kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Дневник по полевой практике

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дневник по полевой практике для 1-4 классов

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Дневник по полевой практике»

Б алейский филиал

государственного автономного профессионального образовательного учреждения

"Читинский педагогический колледж"









Дневник по полевой практике

МДК 01.05. Естествознание с методикой преподавания









Выполнила: студентка 213 группы Вьюкова Мария

Специальность: преподавание в начальных классах

Продолжительность практики: С 17.05.2020 года по 06.06. 2020 года

Место практики: г. Балей

Руководитель практики: преподаватель естественно- научных дисциплин

Боброва Лариса Владимировна

г. Балей, 2020

С одержание:

  1. Введение.


  1. Раздел 1: Топография.


  1. Раздел 2: Рельеф, почвы.


  1. Раздел 3: Климат. Фенологические наблюдения.


  1. Раздел 4: Гидрология.


  1. Раздел 5: Растительный и животный мир; природные комплексы.


  1. Раздел 6: Сельскохозяйственные работы.


  1. Раздел 7: Камеральная обработка наблюдений и написание отчета.






























В ведение:

Актуальность.

Создание проекта по полевой практике показало, что мы очень мало уделяем внимания природе родного края. Поиск информации по проекту помог нам узнать некоторые моменты природы нашего города. Создание проекта натолкнуло нас на мысль о том, что необходимо не только знать информацию о природе родного края, но и принимать активное участие в сохранении её первозданной красоты, участвовать в развитии природы родного края.

Цель: изучение умений в живой и не живой природе.

Задачи:

1. Углубить расширить знания полученные в процессе изучения теоретического курса МДК 01.05.

2. Освоить практические методы оценки состояния окружающей и природой среды.

3. Формировать навыки бережного отношения к природе родного края.

























Раздел 1.

ТОПОГРАФИЯ.























Балейский район расположен в центральной части Забайкальского края. В рельефе господствуют горные формы. Район пересекают хребет Кукульбей, Цугольский хребет, Ононский хребет и юго-западная часть Борщовочного хребта. Высшая отметка 1412 м находится на Ононском хребте. Горы довольно глубоко и густо расчленены реками и временными водотоками. Имеются месторождения и проявления золота, флюорита, редких металлов, цветных камней, стройматериалов и др.: Балейское, Душная, Жетковское, Казаковская золотоносная россыпь, Корыто, Кулинда, Лесковское, Среднеголготайское, Стрелка, Тасеевское, Тулун, Фатимовское, Этыкинское и др.

Расстояние до Москвы от района составляет 6700 км, до столицы Забайкальского края г. Читы – 340 км.

Балей расположен в часовом поясе Якутск. Численность населения по последним данным (2018 г.) составляет — 18.4 тыс.

Балейский район граничит: С востока граничит с Шелопугинским районом, с юга — с Оловяннинским, Борзинским, Александрово-З аводским районами, с севера — с Нерчинским, Сретенским и Ш илкинским, с запада — с Оловяннинским и Шилкинским районами.



















Река Унда

Р айон расположен преимущественно в горной местности. Его пересекают четыре горных хребта – Цугольский, Кукульбей, Ононский и Борщовочный хребет (точнее, его юго-западная часть). Незабываемое впечатление производят глубоко расчлененные горы реками и небольшими временными водотоками. Здесь расположены среднегорные лиственные леса, где ярусы багульника сочетаются с лугами и пижмовыми степями. Поражают ьтсвоей красотой заросли из ерника и ив. В районе достаточно много рек – Унда, Шилка, Талантуй, Ургучан.













РАЗДЕЛ 1.

ТОПОГРАФИЯ.













Ц ель работы: научиться изображать объекты в масштабе; ориентироваться на местности: определять стороны горизонта, азимут; уметь составлять план местности, формировать картографическую грамотность, уметь работать с картами и рисунками как с источниками географической информации.

1)Изображение объектов местности в масштабе:

























2) Определение направлений и азимутов по плану местности:

Узнайте, в каком направлении от точки А находится:

точка Б северо - восточное

точка В восточное

точка Г южное

точка Д северо - западное

Вычислите азимут от точки А к:

точке Б 500

точке В 900

точке Г 1450

точке Д 1380



3 ) Составление плана местности методом маршрутной съёмки.

Средняя длина пар шагов:

120 СМ

Масштаб:

1:1000

Название
точки


точки

Расстояние п. ш.

Расстояние на плане, см

Направление

Дом - А

1

4

6,5 см.

Восточное

Дом - Б

2

6

8,5 см

Северо-восточное

КБО - В

3

12

6 см

Северное

Дом - Г

4

8

7 см

Юго-восточное

Вычисление:

до точки А: 60 х 4 : 1000 = 2,4

до точки Б: 60 х 6 : 1000 = 3,6

до точки В: 60 х 12 : 1000 = 0,7

до точки Г: 60 х 8 : 1000 = 0,4

Х од маршрута:

 











































РАЗДЕЛ 2.

РЕЛЬЕФ, ПОЧВЫ.

(Балейский район)













Ц ель: овладеть приёмами изучения форм рельефа; познакомиться с составом и строением почв в данной местности.

1.В Рельефе -господствуют горные формы. Район пересекают хребет Кукульбей, Цугольский хребет, Ононский хребет и юго-западная часть Борщовочного хребта. Высшая отметка 1412 м находится на Ононском хребте. Горы довольно глубоко и густо расчленены реками и временными водотоками. Имеются месторождения и проявления золота, флюорита, редких металлов, цветных камней, стройматериалов и др.: Балейское, Душная, Жетковское, Казаковская золотоносная россыпь, Корыто, Кулинда, Лесковское, Среднеголготайское, Стрелка, Тасеевское, Тулун, Фатимовское, Этыкинское и др.

2.Овраг — это отрицательная форма рельефа, линейно вытянутая, с крутыми склонами. Овраги имеют следующие части: днище, склоны, вершину. Овраги образованы временными водотоками и располагаются по направлению стока текущих вод. Возникают на возвышенных равнинах или холмах, сложенных рыхлыми, легко размываемыми породами. Длина до нескольких км, ширина и глубина — десятки метров. Овраги наносят большой вред главным образом сельскому хозяйству, расчленяя и уничтожая поля. На территории с развивающимися оврагами производят посадку деревьев и кустарников с развитой корневой системой, благодаря которым прекращается рост оврага.

А. Внешние силы, влияющие на формирование оврага: выветривание (аккумуляция), работа текучих вод, ледников, моря, ветра, хозяйственная деятельность. Это влияние проявляется в действии внешних сил в противоположном направлении, которые сглаживают разрушенную почву переносят обломки горных пород и засыпают впадины, выравнивая поверхность.

Б. Овраг имеет части: вершина, дно и русло, откосы, конус выноса в устье оврага, бровка, отвершки.

В. Вред оврагов: овраги вредны из-за того, что влекут за собой образование трещин в грунтах и разрушение этих трещин и грунта соответственно. Если происходит таяние снега, то в трещины попадает много воды. И из-за этого возникают рытвины. Поэтому овраги требуют увлажнения побольше, чем любая кожа.

Г. Склоны оврага можно укрепить, посадив вдоль них деревья или кустарниковые (хорошо подойдут можжевельник, сирень, сосна, ежевика и т.д), чтобы была меньше вероятность оползней; так же можно вкопать в почву бетонные или деревянные блоки.



3 . Если есть возможность познакомиться с оврагом, опишите его по плану:

1) Определите направление оврага по сторонам горизонта.

Направление оврага с запада на восток.

2) Если овраг небольшой, установите, где находится его начало и устье. Выясните причину появления оврага.

- вырубка зеленых насаждений;

- распахивание равнин, превращая их в поля;

- разрушение склонов ям и других углублений в земле;

3) Определите высоту и характер склонов (крутые, пологие).

Характер склона пологий, высота 50см.

4) Какие породы обнажаются на склонах оврага?

Горные породы.

5) Имеют ли место выходы грунтовых вод?

Нет.

6) По рассказам местных жителей установите, в какой сезон наблюдается максимальный рост оврага (весной, летом, осенью).

Не наблюдается.

7) В какой части оврага наблюдаются отроги? Какую длину имеет каждый из них? Наблюдается ли их рост?

Не наблюдается.

8) Имеются ли заболоченные участки, западины, постоянные или временные водотоки, блюдцеобразные углубления, заполненные водой?

Не имеется.

9) Встречаются ли оползни, обвалы?

Оползней и обвалов не бывает.

10) Сделайте несколько фотоснимков оврага.











































11) Какаю борьбу с оврагами нужно проводить в районе?

Меры борьбы с оврагами:

1.Маленькие рытвины закапывать, сеять траву.

2.Поперек небольших оврагов ставить низкие плетни из ировых кольев и прутьев. Со временем колья укрепляются и образуются надежный живой заслон для потоков воды.

3.По краям и склонам оврагов сажать деревья и кустарники.

4.Отводить текущие воды в сторону от оврага.

5.Необходима грамотная деятельность человека.



4 . Характеристика почв Забайкальского края

Забайкальский край

Тип почвы

Свойства почвы

Содержание гумуса

Использование почв в сельском хозяйстве

Северная часть

горно-мерзлотно-таежные

Характеризуются низкой обеспеченностью питательными элементами и неудовлетворительным термическим режимом, низким плодородием.

Низкое

Низкая, характеризуется недостаточной обеспеченностью питательными элементами и неудовлетворительным термическим режимом, низким плодородием.

Западная часть

солонцово-солончаковые, черноземные

Характеризуется низким потенциальным плодородием

Средне - низкое

Малоплодороные, используются в основном для посевов зерновых культур

Южная часть

Каштановые;
















черноземы и лугово-черноземные

характеризуются слабой обеспеченностью подвижными фосфатами, легким механическим, в основном легкосуглинистым и супесчаным составом







высокая корневая масса, обусловлено глубоким промерзанием, медленным его оттаиванием в весенний и ране - летний периоды и неглубоким промачиванием.


Малая мощностью гумусового горизонта












среднемощный гумусовый горизонт

Употребляемы не часто, т.к почвы данного типа характеризуются низкой влагоемкостью, высокой водопроницаемостью, затрудняет решение вопроса по накоплению и сохранению в почве. Наиболее благоприятна для использования в летний период.


Более благоприятна для ведения с/х деятельности. В весенний и особенно раннелетний периоды поверхностные горизонты черноземов иссушаются и содержат незначительные запасы труднодоступной для растений влаги. Растения в отдельные годы с традают от н едостатка влаги, всходы получаются изреженными и угнетенными. В то же время в более глубоких слоях почвы запас влаги сохраняется довольно устойчиво, достигая иногда величины наименьшей влагоемкости. Агротехническими мероприятиями по накоплению и сохранению влаги летне-осенних осадков можно вполне обеспечить весной следующего года потребность растении во влаге в первые фазы их развития.

Центральная часть

дерново-лесные, дерново-подзолистые

Низкое содержание общего азота и фосфора и резкое снижение их количества с глубиной профиля

Низкое

Почвы необходимо каждый год окультуривать, плодородие зависит от степени ухода и механического состава. Такие почвы бедны элементами питания, но достаточно увлажнены, применение органических и минеральных удобрений дает на них высокий эффект.



Вывод:

Основные виды почв с севера на юг изменяются по своему типу, составу и наличию гумуса. По степени плодородия и состава. Плодородие в свою очередь изменяется наличием питательных элементов в слоях почв, некоторые и меют уже готовые вещества и готовы к сельскохозяйственным работам (например, черноземные почвы), а некоторые требуют механического окультуривания (например, дерново-подзолистые). Такие почвы менее плодородны и не подлежат сельскохозяйственной деятельности. В зависимости от типа почвы следует определить уровень специализации сельского хозяйства. Больше возможностей для посева агрокультур дают более плодородные (черноземы и каштановые) почвы, они радуют большой урожайностью и меньшими затратами для обработки и ухода. Чем выше эффективность почвы, тем больше возможностей она принесет в сельском хозяйстве. Так же, тип почвы влияет на вид выращиваемой культуры. Например, черноземные плантации более востребованы, т.к они имеют высокую вероятность плодородия большого количества культур.



























5 . Описание почвы местности Вашего проживания (горизонты). Особенности.

Слои почвы

Фото почвенного разреза

Механический состав почвы

Дернистая, корневая система, сухой слой, отдаёт теплом.

Дерн

Чернозем, влажный слой, слегка холодит руку.

Чернозем

Суглинистая почва, влажный слой, заметно холодит руку.

Суглинок.

Глина, сырой слой, на ощупь холодная.


Глина







6 . Какие меры по повышению плодородия следует предпринять на Вашем дачном участке?

1. Организация севооборота

Большую роль в повышении плодородия почвы выполняет правильно организованный севооборот. Суть его заключается в том, что однолетние и двухлетние культуры на прежнее место следует высаживать не раньше чем через 5 лет. Поэтому каждый год рекомендовано менять место высевания растений.

2. Посев лечебных растений

Еще одним способом восстановления плодородия почвы признан посев лечебных для почвы растений. Лечебным эффектом обладают бархатцы, крапива, полынь, чеснок, календула, пастушья сумка. Эти растения оздоравливают почву.

3. Использование калифорнийских червей

Не таким распространенным, но эффективным и все больше приобретающим популярность методом является восстановление плодородия почвы при помощи калифорнийских червей. Это подвид всем известных дождевых червей, славящихся выполнением своих полезных функций (наверное, каждый садовод знает, что почва, богатая дождевыми червями, плодородна). Преимущество красных калифорнийских червей состоит в их долгожительстве и повышенной плодовитости, к тому же эти черви имеют способность к перевариванию всех видов органики.

4. Проведение термической обработки почвы

Одним из радикальных методов оздоровления почвы является ее термическая обработка, в результате которой уничтожается большое количество всевозможных вредителей и семян сорняковых растений. Основным минусом пропаривания почвы является то, что это невозможно сделать на больших площадях. Поэтому термическую обработку почвы применяют в основном в парниках и теплицах.

5. Внесение органических удобрений

Не стоит забывать и о старых добрых органических удобрениях. Внесение золы, навоза и компоста является одним из наиболее проверенных способов восстановления плодородия почвы.

6. Смешанная посадка растений

Также широко применяется смешанная посадка, суть которой заключается в том, что рядом с основным растением высаживается так называемое р астение-спутник. В результате правильного соседства достигаются улучшение состояния растений, снижение заболеваемости, улучшение вкуса плодов. При помощи этого способа можно избежать истощения почвы на определенном участке. В качестве соседей используют, например, базилик, розмарин, чабрец, бархатцы, ромашку. Эти растения высаживают между грядками или вдоль бордюра. Помимо всех перечисленных преимуществ, они также привлекают пчел, что повышает опыляемость основного растения и приводит к повышению его урожайности.

7. Отдых для почвы

Необходимо дать почве отдохнуть. То есть не засевать ее никакими культурами в течение года, в то же время не прекращая обработку: внесение удобрений, прополку, мульчирование. Осенью отдыхающий участок перекапывается таким образом, чтобы верхний слой почвы оказался внизу.

8. Посев сидератов

Очень действенным способом повышения плодородия почвы считается посев так называемых сидератов — растений, богатых содержанием азота, крахмала, белка. К сидератам относятся рожь, овес, горчица, подсолнечник и т. д. Правильный посев сидератов производится в конце августа — в сентябре, когда собран основной урожай. Растения-сидераты выращивают до начала цветения и скашивают, оставляя на поверхности почвы на зиму.

7. Почвенный профиль - летопись и память природы. Почему В. В. Докучаев назвал почву зеркалом ландшафта?

Потому что почвы являются выразителем особенностей природы данной местности, определяют растительный покров, и сама зависит от него, а взаимодействие этих двух компонентов в условиях данного рельефа и климата создает облик ландшафта!

8 . Подготовьте рисунок по теме "Берегите почву!"















9 . Сделайте вывод по результатам своей работы.

Почва - основное богатство нашей страны. В отличие от других природных богатств (нефти, газа) почва, при заботливом отношении и использовании, не только даёт высокие урожаи, но и из года в год улучшает свое плодородие.

Почву надо оберегать от вымывания и выветривания, ведь она основа плодородия. И благодаря специалистам, у которых главной задачей является: охрана земель и обеспечение сохранности и воспроизводства земельных ресурсов, экологической ценности природных и приобретенных качеств земель. И только поэтому необходимо охранять нашу почву- которая дает жизнь на нашей земле.

















































Раздел 3.

Фенологические наблюдения.

(Период: 17.05 - 04.06)











2 .Народные приметы, пословицы и поговорки о явлениях в неживой природе.

Народные приметы:

- зимой снег глубокий- летом хлеб высокий

- птица хохлится- к непогоде

- иней на деревьях- к морозу

- если кошка встаёт на задние лапы и начинает скрести ногтями стены- будет вьюга

- воробьи дружно чирикают- к теплу

- снег идёт большими хлопьями- к оттепели

- солнце всходит красное- на метель

- февраль холодный и сухой- август жаркий

- воробьи сидят нахохлившись — к дождю

- вокруг муравейника много муравьёв- к хорошей погоде

Пословицы и поговорки:

- Правда светлее солнца.

- Солнце - князь земли, луна — княжна.

- Хорошо солнышко: летом печет, а зимой — не греет.

- Земля-мать — подает клад.

- Мир, что огород: в нем все растет.

- Хвалили, хвалили, да под гору свалили.

- Выше лесу стоячего, ниже облака ходячего.

- И крута гора, да забывчива.

- Молоденький умок, что весенний ледок.

- Красное солнышко на белом свете черную землю греет.

- Зимой снега не выпросишь.

- Он из песку веревки вьет.

- Взойдет солнышко и на наш двор.

- Ищи ветра в поле.

3 . Сказка о погоде и климате

У природы нет плохой погоды.

Жил на свете кот Барсик и он частенько жаловаться на погоду. То слишком жарко или слишком холодно, то дождь идет слишком долго или наоборот, давно не было дождя…

В общем, Матушка Природа своей погодой никак не может угодить требовательному миру. А если разобраться, у природы нет плохой погоды. Каждый день именно такой, каким и должен быть. Именно об этом эта сказка.

Солнышко проснулось, зачерпнуло росинки, умылось и начало свой привычный путь по небу.

Весело было ему ласкать своими лучами города и села, сады и леса, моря и реки.

И до того было ему радостно, что оно мурлыкало веселую песенку:

По тропинке поднебесной

Пробегу я как всегда!

Все мне в мире интересно —

Море, горы, города,

И зеленые сады,

И озера, и пруды,

Ручейки и океаны,

Хризантемы и тюльпаны,

Детские сады и школы,

Кактусы и маттиолы,

И угодья на равнине,

И оазисы в пустыне.

Всех лучом своим согрею!

Никому не пожалею!

А как раз в это время, прибежала Тучка, большая, тяжелая, темная и заслонила собой Землю.

Обидно стало Солнышку, да так, что просто плакать захотелось. И оно бы, пожалуй, заплакало, не пролети рядом Ветерок.

Э, ты чего кислое такое? Что случилось? — спросил он у Солнышка.

— Да вот, Тучка закрыла от меня Землю…

— Подумаешь! — рассмеялся Ветерок — сейчас мы это исправим!

Налетел он на Тучку, подхватил ее за бока и понес, и понес…

Улыбнулось Солнышко, засияло, залило Землю лучами. И не заметило, что на Земле Травинки и Цветочки вдруг приуныли, опустили головки, обмякли, а кот Барсик так вовсе ругаться на Солнышко начал. А когда заметило, огорчилось и спросило:

— Ой, неужели вы мне не рады? Разве я не согреваю вас?

— Рады, рады, — отвечали растения, — мы всю зиму ждали тебя, только вот ты высушило землю и не можем мы напиться, а потому — погибаем. Деревьям лучше, корни у них большие, глубоко достают, а наши корешки маленькие, вот и питаемся мы тем, что на поверхности…

— Вот как? — удивилось Солнышко, — а я и не знало.

И недолго думая стало звать Ветерок.

Ветерочек, Ветерок,

Прилети скорей дружок!

Тучка пусть с тобой придет,

Землю дождиком польет!

А Ветерок только того и ждал! Собственно, он вовсе не далеко отогнал Тучку. Так что вернуть ее на место было делом минуты.

Прилетела Тучка, низко опустилась над Землей и… пролилась дождем! Напоила Травку и Цветочки, и поплыла себе дальше. И снова выглянуло Солнышко, и обрадовалось оно свежим, окрепшим растениям.

И радостно зашумела густая зеленая Травка, а Цветочки подняли головки и раскрыли свои бутончики встречая светлые, теплые лучики. Кот Барсик смотрел на солнышко, на капельки от дождя на растениях, на вышедшую радугу, радовался и улыбался. Тогда он перестал злиться на погоду и проронил такие слова :

«У природы нет плохой погоды –

Каждая погода благодать.

Дождь ли, снег – любое время года

Надо благодарно принимать.»































РАЗДЕЛ 3.

КЛИМАТ.

(Период 17.05-6.06)



Д ата, время

Ветер

Относительная влажность, %

Давление, мм рт. ст.

Температура,

воздуха °С

Облачность

 

 

Другие атмосферные явления

направление

скорость

утро

вечер

форма

степень

 17.05

Северо-восточный

 2м/с

 69%

 701

 +25

 +20

 Облачно

 

Без осадков

18.05


Северо-западный

3м/с

65%

701

+18

+13

Мало-
облачно

Без осадков

19.05


Северный

2м/с

42%

700

+20

+15

Ясно

Без осадков

20.05


Южный

2м/с

99%

701

+21

+17

Пасмурно

Без осадков

21.05


Восточный

3м/с

68%

703

+17

+14

Мало-
облачно

Без осадков

22.05


Северо-
Восточный

8м/с

62%

704

+18

+15

Облачно

Без осадков

23.05


Северный

3м/с

71%

703

+20

+12

Мало-
облачно

Без осадков

24.05


Северный

3м/с

75%

705

+18

+11

Мало-
облочно

Гроза

25.05


Северо-
Восточный

2м/с

56%

703

+19

+14

Облачно

Без осадков

26.05

Северо-
Восточный

4м/с

48%

701

+23

+14

Мало-
облачно

Без осадков

27.05


Западный

4м/с

55%

694

+24

+19

Облачно

Без осадков

28.05


Северо-
Западный

8м/с

73%

697

+10

+20

Пасмурно

Дождь

29.05

Северо-
Восточный

3м/с

83%



698

+17

+9

Пасмурно

Дождь

30.05

Северо-
Восточный

1м/с

100%

696

+5

+7

Пасмурно

Дождь

31.05

Северо-
Западный

4м/с

94%

698

+2

+12

Пасмурно

Дождь

1.06

Северный

1м/с

72%

700

0

+17

Ясно

Без осадков

2.06

Юго-Восточный

3м/с

91%

693

+3

+8

Пасмурно

Дождь

3.06

Северный

4м/с

98%

690

+3

+13

Пасмурно

Без осадков

4.06

Юго-Западный

1м/с

81%

697

+2

+15

Облачно

Гроза

5.06

Северо-
Западный

6м/с

78%

700

+11

+15

Облачно

Гроза

6.06

Западный

8м/с

51%

698

+8

+19

Ясно

Без осадков

0 6. 06. 2020 итог наблюдений по пунктам:

а) минимальная t воздуха, максимальная t воздуха, средняя t воздуха;

Минимальная t воздуха = 0 С˚

Максимальная t воздуха = 20 С˚

Средняя t воздуха = 11 С˚



б) график хода температур;













в) построение розы ветров.

Сделать вывод о причинах изменения погоды:

изменение атмосферного давления, влажности, температуры, перепады давления.

Все это заставляет двигаться огромные массы воздуха, приносящие изменения погоды.





































Раздел 4.

Гидрология.















Ц ель: выявить зависимость гидрологических объектов от совокупности природных условий; овладеть приемами полевых наблюдений за гидрологическими объектами.

  1. нет возможности познакомиться с водным объектом поблизости.

  2. Описание реки Забайкальского края:

План:

- название реки: Унда

- географическое положение:

Унда — река в Забайкальском крае. Правый приток реки Онон, относится к бассейну Тихого океана.

Берёт начало в восточных отрогах хребта Кукульбей на высоте около 1000 м на уровнем моря. Впадает в реку Онон в 57 км от устья. Длина 273 км. Площадь водосбора 9170 км². Среднегодовой сток в устье 0,833 км³. Ледовый покров обычно устанавливается в конце октября—начале ноября, разрушается в конце апреля. Продолжительность ледостава 160—200 дней. Толщина льда достигает 125—130 см. Река перемерзает.

Унда имеет более 130 притоков. Наиболее крупными из них являются реки Талангуй, Туров, Калангуй[1]. В бассейне реки находится 289 озёр.

- исток и его местоположение

Хребет Кукульбей (51° с. ш. 117° в. д.)

Горный хребет в Забайкальском крае России, в правобережье рек Борзя и Талангуй. Хребет начинается в северо-восточных окрестностях пгт Шерловая Гора и тянется на до долины реки Унда. Общая протяженность хребта составляет около 140 км, ширина — от 30 до 35 км.

- устье и его местоположение

Южнее деревни Джида (51° с. ш. 116° в. д.)

Джида — село в Балейском районе Забайкальского края. Джида — железнодорожная станция Восточно-Сибирской железной дороги в Джидинском районе Бурятии в селе Джида.

- длина реки;

273 км

- районы края, через которые протекает река;

На берегах расположены город Балей, сёла Шелопугино, Ундино-Поселье, Подойницыно, Александровский-Завод.

- направление движения и зависимость характера течения реки от рельефа;

Река Унда протекает в юго-западном направлении. Ширина русла колеблется от 30 до 70 м., глубина от 0,3 до 4,5 м. Долина реки широкая (1,5-2,0 км) с корытообразным поперечным профилем и в равной мере развитыми правобережными и левобережными террасами (до 5 террас). Долина характеризуется четковидным строением. Вслед за расширенными участками следуют участки сужения, приуроченные к устойчивым к размыву коренным породам. Участками долина заболочена. Относительные превышения на участке недр достигают 15 м./;02

- основные притоки;

Унда имеет более 130 притоков. Наиболее крупные: Талангуй, Туров, Калангуй. В бассейне реки находится 289 озёр.

- тип питания;

дождевое

- режим реки;

д ля Унды характерны невысокое весеннее половодье и расход воды. Ледостав длится с ноября по середину апреля. Паводок начинается в мае. Подъем уровня в половодье незначительный.

- хозяйственное использование реки;

В бассейне крупные месторождения цветных металлов и золота. Для любительского лова представляет интерес: омуль, карась, гольяны, ратманы, сарочки.

- интересные факты;

Добыча золота в устьях реки

- экологические проблемы реки

1.Загрязнение берегов реки различным мусором.

2 . Накопление значительного количества отходов производства и потребления.

Ф ото реки Унды:













Раздел 5.

Растительный и животный мир.

Природные комплексы.















Цель: познакомиться со структурой природного общества, с его растительным и животным миром.

1)Природная экосистема:

1. Описание природного комплекса в окрестностях Балейского района:

а) Название природного комплекса: Смешанные леса.

б) местонахождение:

- общий характер местности: открытое пространство

- месторасположение участка: располагается в пределах города Балея, Балейского района, в раскрытой территории, между необрабатываемых земель и смешанного леса.

- участок исследований не включает в себя конкретных объектов, в двух километрах от участка есть березовый лес.

2) Биоморфологические особенности растений природной экосистемы комплекса: на данном участке произрастают растения одуванчик луговой, мак луговой, сорняковые растения и травянистый покров.

3) Виды растений и их биоморфологическое описание:

Исследуемый природный комплекс представлен полевыми цветами: одуванчик луговой, луговой мак.

Растение «Одуванчик луговой».

Это многолетнее травянистое растение семейства Астровых, широко распространенное в странах СНГ. Название его в латыни – Taraxacum – предположительно восходит к арабскому заимствованию «тарухшакун » («одуванчик»). В народе его именуют также молочаем, плешивцем, коровьим цветком, еврейской шапкой, пуховкой, подойницей, парашютиками . В русской речи наименование цветка связано с глаголами «дуть », «обдувать ». Примечательно, что в ряде европейских языков, представителей р омано-германской группы, «одуванчик» переводится дословно как «львиный зуб ».

Виды одуванчика:

Род одуванчиковых насчитывает более 2000 видов, из которых наиболее известны и изучаемы около 70 разновидностей.

  1. Одуванчик обыкновенный (полевой, аптечный, лекарственный) - наиболее известный и распространенный вид. Растёт в лесостепной зоне (луга, поляны, около дорог и у жилья). Распространен в европейской части России, в Белоруссии, на Кавказе, Украине, в Средней Азии.

  2. Одуванчик белоязычковый – данный вид занесен в Красную книгу России. Ареал произрастания - Кольский полуостров. Отличительной чертой являются белые лепестки цветков по краю соцветия и желтые – в его середине.

  3. Одуванчик беловатый – растет в Камчатском крае. Этот дальневосточный вид оправдал себя как популярный и непритязательный декоративный цветок.

  4. Одуванчик осенний – распространен на Крымском полуострове, Балканах, в южноевропейских странах. В прошлом этот вид интенсивно использовался в каучуковом производстве и кофейной индустрии.

  5. Одуванчик плосколисточковый – встречается в Японии, Китае, Корее, в РФ – в Приморском крае.

Высота одуванчика колеблется от 10 до 50 см. Листья сформированы в розетку, с резаными, крупнозубчатыми краями. Цветы солнечного цвета образуют соцветие корзинку. Корневая система стержневая, длинные, крепкие корни достигают в длину до 20 см. Стебель полый, гладкий. Плод – семянка с пушистой летучкой.Э то р астение можно встретить практически повсюду: на обочинах дорог, в скверах или парках, в полях и лугах, в лесу, на пустырях.

Растение «Мак луговой».

Мак, с лат. «Papaver» – это травянистое растение из семейства Маковых. Мак является корневищным, травянистым растение. Есть одногодичные, двухгодичные и многолетние разновидности. Стержневая корневая система углублена в земле. Луговой многолетник с крупными алыми цветками остается популярным в качестве садовой культуры. Выведены сорта с белыми, оранжевыми, желтыми лепестками. Семена из плодов-коробочек используются в кулинарии.

Цветет мак с мая по июнь.

Растение совершенно непривередливое. Растет на любой почве. Полив умеренный. Лепестки цветка большие, могут быть светло-алого, розового, белоснежного, сиреневого или лимонного цвета. Для природного комплекса нашего региона характерны маки лимонного и светло – алого цветов. В коробочках мака скапливается много нектара, что привлекает пчел и бабочек, которые опыляют цветок, позволяя ему цвести.

Л учше всего соединить мак на клумбе или в палисаднике с другими полевыми видами: ромашками, васильками. Неплохо он смотрится с ирисами, хризантемами, астрами.







4 . Наиболее распространенными видами животных нашего района являются полевые мыши, хорьки. Эти животные приспосабливаются в лесах, хорьки и полевые мыши на лугах и подгорьях.



В качестве объекта наблюдения я выбрала пчелу домашнего вида. Такая пчела имеет свои характерные особенности: внешность, поведение, место обитания. Домашние пчелы живут в ульях, собирают пыльцу с цветов и плодоносящих деревьев, перерабатывают и производят мед.

Внешний вид

Этих представителей живой природы отличает заметная окраска — пятна желтого цвета на темном фоне. Яркость необходима для предупреждения окружающих о ядовитости. На брюшке каждой особи располагается жало, при помощи которого пчела защищается от животных, птиц, человека. Размер составляет 3-45 мм, зависит от вида.

Где и как живут пчелы?

Мест обитания очень много. Эти членистоногие распространены везде, где есть цветущие растения. Дикие виды селятся в естественных укрытиях: дуплах, расщелинах, норах, на чердаках. Важные условия, которые должны соблюдаться в тех местах, где живут пчелы, — отсутствие ветра, жары, близость воды.

Люди, начав заниматься пчеловодством, спиливали дупла деревьев, в которых обитали насекомые. Затем научились создавать специальные жилища, называемые ульями. Сейчас пчеловоды в одном месте составляют до нескольких сотен ульев с пчелиными семьями, создают целые фермы, пасеки.

Чем питаются пчелы

Пчелы питаются пыльцой и цветочным нектаром. Через специальный хоботок нектар поступает в зоб, где перерабатывается в мед. Собирая пыльцу и нектар, пчелы осуществляют очень важную и полезную функцию по опылению цветов. В поисках пищи пчелы могут пролетать до 10 км за день.



И нтересные факты о пчелах

-С пчелами связано множество мифов и легенд, например, согласно верованиям древних египтян, душа умершего покидала человека в виде пчелы.

-Еще первобытные люди заметили, что пчелиные гнезда представляют собой ценную добычу, и как следствие охотились за ними. Но дело это было опасным и трудным, так как пчелы могли изжалить незадачливого добытчика меда до смерти.

-В древней Греции пчеловоды впервые научились вставлять перегородки в пчелиные улья, и с их помощью забирать избыточные запасы меда. А начало «научному пчеловодству» положил великий философ и ученый античности Аристотель.

-Известный древнегреческий лекарь Гиппократ написал целый научный трактат о пользе меда для здоровья человека, и по легенде, на могиле знаменитого врача поселился рой пчел, изготавливающий особый целебный мед, помогающий от множества болезней.

















Наблюдение за животными

а) Цвет. Животные Балейского района не отличаются примечательными особенностями, полевые мыши в основном имеют светло-серый окрас, хорьки- имеют коричневый окрас.

б) Размер. Под наблюдение я взяла птицу воробья. Если сопоставить воробья с другими птицами, например с голубем, то размер воробья значительно меньше.

Для сравнения животных я взяла полевую мышь и хорька. Полевая мышь и хорёк в своих размер отличаются в нескольких сантиметрах.

в ) Форма. Все животные и птицы отличаются по их разнообразной форме. Например, воробей, он гораздо меньше, чем сова. Сова- одна из самых известных и распространённых на планете хищных птиц, и при этом они окружены особым ореолом загадочности и относятся к числу наиболее необычных пернатых. Полевая мышь – по форме значительно отличается от суслика. Длина тела этого зверька 14—40 см, хвоста 4—25 см (обычно менее половины длины тела). Задние конечности немного длиннее передних.

г) Повадки. Повадки любых животных отличаются. У каждого животного свои индивидуальные особенности поведения и обитания. Например, ни с кем не спутаешь птицу-снегиря. Главной особенностью Снегиря является его ярко-красная грудка. Головка животного имеет черный цвет, спинка окрашена в серо-голубоватый. Крылья имеют черно-белую расцветку. Снегири – осёдлые птицы, поэтому каждый апрель возвращаются на одно и то же место гнездования. Семьи снегирей – матриархальные. Еду здесь добывает снегарка, она же решает и «конфликтные ситуации». Самец занимается потомством.

д) Голос, производимый животным, шум и другие звуковые характеристики.

Для сравнения, возьмем снегиря и воробья.

Снегирь издаёт- позывки – короткие свисты "фю" с явным меланхолическим оттенком

Воробей издает короткие чирикающие звуки.

Ни с чем не спутаешь звук комара и мухи. Комар пищит, муха – жужжит.

Среди животных так же есть характерные признаки – например, волк- вой, чередующийся с лаем. Маленькая полевая мышь издает писк, передвигается с шуршанием.

