Классный час по духовно-нравственному воспитанию младших школьников. Данное мероприятие построено в виде познавательно-развлекательной игры. В ходе мероприятия дети опираются на свой жизненный опыт при определении что такое добро и зло, вспоминают знакомые сказки и называют добрых и злых героев. В конце классного часа дети совместно с учителем выстраивают ДОМ ДОБРОТЫ.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«" Доброта творит чудеса" »
Классный час по духовно-нравственному воспитанию:
"Доброта творит чудеса".
Цель: Довести до сознания детей, что доброта – одно из лучших качеств человека.
Задачи: 1. Продолжить формирование важнейших нравственных ценностей: добро, уважение, любовь. 2. Способствовать развитию сочувствия, сопереживания. 3. Раскрыть понятие «Доброта», мотивировать детей на добрые поступки. 4. Воспитывать способность совершать добрые дела на благо людям. 5. Развивать умение оценивать поведение окружающих и собственные поступки, воспитывать навыки культуры речи;
Оборудование: компьютер, проектор, экран, магнитофон, символическое сердечко со «стрелами», игрушечные весы, бусинки, символизирующие капельки, нарисованное дерево, символизирующее доброту, карточки с записью хороших и плохих поступков.
Музыкальное сопровождение: фонограмма песни «Если добрый ты» из мультфильма «Приключения кота Леопольда», запись песни Шуры «Твори добро», песня «Улыбка» из мультфильма «Крошка Енот» в исполнении детей.
Подготовительная работа: подобрать пословицы о доброте; найти высказывания философов, писателей о доброте; найти стихотворения о доброте, отрывки из детских сказок, мультфильмов, в которых герои совершали добрые поступки; сделать компьютерную презентацию к мероприятию.
Тип урока: познавательно – развлекательная игра.
Ход урока.
Организационный момент. Слайд №1
2.Релаксация.
- Дети, какое у вас сейчас настроение? Чтобы настроение было у всех и дальше хорошим - давайте друг другу подарим улыбку.
3. Определение темы разговора.
Слайд №2 Сказка Л.Н.Толстого «Белка и волк»:
Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк вскочил и хотел ее съесть. Белка стала просить:
-Пусти меня.
Волк сказал:
- Хорошо, я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы там наверху все играете и прыгаете.
Белка сказала:
-Пусти меня прежде на дерево, я оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя.
Волк пустил, а белка ушла на дерево и оттуда сказала:
- Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжет. А мы веселы оттого, что мы добры и зла никому не делаем.
- О чем эта сказка? (о добре и зле)
- Да, наше занятие называется «Твори добро», а говорить мы будем о добре и зле.
Как вы думаете, на какие вопросы мы сегодня будем искать ответы?
- Что такое добро? Что такое зло?
- Можно ли преодолеть зло?
4. Беседа о добре и зле.
Слайд №3.
ДОБРО- это всё хорошее, полезное, приятное. Все то, что помогает человеку и окружающим людям жить, развиваться, растить детей. (посадить дерево; сделать подарок; помочь человеку в беде, спасти животное)
Доброта, как и солнце, обладает волшебной силой. Прикоснется солнышко к нам своими лучами – и на душе у нас становится тепло. Так и бывает от доброты.
1. - Что для вас добро? Ответы детей. Правильно.
? Легко ли быть добрым человеком? Почему? (необходимо преодолеть себя)
? Что такое зло? Ответы детей.
Слайд №4. Зло – это всё плохое, неприятное, вредное.
ЗЛО - все то, что мешает человеку и другим людям жить, работать, учиться, любить.
Слайд №5. - Что совершать легче: добро или зло? Почему? (зло, потому что добро требует усилий. Зло часто прикидывается добром, маскируется)
- Давайте разберёмся в поступках
- Можно ли полностью уничтожить зло? (нет)
- От чего или от кого зависит, сколько зла будет в жизни? (прежде всего от самого человека)
Категории «добро » и «зло»- вечные.
