Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему: "Развитие познавательного интереса на уроках русского языка".»
Развитие познавательного интереса на уроках русского языка.
Проводя урок, мы можем увидеть как работают дети, когда им интересно и неинтересно.
«…Посмотрите, как работает ребенок, когда ему интересно. Удовольствие буквально написано на его лице. Светятся глаза, движения легкие, свободные, быстрые. Да и как может быть иначе - ведь сейчас он раскован, раскрепощен в своих желаниях. Он делает свое дело, интересное и важное ему самому. Делает успешно! Положительная эмоция как тень сопровождает интерес, она - точный сигнал о том, что деятельность нам приятна, доставляет наслаждение.
…Мысль работает ясно, четко, откуда-то приходят решения, которые иначе как красивыми не назовешь, настолько точно они отвечают характеру задачи. Она поглощает его целиком, всю его личность, отключает от остального мира: ко всему остальному он в данный момент глух и слеп. И потому так трудно бывает отвлечь ребенка от выполнения других, может быть, не менее интересных и важных дел, чем то, которым он занимается в данный момент.
Но вот ребенок, которому неинтересно. Как он томится над книгой, которую надо прочесть, или заданием, которое нужно обязательно выполнить. Его тело напряжено, он то ерзает, то беспокойно оглядывается по сторонам, как бы ищет откуда-то спасения от немилой духовной или иной пищи. Или застывает, погруженный в себя, как в сон, из которого его может вывести только резкий окрик или замечание» .Такие характерные «портреты» заинтересованных и незаинтересованных учеников составил А.К. Дусавицкий.
Что же такое интерес?
Интерес- важнейшая предпосылка в процессе активной познавательной деятельности ,с помощью которого учащиеся приобретают прочные знания, умения, навыки.
Как известно, стойкий познавательный интерес формируется при сочетании эмоций и рациональности в обучении.
Еще К.Д. Ушинский подчеркивал, как важно серьезное занятие сделать для детей занимательным.
С этой целью учителя начальных классов должны использовать в своей практике различный, занимательный материал. Он не только увлекает, заставляет задуматься, но и развивает самостоятельность ,инициативу и волю ребенка, приучает считаться с интересами товарищей.
Сегодня, я хочу остановиться только на одном виде работ, способствующем активизации познавательной деятельности учащихся -это дидактической игре.
« Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра-это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра -это, искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» В.А.Сухомлинский
Дидактическая игра-это разновидность игр, с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Они направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в тоже время в них проявляются воспитывающие и развивающие влияния игровой деятельности.
Дидактическая игра имеет свою структуру:
1.дидактическая задача;
2.игровая задача;
3.игровые действия; правила игры;
4.Результат (подведение итогов)
При проведении игр необходимо сохранить все структурные элементы, поскольку именно с их помощью решаются дидактические задачи.
Цель дидактической игры игровых приемов обучения – облегчить переход к учебной задаче, сделать его постепенным.
Основные функции дидактических игр:
1)формирование устойчивого интереса к учению и снятие напряжения , связанного с процессом адаптации ребенка к школьному режиму;
2)формирование психических новообразований;
3) формирование общих учебных умений, навыков учебной и самостоятельной работы;
4)формирование навыков самоконтроля и самооценки;
5) формирование адекватных взаимоотношений и освоение социальных ролей.
Требования к игре: быть интересной, доступной, включать разные виды деятельности детей.
Игра может быть проведена на любом этапе урока.
В зависимости от этого дидактические игры можно разделить на три вида.
ВИДЫ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР:
Обучающая- учащиеся приобретают новые знания, умения и навыки или вынуждены приобрести их в процессе подготовки к игре.
Контролирующая- дидактическая цель состоит в повторении, закреплении, проверке ранее полученных знаний.
Обобщающая- интеграции знаний, установление межпредметных связей, направлена на приобретение умений действовать в различных учебных ситуациях.
Игры используемые на уроках русского языка.
Сознательное и прочное усвоение знаний учащимися проходит в процессе их активной умственной деятельности. Поэтому работу следует организовать так, чтобы учебный материал становится предметом активных действий ученика.