Просмотр содержимого документа
«"Эффективность преподавания математики в начальной школе"»
Эффективность урока в первую очередь зависит от личности учителя.
Для того чтобы уровень проведения уроков был оптимально высоким, надо, чтобы учитель в ходе подготовки урока постарался сделать его своеобразным произведением со своим замыслом, завязкой и развязкой подобно любому произведению искусства. Как же построить такой урок?
Важным условием повышения качества уроков является разнообразие методов и приемов обучения, видов деятельности, которые выполняют ученики. Всякая однообразие, в конце концов, порождает у детей ощущение перегрузки. Оно возникает не столько от большого количества задач, их сложности, сколько от однообразия, серости и обыденности.
Учитель не должен довольствоваться тем, что ученик знает определения и теоремы, свойства и основные формулы, приводит примеры, он обязательно должен требовать мотивации и доказательств. Следует стремиться к тому, чтобы вопрос «почему» каждый раз возникал на уроке.
Уже с самого начала урока важно создать у учащихся рабочее настроение, от этого нередко зависит дальнейший успех. Проверяя задание, надо время от времени обращаться к ученикам с вопросами: «У кого иначе?», «А как у тебя?» или «Кто еще предложит иной способ решения?». Подобные обращения-вопросы поощряют учеников высказаться, исправить или дополнить ответ товарища. Следует следить, сосредоточивая внимание на слабых учащихся, чтобы все в классе исправляли ошибки в своих тетрадях, понимали их.
Эффективность урока во многом зависит от того, насколько ученик подготовлен активно воспринимать новый материал, поэтому необходимо проводить устную работу по актуализации опорных знаний (тестирование с взаимопроверкой, графические диктанты, компьютерные тренажеры, приемы «Найди ошибку» и «Допиши формулу»).
Среди применяемых приемов проверки и оценки знаний и навыков, в первую очередь следует назвать индивидуальный опрос, который позволяет основательно проверить знания учащихся, их умение логически мыслить, излагать своими словами содержание прочитанного. Ученики внимательно следят за тем, как отвечает их товарищ, задают ему вопросы, комментируют ответ (указывают на ее недостатки, приводят свои примеры). Именно такая работа активизирует их, в ней обычно участвуют все ученики.
Проводя фронтальный опрос, я иногда прибегаю к использованию игровых моментов, таких, в частности, как работа с загадками, ребусами, кроссвордами. Это очень оживляет занятия.
Важно не самому учителю сформулировать тему урока и его цели, а чтобы это сделал сам ученик. Это можно осуществить различными способами (расшифровать тему урока выполнив задания, при выполнении задания в конце дать задание из новой темы «Предложи свой способ решения», необычная формулировка темы урока «Удивительный мир корней», прием «Корзина идей»).
Чтобы показать значимость изучения данной темы использую задачи из жизни, например, тема «Решение экономических задач» с помощью формулы суммы геометрической прогрессии, при изучении темы "Действия с десятичными дробями" использую счет-квитанцию по оплате за коммунальные услуги, при изучении темы "Проценты" открывается широкая возможность для решения задач, взятых из жизни: услуги банка, подоходный налог на заработную плату, скидка на различные виды товара.
Наиболее рациональные приемы технологии критического мышления на уроках математики- заполнение таблицы по ходу урока «Знаю, хочу знать, узнал» и «Чтение с остановками» - текст пункта разбивается на отдельные части (логические куски). Учащиеся читают часть, затем задается вопрос о дальнейшем развитии мысли, ученики высказывают свои суждения и читают дальше, сопоставляя свои предположения с прочитанным.
Большое значение для активизации учащихся имеет методично правильное использование учебника на уроке. Практика указывает на различные формы работы с учебником: при изучении новой темы, закреплении, домашнего задания. Возбуждает и поддерживает активное внимание учащихся введения при объяснении нового материала выборочного чтения ими учебника. Именно выборочное чтение является эффективным, так как оно обязывает учеников читать сосредоточенно, с напряжением. Таким образом, различные средства активизации мыслительной деятельности учащихся обеспечивают высокий научно-методический уровень урока и глубокое усвоение учащимися знаний, умений и навыков.
Важнейшим средством развития познавательной активности и самостоятельности является диагностика усвоения системы знаний и умений стандартного уровня и переходом на более высокий уровень, при этом необходим дифференцираванный подход к учащимся, который позволяет избежать перегрузки способствует реализации возможностей каждого из них.
Исключительное значение для активизации учебного процесса имеет постановка проблемных задач, например, вывести свойство (ученикам), которые выражают приведенные примеры. В этих условиях ученики работают активнее, чем тогда, когда учитель сам формулирует определения и правила, иллюстрируя их примерами.
Одним из таких приемов является предупредительные задачи. Цель таких задач в том, чтобы дети не просто повторили материал к уроку, а освоили проблемные задачи, для решения которых надо уделить больше внимания на самостоятельную проработку, здесь можно использовать Прием «ПОПС» (разработал Дэвид Маккой Мейсен).
П – позиция («Я считаю, что…)
О – объяснение ( Потому, что…)
П – пример (т.к. я могу подтвердить примером…)
С – следствие (Таким образом, я пришел к выводу…)
После первичного закрепления, учащиеся могут приступить к самостоятельной работе в группах. И в это время учитель выступает в роли консультанта и помощника, также в роли консультантов могут выступать учащиеся, которые хорошо усвоили данную тему.
В задания группам целесообразно включать и задачи развивающего, творческого характера.
Применение данной технологии способствует созданию в классе благоприятного психологического климата. У учащихся возникает чувство удовлетворения после каждого верно решенного задания. Каждый ученик чувствует себя «успешным». Дети перестают испытывать страх перед новыми задачами.
При обобщении материала хорошо использовать Прием «синквей» (от фр. Слова «пять»)- стихотворение из пяти строк, которое строится по определенным правилам.
Выбор форм контроля и оценки знаний учащихся существенно влияет на оптимизацию урока. На своих уроках я провожу самостоятельные и контрольные работы, тесты, диктанты, минизачёты и обобщающие зачёты по окончании изучения темы, устные зачеты по теоретическому материалу и др.
При выполнении различных работ повышается роль самооценки и взаимооценки учащихся. От учителя требуется не только выставление отметки, но и её аргументирование, акцентирование внимания на продвижении ученика в познавательной деятельности, рекомендации по устранению выявленных пробелов. Следствием анализа результатов контроля является работа по коррекции знаний.
На уроках математики важно, чтобы каждый ученик вышел из деятельности положительным, личным опытом и, чтобы в конце урока возникла установка на дальнейшее обучение.
Поэтому в конце урока обязательно провести:
-рефлексию.
Вот примеры способов рефлексии, которые используют на своих уроках.
«Дерево удовлетворённости»
По окончании урока дети прикрепляют на дереве листья, цветы, плоды:
Плоды – урок прошёл полезно, плодотворно;
Цветок – урок прошёл довольно неплохо;
Зелёный листок – не совсем удовлетворён уроком;
Жёлтый листок – урок не понравился, скучно.
Учение только тогда станет для детей радостным и привлекательным, когда они сами будут учиться: проектировать, конструировать, исследовать, открывать, т.е. познавать мир в подлинном смысле этого слова. Познание через напряжение своих сил, умственных, физических, духовных. А это возможно только в процессе самостоятельной учебно-познавательной деятельности на основе современных педагогических технологий.
Педагог должен понимать, что какими знаниями он ни обладал, какими методиками не владел, без положительной мотивации, без создания ситуации успеха на уроке, такой урок обречен на провал, он пройдет мимо сознания учащихся, не оставив следа в нем.
Французский писатель Анатоль Франс отмечал: «Лучше усваиваются те знания, которые поглощаются с аппетитом».