Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему: "Способы диагностики результатов воспитания"»
Министерство образования, науки и молодёжной политики
Краснодарского края
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края
«ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
Сообщение на тему:
«Способы диагностики результатов воспитания»
Выполнила:
студентка Ш-22 группы
Баранова Светлана
Ейск, 2022г.
Диагностика (от греч. diagnostikos – способный распознать) – это оценочная процедура, направленная на прояснение ситуации, выявление истинного уровня воспитанности. Данные оценочного уровня сопоставляются с исходными (начальными) характеристиками воспитанности, разница между ними определяет эффективность воспитательного процесса.
Через диагностику учитель устанавливает, как реализованы педагогические задачи, какие из них требуют дальнейшего решения.
Чтобы иметь реальное представление о результативности воспитательной работы, по определению В.А. Караковского, современному учителю необходимо владеть специальной методикой. Педагоги, психологи, социологи создали довольно богатый арсенал средств, с помощью которых можно изучать эффективность воспитания и совершенствовать его.
В качестве эталонных показателей воспитанности используются критерии (от лат. «сравнение»).
Критерий воспитанности – это теоретически разработанные показатели уровня сформированности различных качеств личности.
Определение уровней воспитанности представляет собой такое же тестирование, с той, однако, разницей, что тестом служит не теоретическое задание, а практическое поведение воспитанника в определенной ситуации, выполнение им требуемых действий, свидетельствующих о наличии или отсутствии определенных качеств.
Критерии воспитанности помогают учителю получить общие представления о ходе и результатах воспитательного процесса, но не дают возможность проникнуть вглубь, надежно диагностировать скрытые качества.
Недостатки критериев воспитанности в том, что они не позволяют определить в комплексе все качества личности, можно лишь выявить уровень нравственных ценностей, оценить духовную атмосферу класса, характер взаимоотношений сверстников.
Второе направление диагностики – изучение индивидуальных особенностей каждого. Особое внимание нужно обратить на проявление результатов воспитания во внешней форме (суждения, оценки, поступки, действия ребенка) и связанных с явлениями, скрытыми от глаз педагога (мотивы, убеждения, планы, ориентации). А также оценка поведения окружающими людьми (родителями, учителями-предметниками, сверстниками) и самооценка.
Какие методы может использовать учитель в начальной диагностике при планировании воспитательной работы в классе? Самая большая и популярная группа этих методов – опросы. Они широко представлены в педагогической литературе, с их помощью выявляются ценностные ориентации учеников, знания, установки, позиции, отношения к сверстникам, окружающему миру и себе.
Метод наблюдения – наиболее доступный способ получения знаний об учащихся. Но личное наблюдение не может стать для педагога единственным источником изучения качеств ребенка, то есть оно является односторонним и субъективным. Поэтому следует учитывать результаты наблюдений других людей.
Метод беседы – обязывает учителя прислушиваться к суждениям окружающих ребенка (учителей, воспитателей, родителей, сверстников), находящихся в непосредственной близости со школьником, чтобы правильно определить сущность формирующейся личности. Необходимо сопоставить данные, полученные в сочетании с личными наблюдениями.
Метод анкетирования – позволяет не только выяснить мнения ребят по интересующим вопросам, но и выявить их склонности, связи, оценочные суждения. Анкетный опрос может быть письменный (иногда и устный). Результативность анкетного опроса зависит от ряда условий: результаты опроса не будут использованы им во вред; формулировка вопроса должна быть четкой, ясной, доступной для данного возраста; анкета не должна быть громоздкой. Для младших школьников должно быть три вопроса. Вопросы могут быть открытого характера (когда ученики сами придумывают ответ), закрытого (когда ребятам предлагается ряд возможных ответов), полуоткрытого (когда к перечню возможных ответов они дописывают свои).
Не надо переоценивать значение анкетного опроса. Эффективное использование этого метода требует специальных умений. Самое важное – по результатам анкетирования внести необходимые коррективы в деятельность педагога.
Метод столкновения взглядов, позиций. Форма данного метода позволяет обращаться к ученикам с просьбой высказать свое мнение, дать совет, как относиться к определенному явлению, поведению, проблеме.
Метод социометрического выбора. Этот метод помогает проникнуть во взаимоотношения одноклассников, выявить разные микрогруппы, неформальных лидеров, а также личную позицию ребенка в коллективе сверстников.
Используя метод социометрии, следует помнить, что он налагает на педагога большую ответственность и требует от него высокого чувства такта и меры.
Метод ранжирования – это расположение по значимости (по рангу). Ранжирование можно использовать не только применительно к личности, но и для выяснения ценностных ориентации ребят.
Анкета-интервью – один из результативных и подходящих методов для начальной диагностики. Преимущество этого метода заключается в том, что он сочетает программированные вопросы и беседу. Информацию получают непосредственно в контакте с изучаемыми школьниками. Этот метод включает также элементы наблюдения и создания ситуаций. Учитель имеет возможность наблюдать реакцию, эмоциональное отношение к себе и вопросам. Кроме того, он задает дополнительные вопросы, уточняет и обобщает ответы.
Большая группа методов, которая используется учителями, это методы оценивания (рейтинг) – взаимные, перекрестные, независимые характеристики, оценки компетентных судей, экспертные оценки, самооценки и т.д. В педагогической практике эти методы имеют большое значение. Множество субъективных оценок несут в себе объективную, богатую и многостороннюю информацию.
Оценивание имеет самые разные варианты. Очень продуктивна анкета «Знаешь ли ты себя и своих товарищей?». Здесь сочетаются оценка и самооценка. Содержание оцениваемых качеств можно менять в зависимости от задачи диагностики.
Одним из достоверных диагностических методов являются воспитывающие ситуации. В них можно вложить разнообразное содержание: поставить задачу-ситуацию, провести анализ результатов деятельности ученика, создать эстетические условия для игры, труда, общественной или учебной деятельности и т.д. Воспитывающие ситуации по своему характеру бывают естественными (возникают в процессе деятельности и общения учеников), создаваемыми специально и примеры-ситуации, взятые из жизни и предложенные для анализа учащимся. Последние помогают выявить их знания, ценностные ориентации, умение принимать решение. Но они не могут показать, как реально поступит ученик. Поэтому более эффективна ситуация, подготовленная заранее. При этом должно быть обеспечено несколько основных условий: естественность обстановки, искренность и отсутствие саморекламы у учеников, желание участвовать в деятельности, которая предлагается.
Для начальных классов подходит игра-ситуация. Покажем это на двух примерах. Игра «Почему я тебя выбрал?» помогает выявить отношение к учебным предметам. На классной доске вывешиваются таблицы, на которых написаны все учебные предметы. Учитель называет тот или иной предмет, а ученики подходят к той таблице, где указан предмет, который им нравится больше всего. Так около каждой таблицы собирается группа учащихся. Потом ученики рассказывают, почему они выбрали тот или иной предмет. Дети получают маленькие подарки – сувениры от своих любимых учебных предметов: математики, чтения и др.
Другая игра-ситуация: учительница говорит, что в школе будет проводиться день труда. Поэтому пусть каждый подумает, какую работу он выберет (предлагается список трудовых заданий). Игра заканчивается конкретной работой, в ходе которой продолжается изучение школьников, фиксируются расхождения между словом и делом.
Полученная информация дает возможность учителю понять некоторую зависимость между взаимоотношениями в коллективе и творческой активностью учеников. К примеру, начальное отношение к заданию прямо не связано с результатами труда, потому что в процессе работы могут изменяться и развиваться качества личности учеников. Не всегда творческие возможности учеников реализуются, если у них не выработано умение общаться с товарищами. Такая диагностика позволяет выявить особенности личности, ценные для дальнейшего развития коллектива и проведения последующей диагностики.
В обобщающей диагностике пользуются также методом анализа продуктов творчества учеников в процессе их самостоятельной деятельности – художественно-эстетический, трудовой, учебной и т.д. Педагог создает условия для творчества школьников, организует творческие игры, ситуации, реальную деятельность. Например, если необходимо выявить трудовые и эстетические установки, можно поставить задачу написать очерки, стихи, рассказы, нарисовать картину и т.д., которые отражают сущность труда рабочих, характеризуют их качества, взаимоотношения, красоту трудовой деятельности и т.п. Жанр, который ученики выбрали, может свидетельствовать об их интересах, содержание творческих работ – раскрыть отношение к жизни, к людям, эмоционально-оценочный мир учеников.
В практике известны и другие подходы в определении воспитанности учащихся. В исследованиях Л.М. Фридман уровень воспитанности выражает степень сформированности у школьников в соответствии с его возрастными возможностями важнейших качеств личности.