Экологическое образование и воспитание младших школьников средствами проектно – исследовательской работы
Экологическое образование и воспитание младших школьников средствами проектно – исследовательской работы
Материал раскрывает возможности экологического образования и воспитания младших школьников средствами проектно - исследовательской работы. Основная цель такой работы с учащимися: приобретение и углубление знаний учащихся по различным вопросам охраны природы; создание широких возможностей для воспитания гражданской позиции и ответственного отношения к человечеству и среде его обитания.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Экологическое образование и воспитание младших школьников средствами проектно – исследовательской работы »
Экологическое образование и воспитание младших школьников
средствами проектно – исследовательской работы
Нестерович Любовь Николаевна
МБОУ «Самусьский лицей им. академика В. В. Пекарского» ЗАТО Северск
Экологическое образование и воспитание экологической культуры учащихся начальной школы становятся сегодня одной из главных задач, стоящих перед образовательным учреждением. Чтобы избежать неблагоприятного влияния на экологию, чтобы не делать экологических ошибок, не создавать ситуаций, опасных для здоровья и жизни, современный человек должен обладать элементарными экологическими знаниями и новым экологическим типом мышления. Эффект экологического воспитания учащихся во многом определяется состоянием культуры их взаимоотношений с окружающей средой - природной и социальной. Привитие учащимся культуры отношения с нею осуществляется как процесс усвоения знаний, умений и навыков, как на уроках, так и во время специально организованной внеурочной деятельности детей. Сегодня важно, чтобы все - взрослые и дети - стали на путь сотрудничества с природой. Большую роль здесь должна играть начальная школа, которую можно рассматривать как первую ступень обогащения человека знаниями о природе и социальном окружении, знакомство с общей, целостной картиной мира и формирование научно-обоснованного, нравственного и эстетического отношения к нему. Основой экологической подготовки должны быть, конечно, биологические знания - законы жизни живой природы и понимание того, как необходимо жить, чтобы не нарушить гармонии окружающей среды и желательно, чтобы каждый человек овладел соответствующими знаниями эколога ранее. Основная цель такой работы с учащимися: приобретение и углубление знаний учащихся по различным вопросам охраны природы; создание широких возможностей для воспитания гражданской позиции и ответственного отношения к человечеству и среде его обитания.
Результатами такой работы должны стать:
- на первом уровне: приобретение школьниками социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни;
- на втором уровне: формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура). Формирование ценностного отношения к социальной реальности в целом;
- на третьем уровне: получение школьниками опыта самостоятельного социального действия.
Экологическое образование и воспитание нужно осуществлять повседневно. Для успешного формирования экологической воспитанности учащихся большое значение имеет работа, проводимая в младших классах в этом направлении. Ведь здесь воспитываются основные черты характера человека и общение с природой играет первостепенную роль. Трудно сказать, что важнее - практическая деятельность, непосредственное общение с природой или широкая словесная информация о ней в сочетании с другими средствами воздействия. На первых порах в работе с младшими школьниками заслуживает внимания само сообщение экологических сведений. Позднее необходимо включать детей в непосредственное общение с природой. Только вооружив учащихся научными знаниями об объектах и явлениях природы, мы закладываем основу для их экологического воспитания. Ведь защищать и любить можно то, что хорошо знаешь.
Роль школы в развитии творческой личности огромна. Один из главных путей развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка - исследовательская практика.
Первичные навыки исследовательской работы ребёнок получает на экскурсиях, во время практических работ на местности. Наблюдения помогают учащимся собрать материал для исследовательской деятельности. Походы и экскурсии на природу способствуют формированию умения наблюдать. Окружающая природа - вот непосредственный источник, из которого дети черпают свои первые впечатления и знания. У ребят формируются способность подмечать мелкие на первый взгляд, но существенные на самом деле детали, уметь сравнивать, находить частное и общее, причину и следствие, делать выводы.
В своей работе с младшими школьниками большое место отвожу проектно- исследовательской деятельности. Последние три года посвящены реализации экологических социальных проектов. Так учениками 4-го класса была реализована проектно – исследовательская работа «Есть ли будущее у озера Круглое в посёлке Самусь?». Цель работы: исследование условий, необходимых для сохранения уникального озера в п. Самусь, имеющего природоохранное, научное, эстетическое и оздоровительное значение. В ходе работы ребятами была собрана и изучена информация об озере и его охране, исследовано экологическое состояние озера, а также причины, влияющие на его состояние. Материалы с результатами исследования освещены в средствах массовой информации. Создана брошюра с правилами для отдыхающих на озере Круглое в п. Самусь. По результатам экологического исследования ребятами сделаны выводы о необходимости поддерживать озеро Круглое в состоянии, не ухудшающем его современного состояния; организовать цивилизованный отдых на озере с минимальным ущербом для окружающей природной среды; снизить антропогенную нагрузку на природный объект. Всё зависит от нас людей. Если мы хотим оставить своим потомкам уникальные объекты природы, то об этом нужно заботиться сейчас.
На протяжении последних двух лет мои младшие школьники (1 – 2 класс) пытливо изучают растительный и животный мир Томской области. Ребятами самостоятельно созданы «Атлас растений Томской области» и «Атлас животных Томской области». Цель проектной деятельности: изучение природы родного края.
Атласы растений и животных Томской области - коллективный продукт, результат совместной работы учащихся, учителя и родителей. Учебные пособия содержат сведения о растениях и животных Томской области, предназначены для учащихся начальных классов, учителей, всех, кто интересуется природой родного края.
Основными формами проведения внеурочных занятий при работе над проектами являются экскурсии, выставки, презентации, кружковые занятия, индивидуальные занятия (в условиях выполнения домашнего задания). Формы деятельности:индивидуальная (результат работы одного ученика), групповая (результат работы двух – четырёх учеников), коллективная деятельность.
План работы над проектом:
1. Определяемся с целью и задачами работы над проектом.
2. Знакомимся со способами сбора и обработки информации.
3. Формируем целевые группы из учащихся и социальных партнёров по работе над проектом.
4. Составляем план работы над проектом.
5. Сбор и обработка информации о растениях (животных) Томской области.
6. Составление электронного пособия «Атлас растений (животных) Томской области».
7. Подготовка презентации и устного выступления к защите проекта.
8. Защита проекта. Обсуждение результатов.
Задачи:
1. Изучение классификации растений (животных) Томской области.
2. Изучение особенностей произрастания растений (обитания животных) Томской области.
Источники информации: природные объекты, Интернет, справочники, Красная книга России, общение с родителями. Результаты проектной работы оформляются в виде электронных пособий для школьников, педагогов, родителей.
Как показал опыт работы, исследовательская деятельность учащихся способствует развитию учащихся, формирует устойчивый мотив к учению, повышает качество и уровень самостоятельности, познавательной активности. Поисковая, исследовательская работа формирует у ребят чувство ответственности, позволяет им самоутвердиться, повысить собственную самооценку. Мы гордимся достижениями маленьких исследователей.
Умения и навыки, приобретенные при проведении поисковой, исследовательской работы помогают ученикам в дальнейшем справиться с любым заданием: навыки работы с дополнительной, научной литературой; умение ставить цели и задачи исследования; составлять план работы (алгоритм действий); выделять главное в потоке информации; умение оценивать, анализировать, сопоставлять, классифицировать, отбирать факты. Кроме того, развивается устная монологическая речь, умения описывать факты, объяснять полученные результаты; умение выступать перед аудиторией; высказывать свое мнение, убеждать, доказывать свою точку зрения; умение прогнозировать; навыки работы на компьютере; общение с другими детьми. Привитие навыков исследовательской работы младших школьников успешно влияет на качество образования как одного из условий саморазвития ученика.