Организация учебного процесса обучающихся с ОВЗ по УМК "Школа России"
Организация учебного процесса обучающихся с ОВЗ по УМК "Школа России"
Доклад к педсовету"Инклюзивное образование" по теме "Организация учебного процесса обучающихся с ОВЗ по УМК "Школа России".Сообщается о ребёнке с ОВЗ, что необходимо учитывать учителю при организации уроков в классе, где есть ученик с ОВЗ.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Организация учебного процесса обучающихся с ОВЗ по УМК "Школа России"»
Доклад по теме
Организация учебного процесса обучающихся с ОВЗ по УМК «Школа России»
Подготовила:
Кущ И.Б.
учитель начальных классов.
Организация учебного процесса обучающихся с ОВЗ по УМК «Школа России»
С 1 класса у меня обучается ребёнок с ограниченными возможностями здоровья, который проходил ПМПК, где было дано заключение: парциальная несформированность высших психических функций (ВПФ) (смешанного типа) , дезартрия средней степени, синдром алалия, общее недоразвитие речи (ОНР) (II-III уровень), минимальная мозговая дисфункция ( ММД). Были даны рекомендации направления развития ребёнка: занятия с логопедом (коррекция устной речи), занятия с дефектологом (развитие познавательной сферы), занятия с психологом (коррекция регуляторной сферы), наблюдение невролога и психиатра.
При таких диагнозах ученику необходимы:
1. постоянный жесткий внешний контроль, как на перемене, так и на уроке,
2. вся работа должна строиться по алгоритму действий,
3. вся учебная деятельность должна преподноситься как игра, т.к. у ребёнка преобладает игровая деятельность,
4. артикуляционная гимнастика,
5. работа над формированием активного и пассивного словаря, фразовой речи, грамматическим оформлением высказываний, развитием связной речи, звукопроизношением,
6. работа над различием неречевых и речевых звуков, дифференциации слов, соотношение их с конкретными предметами и действиями, работа над пониманием фраз и речевых инструкций, грамматическим строем речи.
7. упражнения в подражании речи,
8. развитие памяти, внимания, восприятия.
При организации урокав классе, где есть ребёнок с ограниченными возможностями здоровья, мне приходилось учитывать следующие моменты:
1. Урок должен иметь четкий алгоритм действий. Привыкая к определенному алгоритму, дети становятся более организованными.
2. Каждое задание, которое предлагаю для выполнения ученику с ОВЗ тоже должно отвечать определенному алгоритму действий, где обязательно нужно проговорить само задание. После чего ребёнок проговаривает задание после учителя. Затем проговаривается порядок выполнения действий и что в результате должны получить. Пошаговое выполнение задания с итоговой проверкой и учётом ошибок.
3. Урок должен предполагать необходимое количество использования наглядности для упрощения восприятия материала. Причина в том, что дети с ОВЗ при восприятии материала опираются на сохранное у них наглядно-образное мышление. Не могут в полном объеме использовать словесно-логическое мышление, поскольку оно у них нарушено или имеет замедленный характер.
4. При использовании средств наглядности - использовать только те пособия, которые будут детям понятны и только в том объеме, в котором изучена тема.
5. Следует исходить из возможностей ребёнка – задание должно лежать в зоне умеренной трудности, но быть доступным, так как на первых этапах коррекционной работы необходимо обеспечить ученику субъективные переживания успеха на фоне определённой затраты усилий. В дальнейшем трудность заданий следует увеличивать пропорционально возрастающим возможностям ребёнка. Начало урока всегда должно быть построено на повторении предыдущего материала.
6. Наиболее приемлемыми методами в практической работе учителя считаются объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично поисковый, коммуникативный, информационно-коммуникационный; методы контроля, самоконтроля и взаимоконтроля.
Вся работа с ребёнком проводилась на основе УМК «Школа России» т.к. по всем предметам есть рабочие тетради , которые можно использовать для индивидуальной работы с учащимися.
При проведении индивидуальной работы с учеником :
-упрощала задания, делая акцент на основные идеи,
-уменьшала объем выполняемой учеником работы,
-если ученик находился в состоянии стресса, давала ему возможность успокоится, после чего он мог спокойно приступить к выполнению работы,
-проверяла, чтобы на парте ребенка не было предметов, способных отвлечь его от работы,
-предоставляла дополнительное время для завершения задания.
В конце 1 класса ребёнок не мог читать, только называл буквы, из которого составлено слово. Не мог составлять и читать слоги, пересказывать текс и заучивать наизусть.
Поэтому проводила игру «Прочитай слог» из разрезной азбуки. Показывала карточки с буквами, а ребёнок должен был назвать звуки соответствующие данным буквам, а затем с этими буквами составить слог и прочитать.
Работа со скороговорками. Первоначально я читала слова из скороговорки по слогам, а ученик за мной повторял. Чтение по слогам проводилось несколько раз с увеличением темпа произношения.
Заучивали стихи к физминуткам. Здесь уже не только нужно было повторить слова, но и движения. Повторяли многократно всем классом.
При знакомстве с произведениями о животных В. Бианки «Кузяр-бурундук и Инойка –медведь» вопросы по тексту задавались на развитие памяти и внимания:
- откуда у бурундука появились полоски на спине,
- дружат ли сейчас бурундук и медведь,
-на самом ли деле могли встретиться медведь и бурундук,
-как объяснить слово «пригорок», «кромка леса»..…
По произведению К. Паустовского « Кот-ворюга» особое место было отведено описанию кота и объяснению непонятных слов в этом описании:
-огненно-рыжий, с белыми подпалинами на животе (как можно заменить),
-ухо разорвано,
-отрублен кусок грязного хвоста.
При чтении произведений постоянно просила ученика объяснить лексическое значение слов, даже достаточно знакомых на первый взгляд. Ребёнок не всегда мог их объяснить, т.к. словарный запас очень маленький. Поэтому либо объясняла сама, либо обращались к словарю. Таким образом пополнялся словарный запас мальчика.
Постепенно ребёнок научился соединять буквы в слоги, читать по слогам. На конец 2 четверти мальчик прочитал 17 слов по слогам за 1 минуту. Первый раз во 2 четверти смог рассказать стихотворение с небольшими подсказками. Весь класс поддержал ребёнка эмоционально.
На конец 1 класса мальчик не мог писать слова под диктовку. Он сдал чистый лист бумаги, не написав ни одного слова.
По русскому языку в этом году индивидуальную работу проводила по рабочей тетради для 2 класса, где задания выполнялись пошагово по алгоритму действий.
Например задание 29 и 30. Группировка по общности признаков. Раздели слова на группы. Подбери общее название для слов.
Задание 33. Использована игровая форма работы. Заполни кроссворд, используя лексическое значение слов.
Задание 39. Работа на развитие памяти . Работа со словарными словами. Вставь пропущенную букву. Произнеси эту букву.
Задание 48. Вписать в слова пропущенный корень.( Самое трудное задание.) Составление однокоренных слов и выделение корня. Объяснить значение получившихся слов.
Задание 51. Найди лишнее слово. В однокоренных словах выдели корень.
В конце 2 четверти ребёнок смог написать диктант, выполнить списывание текста, написать словарный диктант ( с большим количеством ошибок, но все слова можно прочитать.)
По математике также проводила индивидуальную работу по печатной тетради для 2 класса. Здесь трудности проявлялись при чтении задач, в понимании прочитанного. Поэтому вместе с учеником читали тексты задач и анализировали, что известно, а что нужно найти. По математике состояние не столь критично , как по русскому языку и литературному чтению.
В итоге в 1 четверти 2 класса у ребёнка была выставлена отметка «2» по двум предметам- по русскому языку и литературному чтению. Во 2 четверти 2 класса- только одна отметка «2» - по русскому языку.
В итоге для себя я выделила следующие задачи педагогического сопровождения ученика с ОВЗ, над которыми необходимо продолжить работу
Выявлять интересы, склонности, способности ученика к различным видам деятельности;
Создавать : условия для индивидуального развития ребенка;
условия для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;
благоприятную предметно-развивающую среду для социального развития ребенка;
условия для развития положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру.