«Пути и способы формирования
мыслительной деятельности детей на занятиях»
«В каждом ребёнке дремлют задатки каких-то способностей.
Эти задатки как порох: чтобы их зажечь,
необходима искра»
В. А. Сухомлинский
Кто-то из «мудрых» сказал, что народ, который думает на один год вперёд - выращивает хлеб. Народ, который думает на 10 лет вперёд - выращивает сад. Народ, который думает на 100 лет вперёд - выращивает молодое поколение.
Мыслительный процесс начинается тогда, когда возникает задача или проблема, у которой нет готового способа решения. Если есть стремление что-то понять, в чём-то разобраться, то здесь тоже речь идёт о мышлении.
Работая с детьми дошкольного возраста, мы находимся в поиске таких методов и приёмов работы, которые бы совершенствовали мыслительные способности детей и позволили бы мыслить более продуктивно. Именно благодаря способности человека мыслить решаются трудные задачи, делаются открытия, появляются изобретения.
Но можно ли научиться мыслить более эффективно? Как и другие качества ума, мышление можно развивать. Развивать мышление – значит развивать умение думать.
На решение этой задачи должны быть направлены содержание и методы подготовки мышления дошкольников к школьному обучению. Мышление - это процесс познания человеком действительности с помощью мыслительных процессов, анализа, синтеза, суждений.
Дети очень активны в восприятии задач-шуток, головоломок, логических упражнений. Они настойчиво ищут ход решения, который ведёт к результату. В этом случае, когда занимательная задача доступна ребёнку, у него складывается положительное эмоциональное отношение к ней, что и стимулирует мыслительную активность.
Я с этим полностью согласна, поэтому после того, как я изучила литературу, я приступила к работе по теме «Влияние инновационных технологий на развитие интеллектуальных способностей детей».
На основе имеющихся данных я построила свою работу с детьми, используя методы развития логического мышления с целью помочь детям развить и реализовать свои возможности, развить любознательность в познании окружающего, развить мышление, память, воображение, развивать умственные способности, умение доводить начатую работу до конца.
С этой целью я использую специально организованные игры развивающего характера, в том числе логико-математические игры, а также самостоятельную деятельность детей с познавательными материалами.
Развивающие игры требуют особой осторожности. Трудные, непосильные задачи могут ребёнка отпугнуть. Поэтому, предлагая такие игры детям, я соблюдаю принцип от простого к сложному. Наблюдая за детьми, я пришла к выводу, что когда ребёнку удаётся осилить задание, преодолеть первые трудности, он испытывает большую, радость и готов перейти к более сложной игре.
Для логического мышления детей, я использую как на занятиях, так и в свободной деятельности, такие игры: "Вьетнамская игра", "Колумбово яйцо", "Танграм", "Сложи квадрат", "Цепочка", «Математический планшет», круги Эйлера.
Играя в эти игры, дети, как правило, прибегают к методу проб и ошибок, перебирая различные варианты. Возникает необходимость подумать, найти какую-то закономерность в действиях, понять, почему задача не решается, какие приемы следует применить, чтобы приблизиться к цели. Этот момент игры особенно важен, так как начинается интенсивная работа мысли.
Поэтому в этот момент необходима помощь и поддержка взрослого, его пояснения и рекомендации. Иногда, может быть полезна даже подсказка, которая поможет играющему найти правильное решение.
В процессе специальных игр и упражнений дети осваивают элементы логики, математики. Для развития элементарных математических представлений есть разные дидактические игры, с логическим уклоном. Прежде всего - это блоки Дьенеша. Эти блоки помогают в изучении основных свойств геометрических фигур, в формировании умения выделять множества геометрических фигур по их признакам.
Для многих детских игр используются кубики. Используя одни только кубики, можно создать, целую серию увлекательных игр, занимательных задач, головоломок разной сложности.
Это такие игры как: "Логические кубики", "Сказочные кубики", "Кубик - рубик", "Числовой кубик".
