kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Доклад на тему «Влияние экологического воспитания на духовное развитие личности школьника»

Нажмите, чтобы узнать подробности

 В докладе представлены материалы на усиление  экологического воспитания младших школьников начального класса А также для формирование у детей любви к природе и бережного отношения к окружающему миру.Влияние экологического воспитания на духовно-нравственное воспитание учеников. Материал можно использовать на методическом  обьединение,на педагогическом совете и на родительских   собраниях.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему «Влияние экологического воспитания на духовное развитие личности школьника»»

Государственное казенное общеобразовательное учреждение города Москвы «Специальная (коррекционная)общеобразовательная школа-интернат№52»





ДОКЛАД

на тему

«Влияние экологического воспитания на духовное развитие личности школьника»













Выполнила; Ахунова З.А.





МОСКВА -2020



«Ничто так не обогащает человека,

как общение с природой»



В. А. Сухомлинский

Природа обогащает человека духовно, общение с ней способствует формированию положительных моральных качеств. Человек и природа –единое целое и всегда взаимосвязаны друг с другом! Природа- очень красива, а красота ее натуральна и неповторима! Природа обеспечивает человека всем необходимым, создавая все условия для его жизни. Поэтому очень важно ценить это и стараться жить с ней в гармонии, не нарушая баланс. Приучать к любви природы, к окружающему миру надо с раннего детства. Любовь к окружающему миру заставляет нас обратить особое внимание на экологическое направление духовно-нравственного воспитания школьников. Экологическое воспитание – самое важное в наше время! Учащиеся школы должны понять, что охрана природы – это наша жизнь!

Экологическое воспитание – это воспитание формирующее у человека сознательное восприятие окружающей природной среды, убежденность в необходимости бережного отношения к природе человечеством! Поэтому под экологическим воспитанием надо понимать единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой. Известный педагог-новатор

В. А. Сухомлинский отмечал, что сама природа не воспитывает, а воспитывает только активное взаимодействие с ней. Чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, читать ее язык, беречь ее богатство, нужно прививать ему эти чувства с раннего возраста. Поэтому уже начиная с начальной школы, надо формировать у учеников первичные знания о природе и навыки ее охраны, это связано с тем, что успешному осуществлению экологического воспитания младших школьников способствуют их экологические особенности: эмоциональная отзывчивость, склонность к подражательности, любознательность. Сегодня экологическое образование и воспитание – два неразрывно связанных, взаимопроникающих и взаимодополняющих педагогических процесса, где важнейшим компонентом экологической культуры, развиваемого у школьников является знание основ экологии, главная суть которой заключается во взаимном влиянии составляющих частей экологических систем и их связь с окружающим миром!

Один из основоположников русской педагогики К. Д. Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития. Ощущение красоты природы формирует в детях духовно- нравственные качества. Ребята должны сами почувствовать природу всем сердцем. Младший школьный возраст является наиболее благоприятным периодом для формирования основ экологической культуры т. к. в этот период развития ребёнка, характеризующийся преобладанием эмоционально-чувственного способа освоения окружающего мира, интенсивно формируются свойства и качества личности, которые определяют её сущность в будущем. В этом возрасте в сознании учащихся происходит формирование наглядно-образной картины мира и нравственно-экологической позиции личности, которая определяет отношения ребёнка к природному и социальному окружению и к самому себе. Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс. Его результатом должно быть не только овладение определенными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умение и желание активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду. Воспитанники, получившие определенные экологические представления, будут бережнее относится к природе. В будущем это может повлиять на оздоровление экологической обстановки в нашей стране.

В наше время мы видим как человек активно вмешивается в процессы, происходящие в природе. Видя все происходящее вокруг и у детей тоже может сформироваться потребительское отношение к природе, чего ни в коем случае нельзя допустить! Обычный школьник наблюдает множество мусорных свалок, создаваемых взрослыми, жестокое отношение к животным, безответственность по отношению к окружающим лесам, паркам, в то время как в школе, в учреждениях дополнительного образования он узнает о пагубном отношении и влиянии подобной деятельности человека на природу, о вреде наносимом собственному здоровью и благополучию, испытывает чувство жалости к животным и растениям, попавшим в беду. Из-за этого проблема духовно-нравственного и экологического воспитания детей школьного возраста стала как никогда очень актуальна.

Отчуждение ребенка от природы исключает важный источник воспитания нравственности и духовности в детях – окружающую среду. Дети стали реже общаться с природой, так как уменьшается количество зеленых насаждений, детей окружают здания, искусственные материалы, похожие на природные: например, искусственные растения украшают магазины, улицы. Но искусственный материал практически одинаков с точки зрения тактильных ощущений, запаха. Тогда как в лесу человек воспринимает природу комплексно: видит, слышит, чувствует запахи. Только такое восприятие эффективно для личностного и познавательного развития ребенка. Он должен иметь возможность вдохнуть запах цветка, потрогать лист, побегать босиком по траве.

Задача педагога – найти формы, методы воспитания в вопросе экологии социальному окружению и к самому себе. Благодаря вовремя полученному экологическому воспитанию, у детей сформируется система ценностей, которая поможет им бережно относиться к природе и будет являться побуждением к разрешению проблемы экологического кризиса, существующего в современном мире.

С возрастом, когда у ребенка начинается активная жизнь в обществе, ему приходится сталкиваться с различными проблемами и трудностями, где важно понять о взаимоотношениях друг с другом, о ценностях и мышлении каждого. Во время этого процесса ребенок становится личностью, его мировоззрение, его понимание «что такое хорошо, что такое плохо», а также реакция на поступки других людей и контроль собственного поведения. Духовно-нравственное воспитание неизбежно соприкасается с экологическим воспитанием.


Именно поэтому необходимо с детства ориентировать ребенка на сохранение своей планеты и ее ресурсов, как своей жизненной среды.

Начальная школа – важнейший этап на пути становления научно-познавательных, эмоционально-нравственных, практически-деятельных отношений учащихся к окружающей среде и к своему здоровью на основе единства чувственного и рационального познания природного и социального окружения человека С младшего школьного возраста следует формировать у детей такой принцип взаимодействия с природой, согласно которому «правильно и разрешено только то, что не нарушает существующую в природе гармонию».

Красота в природе давно стала общей темой в жизни и в искусстве. Природа, изображается и воспевается многими произведениями искусства: в картинах, в поэзии и в другой литературе. Тем самым, показывая силу, с которой люди ассоциируют природу и красоту.

Художники всех времён и народов, поэты и философы отдали дань этой вечной и всегда актуальной теме «человек и природа».

Выдающиеся советские педагоги А.С. Макаренко, С.Т Шацкий, В.А. Сухомлинский не мыслили себе организации здорового и целесообразного педагогического процесса вне природы, вне нравственных, эстетических взаимосвязей с ней.

В.А. Сухомлинский отмечал, что знания и навыки сами по себе не воспитывают. При изменении традиционно-потребительского отношения к природе, изменяются убеждения, деятельность ученика строится в постоянном общении с природой и работой над гармонизацией нарушенной биосферы. Природа – это не какое-то символическое богатство. Это, прежде всего, труд десятков и сотен поколений, поливших потом родную землю и передавших ее потомкам своим. Природа – это богатство материальное, и без него, если оно по какой-либо причине оскудеет и обеднеет, мы станем беднее в буквальном смысле. Природа – наш дом и верный друг! К сожалению, очень часто люди не берегут всё богатство нашей планеты и не задумываются о своих поступках. Есть много примеров, когда человек наносил серьёзный вред окружающей среде. Люди живут в огромных городах и даже не задумываются о том, что они тоже являются неотъемлемой частью природы. Мы окружили себя высокими бетонными зданиями и заводами, которые загрязняют воздух и реки. А ведь вода нужна всем живым организмам, и если люди не опомнятся, то вскоре весь мир лишится чистой воды. Поэтому с большой тревогой узнаем, что иногда в том или другом городе загрязняются реки отравляются различными отбросами ,горят леса погибают лесные животные и совсем исчезают некоторые виды лесных растений. Человек не может не болеть душой за происходящее в природе, он не только должен рассуждать, но и на деле должен проявлять свою ответственность за каждый клочок родной земли, за лесные богатства, за реки и озера, за воздух, которым мы дышим. Мы должны беречь мир природы и делать всё, чтобы сохранить нашу планету для будущих поколений. Сейчас можно видеть, как климат меняется в худшую сторону, и это происходит потому, что Земля перенасыщена мусором. Но если каждый из нас постарается не наносить вред планете и жить в гармонии с природой, то всё изменится, и мы сможем сохранить этот прекрасный мир

В настоящее время каждый человек, не зависимо от его специальности, должен быть экологически образован и экологически культурен. Только в этом случае он сможет реально оценивать последствия свой практической деятельности при взаимодействии с природой. Если в деле экологического образования и просвещения уже многое что начато, и самое главное, делается, то, в отношении экологической культуры мало что предпринято. Возможно, это объясняется и трудностью точного определения, что же такое «экологическая культура». В самом общем виде можно сказать, что «экологическая культура» это система знаний, умений, ценностей и чувство ответственности за принимаемые решения в отношении с природой. Основными компонентами экологической культуры личности должны стать: экологические знания, экологическое мышление, экологически оправданное поведение и чувство любви к природе.

Природа обогащает человека духовно, общение с ней способствует формированию положительных моральных качеств. Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных. Контакты с животными и растениями являются дополнительным каналом взаимодействия школьника с окружающим миром. Природа способствует умственному развитию детей, их логическому мышлению и речи. Задача экологического образования состоит не только в том, чтобы как можно больше дать знаний детям об окружающем нас мире растений, животных, насекомых, птиц, рыб, но в основе должна лежать деятельность самого ребенка, в процессе которой он сам изыскивает новые знания. Вот тогда при наличии знаний, наблюдений, деятельности в детях разовьется чувство отзывчивости, сочувствие ко всему живому, бережное отношение ко всему окружающему. Результатом такого воспитания является принятие школьниками ответственности за развитие самого себя и природы в целом. Таким образом, взаимодействие с природой имеет большой потенциал по воспитанию духовности и нравственности. Поэтому педагогам и родителям необходимо открыть детям возможности взаимодействия с миром природы; в этом случае экологическое образование становится фактором общего и духовно-нравственного развития. В современном мире в первую очередь необходимо формировать гармонично развитую личность, закладывать в детях понятия о добре, милосердии, справедливости, развивать в школьниках духовность, любовь к окружающему. Это позволяет осуществить взаимодействие учеников с окружающей природой, которая является неиссякаемым источником нравственного и духовного воспитания школьников. На сегодняшний момент экологическое воспитание должно быть неотъемлемой частью всего воспитательного процесса в образовательных учреждениях. Это не только поможет детям быть разносторонне развитыми, но и сформирует в них потребность правильно заботиться о природе. С помощью экологической деятельности школьники приобретают адекватное представление об окружающем мире и видят связь между деятельностью людей и состоянием природы. Это позволяет им не только получить необходимые экологические знания, но и развить эмоциональное отношение к проблемам растений и животных. Совершенно очевидно, что положительный результат может быть достигнут только при тесном взаимодействии образовательного учреждения и семьи. Только при соблюдении этого условия ребенок правильно воспримет бережное отношение к природе, будет заинтересован в соблюдении правил безопасности при общении с ней. Совместная работа родителей и педагога учит обращать внимание детей на красоту окружающей природы, и на бережное отношение к ней. Так шаг за шагом идёт освоение экологической программы, экологической культуры и воспитания, в процессе реализации накапливается материал, работы детей, формируется экологическое сознание школьников.

Мы делаем выводы о том, что экологическое воспитание – составная часть нравственного воспитания. Экологическое образование и воспитание представляется как целостное единство процессов обучения, воспитания и развития. Что бы экологическое воспитание не было беспочвенным, обязательно нужно формирование экологического сознания. Экологически воспитанная личность, зная какой вред природе приносят те или иные действия, формирует свое отношение к этим действиям и решает для себя вопрос о их правомерности. Если человек экологически воспитан, то нормы и правила экологического поведения будут иметь под собой твердое основание и станут убеждениями этого человека. Правильно используя различные методы воспитания, учитель или воспитатель может сформировать экологически грамотную и духовно- воспитанную личность. Если формирование экологического сознания идет на уроке, то нормы экологического поведения закрепляются в деятельности, организованной во внеклассной и внешкольной работе, а также в группе продленного дня.










Использованная литература;




1. Шилова В. С. Педагогические основы социально - экологического образования школьников. / В. С. Шилова. - Белгород, 2008. - 154 с.

2.Экологическое образование школьников. Под ред. И. Д. Зверева,

И .Т .Суравегиной. - М,1983.

3.Экология и безопасность жизнедеятельности: учеб. пособие для втузов / Под ред. Л.А. Муравья. М.: ЮНИТИ, 2000— 447

4. Бобрышева Е. А., Организация экологического образования в школе «Сохраним леса». – МБОУ «Скороднянская СОШ». 2011 г.

5. Рюкбейль Д.А. Экология и мировоззрение/ программа по экологическому воспитанию и образованию/ - М.: ИСАР, 1998.







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Ахунова Замира Джалол-Ахуновна

Дата: 23.04.2020

Номер свидетельства: 547835

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(182) "Быть здоровым  – это здорово! (Кулинария и спорт в жизни русских писателей и их литературных героев)"
    ["seo_title"] => string(104) "byt-zdorovym-eto-zdorovo-kulinariia-i-sport-v-zhizni-russkikh-pisatieliei-i-ikh-litieraturnykh-ghieroiev"
    ["file_id"] => string(6) "285317"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1454146333"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(53) "Быть здоровым  – это здорово!"
    ["seo_title"] => string(26) "byt-zdorovym-eto-zdorovo-2"
    ["file_id"] => string(6) "285318"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1454146416"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства