Доклад на тему «Влияние экологического воспитания на духовное развитие личности школьника»
Доклад на тему «Влияние экологического воспитания на духовное развитие личности школьника»
В докладе представлены материалы на усиление экологического воспитания младших школьников начального класса А также для формирование у детей любви к природе и бережного отношения к окружающему миру.Влияние экологического воспитания на духовно-нравственное воспитание учеников. Материал можно использовать на методическом обьединение,на педагогическом совете и на родительских собраниях.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему «Влияние экологического воспитания на духовное развитие личности школьника»»
Государственное казенное общеобразовательное учреждение города Москвы «Специальная (коррекционная)общеобразовательная школа-интернат№52»
ДОКЛАД
на тему
«Влияние экологического воспитания на духовное развитие личности школьника»
Выполнила; Ахунова З.А.
МОСКВА -2020
«Ничто так не обогащает человека,
как общение с природой»
В. А. Сухомлинский
Природа обогащает человека духовно, общение с ней способствует формированию положительных моральных качеств. Человек и природа –единое целое и всегда взаимосвязаны друг с другом! Природа- очень красива, а красота ее натуральна и неповторима! Природа обеспечивает человека всем необходимым, создавая все условия для его жизни. Поэтому очень важно ценить это и стараться жить с ней в гармонии, не нарушая баланс. Приучать к любви природы, к окружающему миру надо с раннего детства. Любовь к окружающему миру заставляет нас обратить особое внимание на экологическое направление духовно-нравственного воспитания школьников.Экологическое воспитание – самое важное в наше время! Учащиеся школы должны понять, что охрана природы – это наша жизнь!
Экологическое воспитание – это воспитание формирующее у человека сознательное восприятие окружающей природной среды, убежденность в необходимости бережного отношения к природе человечеством! Поэтому под экологическим воспитанием надо понимать единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой. Известный педагог-новатор
В. А. Сухомлинский отмечал, что сама природа невоспитывает, а воспитывает только активное взаимодействие с ней. Чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, читать ее язык, беречь ее богатство, нужно прививать ему эти чувства с раннего возраста.Поэтому уже начиная с начальной школы, надо формировать у учеников первичные знания о природе и навыки ее охраны, это связано с тем, что успешному осуществлению экологического воспитания младших школьников способствуют их экологические особенности: эмоциональная отзывчивость, склонность к подражательности, любознательность. Сегодня экологическое образование и воспитание – два неразрывно связанных, взаимопроникающих и взаимодополняющих педагогических процесса, где важнейшим компонентом экологической культуры, развиваемого у школьников является знание основ экологии, главная суть которой заключается во взаимном влиянии составляющих частей экологических систем и их связь с окружающим миром!
Один из основоположников русской педагогики К. Д. Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития. Ощущение красоты природы формирует в детях духовно- нравственные качества. Ребята должны сами почувствовать природу всем сердцем. Младший школьный возраст является наиболее благоприятным периодом для формирования основ экологической культуры т. к. в этот период развития ребёнка, характеризующийся преобладанием эмоционально-чувственного способа освоения окружающего мира, интенсивно формируются свойства и качества личности, которые определяют её сущность в будущем. В этом возрасте в сознании учащихся происходит формирование наглядно-образной картины мира и нравственно-экологической позиции личности, которая определяет отношения ребёнка к природному и социальному окружению и к самому себе. Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс. Его результатом должно быть не только овладение определенными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умение и желание активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду. Воспитанники, получившие определенные экологические представления, будут бережнее относится к природе. В будущем это может повлиять на оздоровление экологической обстановки в нашей стране.
В наше время мы видим как человек активно вмешивается в процессы, происходящие в природе. Видя все происходящее вокруг и у детей тоже может сформироваться потребительское отношение к природе, чего ни в коем случае нельзя допустить! Обычный школьник наблюдает множество мусорных свалок, создаваемых взрослыми, жестокое отношение к животным, безответственность по отношению к окружающим лесам, паркам, в то время как в школе, в учреждениях дополнительного образования он узнает о пагубном отношении и влиянии подобной деятельности человека на природу, о вреде наносимом собственному здоровью и благополучию, испытывает чувство жалости к животным и растениям, попавшим в беду. Из-за этого проблема духовно-нравственного и экологического воспитания детей школьного возраста стала как никогда очень актуальна.
