kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Дневник наблюдений за птицами

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пояснительная записка

 

      Во время зимней бескормицы, которая начинается с появлением устойчивого снежного покрова, от голода погибает много диких птиц. Если человек зимой будет подкармливать птиц, то гибнущих птиц станет меньше.

 

     Учащиеся нашей школы ежегодно принимают участие  в районном массовом мероприятии – операции «Покормите птиц зимой!»

Цель наших наблюдений:   расширить представления о жизни зимующих птиц нашего села;
-     провести наблюдения за поведением и питанием зимующих птиц;
-     провести учёт птиц, прилетающих к кормушкам;

-     сделать анализ и обобщить результат;

-     помочь птицам выжить в суровых зимних условиях, подкармливая их.

 

Просмотр содержимого документа
«Дневник наблюдений 1»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Введенская основная общеобразовательная школа»





Номинация

ПТИЧЬЕ КАФЕ




ДНЕВНИК НАБЛЮДЕНИЙ

ЗА ПТИЦАМИ





Авторы: обучающиеся 1- 4 классов



Руководитель: Сотникова Ольга Витальевна,

учитель начальных классов


Возрастная категория участника: 6 - 10 лет



2019 г.


Пояснительная записка


Во время зимней бескормицы, которая начинается с появлением устойчивого снежного покрова, от голода погибает много диких птиц. Если человек зимой будет подкармливать птиц, то гибнущих птиц станет меньше.


Учащиеся нашей школы ежегодно принимают участие в районном массовом мероприятии – операции «Покормите птиц зимой!»

Цель наших наблюдений: расширить представления о жизни зимующих птиц нашего села;
- провести наблюдения за поведением и питанием зимующих птиц;
- провести учёт птиц, прилетающих к кормушкам;

- сделать анализ и обобщить результат;

- помочь птицам выжить в суровых зимних условиях, подкармливая их.


На классном часе «Птицы нашего края» мы узнали, что для диких птиц опасны зимние морозы, во время которых они погибают не столько от холода, сколько от голода. Так, когда ночная температура падает до –10°С и ниже, синички за ночь теряют до 10% собственного веса. Синицы селятся в самых разных местах. Любят жить в лиственных лесах, устраивают гнёзда в старых гнёздах белок, в дуплах дятлов. Зимой часто ищут ночлега возле жилых домов. Иногда поселяются и в почтовых ящиках. Зимой птицам могут помочь только люди. Голодные, ослабевшие птицы быстро замерзают. В суровую зиму из 10 синичек выживает только одна. А сытой птице и сильный мороз не страшен. Вот и летят птицы поближе к жилью человека. С самого раннего утра им нужен корм.

Также мы узнали, что наряду с морозами, для птиц опасны и оттепели. Зимние оттепели с их обильными снегопадами, после которых семенные головки сорных трав и плоды на ветвях деревьев и кустарников оказываются скрытыми под большими шапками влажного снега. Во время оттепели бывают и такие периоды, когда под лучами яркого солнца снег плавится, и талая вода заполняет углубления в коре деревьев, превращаясь ночью в ледяной панцирь. Но насекомые и их личинки, которые прячутся под корой деревьев, становятся недоступными для птиц.

На дворе стоит зимняя стужа. Все дорожки покрылись снежным ковром. Пруд покрыт льдом. Ночью бывают сильные морозы. Тяжело в такую пору птицам, которые зимуют в наших краях. Многие птички погибают.

Подкармливать пернатых мы начали с наступлением первых заморозков. Птицы сами подсказали нам об этом. Мы стали замечать у старой кормушки синичек. Их было мало. Наверно, это были разведчики.

Корм мы заготовили ещё с осени: ягоды рябины и калины, семена подсолнечника (любимое лакомство большинства птиц), тыквы, кабачков, арбуза, просо, овес, пшеницу, кукурузные зёрна.