е) Пища. Предпочтения в еде животных нашего края очень многообразны, к примеру, болотные лягушки любят есть комаров и стрекоз; воробьи обедают семя или же плоды яблоневого дерева, злаки. Основная масса мышей, эти, как тушканчик, лемминги и полевые мыши питаются лишайниками и мхами.

ж) Жилище. Любое животное адаптируется к среде собственного обитания персонально. Одни селятся стаями, иные порознь на высоте или же в пределах водоема. К примеру, мыши и живут под землей в норах.

з) Период активности. Любое животное активно в конкретное время дня и ночи, а кое-какие активны как днем, так и в ночное время. К примеру, волки имеют все шансы выходить на охоту как в светлое, так и в темное время дня и ночи. Мыши чаще всего функциональны днем, к закату солнца стараются возвратиться в жилища.

5 . Экологическое состояние природного комплекса региона:

Степень загрязнения атмосферного воздуха на земли края характеризуется как довольно возвышенный, возвышенный и завышенный, особенно это наблюдается в зимнее время года. Результаты наблюдений говорят о том, что степень загрязнения воздушного бассейна населенных пунктов на земли Забайкальского края продолжает оставаться достаточно высочайшим. Продолжает ухудшаться качество поверхностных вод. Это реки Читинка, Ингода, Аргунь Амурского бассейна и река Хилок Байкальского бассейна.

Леса считаются доминирующим типом растительности Забайкалья. Основная масса земель покрыто лесом, в котором властвует светлохвойная тайга. И лишь только на юго-востоке доминирует степная растительность. Основным свойством лесных ресурсов, определяющим нрав организации лесопользования, считается длительный нрав их переустройства, воспроизводства и скопления. Дабы хозяйство с доминированием молодняков перевоплотить в хозяйство с доминированием зрелых насаждений и что наиболее поменять его ресурсную характеристику, потребуются почти все десятилетия. В следствие этого дифференциация лесопользования по необходимостям в лесных ресурсах обязана быть размеренной и устойчивой.

6. Вывод: Анализ и результаты полевых исследований

Итоги полевых исследований показали, что Балейский район разнообразен природными ресурсами. В нем произрастают большущее численность нужных растений; большущее численность насекомых и животных. Богат как естественный, например и звериный мир. На территории района живут тушканчики и полевые мыши, лягушки. Любой индивидуален в собственной организации, виде жизни, предпочтениях в еде, расселении и наружном облике.

2) Антропогенная экосистема:

1. Описание антропогенного комплекса:

а) Название: Городской парк

б) Местонахождение:

- участок располагается на городской территории в окультуренном человеком ландшафте;

- располагается в центральной части города, на раскрытой территории между необрабатываемого участка;

- древесные породы на участке представлены в однородных насаждениях, отлично освещенные солнцем; в собственной массе деревья средневозрастные.

2. Исследование растительного покрова участка:

Видовой состав растений данного участка

а) Условия обитания:

Растительность городского парка представлена в основном травяным покровом, кустарниками черемухи, и средневозрастных деревьев (тополя). Располагаются на хорошо освещенной территории.

б) Произрастание:

На участке присутствуют такие насекомые, как: черные муравьи, божьи коровки, осы, мухи. Также в парке произрастают различного рода растения такие как: черемуха, акация, подорожник, одуванчики, пырей.

в) Паразиты и болезни:

Растительность парка не подвергается серьезным болезням, иногда можно заметить на кустах черемухи тлю.

г) Отношения с другими растениями:

В весенний период происходит цветение черемухи, акации и др. растений. Организация каждого растения не мешает произрастанию другого.

д) Отношения с животными:

Парк защищен от попадания в него животных.

3) Активность животных в течение дня в затененном и солнечном участке

По результатам исследования, можно сделать вывод, что освещение неразрывно связано с нагреванием. Одни животные, избегая света, что наиболее избегают лишнего нагревания. У иных шатания температуры тела стоят в прямой зависимости от лучистой энергии Солнца и, значит, от неё же находятся в зависимости и актуальные процессы в организме (холоднокровные животные). Свет необходим для зрения, и колебания его количества обусловливают видоизменения в строении органов зрения. Важен случается не лишь только свет в общем, но и состав света, — здесь особенное пространство занимают ультрафиолетовые лучи.





4 . Поведение отдельных видов птиц.

Поведение любой птицы индивидуально в различные периоды и эпохи года. Любая делает личный образ гнезда и ведет тип жизни, в зависимости от критерий проживаний и необходимостей.

Основные виды птиц, их поведение и гнездование:

1.Синица

Егозливая птица, она сводится в гигантские своры, и совместно с птенцами добывают для себя пропитание. Припасов на зиму она не готовит, селятся и вьют гнездо парами. Синица любит корениться в лиственному лесу, по берегам рек, парках и садах. Гнездо располагают в дуплах деревьев или же нишах зданий, ещё подходят ветхие гнезда иных птиц, например же селятся в гнездах, которые делаются человеком. Для строительства собственного гнезда птица пользуется изящные стволы травки, веточки, корни, мох. Все гнездовище устилается шерстью, ватой, сетью, перьями. пухом. В середине настила выдавливается лоточек, который опрятная птица устилает конским волосом и шерстью.

2.Воробей

Воробей селится возле человека, впоследствии долговременного присутствия вблизи с ним, птица начинает заимствовать черты поведения, и в том числе и возводить закономерные цепочки. Воробьи запальчивы, они нередко организуют потасовки со собственными сородичами из – за корма или же собственного гнезда. Их воробьи начинают возводить весной. Они аморфны и беспорядочны, при том, собственно что в качестве жилья они имеют все шансы приспособить каждое благоприятное для проживания пространство (кормушку, скворечники, посторонние гнезда). Высота гнезда также не принципна. Они имеют все шансы достигать высоты жилища или же дерева, но низковато воробьи любят не селится, например как их птенцы имеют все ш ансы замерзнуть нетяжелой добычей для семейных животных. Материалом д ля гнезд почаще всего работают сухие ветки, перья.



















3.Ворона

Вороны селятся в лесистой территорииместности, городках и маленьких поселениях. Оседлые облики любят гнездится вдоль речек и озер. В северных ареалах обживают гнезда на горах, изредка на деревьях. Вороны могут воспользоваться жестами, берет в нос какой – то вещь и завлекает забота иных птиц.

С троительством гнезд увлекается и самец и самка. Оно находится высоко над территорией, на ветвях массивного и высочайшего дерева. Главным строительным материалом считаются ветки, скрепленные грязюкой или же глиной.





















4 .Сорока

Необузданная птица, содержит специфичный стрекот, который работает сигналом для птиц как предупреждение об угрозе. Она не перелетная, в следствие этого селится и вьет гнездо на пространстве проживания. Гнездо птицы возводят парами. Оно как правило шарообразное и опрятное, находится на высоте (деревьях или же крышах домов). Для проведения укладки шарообразного гнезда скотина пользуется строгие ветки, листву и глину. В качестве подстилки для внутренней части применяются изящные корни, травинки, сухая трава или же обрывки плавной шерсти животных. В боковой части гнезда прикрепляется вход, а возле него лоток из глины. Дабы облагородить крышу птица пользуется сучьи. В большинстве случаев, сорока обычная гнездится на интеллигентной возвышенности, между веток высокорослых деревьев. В кустарниках и низких травянистых растениях гнезда видятся довольно изредка. В одном гнезде нередко располагается от 5 до 8 сорочьих яиц с свойственным голубовато-зеленым окрасом.



















5. Оценка экологического состояния природного комплекса

- человеком экологическое положение среды, образующееся при контакте со средой обитания, чувствуется как позитивное. Природа дарует человеку большое количество ресурсов, и человек постарается их блюсти и правильно применить.

- биондикация среды настятельно просит контроля. Выбросы ядовитых препаратов в атмосферу ухудшают её состояние. Природа мучается от выброса выхлопных газов, загрязнения водоемов.

- химический анализ проб всевозможных компонент среды. Эти изучения включают в себя высококачественный и количественный тест препараты. Для определений присутствия и сосредоточении препаратов пользуют хим с пособы, базирующиеся на реакции определяемых препаратов в смесях. Кроме определения содержания вредоносных препаратов хим тест применяется и в положительном ключе. К примеру, с поддержкой хим анализа возможно квалифицировать более высококачественную основу для посадки культурных растений.

Химический анализ воды:

Знание состава воды — довольно значимая информация. Дозволит избежать не лишь только задач со самочувствием человека, но и обезопасит находящуюся вокруг среду и сбережёт всевозможные приборы. Вода с завышенным уровнем жёсткости, хлоридов, сульфатов расстроит элитную технику: Водонагреватели, бойлеры, насосы, стиральные машины и автомойки — срок службы данной техники находится в зависимости от свойства подаваемой воды.

Химический анализ почвы, грунта и донных отложений:

Химический анализ земли ведется для определения её плодородности. Для всякого растения есть определённый состав земли, при котором это растение развивается более наилучшим образом. Для фермера это вящий сбор в больше краткие сроки с наименьшими расходами. В следствие этого тест земли довольно значимая услуга, для тех кто трудится на земле.

Химический анализ отходов производства и потребления:

Анализ промышленных, бытовых, пищевых отходов необходим для количественного и качественного определения содержания вредных веществ в отходах. На основании результатов исследований определяют класс опасности отходов. Это делается для оформления паспорта опасных отходов.

Химический анализ атмосферного воздуха:

На качество атмосферного воздуха воздействует работа каждых производств. В том числе и обыкновенная ферма изменяет его состав. Но всё же в большущих городках состав воздуха ориентируется бессчетными промышленными предприятиями, разными ТЭЦ и, естественно, авто автотранспортом, толика которого в общем загрязнении в пределах 80%. Контроллировать состав воздуха надо начинать с его измерения. В случае если мы не знаем сколько и каких вредоносных препаратов находится в атмосферном воздухе, мы не сможем заявить, собственно что на нас воздействует и какое как раз создание загрязняет воздух. В итоге хим анализа воздуха узнают, собственно что как раз находится в воздухе. На основании этих отчётов экологи отыскивают информаторы загрязнения, предостерегают общественность и т. д.

6 . Результат и анализ полевых исследований:

По итогам проделанных изучений, возможно устроить выводы о состоянии экосистемы как в нашем ареале, например и в крае в целом. Мы обязаны беспокоится о природе, постараться не подвергать ее вредоносным моментам. Например же, важно аристократия свойство нескольких нужных растений, произрастающих на земли нашего региона и края. Аристократия и отличать животных по их окрасу и повадкам. Аристократия главные особенности поведения птиц и животных. Владеть представление об организации животных и пространству их обитания.























































Раздел 5.

Растительный и животный мир.

Природные комплексы.

















Ц ель работы: изучить особенности жизнедеятельности домового воробья в условиях города, поселка, села.

Воробей- небольшие птицы многочисленного семейства воробьиные. Являются самыми известными пернатыми, предпочитающими гнездиться рядом с людьми. Воробьев легко узнать по пестрому оперению и задорному чириканью.

- Особенности передвижения

Воробьи – общительные, дружелюбные птички. Живут в тесном соседстве с животными, другими пернатыми и человеком.

Правда шумные и суетливые по природе, не всегда уживаются со стрижами и синицами. Последние нередко покидают территорию, на которой располагается семейство воробьев – не переносят нахальное поведение мелких озорников.

Известно, что у воробьев развита память. Доказано, что они могут составлять логическую цепочку из событий. Боятся кошек, но любят дразнить их, прыгая на коротких лапках у ее миски. На скотном дворе воробьи чувствуют себя как дома. Кормятся из одной кормушки вместе с курами и утками.

- Питание

Воробьи питаются растительной пищей, весной дополняя рацион насекомыми, которыми кормят также птенцов. Меню птицы состоит из семян сельскохозяйственных культур, хлебных злаков, ягод смородины, винограда, вишни.



В весенний период лакомится цветочными почками. В лесах кормится семенами дикорастущих трав и насекомыми.

- Характер взаимоотношений с особями одного вида и других видов

Стоит сказать, что характер у воробьев скверный. Они ревностно относятся к своим владениям, и всякий раз утраивают серьёзные драки (например, с синицами) за свой двор, парк или другие пригретые места.

Кстати, если не наблюдается посягательств со стороны чужих птиц, воробышки легко могут устроить скандал со своими сородичами.

Причем, по накалу страстей он не будет уступать справедливому отстаиванию своего гнезда. Кто не слышал голоса воробья, особенно ранней весной.

Воробью совершенно не свойственно тихое и безмолвное пребывание. Любое движение кого бы то ни было вызывает у стайки этих пичуг бурную волну эмоций.

А уж весной, во время создания семейных пар, воробьи устраивают просто птичьи бои. Драки могут начинаться на крыше дома, на ветке дерева и продолжаться высоко в небе.

Как правило это продолжается не долго, птицы разлетаются.



С очинение «Моя любимая птица»

М оя любимая птица – снегирь. Наступает зима, всё вокруг покрывается белым снегом и только не опавшие ярко-красные рябины напоминают о красоте ушедшего лета. Осенью почти все птицы покидают наши края и отправляются в теплые страны, чтобы там перезимовать. Однако многие птицы остаются, не бросив свой дом, и на деревьях часто можно встретить небольшую ярко окрашенную птицу — это тот самый снегирь. Птица имеет яркую окраску, поэтому ее можно легко заметить в окружающей белизне. Грудь и щеки у снегиря покрыты красным или оранжевым оперением, которое хорошо заметно даже среди плодов рябины. Голова, хвост и крылья - чёрным оперением. Крылья имеют заостренную форму. Короткий черный хвост похож на прямоугольник. Темный широкий клюв легко может достать семена из шишки, а также справится с замерзшими плодами рябины. Снегири нерасторопны. Гнезда вьют из тонких веточек и лесного мха. Снегирь - одна из немногих птиц, прилетающих к нам на зимовку. Когда снегирь просто сидит на ветке, то он похож на небольшой черный с красным пятном мячик. Живут снегири по одиночке и встречаются, в основном, в лесах. Кроме них зимой на деревьях можно увидеть воробьев, которые сбиваются в большие стайки. Спутать яркого снегиря и воробьев практически невозможно. Для многих именно снегирь является признаком наступающей зимы, поэтому с радостью ждут прилета этой небольшой, но настолько запоминающейся птички, которая стала настоящим символом Нового года, украшающим многие подарки и открытки.













Раздел № 6.

Сельскохозяйственные работы.

















Ц ель: познакомиться с агротехникой овощных культур на приусадебном участке школы.

Капуста 50 кв.м.

Тыквы

10 кв.м.

Салат

10 кв.м.

Томат

10 кв.м.

Картофель 200 кв.м.

Морковь

10 кв.м.

Свёкла

10 кв.м.

Редиска

10 кв.м.

Лук
10 кв.м.

Огурцы

10 кв.м.

  1. Схема размещения овощных культур на пришкольном участке начальной школы.

  2. П онаблюдав за весенними работами в огороде, мною было выявлено, что уже выполнена следующая работа:

- Была проведена посадка некоторого урожая: помидоров, перцев, моркови, огурцов, лука и картофеля.













-Была проведена обработка деревьев для улучшения роста и роста плодов.

-Была проведена уборка территории для произрастания растений в правильных условиях;

-Были проведены подкормки растений, проведена первичная прополка сорняков.

-Были проведены работы по удобрению почвы для посева культур;

Предстоит выполнить следующую работу:

-Провести подвязку рассады огородных растений;

-Регулярный полив, подкормки, удаления сорняков;

-Провести пасынкование томатов.

-Собрать урожай осенью.









3 . Заполните таблицу:

Овощные культуры моего приусадебного участка.

Группы овощных культур

Представители

(фото сорта)

Родина происхождения

Агротехника выращивания

Практическое значение

луковичные

 

Ближний

Восток

*Подбор места, смотря на условия выращивания.

*Обработка почвы.

*Внесение удобрений в почву.

*Перед посадкой, растения тщательно осматриваются, чтобы убрать возможно заболевшие растения.

*Проводится обработка луковиц.

*При высадке растений нужно соблюдать расстояние между рассадой.

Овощи - важнейшие источники витаминов С, Р, некоторых витаминов группы В, провитамина А (каротина), минеральных веществ (особенно солей калия), ряда микроэлементов, углеводов, фитонцидов, способствующих уничтожению болезнетворных микробов, массы биологически активных веществ, а также пищевых волокон, необходимых для нормальной работы кишечника.

плодовые

 

Юго-западноазиатский центр: Малая Азия, Средняя Азия, Иран, Афганистан, Северо-Западная Индия.

*Высадка производится в теплицах, открытом грунте.

*Внесение удобрений в почву.

*Проведение прогревания почвы.

*При высадке растений нужно соблюдать расстояние между рассадой.

Польза овощей в питании человека подтверждена научными исследованиями и практическими наблюдениями. 

к орнеплоды

 

 Африка

*Подбор подходящего грунта для данной культуры.

*Подготовка почвы посредством зяблевой вспашки.

* Внесение удобрений в почву.

*Посев корнеплодов, нужно соблюдать определенное расстояние между корнеплодами.

 Польза овощей в питании человека подтверждена научными исследованиями и практическими наблюдениями.

л истовые

 

Передняя и Юго- Западная Азия.

*Подбор подходящего грунта для данной культуры.

*Рыхление почвы.

*Формирование лунок/борозд.

*Посев овощной культуры семенами.

 Овощи - важнейшие источники витаминов С, Р, некоторых витаминов группы В, провитамина А (каротина), минеральных веществ (особенно солей калия), ряда микроэлементов, углеводов, фитонцидов, способствующих уничтожению болезнетворных микробов, массы биологически активных веществ, а также пищевых волокон, необходимых для нормальной работы кишечника.

цветковые

 

 Европа

 *Выращиваются такие культуры в открытом грунте.

*Должна быть тепловая обработка почвы.

* Внесение удобрений в почву.

* Посев рассады осуществляется рассадой или семенами, соблюдая определенное расстояние между рассадой.

 Содержит в себе органические кислоты, пищевые волокна, витамины групп А, С и К.























































Раздел № 6.

Сельскохозяйственные работы.

(Проект по озеленению участка)













I . Этап: Изучение видового и сортового состава декоративных растений, условия их выращивания.

Р астение: Лилии

Лилия – один из наиболее красивых цветов, очень часто применяющийся для составления букетов. Несмотря на то что его всегда получится обнаружить во флористическом магазине, гораздо интереснее и полезнее выращивать культуру самостоятельно, экспериментируя с различными сортами и наслаждаясь привлекательным видом своего садового участка.





Особенности

Л илия – это растение, характеризующееся наличием луковицы, которая выглядит как короткий стебель, соединенный с несколькими смыкающимися чешуйками. Последние, по сути, являются видоизмененными мясистыми листками, окрашенными в белый, желтый или розовый оттенок. Стебель лилии является простым или маловетвистым. Он вырастает от 15 сантиметров до 2,5 метров в зависимости от сорта цветка. Листки обладают надежными черешками и большими пластинами в форме яйца. В уголке последнего низового листка формируется почка, со временем трансформирующаяся в полноценную луковицу, зацветающую на следующий год.

Сам цветок формируется из шести лепестков, обычно соединяющихся в виде воронки или колокольчика. Железистая ткань бутона выделяет сок, который, в свою очередь, привлекает насекомых. Плод-коробочка образует достаточное количество плоских семян коричневого оттенка или просто бледных. Необходимо также упомянуть, что лилии могут переопыляться и способны менять цвет.



В озвращаясь к луковице лилии, ее чешуйки могут обладать разной формой и размером. Они нарастают на протяжении летних месяцев, а также постепенно отмирают. Величина чешуек колеблется от размера овсяного зернышка до практически 10-сантиметрового диаметра. Как правило, количество образований не выходит за границы промежутка 8-40 штук, хотя в некоторых случаях уходят за отметку в 120 штук. Строение луковицы лилии может быть разным: столонным, корневищным, концентрическим или ложностолонным. В зависимости от типа меняется и цвет образования.

Корневая система появляется из донца луковицы. В большинстве случаев корни многолетние, хотя встречаются и однолетние. Успешно растет лилия как раз при помощи корней, так как они помогают ей не только держаться в земле, но и доносить питательные вещества. У некоторых лилий имеются стеблевые корешки, позволяющие потреблять влагу и полезные элементы с поверхности земли, а также удерживаться стеблю в вертикальном положении.

Разновидности

Благодаря усилиям селекционеров обычная лилия обладает большим количеством сортов, объединенных в несколько групп. Азиатские гибриды объединяют практически 5 тысяч сортов лилий, что является максимумом. Их высота варьируется от 40 сантиметров до полутора метров. Растения отличаются высокой устойчивостью к низким температурам и воздействию насекомых. Довольно крупные бутоны достигают в раскрытом состоянии диаметра от 10 до 14 сантиметров, а расцветка варьируется от сияющей белой до практически черной.



Ц ветение азиатских гибридов начинается в последнюю неделю июня, а завершается в первую неделю августа. К данной группе относятся такие сорта, как «Аарон», «Нове центо», «Мапира», «Львиное сердце» и другие.


Необычные сорта в количестве двух сотен лилий объединяются в группу кудреватые гибриды. Их высота достигает практически полутора метров, а диаметр цветков колеблется от 5 до 8 сантиметров. Данные разновидности предпочитают тенистые, но не слишком темные участки, например, плодовые сады. Такие лилии плохо выносят пересадки, зато отличаются хорошей морозоустойчивостью. На околоцветнике располагаются затемненные пятнышки, а сам он может быть белым, розовым, оранжево-желтым, темно-красным или лавандовым. К кудреватым разновидностям относятся такие сорта, как «Хамелеон», «Марун кинг», «Гвинея голд» и другие.















Б елоснежные гибриды лилий также называются европейскими гибридами. Как можно догадаться, объединяет всех их общая окраска – либо белого цвета, либо кремового. Раскрытый бутон в диаметре составляет от 10 до 12 сантиметров, а стебель достигает 180 сантиметров. Данная разновидность очень требовательна и придирчива к уходу, кроме того, она не переносит низкие температуры и часто страдает от грибковых заболеваний. Лучшими сортами белоснежных гибридов считаются «Аполло» и «Мадонна».









Американские гибриды лилий достигают в высоту порядка 2 метров. Они зацветают в июле цветками с диаметром от 10 до 12 сантиметров, которые окрашены в два оттенка и украшены крупным крапом. Цветы лучше всего чувствуют себя на тенистых участках и плохо реагируют на пересадку. К данной группе относятся сорта «Шаксан», «Баттеркап», «Афтерглоу» или «Лейк тулар». Длинноцветные гибриды в высоту достигают от метра до 1,2 метра, а сам цветок-колокольчик может достигать от 15 до 20 сантиметров.











О сновным оттенком американских гибридов является белоснежный. Цветы плохо переносят заморозки. Популярными сортами данной группы являются «Уайт фокс», «Уайт хевен» и другие. Трубчатые и Орлеанские гибриды объединяют более тысячи сортов. В зависимости от формы бутона они делятся на чашевидные, трубчатые, поникающие или звездообразные. Расцветка может быть очень разной, а высота растения колеблется от 120 до 190 сантиметров. Сами же бутоны соответствуют 12-18 сантиметрам в длину. К сортам данной группы относятся «Африкан квин», «Леди Элис», «Роял голд» и «Пинк перфекшн».



Восточные гибриды лилий считаются довольно прихотливыми и требующими тепла. Высота растения колеблется от 40 сантиметров до 1,2 метра. Огромные цветки, достигающие в диаметре 30 сантиметров, обладают лепестками белого, розового или красного тона с окантовкой или центральной полоской. Их цветение продолжается с августа до сентября. В данную группу входят сорта «Каса бланка», «Ле рев», «Тарден пати» и «Старгейзер». Специалисты также выделяют группу межвидовых гибридов, не входящих во все вышеуказанные разделы. Кроме того, существуют видовые лилии и еще редкие гибриды.



Д ля садовых участков часто выбирают японскую лилию с красивой розово-белой окраской, либо же золотистую лилию, родом из Кореи. Гигантская лилия становится украшением любого ландшафтного дизайна. Она вырастает в высоту до 3 метров, размеры бутонов колеблются от 16 до 18 сантиметров, а большие луковицы по размеру иногда совпадают с человеческой головой. Лилия садовая может быть каскадной, луковиценосной или же пурпурной. Кроме того, внимания заслуживают дикорастущие и полевые цветки, а также горная лилия.

Посадка лилий.

Правильная посадка лилий в открытый грунт во многом определяет не только успех ее дальнейшего развития, но и отсутствие грибковых и иных заболеваний. подходящее время

В ысаживать луковицы лилий необходимо осенью или весной, хотя в экстренной ситуации можно осуществить процесс и в летнее время. В принципе, весенняя высадка является наиболее популярным решением, так как у растения появляется возможность укорениться, окрепнуть и не погибнуть во время зимовки. Важно выбрать время, когда вероятность возвращения заморозков отсутствует, к примеру, в Забайкалье такой период наступает в середине мая.









В ыбор места и подготовка почвы.

Лунка для лилии подготавливается заблаговременно. Дно засыпается песком, после чего внутри размещается растение. Участок должен быть в меру солнечным и защищенным от сквозняков. Так как лилия весьма требовательна к состоянию грунта, важно, чтобы почвосмесь оказалась рыхлой и плодородной. Некоторые сорта предпочитают кислую почву, а некоторые – щелочную, но большинство все же произрастает на нейтральной почве. Этот вопрос предстоит решать уже в зависимости от конкретной ситуации.

П риблизительно за пару-тройку недель до посадки земля перекапывается с золой, торфом и перегноем и обогащается комплексными минеральными удобрениями. Далее участок разравнивается, прихлопывается и орошается. Кстати, глубина выкапываемой лунки зависит от конкретного сорта и обычно находится в пределах от 15 до 30 сантиметров.



П равила высадки.

П еред тем как сажать на даче лилии, необходимо подготовить лунку и сформировать дренажный слой. Далее внутри располагается луковица, корешки которой аккуратно расправляются, а сверху все вновь посыпается песком. Верхний слой формируется из обогащенной почвы, которая по завершении обильно орошается. Важно помнить, что если разместить клубни слишком глубоко, то лилия зацветет позже, зато в большем количестве. В начале осени такое растение можно будет успешно пересадить на новое место и даже размножить. Рассада в этом случае выкапывается при помощи вил, корешки промываются и подрезаются до 10-сантиметровой длины, а молодые побеги слегка выдерживаются в растворе марганцовки.

Выкапывание и хранение луковиц.