Отчуждение ребенка от природы исключает важный источник воспитания нравственности и духовности в детях – окружающую среду. Дети стали реже общаться с природой, так как уменьшается количество зеленых насаждений, детей окружают здания, искусственные материалы, похожие на природные: например, искусственные растения украшают магазины, улицы. Но искусственный материал практически одинаков с точки зрения тактильных ощущений, запаха. Тогда как в лесу человек воспринимает природу комплексно: видит, слышит, чувствует запахи. Только такое восприятие эффективно для личностного и познавательного развития ребенка. Он должен иметь возможность вдохнуть запах цветка, потрогать лист, побегать босиком по траве.
Задача педагога – найти формы, методы воспитания в вопросе экологии социальному окружению и к самому себе. Благодаря вовремя полученному экологическому воспитанию, у детей сформируется система ценностей, которая поможет им бережно относиться к природе и будет являться побуждением к разрешению проблемы экологического кризиса, существующего в современном мире.
С возрастом, когда у ребенка начинается активная жизнь в обществе, ему приходится сталкиваться с различными проблемами и трудностями, где важно понять о взаимоотношениях друг с другом, о ценностях и мышлении каждого. Во время этого процесса ребенок становится личностью, его мировоззрение, его понимание «что такое хорошо, что такое плохо», а также реакция на поступки других людей и контроль собственного поведения. Духовно-нравственное воспитание неизбежно соприкасается с экологическим воспитанием.
Именно поэтому необходимо с детства ориентировать ребенка на сохранение своей планеты и ее ресурсов, как своей жизненной среды.
Начальная школа – важнейший этап на пути становления научно-познавательных, эмоционально-нравственных, практически-деятельных отношений учащихся к окружающей среде и к своему здоровью на основе единства чувственного и рационального познания природного и социального окружения человека С младшего школьного возраста следует формировать у детей такой принцип взаимодействия с природой, согласно которому «правильно и разрешено только то, что не нарушает существующую в природе гармонию».
Красота в природе давно стала общей темой в жизни и в искусстве. Природа, изображается и воспевается многими произведениями искусства: в картинах, в поэзии и в другой литературе. Тем самым, показывая силу, с которой люди ассоциируют природу и красоту.
Художники всех времён и народов, поэты и философы отдали дань этой вечной и всегда актуальной теме «человек и природа».
Выдающиеся советские педагоги А.С. Макаренко, С.Т Шацкий, В.А. Сухомлинский не мыслили себе организации здорового и целесообразного педагогического процесса вне природы, вне нравственных, эстетических взаимосвязей с ней.
В.А. Сухомлинский отмечал, что знания и навыки сами по себе не воспитывают. При изменении традиционно-потребительского отношения к природе, изменяются убеждения, деятельность ученика строится в постоянном общении с природой и работой над гармонизацией нарушенной биосферы. Природа – это не какое-то символическое богатство. Это, прежде всего, труд десятков и сотен поколений, поливших потом родную землю и передавших ее потомкам своим. Природа – это богатство материальное, и без него, если оно по какой-либо причине оскудеет и обеднеет, мы станем беднее в буквальном смысле. Природа – наш дом и верный друг! К сожалению, очень часто люди не берегут всё богатство нашей планеты и не задумываются о своих поступках. Есть много примеров, когда человек наносил серьёзный вред окружающей среде. Люди живут в огромных городах и даже не задумываются о том, что они тоже являются неотъемлемой частью природы. Мы окружили себя высокими бетонными зданиями и заводами, которые загрязняют воздух и реки. А ведь вода нужна всем живым организмам, и если люди не опомнятся, то вскоре весь мир лишится чистой воды. Поэтому с большой тревогой узнаем, что иногда в том или другом городе загрязняются реки отравляются различными отбросами ,горят леса погибают лесные животные и совсем исчезают некоторые виды лесных растений. Человек не может не болеть душой за происходящее в природе, он не только должен рассуждать, но и на деле должен проявлять свою ответственность за каждый клочок родной земли, за лесные богатства, за реки и озера, за воздух, которым мы дышим. Мы должны беречь мир природы и делать всё, чтобы сохранить нашу планету для будущих поколений. Сейчас можно видеть, как климат меняется в худшую сторону, и это происходит потому, что Земля перенасыщена мусором. Но если каждый из нас постарается не наносить вред планете и жить в гармонии с природой, то всё изменится, и мы сможем сохранить этот прекрасный мир
В настоящее время каждый человек, не зависимо от его специальности, должен быть экологически образован и экологически культурен. Только в этом случае он сможет реально оценивать последствия свой практической деятельности при взаимодействии с природой. Если в деле экологического образования и просвещения уже многое что начато, и самое главное, делается, то, в отношении экологической культуры мало что предпринято. Возможно, это объясняется и трудностью точного определения, что же такое «экологическая культура». В самом общем виде можно сказать, что «экологическая культура» это система знаний, умений, ценностей и чувство ответственности за принимаемые решения в отношении с природой. Основными компонентами экологической культуры личности должны стать: экологические знания, экологическое мышление, экологически оправданное поведение и чувство любви к природе.
Природа обогащает человека духовно, общение с ней способствует формированию положительных моральных качеств. Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных. Контакты с животными и растениями являются дополнительным каналом взаимодействия школьника с окружающим миром. Природа способствует умственному развитию детей, их логическому мышлению и речи. Задача экологического образования состоит не только в том, чтобы как можно больше дать знаний детям об окружающем нас мире растений, животных, насекомых, птиц, рыб, но в основе должна лежать деятельность самого ребенка, в процессе которой он сам изыскивает новые знания. Вот тогда при наличии знаний, наблюдений, деятельности в детях разовьется чувство отзывчивости, сочувствие ко всему живому, бережное отношение ко всему окружающему. Результатом такого воспитания является принятие школьниками ответственности за развитие самого себя и природы в целом. Таким образом, взаимодействие с природой имеет большой потенциал по воспитанию духовности и нравственности. Поэтому педагогам и родителям необходимо открыть детям возможности взаимодействия с миром природы; в этом случае экологическое образование становится фактором общего и духовно-нравственного развития. В современном мире в первую очередь необходимо формировать гармонично развитую личность, закладывать в детях понятия о добре, милосердии, справедливости, развивать в школьниках духовность, любовь к окружающему. Это позволяет осуществить взаимодействие учеников с окружающей природой, которая является неиссякаемым источником нравственного и духовного воспитания школьников. На сегодняшний момент экологическое воспитание должно быть неотъемлемой частью всего воспитательного процесса в образовательных учреждениях. Это не только поможет детям быть разносторонне развитыми, но и сформирует в них потребность правильно заботиться о природе. С помощью экологической деятельности школьники приобретают адекватное представление об окружающем мире и видят связь между деятельностью людей и состоянием природы. Это позволяет им не только получить необходимые экологические знания, но и развить эмоциональное отношение к проблемам растений и животных. Совершенно очевидно, что положительный результат может быть достигнут только при тесном взаимодействии образовательного учреждения и семьи. Только при соблюдении этого условия ребенок правильно воспримет бережное отношение к природе, будет заинтересован в соблюдении правил безопасности при общении с ней. Совместная работа родителей и педагога учит обращать внимание детей на красоту окружающей природы, и на бережное отношение к ней. Так шаг за шагом идёт освоение экологической программы, экологической культуры и воспитания, в процессе реализации накапливается материал, работы детей, формируется экологическое сознание школьников.
Мы делаем выводы о том, чтоэкологическое воспитание – составная часть нравственного воспитания. Экологическое образование и воспитание представляется как целостное единство процессов обучения, воспитания и развития. Что бы экологическое воспитание не было беспочвенным, обязательно нужно формирование экологического сознания. Экологически воспитанная личность, зная какой вред природе приносят те или иные действия, формирует свое отношение к этим действиям и решает для себя вопрос о их правомерности. Если человек экологически воспитан, то нормы и правила экологического поведения будут иметь под собой твердое основание и станут убеждениями этого человека. Правильно используя различные методы воспитания, учитель или воспитатель может сформировать экологически грамотную и духовно- воспитанную личность. Если формирование экологического сознания идет на уроке, то нормы экологического поведения закрепляются в деятельности, организованной во внеклассной и внешкольной работе, а также в группе продленного дня.
Использованная литература;
1. Шилова В. С. Педагогические основы социально - экологического образования школьников. / В. С. Шилова. - Белгород, 2008. - 154 с.
2.Экологическое образование школьников. Под ред. И. Д. Зверева,
И .Т .Суравегиной. - М,1983.
3.Экология и безопасность жизнедеятельности: учеб. пособие для втузов / Под ред. Л.А. Муравья. М.: ЮНИТИ, 2000— 447
4. Бобрышева Е. А., Организация экологического образования в школе «Сохраним леса». – МБОУ «Скороднянская СОШ». 2011 г.
5. Рюкбейль Д.А. Экология и мировоззрение/ программа по экологическому воспитанию и образованию/ - М.: ИСАР, 1998.
object(ArrayObject)#852 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(182) "Быть здоровым – это здорово! (Кулинария и спорт в жизни русских писателей и их литературных героев)"
["seo_title"] => string(104) "byt-zdorovym-eto-zdorovo-kulinariia-i-sport-v-zhizni-russkikh-pisatieliei-i-ikh-litieraturnykh-ghieroiev"
["file_id"] => string(6) "285317"
["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1454146333"
}
}