-В каждом из нас есть маленькое солнышко – доброта. Она нужна и вам самим, и вашим родным, друзьям и тем, кто вас окружает. Ведь доброта и забота согревают людей. Каждый человек должен оставить добрый след на земле. Один мудрец заметил: “Человек прожил жизнь не зря, если построил дом, вырастил дерево и воспитал ребенка”.
Слайд 6: 3. «Строительство» Дома Доброты. Давайте и мы сегодня построим Дом Доброты. Закладываем фундамент Дома – доброта. Слайд 5
Игра «Добрые и злые герои» Все вы любите сказки. Одной из главных тем сказок всегда была тема добра и зла. В сказках встречаются добрые и злые герои. Сейчас мы с вами поиграем в игру. Я буду называть сказочного героя, а вы будете отвечать, добрый он или злой. Если добрый, вы радостно хлопаете в ладоши, если злой- закрываете лицо ладошками. (Иван-царевич, Кощей Бессмертный, Золотая рыбка, Дюймовочка, Карабас-Барабас, Красная Шапочка, Гуси-Лебеди, Водяной, Баба-Яга, Золушка, Морозко, Мальвина, Змей Горыныч, Снежная королева, Василиса Премудрая, Алёнушка.
Викторина по сказкам
Задание. Вспомните, о каких сказочных героях говорится и какие добрые поступки они совершили?
Слайд 6: Кто был превращён гномом в маленького человечка и совершил удивительное путешествие с дикими гусями? (Нильс .С. Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»).
Слайд 7 «В одном густом тропическом лесу жил да был очень забавный зверёк. Звали его…». (Чебурашка. Э. Успенский. «Крокодил Гена и его друзья»).
Слайд 8 Герой этого произведения говорил такие волшебные слова: «Лети, лети лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг.Лишь коснешься ты земли – быть по-моему вели» (Женя. В.Катаев .«Цветик – семицветик»).
Слайд 9 «Кай взглянул на неё. Как она была хороша! Лица умней и прелестней он не мог себе представить. Теперь она не казалась ему ледяною» (Х. К. Андерсен «Снежная королева» Герда).
Слайд 10 Женщина ахнула от восхищения, потому что внутри, среди лепестков, сидела крошечная девочка, Ростом не больше дюйма. Вот почему её назвали...(Х.К.Андерсен. «Дюймовочка»).
Слайд 11. Следующий кирпичик Дома Доброты – добрые мысли.
О доброте высказывали свои мысли великие философы, писатели: «Делать добро – самое истинное счастье, какое только может быть ведомо человеческому сердцу» (Ж.Ж. Руссо). «Чем человек умнее и добрей, тем больше он замечает добра в людях» (Блез Паскаль). «Владеть собой настолько, чтобы уважать других, как самого себя, и поступать с ними так, как мы желаем, чтобы с нами поступали, – вот что можно назвать человеколюбием». (Конфуций). «Кто ищет зла, к тому оно приходит». (Соломон). «Чтобы поверить в добро, надо его делать». (Л. Толстой)
Следующий кирпичик Дома Доброты – добрые слова.
-Эти слова называют ещё волшебными. Как вы думаете, почему? -А какие добрые. волшебные слова звучат в нашей речи? Что они означают?
- Я прочитаю стихотворение, а вы мне помогите, вставьте, где нужно вежливые слова, данные на экране.
Волшебные слова. Н. Мигунова.
Вот проснулись утром зайки,
Чистят зубы на лужайке,
Увидали двух котят:
«С добрым утром» - говорят.
Мишка тихо просит пчёлку:
«Убери свою иголку,
Дай, пожалуйста, мне мёду,
Но чуть — чуть, не всю колоду!»
«Простите, пожалуйста, -
Просит котёнок, -
Я сегодня измазался,
Как поросёнок.
Я чуть-чуть подрасту
И тогда буду знать,
Что в печную трубу
Нельзя залезать».
«Извините, если я вам
Наступил на лапу.
Дело в том, что я медведь
Очень косолапый».
Мишка в гости к нам пришёл,
Вытер лапы, в дом зашел,
Громко «здравствуйте» сказал,
Всем здоровья пожелал.
Ел я кашу, пил компот,
Стал огромным мой живот.
Говорю я поварам:
«За обед спасибо вам».
«Пчхи», - сказал котёнок-крошка.
«Будь здоров, - сказала кошка.-
На меня ты не чихай,
Нос свой лапкой прикрывай».
Тихий вечер наступает.
Надо лечь в кровать и спать.
Не забыл зайчишка умный
«Доброй ночи» всем сказать.
Стихотворение Татьяны Дашкевич “Обидное слово”.
Обидное слово, обидное слово! Как больно ударить умеет оно! Змеёй ядовитой ужалить готово, Ужалит – и станет на сердце темно. И тот, кто обидел, и тот, кто обижен, И тот, кто унизил, и тот, кто унижен, Хотя миновала уж ссоры гроза, Молчат и не смотрят друг другу в глаза. Послушай совета, мой милый ребёнок, Будь добрым и вежливым с самых пелёнок, Хорошее только старайся творить И слов унизительных не говорить.
Слайд 14: Следующий кирпичик Дома Доброты – добрые поступки. -Не только слова, но и дела должны быть добрыми. Ведь как гласит пословица: «Не одежда красит человека, а его добрые дела». Подумайте и скажите, какие добрые дела вы можете совершить сами: в классе, на улице, дома, в транспорте, на природе? -Я думаю, что каждый из Вас уже совершил добрый поступок, а может быть и не один!
Слайд игра «Стоп- сигнал»
-Как вы думаете, легко ли быть добрым? -Что для этого нужно иметь? -Для этого нужно иметь доброе сердце, добрую душу. Послушайте отрывок из стихотворения А. Л. Барто «Вовка- добрая душа» (читает ученик) Добрым быть совсем, Совсем не просто, Не зависит доброта От роста, Не зависит доброта От цвета. Доброта- не пряник, Не конфета. Доброта с годами не стареет, Доброта от холода согреет, Если доброта, как солнце, светит Радуются взрослые и дети.
-Ребята, а как вы думаете, могут ли в одном человеке уживаться и добро, и зло? -Нет, не может. Как не может быть одновременно в одном кувшине сладкая и горькая вода. «Каждый кувшин изливает то, что содержит». Если сердце наполнено добром, то и изливается добро, и наоборот.
Слайд- Весы - Как вы думаете, чего же на Земле всё-таки больше: добра или зла? Может быть нам помогут в этом весы? На одну чашу весов мы будем класть «зло» ( листочки с надписями: Зависть, Жадность, Грубость, Предательство, Война, Ложь, Лень) - А что нужно сделать, чтобы победить зло? -Нужно, чтобы чаша весов с «добром» перевесила. А это зависит от каждого из нас. Давайте на вторую чашу положим по капельке добрых дел, которые каждый из вас сделал в своей жизни. ( Дети подходят к весам, говорят о своём добром деле и кладут на чашу свою «капельку» (бусинку). Вскоре чаша «добра» перевешивает чашу «зла».) -Вот видите, ребята, как можно победить зло. Добрыми поступками, делами.Так и в жизни: капельки добра, сливаясь,превращаются в ручеёк, ручейки-в реку, реки-в море добра. Хорошо, когда человек после себя оставляет добрый след. Каждый ваш хороший поступок, это частица добра, вложенная в огромный мир доброты. От неё становится теплее, светлее и радостнее.
Доброе дело – это то, что дарит радость другому человеку. Нужно проявлять живой, искренний интерес к окружающим людям. О том же говорит и Библия: «Относись к другому как к самому себе, люби ближнего своего как самого себя». Делайте добро! Это принесет вам счастье.
Вот мы и построили Дом Доброты. А на вершине этого дома- счастье.
Слайд 16
Рефлексаия.
- У вас на столах лежат два вида смайликов- грустный и весёлый. Если вы считаете, что разобрались в данном вопросе – добро и зло, то поместите весёлого смайлика в дом доброты, а если вам мероприятие не понравилось, у вас ещё остались неразрешённые вопросы, то поместите грустного смайлика рядом с домом.