Игры с такими кубиками требуют изобретательности, напряжения ума и воли, а иногда и незаурядных математических способностей, творческого изображения.
В последнее время появилось такое понятие как «Алгоритмика». Особое значение это понятие приобретает в связи с дальнейшим практическим применением приобретенных навыков, приемов, подходов, которые формируются в процессе развития алгоритмического мышления. Алгоритм помогает решать задачи, возникающие в любой сфере деятельности человека. С помощью алгоритмов мы учим детей давать точное, полное определение понятию, вести самостоятельное исследование объекта.
Мы часто используем алгоритмы на занятиях по развитию речи, например при составлении описательного рассказа об игрушках, одежде, транспорте, птицах, о труде взрослых и т.д., так же на занятиях по художественной литературе в заучивании стихотворений.
Игровые занятия - это лишь одна из форм организации детей, целью которой является развитие интеллектуальных способностей детей.
Провожу занятия и развлечения в нетрадиционной форме. С этой целью разработала и провела такие занятия: " В гости к лесным друзьям ",
«Нарядная ёлочка», «Прогулка в лес», «По сказке «Мороз Иванович», «В гостях у мишки», занятие по развитию интеллектуальных способностей интеллектуальная игра «Счастливый случай» и другие.
Во всех этих и других проводимых мною занятиях я способствую развитию у детей интереса к решению познавательных, творческих задач, к разнообразной интеллектуальной деятельности, образного и логического мышления, умения воспринимать и отображать, сравнивать, обобщать.
На занятиях при закреплении представлений о геометрических фигурах, их преобразовании я использую различные головоломки, загадки, задачи-шутки используются много в ходе обучения решению арифметических задач, при формировании представлений о времени.
На занятиях по развитию логического мышления используются различные игры. Такие игры, как «Кто летает?», «Съедобное – несъедобное», «Загадки»– они способствуют формированию внимания ребенка и его интеллектуальных способностей, учат выделять существенные признаки предметов.
Игры, где нужно искать одинаковые свойства или признаки предметов: “Чудесный мешочек”, “Определи предмет на ощупь”, “Найди предмет, отличающий от других”. В таких играх ребенок учится рассуждать, быть внимательным.
Быть наблюдательным и внимательным учат игры и упражнения: «Что нарисовано?», «Назови предмет в ряду», «Что лишнее?» «Домино», «Как одним словом можно назвать предметы».
«Найди лишний предмет (фигуру)», «Посели в домики», «Поставь нужный знак», «Выдели фигуры по форме и цвету», «Найди отличия», «Слово рассыпалось», «Прочитай слово» формируют элементы логического мышления и умение рассуждать, делать свои умозаключения.
Для формирования понятий количественных и качественных понятий используем такие упражнения “Найди картинку с самым низким деревом”, “Найди картинку с самым высоким мальчиком”, “Покажи мяч средней величины” и прочие.
Игры “Лабиринты”, “Продолжи ряд”, “Помести недостающую фигуру”, развивают логическое мышление, смекалку, сообразительность.
Немаловажную роль я отвожу организации самостоятельной детской деятельности в специально организованной развивающей среде.
В самостоятельной деятельности ребёнок осознанно воспринимает игровую задачу, целенаправленно её решает, выбирает пути и способы достижения результата, разговаривает со сверстниками и воспитателем, высказывается по поводу действий, сущности игры.
Независимо от характера игровой деятельности, её назначения (свободная или организованная) я стараюсь направить процесс познания ребёнком математических, логических представлений, включаюсь в игру, придумываю схемы и планы, карты путешествий и поиски кладов, развитие событий во времени, исполнение самых разнообразных детских желаний, обогащая при этом представление детей.
Для успешного освоения программы школьного обучения ребенку необходимо не только много знать, но и последовательно и доказательно мыслить. Оттачивая ум ребенка, развивая гибкость ума, мышление, логику, мы педагоги помогаем ему успешнее подготовиться к обучению в школе.