Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему "Формирование интеллектуальных способностей"»
Научно-практическая конференция г. Агрыз 2015г.
Доклад
На тему:
«Формирование у учащихся исследовательских умений и навыков
в рамках образовательной системы
«Школа 2100» в условиях перехода на стандарты второго поколения»
Выполнил:
Покоева Елена Петровна
Учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 3 г. Агрыз
Содержание
1.Введение с 3-4
2.Основная часть с 5-8
3.Заключение с 9
4.Список литературы с 10
Введение
Подготовка ребенка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска, формирование интеллектуальных способностей становится важнейшей задачей образования в условиях перехода на стандарты второго поколения.
Существенное отличие нового стандарта – это акцент на умения добывать и применять знания, на знания как средство развития личности. Сегодня важно учить детей использовать свой опыт, знания, умения и качества личности для решения конкретных проблем, формировать научную картину мира, научить находить путь от научного описания к способностям ориентироваться в конкретных явлениях.
Учебная исследовательская деятельность — это специально организованная учебная деятельность под руководством педагога, направленная на исследование различных объектов с соблюдением процедур и этапов, близких научному исследованию, но адаптированных к уровню познавательных возможностей школьников.
Задачи обогащения исследовательского опыта включают в себя:
Поддержание исследовательской активности школьников на основе имеющихся представлений;
Формирование первоначальных представлений о деятельности исследователя;
Развитие умения ставить вопросы, высказывать предположения, наблюдать, составлять предметные модели.
Для решения этих задач используются следующие методы и способы деятельности.
классифицировать;
обобщать;
отбирать все возможные варианты решения;
переключаться с одного поиска решения на другой;
составлять программу действий по своей работе;
рассматривать объект с различных точек зрения;
сравнивать различные объекты и их совокупности;
составлять задания по предложенной теме;
проводить самоконтроль.
В современной педагогике существует множество методик, формирующие интеллектуальные способности учащихся. В своем докладе я хотела уделить внимание исследовательской деятельности, которая осуществляется детьми в рамках образовательной системы «Школа 2100». В рамках Образовательной системы «Школа 2100» для достижения нового образовательного результата не только выстроена система общеучебных умений, не только используются технологии, позволяющие эффективно их развивать, но, и сформирован понятный алгоритм реализации заявленных целей. На уроках используется технология проблемного диалога, с помощью которой школьники регулярно на каждом уроке учатся ставить цель, составлять план ее достижения, осуществлять поиск решения, рефлексировать о результатах своей деятельности.
Основная часть
Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Любой здоровый ребёнок уже рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Постоянно проявляемая детская активность – естественное состояние ребёнка. Именно это внутреннее стремление к познанию через исследование порождает исследовательское поведение и создаёт условия для исследовательского обучения. Начальная школа - важная ступень не только базового образования. Оно является основой для формирования азов исследовательской культуры.
Учебники Образовательной системы «Школа 2100» нацелены на развитие исследовательской деятельности учащихся. Начинается формирование азов исследовательского поведения с первых уроков с первого класса.Первой целью предмета является знакомство с целостной картиной окружающего мира, то есть овладение умением его объяснять. При этом главную роль в учебниках Образовательной системы «Школа 2100» играют продуктивные задания. Правильный результат выполнения таких заданий нельзя найти в учебнике в готовом виде. Но в текстах и иллюстрациях учебника есть подсказки, позволяющие выполнить задание. Для того чтобы правильно решить задачу или ответить на творческий вопрос, ученикам приходится найти в учебнике нужную информацию, преобразовать ее и изложить собственными словами в виде размышления. Такие задания позволяют научить школьников применению знаний в новой ситуации, т.е. сформировать познавательные универсальные учебные действия.
В соответствии с технологией проблемного диалога ученики на уроке участвуют в совместном открытии знаний на основе цели деятельности, формулируемой самими учениками. У детей развиваются умения ставить цель своей деятельности, планировать работу по ее осуществлению и оценивать итоги выполнения поставленной цели в соответствии с планом.
На уроках используются некоторые приемы, формирующие умения выдвигать гипотезы, подтверждать предположение:
Учим высказываниям:
* Возможно …
* Может быть ..
* Предположим …
* Если бы, то …
* А что, если …
* Допустим …
* Вероятно …
● Учим выдвигать гипотезу через название темы
Учитель предлагает учащимся предположить «О чём может пойти речь на уроке или как может развиваться сюжет?»
Например:
На уроках чтения. Текст с названием
- «Злое утро»
- «Наше Отечество»
- «Лесная хатка» и т.д.
На уроках окружающего мира.
- «Природное равновесие»
- «Природные богатства»
● Недоопределённое задание, задача.
Примеры вопросов:
- Какое задание научит нас …?
- Каких заданий (упражнений) не хватает для закрепления данной темы, способа?
- Что поможет выполнить это задание?
- Какое условие нужно выполнить, чтобы задание (задача) было верно?
- Прочитайте задачу. Будет ли она являться задачей? При каких условиях?
- Что нужно добавить в текст, чтобы …?
● Проблемный вопрос
- Почему весной тает снег?
- Почему льдинка в руке тает?
● «При каких условиях …?»
- При каких условиях данные предметы могут быть полезны: очки, яблоко, компьютер?
- При каких условиях – вредны?
На уроке могут быть поставлены вопросы.
- При каких условиях ответ в задаче может быть другим?
- При каких условиях задача не будет являться задачей?
- При каких условиях текст будет являться законченным?
● Причины и следствия
Учитель предлагает ситуацию:
- друзья поссорились
- опоздал на урок
- на улицах звучит музыка
- медведь зимой не заснул, а бродил по лесу
Учащиеся находят возможные варианты причин, которые привели к этому следствию.
● Мысленный эксперимент
Попробуем в ходе мысленного эксперимента решить несколько задач. Например,
- Что произойдет, если в нашем городе не будет …
- Что произойдёт, если листья с деревьев не опадут?
- Что будет, если в раствор … добавим …?
- Предположим, что мы заменили слова …. Какой текст получим?
И т.д.
● Мозговой штурм
Учитель предлагает проблемный вопрос, ситуацию.
Ученики могут высказывать любое мнение, которое поможет найти выход из затруднительной ситуации. Для того, чтобы выступление во время «мозгового штурма» было корректным, можно разработать ряд правил:
- на обдумывание и высказывание своих мыслей отводится 2-3 минуты;
- высказывание нельзя сразу критиковать и оценивать;
- все ответы фиксируются на доске;
- записанная на доске информация анализируется;
- совместно отбираются наиболее оптимальные решения.
Приёмы, формирующие умения аргументировать, отстаивать свою точку зрения.
Аргументы: Да, это так, потому что …
Контраргументы: Нет, это не так, потому что…
● Упражнения с преднамеренными ошибками и«ловушками»
Выполняя задание «Исправь ошибки»
4+3=8 5+а 5+d
7-6=0 3-2 = 4-2
На уроках математики учимся построению, исследованию и применению математических моделей. С первых уроков предпочтение отдается «открытию» нового методом математической деятельности. На уроках используем буквенную символику. Проверяем истинность высказываний, составляем различные комбинации из заданных элементов и делаем выводы в результате совместной работы всего класса, сравниваем и группируем предметы, находим закономерности. Перерабатываем информацию из одной формы в другую, выбираем наиболее удобную для себя. Наиболее полно такие приемы умственной деятельности, как сравнение, обобщение, абстрагирование проявляются при решении в начальной школе задач следующих видов: задачи на нахождение общего признака изображенных предметов, нахождение отличий между ними, на продолжение числового ряда или ряда фигур, поиск недостающей в ряду фигуры, нахождение признака отличия одной группы фигур от другой. Для решения таких задач ученик должен уметь проводить последовательный анализ фигур обеих групп с выделением и обобщением признаков, свойственных каждой из них. Помимо этих, детям могут быть предложены задачи на составление орнаментов, игровые задания с использованием геометрического конструктора, логические задачи.
На уроках литературного чтения ведется работа над лексическим значением слов, исследование лексического значения незнакомых слов на основе этимологии, с использованием толковых словарей; ведется подбор тематических групп слов, на основе анализа текста ведется выбор заглавия к тексту из ряда данных или самостоятельно подобранных. Формируется умение сравнивать и группировать факты и явления, высказывать свое предположение на основе работы с материалом учебника. Формируется умение прогнозировать предстоящую работу, оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
На уроках русского языка обучение письму проводится сразу в широкую линию. На уроках исследуется и дается характеристика звуков с использованием условных обозначений, ведется наблюдение над несоответствием произношения и написания, проводится поиск «опасных мест» по определенным признакам, выделяются части в буквах, словах, предложениях и тексте. Для выбора точного направления движения руки при письме элементов необходимо проанализировать и осмыслить движение руки. С этой целью учитель каждый раз ориентирует детей рассмотреть и выделить части, из которых состоит рисунок, для обведения и штриховки, а впоследствии буквы и соединения букв.
Большое внимание развитию исследовательского поведения уделяется на уроках окружающего мира. Этому посвящены все задания, снабженные специальным значком.
Приведем пример заданий исследовательского характера из учебника 1-го класса.
Часть 1.
– Собери в парке или в лесу листья разных деревьев. Определи, какому дереву принадлежит каждый из этих листьев.(С. 49.)
Часть 2.
– Можно ли сжать кирпич? Проделай опыт и узнай, сжимаются ли жидкости.
– Удалось ли тебе сжать воду? Почему?
– Теперь проделай с воздухом такой же опыт, как с водой.
– Попробуй догадаться, почему поршень шприца вернулся в прежнее положение. (С. 35.)
На уроках окружающего мира находим нужную информацию, переобразовываем ее и излагаем собственными словами в виде размышления. Учимся наблюдать за природными объектами, проделываем опыты. В методических рекомендациях к УМК «Окружающий мир. Я и мир вокруг» приведена система наблюдений за природными объектами и явлениями, в которой даны рекомендации к проведению наблюдений, опытов и экскурсий. Наконец, в УМК «Окружающий мир» для 1-го класса входит пособие И.И. Кураповой «Мои первые опыты», которое, целиком нацелено на решение этих проблем.
Все приведенные примеры нацелены не на закрепление знаний, а на обучение детей их самостоятельному применению не только в школе. При этом знание перестает быть результатом и становится средством развития личности.
Заключение
Исследовательскую деятельность следует рассматривать как особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения.
Формирование исследовательской культуры учащихся должно проходить поэтапно. Прежде всего в 1 классе это - формирование мыслительных умений и навыков:
1. Учить разделять целое на элементарные составные части в практических действиях, логических играх.
2. Учить соотносить два предмета, два живых организма, две картинки по форме, величине, назначению.
3. Делать вывод по принадлежности к общему родовому понятию.
4. Накапливать опыт определения и объяснения понятий через практический показ определяемого предмета, указание, описание. Выделять внешние признаки знакомых предметов, явлений.
5. Уметь привести примеры, понимать картинный план, отвечать на вопросы типа «Почему?»;
формирование умения работать с книгой и другими источниками информации:
2. Ориентироваться в учебнике, работать с оглавлением.
3. Ориентироваться в порядке расстановки книг в библиотеке, находить нужную книгу
4. Уметь отвечать на отдельные вопросы, самостоятельно формулировать свой вопрос к картинке, вести простейший диалог на основе картинки;
формирование умения инавыков, связанные с культурой устной и письменной речи:
1. Осваивать основные виды письменных работ.
Использование исследований на уроках способствует сближению образования и науки. Что помогает учителю подвести учащихся к самостоятельному мышлению и самостоятельной практической деятельности, к умению видеть проблемы, умению вырабатывать гипотезы, наблюдать, проводить эксперименты, давать определения понятиям. Таким образом, одна из главных задач школы и учителя состоит в том, чтобы привить учащимся умения, позволяющие им активно включаться в творческую, исследовательскую деятельность, содействовать формированию и развитию исследовательских навыков и умений у младших школьников.
Список литературы
1. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., О.В.Пронина
«Букварь. Учебник по обучению грамоте и чтению»- М.: «Баласс», 2011
2. ВахрушеваА.А. «Я и мир вокруг» 1 кл. в 2-х ч.-М.Баласс,2011.
3. Вахрушева А.А. «Самостоятельные и контрольные работы» к учебнику «Окружающий мир»-М.Баласс,2011.
4.Дебашина Е.Ю. Самостоятельная работа на уроках математики в условиях развивающего обучения [Текст] / Е. В. Дебашина // Начальная школа. 2003. № 7. -С.76
5.Демидова, Т. Е., Козлова, С. А., Тонких, А. П. Моя математика: Учебники для 1-4 классов. [Текст] - М.: Баласс, 2011
6.Демидова, Т. Е., Козлова, С. А., Тонких, А. П. Рабочая тетрадь к учебнику «Моя математика». [Текст] -М.: Баласс, 2011
7.Ляхова, Л. В. Организация научно-исследовательской деятельности учащихся. [Текст] /Л. В. Ляхова // Начальная школа. 2009. №7. -С.45
8.Пержинская, Е. В. Как организовать исследовательскую работу в 1 классе. [Текст] / Е. В. Пержинская // Начальная школа. 2008. № 5. -С. 55-57
10.Савенков, А. И. Методика исследовательского обучения младших школьников. [Текст] /А. И. Савенков // М.: Изд. дом «Федоров». 2006. 540с.
11.Савенков, А. И. Психология исследовательского обучения. [Текст] / А. И. Савенков // Москва, Академия развития. 2005 г. 450с.
12.Савенков, А. И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению. [Текст] / А. И. Савенков // М., 2006. 512с.
Формирование у учащихся исследовательских умений и навыков
в рамках образовательной системы «Школа 2100»
в условиях перехода на стандарты 2 поколения.
Светлакова Татьяна Николаевна
Вторая квалификационная категория
МБОУ СОШ № 3 им. Т. Гиззата
Подготовка ребенка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска, формирование интеллектуальных способностей становится важнейшей задачей образования в условиях перехода на стандарты второго поколения.
Учебники Образовательной системы «Школа 2100» нацелены на развитие исследовательской деятельности учащихся. С первых уроков начинается формирование азов исследовательского поведения. Применение новых знаний в новой ситуации, то есть формирование познавательных универсальных учебных действий. Исследовательская деятельность на уроках выполняется в результате функционирования механизмов поиска. Дети учатся ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходиость нового знания.
На уроках математики учимся построению, исследованию и применению математических моделей. С первых уроков предпочтение отдается «открытию» нового методом математической деятельности. На уроках используем буквенную символику. Проверяем истинность высказываний,составляем различные комбинации из заданных элементов и делаем выводы в результате совместной работы всего класса, сравниваем и группируем предметы, находим закономерности. Перерабатываем информацию из одной формы в другую, выбираем наиболее удобную для себя.
На уроках окружающего мира находим нужную информацию, переобразовываем ее и излагаем собственными словами в виде размышления. Учимся наблюдать за природными объектами, проделываем опыты.
На уроках русского языка обучение письму проводится сразу в широкую линию. На уроках исследуем и даем характеристику звуков с использованием условных обозначений, наблюдаем над несоответствием произношения и написания, проводим поиск «опасных мест» по определенным признакам, выделяем части в буквах, словах, предложениях и тексте. На уроках литературного чтения ведется работа над лексическим значением слов, исследование лексического значения незнакомых слов на основе этимологии, с использованием толковых словарей; ведется подбор тематических групп слов, на основе анализа текста ведется выбор заглавия к тексту из ряда данных или самостоятельно подобранны. Использование исследований на уроках способствует сближению образования и науки. Что помогает учителю подвести учащихся к самостоятельному мышлению и самостоятельной практической деятельности, к умению видеть проблемы, умению вырабатывать гипотезы, наблюдать, проводить эксперименты, давать определения понятиям.