kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Единая страна -единые законы. Судебник 1497 года.

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Единая страна - единые законы.Судебник 1497 года.  Для 4 класс по  курсу внеурочной деятельности "Рассказа по истории России". разработка 2021года.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Единая страна -единые законы. Судебник 1497 года.»

Тема: Единая страна – единые законы. Судебник 1497 года.

Учитель:Булякова Н.В.

Форма урока: комбинированный урок

Цель: Рассмотреть признаки, указывающие на формирование единого государства после этапа раздробленности.

Задачи: образовательные: определить сущность понятия “единого централизованного государства”; способствовать формированию основной терминологии – самодержавный царь, центральные органы власти, судебник. Развивающие: формировать ключевые компетентности (предметные, информационные) - анализировать материал систематизировать его в виде схемы. Извлекать знания из дополнительных источников, наглядных средств обучения. Развивать понятийный аппарат. Воспитательные: формировать адекватное восприятие исторической ситуации, воспитать уважение к прошлому своей страны, чувство гордости за её историю .

Планируемые результаты:

Предметные: рассказывать о падении монгольского ига с помощью исторической карты, иметь представление об объединении княжеств вокруг Москвы и возникновении единого Российского государства .

Личностные: проявлять основы российской гражданской идентичности – чувство гордости за российский народ и историю России, осознавать свою национальную принадлежность, проявлять самостоятельность в информационной деятельности.

Познавательные: понимать содержание текста, интерпретировать смысл.

Регулятивные: определять учебную задачу урока, стремиться ее выполнять и оценивать степень ее достижения.

Коммуникативаные: составлять рассказ, используя ключевые слова, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; формулировать собственное мнение и позицию.


Оборудование: мультемидийное сопровождение, рабочие листы, исторический источник (выдержки из “Судебника” 1497 г.).

Ход урока

Орг. момент. Приветствие. Проверка готовности к уроку.

«Здравствуйте, ребята, я очень рада вас видеть, садитесь!» Сегодня на уроке мы вместе окунемся в историю, и продолжим наше путешествие в Московское государство. Но для этого нам надо вспомнить, что вы изучали на прошлом уроке?

- Что происходило с Русью в XIII – XIV вв. до образования Московского государства? В чем особенность этого исторического периода?  С какими бедами столкнулась Русь?                                                                                                      

Вывод: XIII – XIV вв. – это период политической раздробленности Руси, во главе каждого княжества самостоятельный правитель – князь, зависимость от Золотой Орды.                                                          

- Какое значение имело событие – стояние на реке Угре 1480 г. В чей период правления это произошло?

Вывод: Конец ордынского владычества. Правление Ивана Ш.

Я предлагаю вам вспомнить, как происходило создание единого государства с одним центром. Для этого вам необходимо найти выход из лабиринта (Слайд), соединив события в хронологическом порядке (на столах в каждой группе лабиринт, сообща находят выход). Проверка (Слайд) - (по мере правильных ответов учащихся пути окрашиваются в синий цвет).                                                                      

 Вопрос: -  Вокруг какого города происходит объединение русского государства? (Москва)                                  

- Давайте обратимся к карте и выясним, какую территорию занимало московское государство к первой трети 16 века?  (ответ)

Изучение нового материала.

- Как вы считаете, изменения затронули только внешние границы московского княжества? В каких сферах могли еще произойти изменения? Каковы признаки единого централизованного государства?

- Предлагаю вам самим сформулировать цели нашего урока.(Слайд) (ответы. Система управления, сбор налогов, появление новых единых законов, изменения в порядке владения землей сословный состав и т.д.) Записываем тему урока. Единая страна – единые законы. Судебник 1497 года. (Открываем тетради подписываем число)  

Тема: " Слайд)

- Работать мы будем по рабочему листу, который лежит у вас на столах. (Каждому раздается рабочий лист, в правом верхнем углу подписывают свою фамилию).



Покажите территорию и границы Московского княжества. Столицу.

- Что это означало?

- Означало то, что возникшее в конце XV века государство с центром в Москве было единым. На Руси был один правитель - единственный великий князь.

- И так создание единого государства с центром в Москве означало, что теперь на Руси был один правитель - единственный великий князь, представитель московской династии Рюриковичей Слайд). Иван Ш  всячески стремился подчеркнуть свое особое положение. В 1472 году он во второй раз женился на племяннице последнего византийского императора Софье Палеолог. Женившись на греческой царевне, московский князь становился как бы приемником византийской династии. Он сделал гербом своего государства двуглавого орла – символ византийской империи. Слайд                     

 (Иван Ш принял новый титул – государь всея Руси. Он провозгласил себя самодержцем. Давайте попробуем дать самостоятельное определение понятию самодержец.  И запишем его в своем рабочем листе. Из каких двух слов оно состоит, какие это части речи. (Самодержец – т.е. не подчиняется  никакой другой власти) (Слайд). Прежде всего здесь имеется власть от ордынских ханов. На торжественных приемах Иван Ш стал появляться  со скипетром и державой – символами верховного правления. (Слайд). Его голову венчала великокняжеская корона – шапка Мономаха (Слайд). Появились придворные чины. Ивана Ш на византийский манер начинают именовать титулом царя. 

Теперь я вас попрошу в свой рабочий лист вписать символы власти московского государства, о которых я только что рассказала. (герб, скипетр, держава, шапка Мономаха).

- Какие вы знаете современные символы государства? (Герб, флаг, гимн)

У каждого государства есть государственные символы: флаг и герб. На гербе нашей страны изображен двуглавый орел. Впервые двуглавый орёл в роли государственного символа Русского государства встречается на государственной печати  Ивана III Васильевича. На другой оборотной стороне печати был изображен всадник с копьем. Смысл двуглавого орла на русском гербе очень символичен: сам орёл – символизирует русское государство, одна голова – символ власти правителя (царя), другая – символ власти церкви. А переняла Россия этот герб от Византии. Двуглавый орел сохранился на нашем гербе и сейчас.


- Для того чтобы легче было управлять государством вся территория была разделена на уезды. Которые в свое очередь делились на более мелкие единицы волости и станы. Соответственно в них великий князь назначал наместников и волостелей. Они не получали за свою работу жалованье. А оставляли себе судебные пошлины и часть налогов. Такой порядок содержания должностных лиц за счет местного населения назывался кормлением. Слайд ( Запишем определение в рабочий лист. В московском государстве люди назначались на все должности в зависимости от знатности рода. Эта система получила название местничество. (Слайд) (Местничество – порядок замещения высших должностей в зависимости от знатности рода.) 

Физкультминутка к уроку

Русские земли собрал он в кулак,

Новгород даже им был покорён.

Бился с врагами вот так и вот так.

Герб узаконил, где в центре орёл.

Он над татарами верх одержал,

И от Угры хан Ахмат побежал.

Теперь Иван III для нас не безликий,

Мы называть его будем… (Великий)

Мы с вами знаем, что одним из признаков государства это единые законы. Так вот в



 1497 году Иван Ш издал Судебник – первый свод законов единого государства.  (Слайд)

- Как назывался свод законов Киевской Руси? Кто его создал? (Русская Правда, Ярослав Мудрый)

В Судебнике были собраны все законы и становились обязательными на всей территории Русского государства. Кроме того в Судебнике очень много вопросов касалось взаимоотношений между землевладельцами и крестьянами.

Работа в группах. (Слайд)

1 группа:  -  Выяснить новый вид землепользования? (поместье)

2 группа: – Выяснить кто еще мог владеть землей в Московском государстве?

3 группа: . – Выяснить какие изменения произошли в порядке земледелия у крестьян.

Выступление групп (Слайд термины -  помещик, поместье), трехполье.)

Однако вскоре с распространением поместного земледелия  началось наступление на права крестьян. Ранее крестьяне были вольны уйти от хозяина, но теперь помещику постоянно нужны деньги на жизнь и военные нужды. Идя на встречу помещикам Иван Ш  в  Судебнике 1497 года установил ограничение свободы крестьянам.  .

Обратимся к историческому документу XV века - Судебнику. У вас на столах лежит отрывок из Судебника. (Слайд) Внимательно его прочитайте  и ответьте на вопросы:                                                                                                                                            

 - Как ограничивалась свобода крестьян? (Введение Юрьева дня – 26 ноября последний день с\х работ) (Слайд)

 - Какими мерами Судебник обеспечивал прикрепление крестьян к земле? (Плата пожилое)

-Что такое пожилое? (Слайд) Запишем в рабочий лист.( денежный сбор с крестьян при уходе от помещика в Юрьев день)

Сумма пожилого составляла примерно 1 рубль с человека. На эти деньги в то время можно было купить хорошую лошадь или 100 пудов ржи.

- Чему равен один пуд в килограммах?  Следовательно, сколько килограмм ржи можно купить? Сколько это будет в тоннах?

И так ребята  введение Юрьева дня – это было первое законодательно закрепленное ограничение крестьянской свободы.  

Вот мы с вами и разобрались с признаками единого централизованного государства. - Единая территория государства, Одна столица государства, Единый правитель, Единые законы государстваЦентральные органы власти.



Закрепление нового материала.

(Слайд)  Внимательно читайте вопросы 

Проверь себя: верно - неверно.

Иван III принял титул царя Руси.

Боярская Дума – совещательный орган власти при царе

Признаком единого государства является раздробленность

При Иване II появились символы власти – скипетр и держава

Дворец взимал налоги

Судебник - общегосударственный орган власти

Московское княжество XV-XVI вв. стало централизованным государством.

- Теперь в парах обменяйтесь листами и проведите взаимопроверку


Я попрошу вас сдать мне ваши рабочие листы я посмотрю вашу взаимопроверку,  как вы работали на уроке, все ли успели записать и выполнили ли задания.





Рефлексия

- Итак, ребята скажите, все ли было понятно сегодня на уроке? Что для вас было самым трудным? Достигли ли мы поставленных целей.

«Спасибо за внимание урок окончен!»

        



СУДЕБНИК 1497 ГОДА О КРЕСТЬЯНСКИХ ПЕРЕХОДАХ

“О христианском (крестьянском) отказе”.

А крестьянам переходить из волости в волость, из села в село, один срок в году, за неделю до Юрьева дня осеннего и неделю после Юрьева дня осеннего. Дворы, находящиеся в полях, платят пожилое за двор рубль, а в лесах полтина. А который христианин проживет на нем год, да и пойдет прочь, и он полдвора платит; а три года поживет и пойдет прочь, и он платит три четверти двора; а четыре года проживет, и он весь двор платит.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Единая страна -единые законы. Судебник 1497 года.

Автор: Булякова Наталья Владимировна

Дата: 30.10.2022

Номер свидетельства: 616242

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(161) "План-конспект урока на тему: «Завершающий этап создания единого Русского государства ". "
    ["seo_title"] => string(95) "plan-konspiekt-uroka-na-tiemu-zaviershaiushchii-etap-sozdaniia-iedinogho-russkogho-ghosudarstva"
    ["file_id"] => string(6) "132510"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416340562"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Урок с использованием сингапурской методики "
    ["seo_title"] => string(46) "urok-s-ispol-zovaniiem-singhapurskoi-mietodiki"
    ["file_id"] => string(6) "130524"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415911901"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(75) "Образование единого государства-России. "
    ["seo_title"] => string(42) "obrazovaniie-iedinogho-ghosudarstva-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "164882"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422714860"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(171) "Разработка урока на тему «Западная Азия в древности. Вавилонский царь Хаммурапи и его законы""
    ["seo_title"] => string(97) "razrabotka-uroka-na-tiemu-zapadnaia-aziia-v-drievnosti-vavilonskii-tsar-khammurapi-i-iegho-zakony"
    ["file_id"] => string(6) "248841"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446796514"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства