В. А. Сухомлинский: «Природа лежит в основе детского мышления, чувств, творчества. Но сама природа не воспитывает, а активно влияет только на взаимодействие с ней. Чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать его красоту, нужно прививать ему это качество с раннего детства.»
Экология - наука об отношениях растительных и животных организмов , образуемых ими сообществ между собой и окружающей средой.
Под экологическим воспитанием понимается формирование экологической культуры .
Выделяют два условия экологического воспитания:
- Первое- воспитание должно проводиться в системе.
- Второе– нужно активно вовлекать младших школьников в посильные для них практические дела по охране природы.
Определены принципы экологического воспитания:
- связь с живой природой;
- принцип полезности;
- принцип разнообразия.
Задачи;
- формирование целостного представления о природном и социальном окружении как среде обитания и жизнедеятельности человека (Земля – наш дом), воспитание ценностных ориентаций и отношений к ней;
- обучение школьников методам познания окружающего мира;
- воспитание эстетического и нравственного отношения к окружающей среде, умения вести себя в ней в соответствии с общечеловеческими нормами морали, активное присвоение нравственных запретов и предписаний в отношениях с природой;
- физическое развитие учащихся, формирование у них потребности в здоровом образе жизни;
- выработка ответственности за собственное благополучие (экологию своего тела) и экологическое благополучие окружающей среды;
- становление начального опыта защиты природной среды и своего здорового образа жизни.
Экологическое образование и воспитание позволяют прививать детям общечеловеческие ценности гуманистического характера:
- человек как ценность всего смысла познания. 3
- универсальные ценности природы,
- понимание жизни как высшей ценности;
- ответственность человека за судьбу биосферы, природы Земли.
Основные формы работы с учащимися
- наблюдение
-беседы
экскурсии
- встречи с людьми эколого-биологических профессий
- обсуждение и обыгрывание проблемных ситуаций
- ролевые игры
- написание сочинений
- викторины
- этические эмоциональные беседы с опорой на художественные образы
- практические наблюдения детей,
- посильное участие в природоохранных мероприятиях
Актуальность темы: История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия ее с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. А для этого надо воспитывать экологическую культуру и ответственность. И начинать экологическое воспитание надо с младшего школьного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения. Я считаю, что экологическое воспитание - самое важное в наше время. Ученики, получившие определенные экологические представления, будут бережней относится к природе. В будущем это может повлиять на оздоровление экологической обстановки в нашем крае и в стране.
Цель работы: изучение проблемы экологического воспитания младших школьников и определение путей по решению данной проблемы.
Задачи работы:
- Провести анализ литературных источников по проблеме;
- Обобщить и систематизировать информацию;
- Обобщить и сформулировать выводы;
- Обобщить опыт работы по проблеме.
Методы исследования:
- изучение и анализ литературы по экологическому воспитанию младших школьников;
- наблюдение;
- беседы с детьми, учителями, родителями;
- анкетирование;
- участие в конкурсах и конференция;.
- проекты.
4
Прогнозируемый результат:
· определение практических путей по изучению и решению проблемы экологического воспитания младших школьников;
· определение возможностей внеклассной работы по экологическому воспитанию младших школьников;
5
Глава I. Вклад отечественных и зарубежных педагогов прошлого в развитие проблемы экологического воспиьтания.
Проблема взаимоотношения человека и природы нашла свое отражение задолго до нашего века.Еще в XVII веке Ян Амос Коменский обратил на природосообразность всех вещей, т. е. на то, что все процессы в человеческом обществе протекают подобно процессам природы. Эту идею он развил в своем труде "Великая дидактика". Ян Амос Коменский подметил самую суть вопроса о взаимоотношении природы и человека. Уже в те времена педагогом было выведено важнейшее экологическое положение о связи человека и природы, о их неотделимости друг от друга. Педагогическую ценность укрепления гуманных чувств ребенка средствами природы подчеркивали и такие великие педагоги как Ж. - Ж. Руссо (1762 год) , Г. Песталоцци (1781-1787 гг.) , Ф. Дистерверг (1832 г.) . Впервые швейцарский педагог - демократ А. Гумбольд, а затем французский педагог и философ Ж. - Ж. Руссо и другие педагоги говорили о воспитании у детей "чувства природы" как ощущение его облагораживающего влияния на человека.
Ж. - Ж. Руссо в книге "Эмиль, или О воспитании" предлагал воспитывать детей в дали от испорченной цивилизации на "лоне природы". Воспитание должно происходить естественно, сообразно с природой. Руссо считал природу ребенка совершенной и поэтому не надо портить ее цивилизацией.
Г. Песталоцци в работе "Лингард и Гертруда" считал главной целью воспитания - развивать природные силы ребенка разносторонне и гармонично. Не подавлять естественное развитие, а направлять по правильному пути. Основной принцип воспитания - согласие человека с природой. Песталоцци не идеализировал детскую природу, считал, что детям надо оказывать помощь в развитии их сил.
Против формального изучения и бездушного отношения к природе выступали русские просветители: В. Г. Белинский (1842 г.), А. И. Герцен (1844 г.), Н. А. Добролюбов (1858 г.), Д. И. Писарев (1861 г.), Н. Г. Чернышевский (1863 г.). Они ратовали за введение в школу полноценных знаний о природе, подчеркивая их влияние на формирование моральных качеств личности, которые определяют поведение детей в природе.
Не остался в стороне от вопросов экологии и великий русский педагог К. Д. Ушинский (1861, 1864 гг.). он отмечал, что изучение экологических связей играет важную роль в развитии у ребят логического мышления, памяти, воображения. В книгах Ушинского "Родное слово" и "Детский мир" уделяется большое внимание воспитательному влиянию природы, в них он обращается к логике природы. В учебнике "Родное слово" ребята знакомятся с насекомыми, дикими и домашними животными, птицами, деревьями, грибами и другими представителями природы при помощи стихов, загадок, пословиц, поговорок, сказок.
Как видим, проблемой экологического воспитания педагоги стали заниматься еще в XVII - XVIII веках, хотя в то время еще не было науки экологии и не было термина "экологическое воспитание".
6
Идеи педагогов прошлого о воспитательной ценности общения ребенка с природой развили и обобщили русский педагог А. Я. Герд, геолог, основоположник московской научной школы А. П. Павлови многие другие педагоги - натуралисты. Они создали ряд
оригинальных пособий по методике естествознания в которых обосновывалась организация учебной деятельности школьников с учетом взаимосвязи научных знаний и чувственного восприятия природных объектов и явлений.
Например, в 1902 году была введена программа по природоведению составленная профессором Лесного института Д. Н. Кайгородовым.
Последователь Д. Н. Кайгородова - русский педагог-естественник В. В. Половцев в работе "Основы общей методики естествознания. "(1907 год) предложил ввести "биологический метод" изучения естествознания. Внедрение в школьное естествознание "биологического метода" можно считать зарождением экологического образования и воспитания учащихся.
Несмотря на данные достижения в дореволюционной школе формировалось у учеников созерцательное отношение к природе.
И в первые годы советской власти учителям пришлось преодолевать этот недостаток воспитания и образования. В советской школе передовые учителя старались использовать то лучшее, что создали классики педагогики.
Процессу изучения природы и общению учащихся с нею придается новый деятельностный характер. Советский педагог Н. К. Крупская подчеркивала, что формирование отношений к реальной действительности, в том числе к природной среде, протекает в процессе деятельности по охране природы. Этому положению соответствовало массовое развитие юннатского движения в нашей стране.
В советской школе природоохранительное образование развивалось по двум направлениям: одно из них связано с изучением вопросов охраны природы на уроках и экскурсиях, другое - во внеклассной и внешкольной деятельности.
С 1945 года по 1962 год природоведение велось методом объяснительного чтения: дети просто отрабатывали технику чтения, читая статьи о природе и ее охрану. Такой подход привел к тому, что несколько поколений было воспитано в духе потребительского отношения к природе, равнодушия к природе.
Но и в то время были педагоги, строящие воспитание на принципе связи обучения с природой.
Большое наследие в области воспитания младших школьников окружающей средой оставил нам выдающийся советский педагог В. А. Сухомлинский. Он придавал особое значение влиянию природы на формирование и развитие личности ребенка.
И в настоящее время вопросы экологического воспитания рассматриваются многими педагогами.
Среди современных педагогов, занимающихся вопросами экологического воспитания, является А. А. Плешаков. Он не только разрабатывает теорию экологического воспитания, но и предлагает конкретные методы работы. Плешаков считает: "Усиление экологической направленности курса природоведения - это, на наш взгляд, наиболее назревший и реальный на сегодняшний день шаг в направлении экологизации начальной школы, а также организации работы группы продленного дня и внеклассной работы".
В наши дни вопросы экологического воспитания приобрели новую актуальность и решать их - задача современной школы. 7
Экологическое воспитание – важное направление развития детей младшего школьного возраста. При правильной организации педагогической работы оно способствует развитию познавательных процессов, формирует у детей ценностную картину мира, воспитывает экологическое сознание – бережное отношение к окружающему миру природы.
Воспитание в этом случае рассматривается, по мнению Н.Ф. Виноградовой, как «специальная организованная в обществе система необходимых для развития человека условий» [.
Экологическое воспитание в начальной школе из формального научного знания наполнилось тревожным смыслом неблагополучия в природе, исходящего, прежде всего, от разнообразной деятельности людей. С этих позиций экологические знания о мире природы – это вовсе не совокупность знаний отдельных фактов, а такая последовательная, взаимосвязанная закономерностями цепочка знаний, которая в результате раскрывает перед ребенком в самых общих чертах многообразие, приспособленность и развитие форм природы, а также место и значение деятельности человека по охране окружающего мира.
В Постановлении Правительства Российской Федерации №1208 «О мерах по улучшению экологического образования населения» от 3 ноября 2004 г., в котором экологическое воспитание школьников определяется как приоритетное направление работы школы. Проблема формирования экологической культуры школьников достаточно полно разработана в теории и практике современной школы.
8
Взаимосвязь задач, форм и методов экологического воспитания младших школьников
Задачи работы
Формы и методы
1. Обогащать детей знаниями о природе; упорядочивать и систематизировать знания и представления детей о природе.
Рассказы о природе, об отдельных представителях растительного и животного мира, особенностях их внешнего вида, повадках.
Решение экологических задач по установлению отдельных связей и зависимостей между объектами животного и растительного мира.
2. Воспитывать положительное отношение к миру природы.
Составление рассказов о своих домашних питомцах, растениях, о своих чувствах к красоте природы.
3. Побуждать детей к проявлению познавательного интереса к миру природы (в частности, к миру растений).
Проводить:
а) экскурсии в природу;
б) ежедневные наблюдения за природой;
в) дежурства в уголке природы по уходу за разнообразными растениями.
4. Побуждать детей проявлять свои чувства и отношения к объектам природы и действиям по обследованию их (или уходу за ними).
Организация рисования, занятий по ручному труду с природным материалом, чтение стихов, слушание экологических сказок, отражать свое отношение и в словах (нравится, красиво).
5. Создавать мотивацию детей к изучению природных явлений.
Организация проектной деятельности, познавательных игр, экскурсий и др.
9
Глава II Обобщение опыта.
Я работаю в МБОУ «СОШ посёлка Молодёжный Перелюбского района». Наша школа находится в сельской местности, в непосредственной близости к природе, являющейся естественной лабораторией для экологического воспитания. Природные компоненты являются обязательной частью среды жизни детей.
Почему именно сельская среда обладает особой силой воздействия на становление экологической культуры личности и формирование экологически оправданного поведения человека?
Дело в том, что сельские жители каждодневно испытывают на себе теснейшие и разнообразные связи со средой своей жизни, в состав которой включены окружающие населенные пункты, природные экосистемы: луг, лес, озеро, река, болото. Эстетическая выразительность этих компонентов сельского ландшафта привлекает внимание детей с раннего возраста. При этом у младших школьников формируются правильные представления о структурной мозаичности окружающей среды. Педагогический потенциал сельской среды не исчерпывается лишь её эстетической привлекательностью. Для сельских школьников не составляет труда описать или отметить в зарисовке специфику состояния или изменения (например, сезонного) экосистем, которые образуют естественное окружение жителей села. Эта особенность свидетельствует о сформированности в сознании учащихся чувственного образа объектов окружающей действительности.
Большое внимание экологическому воспитанию уделяется в нашей школе. Это различные мероприятия на экологические темы:
- конкурсы плакатов и рисунков;
- Недели экологии (День птиц);
- празднование экологических дат;
- конкурсные программы, КВНы, викторины
- экологические рейды, субботники, природоохранные акции (в том числе «Покормите птиц зимой», «Птичий дом», «Чистые берега»), походы и экскурсии;
- эколого-туристическая игра «Зарница»;
- соревнования «Велосипед – экологический транспорт»;
- школьная спартакиада «В здоровом теле…»;
Работу кружка “Юный эколог ведёт Шелухина Надежда Николаевна. Занятия у неё проходят в форме интеллектуально – познавательных игр и конкурсов. На них звучит музыка, дети исполняют песни, рисуют, изготавливают поделки, сочиняют сказки, читают стихи. Учителя нашей школы 4 года участвуют в апробации экологообразовательных проектов от Саратовского государственного университета.
Экологообразовательные проекты: 10
«Школа добрых дел»;
« Зелёная красавица»;
«Птицы нашего края».
Работу по воспитанию экологической культуры я провожу на уроках природоведения, математики, русского языка, рисования и чтения. Наблюдения за учащимися показывают, что все ребята достаточно активны и любознательны, однако при организации самостоятельной поисковой работы в классе и дома ученики малоинициативны, ждут указаний и помощи от взрослых, затрудняются систематизировать свои знания, полученные в ходе наблюдений и лабораторных работ. В начале учебного года была проведена с учащимися анкета «Я изучаю природу», в которой раскрывались представления детей о проблемах экологии в регионе и в стране .
Вопросы
Да
Нет
Не знаю
1. Любишь ли ты отдыхать на природе?
100%
-
-
2. Есть ли у тебя любимые уголки природы?
26%
50%
34 %
3. Знаешь ли ты правила поведения в природе?
100%
-
-
4. Знаешь ли ты, зачем надо охранять природу?
100%
-
-
5. Считаешь ли ты себя защитником природы?
58%
-
42%
6. Интересуют ли тебя знания о природе?
30%
26%
54%
7. Готов ли ты принять участие с друзьями в изучении особенностей природы нашего края?
46%
16%
38%
Таким образом, все дети проявляют интерес к природе, имеют знания о необходимости ее охраны. Вместе с тем, только около половины учащихся считают себя защитниками природы и готовы принять участие в коллективном изучении природы родного края. Успех в экологическом образовании и воспитании младших школьников, по моему мнению, во многом зависит от того, в какой степени учитель побуждает интерес, стремление глубже познать окружающий мир и совершенствоваться экологической деятельности. Мы участвовали во всероссийском зкологическом фотоконкурсе «Мелодия весны», Филипков Александр в муниципальном конкурсе «Удивительное рядом», занял 3 место.гической деятельности.
На первых этапах в начальной школе наиболее целесообразны методы, которые анализируют и корректируют сложившиеся у школьников экологические ценностные ориентации, интересы и потребности. Используя детский опыт наблюдений и природоохранительной деятельности, учитель в ходе беседы с помощью фактов, цифр, суждений может вызвать эмоциональные реакции у учащихся, формирует у них личное отношение к проблеме. Мною были проведены на внеклассных занятиях экологические беседы на различные темы: «Экология – наука о нашем доме», «Ядовитые дожди и тающие льды», «Разноцветная речка», «Семь раз примерь - один раз отрежь», «Почему нельзя рвать ландыши?», «Шмель жужжит о помощи» и т. д. 11
Беседа о цветах, которые нельзя рвать.
Цель: воспитывать бережное, внимательное отношение к красиво цветущим растениям, стремление беречь и охранять их. Воспитывать способность любоваться красотой цветов. Формировать представление о внешнем виде растений, занесенный в Красную книгу, о том, почему возникла эта книга.
Учитель: Для сегодняшней экскурсии я приготовила книгу. Посмотрите, какая у нее яркая красная обложка, а внутри красивые картинки цветов! Цветы, и правда, красивые, а книга очень грустная. Я называю ее Печальной книгой о красивых цветах. Мне очень грустно, когда я ее листаю. Мне очень жалко эти цветы… Когда-то на Земле в лесах и на полях было много красивых цветов, таких, как нарисованы в этой книге. Эти цветы цвели повсюду, они радовались солнышку, дождику, который их поливал, свежему ветерку.
Один человек увидел эту красоту и подумал: «Зачем мне любоваться цветами в лесу? Сорву их и отнесу домой».
Дома цветы быстро завяли, их пришлось выбросить и нарвать свежие. Другие люди увидели это и тоже захотели нарвать себе букеты. Они думали, что цветов много и можно рвать целые охапки. Так они и делали. А однажды пришли люди в лес, а красивых цветов больше нет. Все сорвали.
Стали люди ждать весны - может, цветы еще вырастут. Но они не выросли (ведь цветы не спели оставить семена). Только кое-где в глухих уголках леса можно было найти несколько цветочков. Тогда люди решили не рвать больше эти цветы. А чтобы все запомнили эти цветы, нарисовали их в книжке.
Назвали эту книгу - Красная. Это цвет, как красный свет светофора - Остановись! Не рви эти цветы, их осталось совсем мало. Пусть ими любуются все люди, звери, птицы. Это - красота для всех! Давайте посмотрим на них еще раз, чтобы запомнить, а потом постарайтесь найти их на лугу (показ рисунков: ландыш, гусиный лук, колокольчики и др.
Мы участвовали во всероссийском зкологическом фотоконкурсе «Мелодия весны», Филипков Александр в муниципальном конкурсе «Удивительное рядом», занял 3 место.
На этапе формирования экологической проблемы особую роль приобретают методы, стимулирующие самостоятельную деятельность учащихся. Задания и задачи направлены на выявление противоречий во взаимодействии общества и природы, на формирование проблемы и рождение идей о пути ее решения с учетом концепции изучаемого предмета. Стимулируют учебную деятельность дискуссии, способствуя проявлению личного отношения учащихся к проблемам, знакомству с реальными местными экологическими условиями, поиску возможностей их решения. (Дискуссии «Как вести себя в природе?», «Существуют ли в нашем селе экологические проблемы?», «Нужно ли охранять ядовитые растения?»).
Занятие «Как вести себя в природе»
Педагогические задачи. Закрепить у ребят знания о культуре поведения в природе. Учить их верно оценивать свои поступки и поступки окружающих. Добиваться, чтобы каждый воспитанник знал нормы и правила поведения в природе и строго следовал им.
12
Делю ребят на две команды и предлагаю разным ученикам, поочередно то из одной, то из другой команды, оценить конкретную ситуацию, сказать, что в ней сделано так, а что нет. Товарищи по команде дополняют и исправляют его ответы, если в этом есть необходимость. Команда соперника внимательно следит за обсуждением. Она заинтересована дополнить или исправить отвечающего, чтобы получить дополнительное очко.
Ниже приведены короткие сюжеты, в которых дети должны разобраться.
1. Ребята поставили палатки. Теперь их нужно обустроить, чтобы хорошо было спать. Мальчики пошли в лес за лапником.
– Вот и кострище есть. Давайте сделаем здесь костёр, – предложил Алик.
– Зачем здесь? Идёмте вон под то дерево, там уютнее, – возразили девочки. Мальчики пошли туда, куда они показали, выкопали яму, землю откинули подальше, чтобы не мешала.
Нина неожиданно увидела в кустах гнездо, в котором лежало пять аккуратненьких шоколадного цвета яиц (соловей). Она осторожно взяла одно, положила к себе на ладонь, полюбовалась им, а потом вернула его на место.
Ребята увидели на траве птенца, не умеющего летать. Они поискали вокруг гнездо, из которого он выпал, но не нашли и решили взять его с собой. Неожиданно прямо перед ними появилась белка. Один из мальчиков изловчился и накрыл её шапкой. «Теперь моя будешь», – довольно сказал он.
Ребята вырыли под кустом яму и сложили в неё весь мусор, который появился после их отдыха.
Дети горячо принялись обсуждать данные ситуации, однако, с целью систематизации их знаний, я предложила оформить плакат: «Правила поведения в лесу» и нарисовать детям картинки-символы, обозначающие требования к туристам.
1. Те, кто собираются в поход с ночлегом, должны иметь с собой надувной матрац, спальный мешок и всё необходимое, чтобы не причинять урон лесу.
2. Костры без крайней необходимости не разводят, но если без костра не обойтись, используют старое кострище, чтобы не делать новый ожог на земле. Если кострища нет, готовят для него место: стараются аккуратно выбрать и сохранить дернину, чтобы после отдыха вложить её назад. Место для костра не должно быть рядом с сухими деревьями. Костёр всегда тщательно тушат.
3. Диких животных, их детёнышей и птенцов нельзя уносить из природной среды. Жилища людей для них чужды. К тому же, птенцов очень трудно выкормить в домашних условиях. Выращенные в неволе животные оказываются не приспособленными к свободной жизни.
4. Всё меньше и меньше в природе остаётся красивых бабочек. Ловить их – значит уничтожать. Бабочек в спичечные коробки не собирают. Живая, она будет искать выход из «темницы», в которой оказалась, и очень скоро её великолепные крылышки 13 обтреплются, чешуйки облетят и, наверное, мальчику ничего не останется, как выбросить то, что совсем недавно поражало своей красотой. Ловить красивых насекомых нельзя.
5. Рвать цветы в природе не следует, тем более если они очень красивые и придают местности особую живописность. Кувшинки стали очень редки, поэтому рвать их недопустимо даже ради очень светлых намерений. Эти цветы внесены в Красную книгу Беларуси. Вне воды они теряют свою привлекательность, их венчик быстро поникнет.
6. Природные сообщества – леса, луга, берега водоёмов – не место для захоронения мусора. Все отходы после отдыха нужно увозить с собой в город, особенно стеклянную посуду и упаковки из искусственных материалов. В природе нет организмов, которые бы их разлагали. Копать ямы для мусора – значит усиливать на природу своё воздействие.
На этапе теоретического обоснования способов гармонического воздействия общества и природы на уроках и внеклассных мероприятиях я обращаюсь к рассказу, который позволяет представить научные основы охраны природы в широких и разносторонних связях с учетом факторов глобального, регионального, локального уровне.
Активизируется потребность в выражении эстетических чувств и переживаний творческими средствами - рисунок, рассказ, стих.. Искусство позволяет компенсировать преобладающее число логических элементов познания. Свойственный искусству подход к действительности, эмоциональность особенно важны для развития мотивов изучения и охраны природы
Средством психологической подготовки школьников к реальным экологическим ситуациям выступают ролевые игры. Они строятся с учетом специфических целей предмета. Игра в воспитательном процессе - это сама жизнь, образная модель жизненных ситуаций, проекция на естественный процесс жизнедеятельности ребенка. Играя, ребенок приобретает разнообразный опыт взаимодействия с окружающим миром; выполняет вполне конкретную природоохранную работу; усваивает правила поведения в окружающей среде; становится добрым, чутким, отзывчивым на чужую беду. Игра обогащает личный опыт ребенка примерами позитивного взаимодействия с окружающей средой. Это крайне важно в современной ситуации, предоставляющей ребенку бесконечное множество негативных примеров. Игра интересна, увлекательна, игра насыщенна образами и наглядностью, которые остаются в детской памяти. («Кто в лесу живет?», «Хочу все знать», «Что растет в лесу? Что растет на лугу?», «Счастливый случай»(приложение), «Умники и умницы».
Игра с открытками «Узнай меня по описанию»
Сегодня, ребята, мы поговорили о наших добрых друзьях – растениях, мы вспомнили, как их зовут, как они выглядят, как много хорошего они дают людям. Я надеюсь, когда вы увидите в поле или в лесу знакомый цветок, кустик или дерево, вы поздороваетесь с ним и не дадите никому в обиду.
14
Знания детей о природе могут систематизироваться и в процессе дидактических игр.
В первую очередь, это относится к системе дидактических игр, которые могут включать и элементы подвижной игры: «Кто скорей найдет, с какого дерева листок?», «Кто больше соберет листьев дуба, березы?», «Кто найдет самый большой (красный) лист клена?» и т.д.
Для дидактической игры характерно наличие игровой задачи, которая должна быть доступна детям, но в то же время требовать от них определенных умственных усилий. Такими задачами являются, например:
- определение предмета по каким-то признакам («Угадай цветок по описанию»);
- сознательное запоминание и воспроизведение («Чего не стало?», «Что изменилось?»);
- классификация предметов по признакам («Лиственные и хвойные деревья», «Назови цветы садовые и лесные»);
- установление различия и сходства («Подбери пару», лото, домино и др.).
Игровая задача дает возможность установить результат игры, определить победителя. В соответствии с игровой задачей дети выполняют игровые действия: подбор предметов или картинок, складывание, выкладывание картинок, составление алгоритма, последовательности ).
Чтобы научить ребенка видеть вокруг себя контрасты, сопереживать и размышлять, использую экологические сказки. («Лесная сказка»Д. Мамин - Сибиряк, «Сказка про всех» Б. Заходера, «Отпуск Крокодила Гены» Э. Успенского
Большое воспитательно-образовательное значение имеют экскурсии и прогулки по экологической тропе. Экологическая тропа - это разновидность "учебных троп природы", которые стали активно создаваться в последние годы. Цель создания такой тропы - обучение детей на примере конкретных природных объектов, общение с природой, воспитание бережного отношения к ней. На прогулках по экологической тропинке дети фиксируют красивый пейзаж, делают зарисовки и составляют рассказы по своему рисунку. Большое значение в экологическом воспитании детей придаю проведению наблюдений на прогулке. Эта работа не только развивает наблюдательность детей, но и побуждает их делать выводы о тех или иных явлениях, происходящих в живой и неживой природе, развивая логическое мышление и разговорную речь ребенка. Детям экскурсии по экологической тропинке приносят большую радость и удовольствие, здесь закладывается любовь к природе.
Наблюдения за растениями: Установить зависимость окраски деревьев от времени года. Дать детям знания о том, что летом листья под воздействием солнца становятся зелеными (вырабатывая зеленые пластиды хлорофилла), а осенью солнца меньше, поэтому зеленые пластиды разрушаются, остаются красные, желтые. Словарь: развитие, лучи, листья, разрушаются, пластида, хролофилл. Ответить на вопросы: Какие деревья меняют окраску первыми (береза, липа). Выбрать для постоянного наблюдения 2 вида деревьев, наблюдать ежемесячно. Осмотреть стволы деревьев и кустарников. Дети обнаружат личинки различных насекомых, которые попрятались в трещины, под кору на зиму. 15
Наблюдение за цветником. Большинство растений огорода и цветника закончили свой рост, доцветают, на многих поспевают плоды и семена. Дети сравнивают состояние цветника с летним периодом. Ответить на вопросы: В каком состоянии цветы, деревья, какие цветы еще растут, какие отцвели, есть ли семена, рассмотреть их, определить степень зрелости.
Наблюдение за ветром (определить относительную силу ветра (сильный, слабый) по тому, как он воздействует на растения) слабый слегка качает листья и мелкие ветки, относит падающие листья чуть в сторону, сильный качает крупные ветки, срывает листья с деревьев, метет по земле упавшие листья, когда тихо, ветки не шелохнуться, листья с деревьев падают, медленно кружась (При мотивировке суждений дети приводят примеры из опыта. К наблюдению за ветром детей привлечет установленный на участке флюгер, показывающий направление ветра. Учитель время от времени предлагает отыскать и другие явления, найти способы определения направления ветра) например, использовать бумажные вертушки, проследить, как и куда отклоняется дым из трубы и т.д.). Как можно определить направление ветра? Наблюдение за изменениями температуры воздуха (по одежде детей), особенности ветра (холодный).
Наблюдение за птицами (готовятся к отлету). С похолоданием и исчезновением насекомых следует связать и постепенное исчезновение птиц из ближайшего природного окружения. Со второй половины августа можно наблюдать подготовку птиц к отлету, ласточки собираются в небольшие стайки - их часто можно видеть на проводах, большие стаи скворцов и дроздов кочуют по окрестностям городов и поселков. Перед отлетом скворцы, как правило, скворцы посещают свои гнезда - дети могут быть свидетелями этого и послушать прощальную песенку.
Наблюдение за насекомыми. Вопросы: куда делись насекомые? Откуда они появятся весной? Для поиска ответа на эти вопросы можно организовать наблюдение за поведением синиц, поползня - они перелетают с дерева на дерево, внимательно осматривают ветку, обследуют кору, что-то склевывают.
Экскурсия на поляну. Наблюдение за травой: она сохнет и жухнет. Отметить, какие еще произошли изменения с травянистыми растениями. Сбор семян.
Экскурсия в рощу. По дороге обращаем внимание на растения, их окраску. В роще рассматривают молодые и старые деревья, окраску стволов, опавшие листья.
Экскурсия на водоем. Программные задачи: посмотреть, как изменилась природа водоема (деревья на берегу, водные растения). поймать и рассмотреть водных насекомых. Несколько насекомых взять с собой. Продумать, в чем их нести, что взять необходимого для жизни водных насекомых в группе? (на 2-3 дня, а затем выпустить в этот водоем)
Большее внимание уделяю таким методам обучения, как моделирование экологических ситуаций нравственного выбора, которые обобщают опыт принятия решений, формируют ценностные ориентации, развивают интересы и потребности школьников, природоведческий практикум, работа по экологическим проектам.
На одной из экскурсий дети обратили внимание на птиц, которые нахохлившись сидели на ветках дерева. Дети хотели их покормить, но, к сожалению, ни у кого не нашлось ничего съедобного для птиц.
16
Учитель похвалила ребят за стремление помочь птицам и попросила поразмышлять над вопросом: «А сколько птиц зимой голодает в наших краях?»
Так, дети пришли к выводу о необходимости оказания помощи птицам в холодное время года. Данная проблема и была заложена в основу проектной деятельности, которая была реализована в течение 3 четверти.
Данный проект носил коллективную форму. Работа проходила под руководством учителя с участием родителей.
Для углубленного изучения темы были сформулированы две проблемы:
1. Уменьшение численности зимующих птиц.
2. Снижение интереса общественности к проблеме птиц зимой.
С детьми были выдвинуты следующие гипотезы:
1. Увеличится ли численность зимующих птиц, прилетающих к кормушке, при соблюдении основных правил оказания им помощи.
2. Возможно, распространение информации о проблеме зимующих птиц, повысит интерес населения к данной проблеме.
С учетом гипотез были определены цели:
- формирование у детей стремления относиться к птицам соответственно нравственно-эстетическим нормам поведения;
- распространение знаний о природе и ее защите;
- совершенствование знаний школьников о птицах;
- привлечение внимания общественности к проблеме зимующих птиц, их выживанию и увеличению численности, что будет способствовать повышению биологической защиты зеленых насаждений города от болезней;
- повышение уровня интеллектуального и творческого потенциала личности ребенка, развитие у детей исследовательских способностей, навыков исследовательского поведения.
Были также поставлены задачи:
- создать птичьи столовые и отдельные кормушки для птиц;
- обеспечить постоянное дежурство и подкормку птиц;
- привлечь общественность к проблеме зимующих птиц;
- подготовить материал для практического оказания помощи птицам;
- провести комплекс мероприятий, направленных на решение данной проблемы. 17
С учетом работы над проектом была определена его структура.
Проект состоял из трех блоков:
Информационно - пропагандистский
Практико - исследовательский
Творческо - исследовательский
Каждый блок отражал деятельность в определенном направлении. По данной схеме выполнялась планомерная теоретическая, практическая и исследовательская деятельность, проводился анализ, диагностика, делались выводы по проведенным опытам, экспериментам и наблюдениям.
Работа по каждому из блоков велась в тесном сотрудничестве учителя, родителей и учеников .
Модель организации проектной деятельности в 3 классе
«Поможем птицам зимой»
Информационно - пропагандистский блок
Подготовительный этап
Практико-исследовательский блок
Основной
этап
Творческо-исследовательский блок
Заключительный этап
Первое направление
Сбор и изучение материалов по теме проекта.
Практические мероприятия по оказанию помощи птицам.
Мероприятия, проводимые в классе и школе.
Второе направление
Пропаганда целей проекта.
Исследовательские наблюдения за жизнью зимующих птиц.
Мероприятия, проводимые вне школы.
На заключительном этапе также предполагалось провести викторину, КВН, конкурс знатоков или иную форму актуализации полученных учащимися в процессе исследовательской работы знаний.
Рассмотрим содержание проектной деятельности на каждом этапе.
Подготовительный этап
Информационно - пропагандистский блок.
18
Он включал в себя работу по таким направлениям: сбор и изучение материалов; оформление информационной по теме проекта и ее распространение.
Первое направление: сбор и изучение материалов по теме проекта. Для сбора информации дети пользовались памяткой. Информация была добыта из различных информационных источников: библиотеки, интернета, бесед с родителями и др.
Изучив собранный материал из газет и журналов, ребята оформили подшивку статей, которая стала опорой при проведении информационных и классных часов по теме проекта. Интересный и богатый материал, собранный ребятами, послужил стимулом для открытия рубрик: «Наш край родной», «Легенды о птицах», «Народная мудрость», «Птицы родного края», «Секреты Красной книги» и др.
При оформлении данных рубрик использовались не только красочные иллюстрации, но и личные фотоснимки птиц, сделанные детьми и родителями, личные стихи детей, их творческие работы, пословицы и загадки. Огромную помощь оказали родители при эстетическом оформлении этих рубрик, а так же при проведении внеклассных мероприятий, с использованием данной информации.
Важную роль, в привлечении общественности к проблеме зимующих птиц, сыграла, созданная творческим коллективом, передвижная выставка. Она включала в себя: творческие работы и рисунки детей, фотографии и иллюстрации птиц, а так же интересную информацию по теме..