Луковицы некоторых сортов рекомендовано не оставлять на зиму в почве, так как низкие температуры оказывают на них губительное воздействие. Их п риходится извлекать и убирать на хранение. Место, где луковички проведут время до весны, должно быть не слишком сухим во избежание сморщивания, но и не чересчур влажным, что способствует прорастанию или же появлению плесени. Важно, чтобы в помещении было прохладно, но не ниже нуля, кроме того, луковички требуют фонового проветривания. После того как экземпляры извлекаются на поверхность, они просушиваются и очищаются от комьев грязи и грунта.

Деревянный ящик, обычный пакет или коробка из картона заполняются торфом, на который выкладываются луковицы, далее следует еще один слой торфа и снова луковицы. Заполненная на две трети емкость убирается на хранение. Время от времени посадочный материал предстоит проверять, сбрызгивать водой или протирать раствором перманганата калия от плесени.

Варианты оформления участка

В ландшафтном дизайне главной задачей при высадке лилий является их гармоничное сочетание с «соседями» на клумбе. Важно учитывать, как шикарные цветы будут смотреться в комбинации с другими цветами, кустарниками, деревьями и даже декоративными элементами. Оптимальнее всего размещать самые красивые лилии на довольно спокойном фоне из однотонных кустарников и вечнозеленых культур. Составляя композицию, специалисты рекомендуют не только отслеживать, как визуально сочетаются отдельные элементы по цвету и размеру, но и учитывать особенности периода цветения, ухода и требований к посадке. Очень красиво смотрится, когда выбираются цветы разных сортов и высаживаются в два или три яруса, формирующих массив. Впереди обычно размещают низкорослые сорта, такие как азиатские.













I I. Этап. Определение территории, на которой осуществится проект.

Проект осуществляется на территории монастыря.

Форма клумбы: прямоугольник

Количество земельной смеси: 70 кг

Количество цветочной рассады: 30 корней на клумбу

Количество семян: всего посажено – 100

III. Написание проекта:

Название: Высадка «Белой Лилии»

Участник проекта: Вьюкова Мария Михайловна

Место учёбы: Балейский филиал ГАПОУ «Читинский педагогический колледж», 2 курс

География: территория Читинского района. Посёлок Атамановка. Монастырская территория.

Сроки выполнения: 05.05 – 07.05 2020 г.

Постановка проблемы (введение)

ЛИЛИЯ (Lilium)- многолетнее луковичное растение семейства лилейных. Центром возникновения и дальнейшего развития этого рода считается Китай.

Известно около 100 видов и свыше 3000 сортов лилий. Красота, изящество и совершенство форм цветка сделали растение популярным. Сортов лилий – невероятное множество. Период цветения у разных сортов различен. Можно так подобрать сорта лилий в своем саду, что они будут цвести с начала июня по сентябрь. Лилии эффектны в любой посадке. Их применяют в миксбордерах, сажают группами на газонах и рабатках, они шикарно смотрятся около кустарников, а также на каменистых участках. Срезанные лилии долго стоят в вазах. Если срезать лилии в бутонах, они распустятся в воде. Лилии - одни из самых лучших растений для выгонки в любое время года.

Цель:

- cформировать представление о посадочных материалах, уходе за ними и выращивании.

Задачи:
- научиться работать с посадочным материалом, определять вид и сорт растения

- научиться пикировать рассаду;

- научиться высаживать рассаду в грунт;

- научиться ухаживать за высаженной рассадой;

Предполагаемые результаты:

Результатом данной работы должен стать проект по полевой деятельности. В котором должны быть отражены поэтапные действия посадочной и полевой практики.

Ход работы:

1.Посадка луковиц.

5 мая 2020 год:

В первую очередь необходимо сделать посадочные лунки. Оптимальное расстояние между ямками — 30-40 сантиметров. А вот глубина лунок для посадки будет зависеть от высоты луковицы лилии — необходимо умножить высоту на 3 (например, при высоте луковицы 3 сантиметра сажать нужно на глубину 9 сантиметров).

*Аккуратно поставьте луковицу лилии на песок донцем вниз, она должна быть расположена ровно.

*После этого нужно также аккуратно засыпать лунку землей.

*Произведите обильный полив для нормального укоренения.

*Если после полива грунт немного осядет, то необходимо досыпать его до прежнего уровня.

Уход за рассадой лилий. Поливать требуется регулярно, по мере подсыхания верхнего слоя почвы (осуществлять полив следует ориентировочно один раз в неделю).

2. Первые всходы.

Всход лилий в течение 10-14 дней. Наши лилии взошли на 10 день. 18 мая мы наблюдали уже хорошо проросшую рассаду лилий.

3. 5 июня 2020 года лилия взошла уже очень густо, набрала крепкость и была готова к пересадке в грунт.



4. 8 июня 2020 года лилии подготовили к высадке в клумбы.

*Для начала вырываем небольшую ямку, диаметром 50 см, глубиной – 30 см.

*На дно укладывается небольшая дренажная система, которая будет препятствовать загниванию корневой системы.

*Сверху засыпается большой слой земли и выкладывается посадочный материал. Расстояние между посадочным материалом не быть меньше 5 см.

*После посадочный материал лилий засыпаются землей и утрамбовываются.

Т ак выглядят лилии, высаженные неделей ранее.

















Заключение.















1 . Общий вывод:

По результатам выполненной работы я могу сделать вывод:

В ходе полевой практики мы изучили и исследовали Балейский район. В ходе практики был проведен ряд исследований, всё начиная от географического положения, заканчивая сельскохозяйственными угодьями. Для каждой местности были характерны свои особенности. За всю практику я для себя вынесла много интересного, например: мне было очень интересно, как фотографу и будущему учителю наблюдать за птицами и насекомыми. Как пчелы собирают нектар, как маленькие птички вьют себе гнездышки и добывают пищу, как муравьишки строят свои дома, как меняется погода каждый месяц и каждый день. Очень много интересного я изучила за этот небольшой период практики и многое мне пригодится в будущей педагогической практике.

В дневнике описаны все наблюдения, которые были проведены мной за период полевой практики с 4.05 по 6.06, там была описана практическая деятельность, приведены примеры достопримечательностей. Я думаю, что те записи, которые велись во время полевой практики очень пригодятся ученикам начальной школы, а сельскохозяйственный опыт будет очень полезен.

В целом полевая практика проходила очень интересно и увлекательно, вынесла для себя и моих будущих учеников, много полезной информации.

2. Cписок использованных Интернет-источников, литературы:

1. Декоративное растениеводство: Цветоводство: учебник для студ. вузов / Соколова Т.А., Бочкова И.Ю. -- 4-е изд., стер. - М.: Издательский центр "Академия", 2010. - 432 с., [16] с цв. вкл.: ил.

2. Лилии / Заливский И. Л.. -- М.: Сельхозгиз, 1959. -- 112 с.

3. Соколова Т.А. Декоративное растениеводство. Уход за цветочными культурами открытого и закрытого грунта (с. 79)

4 . Цветочно-декоративные растения открытого грунта: учеб. пособие для нач. проф. Образования / О. Н. Бобылева. - 3-е изд., стер. - М. : Издательский центр «Академия», 2012. - 208 с., [16] с. цв. ил.

5. Чувикова А.А., Потапов С.П., Черных Т.Г., Коваль А.А.; Под ред. С.П. Потапова. - М.: Колос, 1984. - 239 с.

6. Энциклопедия садовода / Честмир Бём и др.. -- Прага: Артия, 1987. -- 408 с.

7. Яковлев Г. П., Челомбитько В. А. Ботаника: Учебник для вузов/ Под ред. Р.В. Камелина.- СПб.: СпецЛит, Издательство СПХФА, 2


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Дневник по полевой практике

Автор: Вьюкова Мария

Дата: 23.12.2021

Номер свидетельства: 595948

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Дневник по полевой практике МДК 01.05. Естествознание с методикой преподавания"
    ["seo_title"] => string(78) "dnevnik_po_polevoi_praktike_mdk_01_05_estestvoznanie_s_metodikoi_prepodavaniia"
    ["file_id"] => string(6) "568307"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1608724404"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(51) "Дневник по полевой практике"
    ["seo_title"] => string(27) "dnevnik_po_polevoi_praktike"
    ["file_id"] => string(6) "568399"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1608797354"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) "Формы и методы взаимодействия мастеров производственного обучения и работодателей."
    ["seo_title"] => string(80) "formy_i_mietody_vzaimodieistviia_mastierov_proizvodstviennogho_obuchieniia_i_rab"
    ["file_id"] => string(6) "381195"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1484816935"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "Образовательная программа по внеурочной деятельности "МОЯ МАЛАЯ РОДИНА" "
    ["seo_title"] => string(79) "obrazovatiel-naia-proghramma-po-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-moia-malaia-rodina"
    ["file_id"] => string(6) "120508"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1413729337"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(178) "Дневник опыта на учебно-опытном участке. Тема: "Влияние обрывания пера на урожайность лука-севка" "
    ["seo_title"] => string(104) "dnievnik-opyta-na-uchiebno-opytnom-uchastkie-tiema-vliianiie-obryvaniia-piera-na-urozhainost-luka-sievka"
    ["file_id"] => string(6) "115581"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1412015004"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства