Доклад на тему: " Инклюзивное обучение- комплексный процесс обеспечения равного доступа к качественному образованию детей с ОВЗ.
Доклад на тему: " Инклюзивное обучение- комплексный процесс обеспечения равного доступа к качественному образованию детей с ОВЗ.
Основная цель образовательного учреждения, вступившего на путь развития инклюзивной практики – создание специальных условий для развития и социальной адаптации учащихся с особыми образовательными потребностями и их сверстников.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему: " Инклюзивное обучение- комплексный процесс обеспечения равного доступа к качественному образованию детей с ОВЗ.»
Инклюзивное обучение –комплексный процесс обеспечения равного доступа к качественному образованию детей с ОВЗ.
Инклюзивное образование - это процесс обучения и воспитания, при котором все дети, в независимости от их физических, психических, интеллектуальных и других особенностей, включены в одинаковые виды деятельности, вовлечение в коллективные формы обучения и групповое решение задач, совместные проекты, при этом учитывая их особые образовательные потребности. Они посещают общеобразовательные школы по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности, Самым главным направлением в работе с такими детьми является индивидуальный подход с учетом специфики развития психики и здоровья каждого ребенка.
Основная цель образовательного учреждения, вступившего на путь развития инклюзивной практики – создание специальных условий для развития и социальной адаптации учащихся с особыми образовательными потребностями и их сверстников.
Задачи инклюзивного образования:
-создание эффективной системы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения обучающихся с ОВЗ с целью максимальной коррекции недостатков их психофизического развития, эмоционально-волевой сферы, активизации познавательной деятельности, формирования навыков и умений учебной деятельности;
- освоение обучающимися общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами;
-формирование у всех участников образовательных отношений толерантного отношения к проблемам детей с ОВЗ.
Реализация основных принципов инклюзивного образования детей с ОВЗ в общеобразовательных учреждениях базируется на следующих содержательных и организационных подходах, способах, формах: индивидуальный учебный план и индивидуальная образовательная программа учащегося – ребенка с ОВЗ - по развитию академических знаний и жизненных компетенций; социальная реабилитация ребенка с ОВЗ в образовательном учреждении и вне его; психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ в процессе обучения и социализации; психолого-педагогический консилиум образовательного учреждения; индивидуальная психолого-педагогическая карта развития ребенка с ОВЗ; портфолио учащегося – ребенка с ОВЗ; компетентность учителя в области общего образования с элементами специального образования, в области социальной адаптации и реабилитации; повышение квалификации учителей общеобразовательного учреждения в области инклюзивного образования; рабочие программы освоения предметов образовательной программы в условиях инклюзивного образования детей с ОВЗ в соответствии с образовательными стандартами; тьюторское сопровождение ребенка с ОВЗ в процессе обучения; доступность классов и других помещений учреждения (устранение барьеров, обеспечение дружественности среды учреждения); адаптивная образовательная среда – оснащение образовательного процесса ассистирующими средствами и технологиями (техническими средствами обеспечения комфортного и эффективного доступа); адаптивная образовательная среда – коррекционно-развивающая предметная среда обучения и социализации; сплочение ученического коллектива, развитие навыков сотрудничества, взаимодействия и взаимопомощи; ориентация воспитательной системы учреждения на формирование и развитие толерантного восприятия и отношений участников образовательного процесса.
Сегодня стало понятно, что школа сама должна измениться для того, чтобы стать инклюзивной, ориентированной на любого ребенка с любыми образовательными потребностями. Это сложный процесс, требующийорганизационных, содержательных, ценностных изменений. Нужно менять не только формы организации обучения, но и способы учебного взаимодействия учеников..
Педагог является центральной фигурой реализующей инклюзивные процессы, создающей психолого-педагогические условия для интеграции ребенка с ОВЗ в образовательное пространство. Значение имеет все – отношение педагога к ребенку, отношение педагога к результату достижений ребенка, умение педагога индивидуализировать процесс обучения, умение хвалить и т.д.
В нашей школе создаются необходимые условия для адаптации образовательного пространства школы для каждого участника образовательного процесса.
В качестве приоритетных выступают следующие направления деятельности школы:
• создание необходимых условий для адаптации, социализации, обучения, воспитания и развития личности учащегося через интеграцию школьного, общего и дополнительного образования;
• вовлечение в социальную жизнь детей с особыми образовательными потребностями и их возрастными и индивидуальными особенностями, уровнем развития, состоянием здоровья;
• создание комфортной образовательной среды для детей, имеющих разные стартовые возможности;
• формирование у обучающихся положительного отношения к учению как фактору личного роста, преодоление негативных особенностей эмоционально-личностной сферы посредством успешности в различных видах деятельности (учебной, творческой, проектно-исследовательской, коммуникативной, трудовой и др.);
• сохранение и укрепление здоровья школьников;
• влияние на изменение общественного сознания по отношению к людям с особыми образовательными потребностями и особенностями в развитии.
Поиск наиболее оптимальных путей, средств, методов для успешной адаптации и интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общество – это задача всех и каждого.
Специальные методики для обучения детей с ОВЗ
• Поэтапное разъяснение заданий.
• Последовательное выполнение заданий.
• Повторение учащимся инструкции к выполнению задания.
• Обеспечение аудио-визуальными техническими средствами обучения.
• Близость к учащимся во время объяснения задания.
• Перемена видов деятельности
• Подготовка учащихся к перемене вида деятельности.
• Чередование занятий и физкультурных пауз.
• Предоставление дополнительного времени для завершения задания.
• Предоставление дополнительного времени для сдачи домашнего задания.
• Работа на компьютерном тренажере.
• Использование листов с упражнениями, которые требуют минимального заполнения.
• Использование упражнений с пропущенными словами/предложениями.
• Дополнение печатных материалов видеоматериалами.
• Обеспечение учащихся печатными копиями заданий, написанных на доске.
• Индивидуальное оценивание ответов учащихся с ОВЗ
• Использование индивидуальной шкалы оценок в соответствии с успехами и затраченными усилиями.
• Ежедневная оценка с целью выведения четвертной отметки.
• Разрешение переделать задание, с которым он не справился.
• Оценка переделанных работ.
• Использование системы оценок достижений учащихся.
• Использование ИКТ и ЦОР.
Поиск наиболее оптимальных путей, средств, методов для успешной адаптации и интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общество – это задача всех и каждого.
Задачи инклюзивного образования:
-создание эффективной системы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения обучающихся с ОВЗ с целью максимальной коррекции недостатков их психофизического развития, эмоционально-волевой сферы, активизации познавательной деятельности, формирования навыков и умений учебной деятельности;
- освоение обучающимися общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами;
-формирование у всех участников образовательных отношений толерантного отношения к проблемам детей с ОВЗ.
Реализация основных принципов инклюзивного образования детей с ОВЗ в общеобразовательных учреждениях базируется на следующих содержательных и организационных подходах, способах, формах:
индивидуальный учебный план и индивидуальная образовательная программа учащегося – ребенка с ОВЗ - по развитию академических знаний и жизненных компетенций;
социальная реабилитация ребенка с ОВЗ в образовательном учреждении и вне его;
психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ в процессе обучения и социализации;
индивидуальная психолого-педагогическая карта развития ребенка с ОВЗ;
портфолио учащегося – ребенка с ОВЗ;
компетентность учителя в области общего образования с элементами специального образования, в области социальной адаптации и реабилитации;
повышение квалификации учителей общеобразовательного учреждения в области инклюзивного образования;
рабочие программы освоения предметов образовательной программы в условиях инклюзивного образования детей с ОВЗ в соответствии с образовательными стандартами;
тьюторское сопровождение ребенка с ОВЗ в процессе обучения;
доступность классов и других помещений учреждения (устранение барьеров, обеспечение дружественности среды учреждения);
адаптивная образовательная среда – оснащение образовательного процесса ассистирующими средствами и технологиями (техническими средствами обеспечения комфортного и эффективного доступа);
адаптивная образовательная среда – коррекционно-развивающая предметная среда обучения и социализации;
сплочение ученического коллектива, развитие навыков сотрудничества, взаимодействия и взаимопомощи;
ориентация воспитательной системы учреждения на формирование и развитие толерантного восприятия и отношений участников образовательного процесса.
Сегодня стало понятно, что школа сама должна измениться для того, чтобы стать инклюзивной, ориентированной на любого ребенка с любыми образовательными потребностями. Это сложный процесс, требующий организационных, содержательных, ценностных изменений. Нужно менять не только формы организации обучения, но и способы учебного взаимодействия учеников. Традиция школьного преподавания как трансляции знаний, должна стать специально организованной деятельностью по коммуникации участников обучения, по совместному поиску новых знаний. Профессиональная ориентировка учителя на образовательную программу неизбежно должна измениться на способность видеть индивидуальные возможности ученика и умение адаптировать программу обучения.
Деятельность каждого педагога, работающего в общеобразовательном учреждении, подчинена главной цели: создание особых условий для оптимизации психического и физического развития детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Необходимо осуществить наиболее полную реабилитацию личности обучающегося с ОВЗ и помочь успешной адаптации его в социуме.
В своей практике мы используем следующие формы коррекционной работы:
● наблюдаем за учениками во время учебной и внеурочной деятельности (ежедневно);
● поддерживаем постоянную связь с учителями предметниками, психологом, социальным педагогом, администрацией школы, родителями;
● составляем психолого-педагогическую характеристику учащегося с ОВЗ при помощи методов наблюдения, беседы, экспериментального обследования, где отражаются особенности его личности, поведения, межличностных отношений с родителями и одноклассниками, уровень и особенности интеллектуального развития и результаты учебы, основные виды трудностей при обучении ребенка;
● контролируем успеваемость и поведение учащихся в классе;
● организуем внеурочную деятельность, привлекаем учащихся к подготовке и проведению классных часов, коллективно-творческих дел, различных конкурсов.
Активные методы обучения - это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Так в начале урока активные методы позволяют создать психологический настрой обучающихся на занятие, вовлечению всех обучающихся в учебный процесс, созданию ситуации успеха. С этой целью в начале урока могут использоваться различные приветствия.
1) Начинаю свой урок с психологического настроя:
«Подари улыбку другу», «У меня сегодня все получится на уроке».
2) Важным для меня является включение в урок активных методов выяснения ожиданий. Такой метод, как «Дерево ожиданий» позволяют лучше понять класс и каждого ученика, а полученную информацию в дальнейшем использовать для осуществления личностно-ориентированного подхода к обучающимся.
Специальные методики для обучения детей с ОВЗ
Рекомендую использовать следующие методические приемы:
• Поэтапное разъяснение заданий.
• Последовательное выполнение заданий.
• Повторение учащимся инструкции к выполнению задания.
• Обеспечение аудио-визуальными техническими средствами обучения.
• Близость к учащимся во время объяснения задания.
• Перемена видов деятельности
• Подготовка учащихся к перемене вида деятельности.
• Чередование занятий и физкультурных пауз.
• Предоставление дополнительного времени для завершения задания.
• Предоставление дополнительного времени для сдачи домашнего задания.
• Работа на компьютерном тренажере.
• Использование листов с упражнениями, которые требуют минимального заполнения.
• Использование упражнений с пропущенными словами/предложениями.
• Дополнение печатных материалов видеоматериалами.
• Обеспечение учащихся печатными копиями заданий, написанных на доске.
• Индивидуальное оценивание ответов учащихся с ОВЗ
• Использование индивидуальной шкалы оценок в соответствии с успехами и затраченными усилиями.
• Ежедневная оценка с целью выведения четвертной отметки.
• Разрешение переделать задание, с которым он не справился.
• Оценка переделанных работ.
• Использование системы оценок достижений учащихся.
• Использование ИКТ и ЦОР.
В своей практике применяю на уроке литературного чтения :
направленное чтение. Метод позволяет направлять учащихся при чтении с помощью вопросов на уровне понимания. Читая произведение по несколько абзацев, учащиеся ищут ответы на поставленные вопросы. Чтение происходит с остановками и обсуждением прочитанного.
Очень эффективным активным приемом является использование сигнальных карточек.
Особое значение уделяю использованию сигнальных карточек при самооценивании. Дети с удовольствием выбирают нужную карточку для оценивания своей работы на уроке.
Использование мозгового штурма в учебном процессе придает соревновательский дух, концентрирует внимание, развивает у детей умение переключаться с одного вида деятельности на другой, устанавливается межпредметная связь
Любое открытие, пусть самое маленькое, сделанное при решении даже самой простой задачи, сродни большому открытию учёного. Тем самым у ребёнка пробуждается желание совершать новые открытия, самостоятельно добиваться каких–то успехов.
Таким образом, продуманный и правильно организованный урок в общеобразовательном классе, где обучается ребёнок с ОВЗ, сочетание в комплексе стандартных методов и психологических приёмов, любовь и терпение, позволяют добиться положительного результата в рамках обучения, адаптации и интеграции детей с ОВЗ в коллективе и в обществе.