То, что обучение должно быть согласовано с уровнем развития ребенка – проверенный факт, которые невозможно оспаривать.
Разные учащиеся по-разному овладевают знаниями, умениями и навыками. Эти различия обусловлены тем, что каждый ученик в силу специфических для него условий развития, обладает индивидуальными способностями.
Психофизиологические особенности учащихся, разные уровни их умственных способностей требуют для обеспечения эффективного обучения каждого ученика или группы детей неодинаковых условий обучения. В условиях классно-урочной системы это возможно при дифференциации обучения.
Эта работа сложная, требующая постоянного наблюдения, анализа и учета результатов. Для себя я её разбила на несколько этапов:
- Изучение индивидуальных особенностей учащихся – и физических, и психологических, и личностных, в том числе особенностей мыслительной деятельности, и даже условий жизни в семье.
- Выделение различных групп учащихся, отличающихся:
- различным уровнем усвоения материала на данный момент;
- уровнем работоспособности и темпом работы;
- особенностями восприятия, памяти, мышления;
- уравновешенностью процессов возбуждения и торможения.
3. Составление или подбор дифференцированных заданий, включающих различные приёмы, которые помогают учащимся самостоятельно справиться с заданием, или связанных с увеличением объёма и сложности задания.
4. Постоянный контроль за результатами работы учащихся, в соответствии с которыми изменяется характер дифференцированных заданий.
Каждый из этих этапов по-своему сложен.
С моей точки зрения, правильнее будет деление детей не на «слабых» и
«сильных», а отнесение их к трём условным группам по свойствам уравновешенности процессов возбуждения и торможения:
1-я группа – ученики с преобладанием процесса торможения над процессами возбуждения.
2-я группа – ученики с преобладанием процесса возбуждения над процессом торможения.
3-я группа – ученики с уравновешенными процессами возбуждения и торможения.
Соотношение процессов возбуждения и торможения оказывает влияние на все психологические процессы, на познавательную деятельность.
То, что обучение должно быть согласовано с уровнем развития ребенка – проверенный факт, которые невозможно оспаривать.
Разные учащиеся по-разному овладевают знаниями, умениями и навыками. Эти различия обусловлены тем, что каждый ученик в силу специфических для него условий развития, обладает индивидуальными способностями.
Психофизиологические особенности учащихся, разные уровни их умственных способностей требуют для обеспечения эффективного обучения каждого ученика или группы детей неодинаковых условий обучения. В условиях классно-урочной системы это возможно при дифференциации обучения.
Эта работа сложная, требующая постоянного наблюдения, анализа и учета результатов. Для себя я её разбила на несколько этапов:
- Изучение индивидуальных особенностей учащихся – и физических, и психологических, и личностных, в том числе особенностей мыслительной деятельности, и даже условий жизни в семье.
- Выделение различных групп учащихся, отличающихся:
- различным уровнем усвоения материала на данный момент;
- уровнем работоспособности и темпом работы;
- особенностями восприятия, памяти, мышления;
- уравновешенностью процессов возбуждения и торможения.
3. Составление или подбор дифференцированных заданий, включающих различные приёмы, которые помогают учащимся самостоятельно справиться с заданием, или связанных с увеличением объёма и сложности задания.
4. Постоянный контроль за результатами работы учащихся, в соответствии с которыми изменяется характер дифференцированных заданий.
Каждый из этих этапов по-своему сложен.
С моей точки зрения, правильнее будет деление детей не на «слабых» и
«сильных», а отнесение их к трём условным группам по свойствам уравновешенности процессов возбуждения и торможения:
1-я группа – ученики с преобладанием процесса торможения над процессами возбуждения.
2-я группа – ученики с преобладанием процесса возбуждения над процессом торможения.
3-я группа – ученики с уравновешенными процессами возбуждения и торможения.
Соотношение процессов возбуждения и торможения оказывает влияние на все психологические процессы, на познавательную деятельность.