Владеть достаточно широко информацией помогло знакомство и изучение литературы по теме проекта.
Второе направление: пропаганда целей проекта. Первым шагом в данной работе было оформление листовок с целью защиты и помощи зимующим птицам. Огромную роль в целях пропаганды имели беседы ребят с друзьями, родными, соседями, знакомыми и т.д. по теме проекта.
Незабываемым моментом в проекте была проведенная акция «Познакомься с проектом». Целью акции было заинтересовать школьников данной проблемой. Она заключалась в выступлениях детей в школе и детских садах. Незаменимым помощником для таких выступлений оказалась уже подготовленная передвижная выставка.
Основной этап
Практико - исследовательский блок. В рамках этого блока были проведены мероприятия по таким направлениям:
- Практические мероприятия по оказанию помощи птицам.
- Исследовательские наблюдения за жизнью зимующих птиц.
Работая по первому направлению, дома ученики смастерили при помощи родителей 10 разнообразных кормушек. Огромное удовлетворение получили победители конкурса на «Лучшую кормушку». Развесили их возле школы, за окном квартир, возле собственных домов.
19
Следует отметить необходимость систематической подкормки учащимися птиц под руководством взрослых. Учитель вместе с учениками следил за тем, чтобы во всех кормушках всегда был разнообразный корм: крошки только белого хлеба, кусочки несоленого сала, сырые семечки, различные виды зерна. Для этого был составлен график подкормки птиц.
За окном класса тоже повесили кормушку и вели наблюдение за птицами. На экскурсиях и прогулках выявляли внешние признаки птиц, живущих в округе, их следы и повадки.
У домашней кормушки дети самостоятельно проводили индивидуальные наблюдения.
При помощи наблюдений ученики смогли узнать, какие птицы чаще прилетают к кормушке, как разнообразен мир птиц, которые нуждаются в помощи человека. Чтобы проверить выдвинутую гипотезу №1 («Увеличится ли численность зимующих птиц, прилетающих к кормушке, при соблюдении основных правил оказания им помощи?») дети провели следующую работу:
1) Провели предварительные наблюдения за прилетом птиц к кормушке, занеся их в составленную таблицу. Диагностика предварительного наблюдения показала невысокие результаты.
2) Проработали информацию по данной теме, составили: «Основные правила по оказанию помощи зимующим птицам», с учетом составленных правил, провели ряд мероприятий по подкормке птиц. После провели заключительное наблюдение. Сравнительный анализ результатов исследований показал значительный рост численности прилетающих к кормушке птиц.
На основании результатов данного исследования был сделан вывод: при соблюдении основных правил оказания помощи зимующим птицам, увеличивается численность птиц, прилетающих к кормушке, что доказывает выдвинутую гипотезу №1.
Заключительный этап
Творчески - исследовательский блок
Работа по данному блоку велась также в двух направлениях:
1) мероприятия, проводимые в классе и школе;
2) мероприятия, проводимые вне школы;
В рамках данного блока был проведен ряд мероприятий:
- Конкурс плакатов по теме проекта
- Неделя творчества
- Аукцион загадок и пословиц.
- Конкурс кроссвордов
- Литературная викторина 20
С большим интересом участвовали дети и родители в празднике, посвященном Международному дню птиц.
Проект "Зимующие птицы" направлен на изучение птиц, встречающихся в Саратовской области в осенне-зимний период. Он позволил не только расширить знания обучающихся по программному материалу, но и изучить вопросы, связанные с жизнедеятельностью птиц в сложных условиях. В результате реализации проекта обучающийся получили возможность совершенствовать и расширили круг общих учебных умений, навыков и способов деятельности. Внешним продуктом проекта стали, созданные материалы: доклады, рисунки, информационные листы, поделки.
Внутренний продукт проекта: формирование новых компетенций, опыт совместной деятельности.
Реализация проекта создала условия для социализации обучающихся - освоение новых технологий, формирование умений взаимодействия в команде, применение теоретических знаний на практике, формирование современного экологического и информационного мышления..
Приобретенные рефлексивные, поисково-исследовательские умения, навыки оценочной самостоятельности и работы в сотрудничестве.
В реализуемом проекте наиболее интересно было наблюдать за тем, как ребята общаются, помогают друг другу в подборе информации. Благодаря проекту участникам удалось проявить творческие способности, расширить кругозор, проявить любовь и бережное отношение к природе.
В результате работы нет неуспевающих учеников. Жаркие споры, положительные эмоции, добрые чувства- каждому найдётся дело по душе!
Проектная деятельность - это стимул к успеху каждого ученика!
Одним из важнейших результатов обучения и воспитания является отношение к предмету. Известно, что положительное отношение к изучаемому предмету важно не только само по себе, но и влияет на учебные достижения школьников
.
21
РЕЗУЛЬТАТЫ ШКОЛЬНЫХ ОЛИМПИАД 3 КЛАССА ЗА 2014-2015 учебный год
МБОУ «СОШ п. Молодежный Перелюбского муниципального района
Саратовской области»
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
№
Фамилия, имя
№1
№2
№3
№4
№5
№6
№7
№8
№9
№10
Всего баллов
1.
Филипков Саша
3
3
1
3
3
1
3
3
3
1
24
1 место
2.
Гасанбеков Р.
3
3
1
3
0
1
3
3
3
1
21
2 место
3.
Дермелёв А.
3
3
1
0
3
1
3
3
3
1
21
2 место
4.
Джундаринов О
3
0
1
0
3
1
0
0
3
1
12
3 место
5.
Даутфест Витя
3
0
1
0
3
1
0
0
0
1
9
22
Заключение
1. Для духовного развития личности человека важно, чтобы он с самого раннего детства наблюдал природу, непосредственно общался с ней.
2. Формирование экологического отношения к природе в начальном звене необходимо осуществлять через интегрирование природоведческих знаний в общеобразовательные дисциплины, которое позволяет детям усвоить ведущие мировоззренческие идеи: единство неживой и живой природы, их взаимосвязи, человек как часть природы, формы развития материи, тела и их движение и т. д; через системы познавательных заданий для 1-4 классов на основе программного природоведческого материала по применению природоведческих знаний в новой учебной ситуации.
3. Изучение экологического потенциала современных учебников, детских энциклопедий, справочников, художественной литературы, детских периодических изданий по окружающему миру показало, что в них имеются большие возможности для формирования у младших школьников экологического сознания.
4. Внеурочную работу по формированию у младших школьников экологического отношения необходимо рассматривать как неотъемлемую часть всего учебно-воспитательного процесса и включать в неё нетрадиционные формы: экологические праздники, выставки различных творческих работ детей, компьютерное экологическое моделирование, экологический практикум, эколого-психологические тренинги.
5. Значительное внимание нужно уделять практическому участию младших школьников в экологической деятельности.
23
Выводы:
1.Экология наука относительно молодая, и возникла она из потребности человека сохранить природу и самих себя. Аспекты изучения данной науки достаточно обширны. В ней широко изучается человек, его среда обитания, взаимосвязь с природой, его влияние на среду обитания и природу. Этот повышенный интерес к человеку, как к объекту науки, сложился из-за существующих экологических проблем. В скором времени людям нужно будет предотвращать эти проблемы или ликвидировать их последствия.
2. Общество находится перед лицом всемирных экологических проблем и их решение зависит: а) от обновления научно-технической, инвестиционной, структурно-производственной сферы; б) от переориентации духовной жизни (привитие нового отношения к природе, основанного на взаимосвязи природы и человека, привитие норм и правил экологического поведения).
3. Проблемой экологического воспитания люди стали заниматься еще в XVII веке. Но в наше время данная проблема стала более актуальной в связи с надвигающимся экологическим кризисом. И все человечество не должно оставаться в стороне от решения проблем экологического воспитания подрастающего поколения.
4. Теоретическая основа экологического воспитания основывается на решении задач в их единстве: обучения и воспитания, развития. Критерием сформированности ответственного отношения к окружающей среде является нравственная забота о будущих поколениях. Правильно используя различные методы воспитания, учитель может сформировать экологически грамотную и воспитанную личность.
5. Как известно, воспитание тесно связано с обучением, поэтому воспитание, основанное на раскрытии конкретных экологических связей, поможет ученикам усваивать правила и нормы поведения в природе. Последние, в свою очередь, не будут голословными утверждениями, а будут осознанными и осмысленными убеждениями каждого ученика.
6. Существуют основные правила поведения в природе, которые могут усвоить учащиеся начальных классах. Нельзя навязывать детям эти правила, нужна целенаправленная, продуманная работа для того, чтобы знания перешли в убеждения.
7. Таким образом, благодаря продуманной, систематической урочной и внеклассной работе в начальной школе можно заложить основы формирования личности с новым образом мышления и типом поведения – экологическим.
24
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Биологический энциклопедический словарь./Под ред. Гилярова В. Н. М.: Советская энциклопедия, 1986.
2. Богданова О. С., Петрова В. И. Методика воспитательной работы в начальных классах. - М.: Просвещение, 1980.
3. Букин А. П. В дружбе с людьми и природой. - М.: Просвещение, 1991.
4. Зверев И. Д. Экология в школьном обучении. - М., 1980.
5. Измайлов И. В., Михлин В. Е., Шубкина Л. С. Биологические экскурсии. - М.: Просвещение, 1983.
6. Кучер Т. В. Экологическое воспитание учащихся. - М.: Просвещение, 1990.
7. Маркович Д. Ж. Социальная экология. - М.: Просвещение, 1991.
8. Олдан П. Г. Колокол тревоги. - М.: Политиздат, 1990.
9. Абдуллаев З. Экологическое отношение и экологическое сознание.//Философские науки. -1991, N2.
10. Дерябо С. Д., Ясвин В. А. Экологическая педагогика и психология. – Ростов - на –Д.; Феникс,1996.
11. Моисеева Л. В. Экологическая педагогика: Понятийно-терминологический словарь для учителя. – Екатеринбург, 2004.
12. Белавина И. Г., Найденская Н. Г. Планета - наш дом./ Учебник – хрестоматия по основам экологии для дошкольников и младших школьников./ - Издательство «Лайда». Москва. 1995.
13. Белавина И. Г, Найденская Н. Планета – наш дом. /Методика проведения занятий по основам экологии для дошкольников и младших школьников./ - Изд-во «Лайда». Москва. 1995.
14. Л. П.Молодова «Игровые экологические занятия с детьми». - Минск «Асар» . 1996.
15. Плешаков А. А. Факультативный курс "Экология для младших школьников". - Программы общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2002.
16. Охрана природы: (Факультатив. курс). Пособие для учащихся /А. В. Михеев, К. В. Пашканг, Н. Н. Родзевич, М. П. Соловьева; Под ред. К. В. Пашканга. - М.: Просвещение, 1983. 25
17. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Экология/ Авт.-сост. А. Е. Чижевский. - М.: ООО "Издательство АСТ", 1997
18. Баклицкая Е. Р. Умения и навыки исследовательского изаскания: «Завуч», № 2, 2000, с.113-122.
19. Савенков А. И. Методика организации игр-исследований с младшими школьниками. Ж. «Практика административной работы в школе» № 1, 2004, с.35-38.
20. Сырцева Т. Э. Работа учителей по развитию навыков научно-исследовательской деятельности учащихся. Ж. «Дополнительное образование» № 2, 2004, с. 12-18.
26
Администрация Перелюбского муниципального района
Саратовской области
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение