Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему "Инклюзивное образование"»
МБОУ «Зубово – Полянская гимназия»
ДОКЛАД
на тему: «Инклюзивное образование.
Проблемы и пути их решения»
Прочитан на кустовом МО учителей начальных классов.
Докладчик: Митрейкина В.Б.
учитель начальных классов
п. Зубова Поляна 2016г.
Наше образование находится на этапе серьезных изменений, заданных фактом вступления в силу нового Закона ≪Об образовании≫ от 1 сентября 2013 года. Определены основные ориентиры развития и изменения образовательной практики, содержания образовательных отношений, правовое поле всех участников образовательного процесса.
Важным и прогрессивным шагом в развитии ценностных основ образования стало определение инклюзивного образования как обеспечения равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых потребностей и индивидуальных возможностей детей.
Инклюзивное образование (фр. inclusif – включающий в себя, лат. includere – заключать, включать) – особый подход к построению общего образования, который подразумевает доступность (возможность) образования для каждого ребенка, независимо от его особых нужд и потребностей.
В основе инклюзии – простая и древняя как мир идея, что школа – для детей, какими бы они ни были, а не наоборот, дети особым образом должны готовиться и самое главное – подходить школе.
Инклюзивное образование стремится развить методологию, что все дети – индивидуумы с различными потребностями в обучении. Оно старается разработать подход к преподаванию и обучению, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей в обучении.
В его основе – 8 основополагающих принципов:
● ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
● каждый человек способен чувствовать и думать;
● каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
● все люди нуждаются друг в друге;
● подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
● все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
● для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
● разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Трудно представить себе педагога, который не захотел бы подписаться под этим, не захотел бы работать в школе, сумевшей воплотить все восемь принципов!
Но как воплотить, как создать такую школу? За поисками ответа на этот вопрос – Будущее. Будущее новой школы, нового образования, миллионов детей.
Роль педагога в воплощении принципов инклюзивного образования колоссальна. Как предметник он может организовать учебный процесс таким образом, чтобы знание было усвоено и присвоено каждым учеником класса, независимо от его способностей и особых потребностей.
Как классный руководитель он может создать в классе особый климат доверия и принятия, в котором раскрылись бы лучшие стороны каждого ученика, таланты и сильные стороны характера каждого ребенка.
Условия инклюзии
Для того чтобы любой ребенок со своими особенностями мог обучаться в школе, которая находится рядом с домом, необходимо создать специальные условия, т.е. условия порой нетипичные и нестандартные для нашей школы. Это требования к школе закрепил Закон ≪Об образовании≫. Список требований широк и разнообразен. Это условия обучения, воспитания и развития обучающихся, включа-
ющие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических
материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
Сегодня в образовании закреплены понятия ≪индивидуальный учебный план≫ и ≪адаптированная образовательная программа≫. Индивидуальный учебный план обязан обеспечить освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося. Согласно п. 1 ст. 79 нового Закона, содержание образования и условия организации обучения и воспитания
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой. Такая программа не подразумевает индивидуальный вариант, она подразумевает индивидуализацию методов и
форм обучения и поддержки на основе общего контекста содержания обучения и учебного взаимодействия. Адаптированная образовательная программа – явление новое для нашей образовательной практики.
Инклюзивная культура образования складывается, прежде всего, из отношений между участниками образовательной среды, учениками, учителями и родителями. Инклюзия, в самом широком ее понимании, предполагает, что у каждого ребен-
ка есть потенциал быть принятым в пространство школы и общества. Дети с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья были в наших массовых школах всегда.
Агрессия в строну ребенка с ограниченными возможностями, который пришел в общеобразовательный класс, исходит и от одноклассников, и, увы, от их родителей, а порой и от самих педагогов.
Включение – это прежде всего процесс человеческих отношений. Даже огромные финансовые средства государственной программы не решат проблемы инклюзии, если мы не примем друг друга и самих себя.
К сожалению, подвергаться насмешкам и оскорблениям может любой ребенок, отличающийся от остальных, – с лишним весом, рыжий. Если кого-то обижают, значит, в школе не создан климат, когда все чувствуют себя безопасно и уве-
ренно, плохо работает педагогический коллектив, плохо поставлена работа с родителями. Если такое вдруг случится, причины нужно искать не в детях с инвалидностью, а в школе. Уйдет ребенок с инвалидностью – будут обижать кого-то другого.
Потребности ребенка
Ребенок всегда чувствует, что он в чём-то ≪не такой, как все≫. Если он, не такой, никому не мешает и разница между ним и другими никого не раздражает, то это несовпадение может волновать лишь его одного. Но нередко это несовпадение служит причиной отторжения всеми одного. Поддержка – это не только признание взрослым права ребенка быть ≪не таким≫, но и помочь ему находить в себе силы
строить отношения с другими, оставаясь самим собой. Пока ребенок не получит возможности строить отношения с другими, социальный контекст закрыт для его индивидуального сознания. Находясь среди людей, он чувствует себя одиноко и неуместно.
Инклюзивная школа
Какая школа может называться инклюзивной? Прежде всего, школа доступная. Не только архитектурно доступная, но и психологически открытая для любого ребенка.
Инклюзия в образовании важна не сама по себе, а постольку, поскольку посредством включения в образование человек получает доступ в общество. Идея инклюзивной школы лежит в построении новой культуры, культуры
включающего общества.
Безусловно, обучаться дети должны все вместе. Права должны быть равные у всех. Невозможно ничем заменить общение детей друг с другом, им это просто необходимо!