3. Обрати внимание на то, как написана басня - прозой или стихами. Найди рифмы.
4. Какие недостатки, встречающиеся у людей, высмеиваются в этой басне?
5. Какие фразы, выражения показались тебе наиболее яркими, образными, запоминающимися?
6. Перечисли основные черты характера главных героев басни.
7. Подумай, какие пословицы ближе всего к морали этой басни.
8. Что тебе показалось в этой басне смешным, а что - поучительным?
9. Подготовься к выразительному чтению басни. Прочитай басню по ролям.
10. Какие выражения из этой басни обогатили русский язык, украсили нашу речь?
Пересказ и его виды
Пересказ – вид работы учащегося, средство развития речи на основе образа.
Проводится этот вид работы во всех классах, начиная с первого, практикуется на всех уроках. Состоит в передаче учеником содержания прочитанного текста – как художественного, так и научного, в усвоении его логики, композиции, средств языка – лексики, синтаксиса, образных средств. В младших классах для облегчения пересказа используются вопросы, со второго класса вводится план. Чтобы пересказ не был простым воспроизведением, в него вводятся элементы анализа, а также творческие дополнения.
Различаются виды пересказа:
близкий к тексту,
образца,
подробный пересказ,
сжатый,
краткий пересказ,
выборочный пересказ,
пересказ с творческими дополнениями и изменениями…
Работу по формированию умения чётко излагать свои мысли надо начинать с пересказа услышанного с опорой на вопросы, действия, предметные картинки, данные в последовательности услышанного рассказа. Чтобы научить детей последовательному пересказу, на первых этапах необходимо после прочтения рассказа задавать детям вопросы по содержанию, которые отражают последовательность событий в том порядке, как они следуют в авторском тексте. Можно давать задание ребятам нарисовать словесные картинки к прочитанному рассказу. Можно предложить учащимся назвать по порядку слова-действия, а затем восстановить текст с опорой на последовательность глаголов. При обучении пересказу с опорой на картинки учитель просит детей расставить картинки в последовательности рассказа, при этом выясняются причинно-следственные связи. Затем можно задание усложнять: перевернуть картинки и предложить детям что было изображено на каждой из них и пересказать текст. Позднее детей необходимо учить определять части в рассказе, составлять его план и пересказывать, опираясь на этот план. Можно разнообразить задания, попросив детей придумать и назвать подходящие к плану картинки, а затем пересказать рассказ по плану и воображаемым картинкам.
Развивая у детей фантазию, творческое мышление, на уроках литературного чтения учителю надо включать в задание пересказы по отдельным фрагментам (началу, середине, концу рассказа). Например, предложить ученикам прослушать начало рассказа, затем придумать конец, дать название рассказу и пересказать его целиком.
После того, как учащиеся научились последовательно передавать содержание услышанного, постепенно необходимо переходить к последовательной передаче содержания услышанного, учить их составлять выборочный пересказ. Наиболее сложным для детей является краткий пересказ.
Краткий пересказ – вид пересказа, предполагающий передачу лишь основного, конспективного содержания основного текста, лишённого деталей, подробностей. Степень сжатия может быть различной, вплоть до выражения основной мысли излагаемого рассказа, текста в одном тезисе. Сокращение, сжатие требует умения отобрать в исходном тексте лишь существенное, основное содержание, обобщить его, найти обобщающие языковые средства и построить новый, собственный сжатый текст. Если при подробном, полном изложении, пересказе учащийся стремится сохранить стилистические особенности исходного текста, то в сжатом пересказе это не соблюдается. Обычно сжатый пересказ приближается к стилю деловой информации.
Способы сжатия текста:
Исключение подробностей, деталей.
Обобщение конкретных, единичных явлений.
Сочетание деталей исключения и обобщения.
Краткий пересказ формирует умения:
Вычленять главное.
Умение при сжатии текста ориентироваться на ситуацию общения.
Умение сокращать текст.
Выборочный пересказ – вид устного пересказа, как приёма развития речи. В выборочном пересказе воспроизводится какая-либо одна из микротем излагаемого текста. Выборка может производиться из разных частей текста, например пересказать всё, что относится к характеристике действующего лица в рассказе; всё, что характеризует картины природы в тексте. Выборочные пересказы могут быть связаны с картинкой-иллюстрацией, с вопросом или заданием учителя. Проводятся такие пересказы, как правило, не ранее второго класса, служат основой для подготовки к сочинениям типа характеристики героев литературного произведения, а в вариантах научного текста – основой обучения конспектированию и тезированию.
В дальнейшем учим детей творческому пересказу.
Творческий пересказ – вид устного пересказа или письменного изложения, характеризующийся изменениями и дополнениями в тексте. Возможные творческие изменения и дополнения: изменение лица рассказчика ( от изменения личной формы глагола до пересказа от лица одного из персонажей); продолжение сюжета, продолжение судьбы героя; введение новых эпизодов, пейзажных зарисовок и пр. ; перестройка сюжетного произведения в составление диафильма, киносценария, составление рассказа по аналогии с прочитанным. Можно в 3-4 классах предлагать детям такой вид творческого пересказа, как пересказ – сравнительная характеристика с изменением лица.
Подробный пересказ – вид письменного изложения или устного пересказа прочитанного художественного, публицистического или научного текста, в котором не стоит задача сокращения, выборки, творческой перестройки. Задача подобного, близкого к тексту пересказа – не только передать образец по содержанию, но и сохранить по возможности композицию, логику текста, синтаксис, лексику образца. Подробные пересказы проводятся во всех классах школы и служат средством обогащения языка школьников, воспитания у них чувства языка, ознакомления со стилями и жанрами, обучения логике и композиции текста.
В ходе подобной работы у учащихся обогащается словарный запас и грамматический строй речи, дети овладевают нормами литературного языка, что не менее важно, чем усвоение норм правописания. Количественное расширение запаса слов у учащихся выражается в постепенном прибавлении к имеющимся словам новых слов. Качественное совершенствование словарного запаса заключается в уточнении лексического значения и сферы употребления известных детям слов, в замене нелитератуных слов в словаре детей литературными.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Школа № 97 города Донецка»
Этапы работы над художественным произведением.
Работа над действующими лицами и идеей произведения.