Эссе " Проектная и Исследовательская деятельность учащихся начальной школы"
Эссе " Проектная и Исследовательская деятельность учащихся начальной школы"
Я считаю, что огромное значение для развития способностей учащегося имеет хорошо организованная и систематизированная исследовательская работа, готовность к поиску новой информации, наблюдений, знаний, новых способов мышления и поведения – то, что, пожалуй, больше всего может помочь не просто выжить в современном мире, а реализовать себя, свой творческий потенциал. Воспитание у детей исследовательской установки по отношению к жизни является важнейшей задачей современной школы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Эссе " Проектная и Исследовательская деятельность учащихся начальной школы"»
Ширманова Елена Анатольевна
МОУ СОШ № 2 г. Малоярославца имени А.Н.Радищева
Эссе по теме:
«Проектная и исследовательская
деятельность учащихся»
В своём эссе хочу поделиться своими мыслями, взглядами о применении современной педагогической технологии – проектной деятельности и об ученической научно-исследовательской работе в начальной школе.
Преподаю в средней общеобразовательной школе № 2 г. Малоярославца имени А.Н. Радищева Калужской области.
Главный принцип работы школы – всё для ребенка, его развития и совершенствования. В отношениях с учениками утверждаются принципы самоуправления, гласности, индивидуальная и коллективная работа, разнообразие видов деятельности (умственный и физический труд, игра, общественная деятельность).
Я считаю, что огромное значение для развития способностей учащегося имеет хорошо организованная и систематизированная исследовательская работа, готовность к поиску новой информации, наблюдений, знаний, новых способов мышления и поведения – то, что, пожалуй, больше всего может помочь не просто выжить в современном мире, а реализовать себя, свой творческий потенциал. Воспитание у детей исследовательской установки по отношению к жизни является важнейшей задачей современной школы. Это прописано и в требованиях федерального государственного образовательного стандарта.
Современные младшие школьники обладают большими информационными и технологическими возможностями, чем их сверстники всего лишь 10 лет назад. От нас, взрослых, зависит то направление, в котором будет идти развитие ребёнка: можно просто дать ему право блуждать по Интернету и играть в «стрелялки». А можно показать, как информация и в целом технический прогресс могут работать на него, с помощью включения в различные виды творческой деятельности развивать художественные, литературные, технические и исследовательские способности ребёнка.
Своеобразие проектно- исследовательской деятельности младшего школьника состоит в том, что у него ещё недостаточно развиты универсальные способности и умения, необходимые для самостоятельной работы. Поэтому успех ребёнка возможен лишь тогда, когда его желание заниматься подобной деятельностью совпадает с желанием и умением взрослого организовать эту деятельность – сотрудничество, сделать её по-настоящему интересной и грамотной.
Я испытывала массу затруднений. У меня было много вопросов.
Как осуществляется проектная деятельность детей?
Какие действия взрослых помогут ребёнку стать не только исполнителем работы, но и её творцом?
Как определить меру помощи, которая нужна маленькому исследователю на разных этапах работы?
Как организовать индивидуальную и групповую работу детей над проектом?
Чтобы найти ответы на эти вопросы, мне пришлось очень многому учиться самой, прочитать много статей,
книг. Просмотреть, как выстраивают работу другие педагоги. Посетить и прослушать конференции и вебинары. Много полезной информации я получила на курсе Половинкина Алексея Евгеньевича в онлайн – школе «Фоксфорд».
Мне помогли знания методики проведения учебного исследования, каждый этап которого относится с различными звеньями продуктивного мыслительного акта.
Мотивация
( создание проблемной ситуации)
Исследование
Обмен информацией
Организация информации.
Связывание информации.
Подведение итогов. Рефлексия.
В лабиринте мыслей легко потеряться без плана.
Д. И. Менделеев
Но многолетний опыт обучения показал, что недостаточно знать все основные этапы методики, надо понимать, что занятие, построенное на основе проблемно-исследовательского метода, представляет собой урок-систему. Это значит, что отличительной чертой такого исследования является целостность, т.е. связанность всех его этапов.
Основные шаги:
Сформулировать обобщение урока.
Определить, какой материал должен быть изучен учеником для того, чтобы выявить или обосновать планируемое обобщение.
Определить тип учебного исследования.
Сконструировать проблемную ситуацию.
Продумать состав групп, распределить материал, в какой форме ученики будут представлять результаты своего самостоятельного поиска.
Планирование и проведение такого урока является достаточно трудным и требующим много времени, но и по-настоящему захватывающим. Это создаёт особую атмосферу и стиль взаимодействия с учениками на уроке.
Результат такой работы – развитие исследовательских и коммуникативных умений у младших школьников, высокая познавательная и учебная мотивация учащихся – обеспечивает поддержку творческих усилий и удовлетворение от проделанной работы.
Итогом исследовательской работы и главным этапом обучения юного исследователя является выступление на конференциях различного уровня.
Со своими первоклашками мы создали проект «Городская легенда. Страшная сказка». Изучая историю своей малой родины, мы узнали, что у нас существует своя городская легенда. Решили её адаптировать для младшего школьного возраста, для этого посетили музей, исторические места упоминаемые в этой легенде, создали свою книгу, записали аудиокнигу и подарили её музею. С этим проектом мы выступили на школьной конференции, на региональной научно - практической конференции «Интерес. Познание. Творчество» в городе Обнинске, на международной конференции «Объединяемся знаниями» (стендовый доклад) в гимназии № 1517 г. Москвы и на IV международной научно-практической конференции «Поиск» ИКРО (институт консалдинга и развития образования) Московский педагогический государственный университет, где стали победителями.
«Уча других, учимся сами»
Сенека.
Переживание радости познания – важнейшее условие поддержания и развития познавательной мотивации, исследовательского поведения и творчества.