В начале зимы школьная птичья столовая насчитывала всего 1 кормушку. С обучающимися начальной школы проводилось мероприятие «Каждой пичужке по кормушке», на котором мы изготовили еще 6 кормушек из бросового материала, позже ребята принесли ещё 2 деревянные кормушки, выполненные вместе с

родителями, и теперь у птичек 9 мест для кормления. Мы развесили изготовленные кормушки в школьном саду, в роще рядом со школой, но так, чтобы можно было наблюдать за птицами через окно. Наибольший интерес это вызвало у детей 1 и 2 класса. Мы считали птиц, прилетающих на кормушки, расположенные в зоне видимости из окон наших классов, и вносили данные в Дневник наблюдений. Туда же записывали интересные наблюдения, часть которых приведена в таблице.

Ребятам понравилось мастерить кормушки. Многие дома самостоятельно или с помощью родителей сделали кормушки и стали подкармливать птиц, наблюдать за ними.

Сделать кормушку для птиц недостаточно, нужно регулярно заботиться о том, чтобы в ней была птичья еда. Кормление птиц – дело не только важное, но и ответственное. Орнитологи предупреждают, что птицам ни в коем случае нельзя скармливать пряные, соленые, острые, жареные, кислые продукты. Птицам нельзя есть цитрусовые (апельсины и лимоны), кожуру бананов. Нежелательно кормить их рисом и гречкой. Можно давать только белый хлеб, а вот черный хлеб опасен – он закисает в зобу птиц, плохо переваривается (особенно в мороз).

У разных птиц есть свои предпочтения в еде. Синицы любят несоленое сало, сыр и мясо (вареное и сырое). Для таких угощений даже кормушка не нужна, их просто подвешивают на ветку при помощи проволочки. Ветер будет раскачивать кусочек, но это не смущает синичек.

Почти у всех мелких пернатых любимое блюдо – семечки подсолнуха, они должны быть мелкими и, конечно, нежареными. Умные птицы не глотают семечки целиком, со шкуркой, а мастерски выклевывают зернышко. Кроме подсолнечных, пернатые любят семена арбуза, дыни, тыквы, кабачков и патиссонов, просо, пшено, рябину, боярышник и зерна кукурузы. А еще – шкурки от бекона, вареные яйца, вареный картофель, геркулес (но не в виде каши). Конечно, весь корм должен быть свежим. Неплохо поместить в кормушке и кальциевую подкормку - скорлупу куриных яиц. Чем разнообразнее будет угощение в кормушке, тем больше разных птиц прилетит в «столовую».

На кормушках бывает шумно. Синички с удовольствием лакомятся салом, отгоняя друг друга от лакомого кусочка. Им конкуренцию составляют дятлы и сойки.

Январь – середина зимы. Холодно и голодно птицам. У кормушек появились новые гости – сороки и вороны. Их мы не наблюдали у птичьих столовых уже два года. Наверное, им по вкусу пришлись семечки тыквы и кабачков.

Сойкам понравились ягоды калины и рябины. Если прошлые годы сойки прилетали редко, по одной или парой, то в этом году они прилетали стайкой

по 5 – 6.

Этой зимой частыми гостями стали воробьи. Они прилетали стайкой от 3 до 7. Мы пришли к выводу, что воробьи к кормушкам прилетают в морозные дни.

Приятно порадовали нас синички. Если прошлой зимой и в начале нынешней, стайки этих птиц состояли из 10 – 16, то позже их количество увеличилось до 25.

Этой зимой мы снова наблюдали хищную птицу у кормушек. Хищник спикировал к одной кормушке с высокого дерева, расположенного рядом, на краю



рощи, когда птицы пировали. Пернатые молниеносно попрятались.

Птиц у кормушек несколько дней было совсем мало. Определить хищную птицу нам было сложно, её мы видели всего несколько секунд. Предполагаем, что это был обыкновенный канюк.

Один раз нам посчастливилось увидеть обыкновенную овсянку. Она скромно посидела под деревом, на котором висела кормушка, немного клевнула рассыпанный корм и улетела.

В конце наблюдений началась оттепель. Птиц у кормушек стало меньше.

Но как только температура понижается, птицы возвращаются к кормушкам, на которых всегда лежат угощения. Если начали подкармливать птиц, нужно продолжать делать это до конца зимнего сезона. Зерна, семечки и орехи следует подсыпать регулярно, иначе, обнаружив несколько раз кормушку пустой, птицы улетят в другое место. Зимняя столовая должна работать и весной, до тех пор, пока не проклюнется первая зелень.


Анализ наблюдений и выводы


Все цели, которые были поставлены в начале наблюдений, были достигнуты. Сделаны следующие выводы:

  1. Кормушки должны быть устроены в конце осени с тем, чтобы птицы привыкли к её местонахождению.

  2. Видовой состав птиц, прилетавших к кормушке: большой пёстрый дятел, домовые воробьи, большие синицы, сойки, сороки, вороны.

  3. Поведение видов птиц на кормушке:

- большие синицы захватывают лидерство у воробьев;

- больше трех больших синиц одновременно не садятся на кормушку;

- сойки прилетают к кормушкам по одной или группами по 3-4.


  1. Если постоянно подкармливать зимующих птиц, то тем самым мы помогаем им пережить холодный период года, когда птицам сложно добывать корм из–под снега, и сохраняем их численность









Условные обозначения

для дневника наблюдений за птицами

на кормушках

1. Погодные условия

- ясно

- пасмурно

- малооблачно

- переменная облачность

ЮЗ – юго-западный ветер

з - западный ветер

СЗ - северо- западный ветер


С - северный ветер

СВ - северо-восточный ветер

В - восточный ветер

ЮЗ - юго-западный ветер

Ю - южный ветер

ЮВ - юго-восточный ветер

- температура

- снег

  • - дождь





2. Виды птиц, прилетающих на кормушки



1 - большая синица


1 - ворона

1 - большой пёстрый дятел

1 - сойка

1 - домовый воробей

1 - обыкновенный канюк (хищная птица)

  1. - сорока

1 - лазоревка

1 - обыкновенная овсянка

Дети у домашних кормушек наблюдали снегирей, зеленушек.





3.Общее количество учтённых птиц,

прилетающих к кормушкам

п/п

Название птиц

Количество птиц

1

Большая синица

670

2

Ворона

5

3

Сойка

71

4

Большой пёстрый дятел

13

5

Воробьи

54

6

Обыкновенный канюк

1

7

Сорока

3

8

Лазоревка

93

9

Обыкновенная овсянка

1

Итого

911

4. Общее количество кормушек

В начале зимы школьная птичья столовая насчитывала всего 1 кормушку. С обучающимися начальной школы проводилось мероприятие «Каждой пичужке по кормушке», на котором мы изготовили еще 6 кормушек из бросового материала, позже ребята принесли ещё 2 деревянные кормушки, выполненные вместе с родителями, и теперь у птичек 9 мест для кормления. У многих детей дома тоже есть кормушки


5. Регулярность обслуживания кормушек

На школьных кормушках дежурные каждый день до и после уроков проверяют наличие корма.

Дома дети два раза в день насыпают корм на кормушки – днём, вернувшись из школы, и вечером.


6. Краткая характеристика участков, на которых расположены кормушки.

Кормушки № 1 – 6 развешены в школьном саду на яблонях, кормушки № 7 – 9 - на деревьях, расположенных на границе рощи и поляны рядом со школой.

Птичьи столовые размещены так, чтобы было удобно детям подсыпать корм в кормушки, но они были недосягаемы для животных, например, кошек. Рядом с садом расположены здания школы и роща, закрывающие кормушки от северных и восточных ветров, которые преобладают в нашей местности в осенне-зимний период. Детям удобно наблюдать за птицами, прилетающими к кормушкам, из окон классов.




Просмотр содержимого документа
«Дневник наблюдений 2»

Дневник наблюдений за птицами на кормушках

Дата

Время наблю-дения

Погодные условия

Количество и виды птиц

Примечание

на кормушках


на сале


Тем-пера-тура

Облач-ность

Явле-ния

Ве-тер




1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

2


01.12

10.20

-7



ЮВ












Птицы пока не обнаружили кормушки

03.12

9.25

-9



Ю












04.12

9.20

-4



ЮВ

5


3

4


1

2



1

1

Птички обнаружили столовую.

05.12

10.20

-2



ЮВ


2

5

7





3



06.12

11.15

-2



С



4

6


1


2


1


Появились новые посетители кормушки: сойки, дятлы.

07.12

9.20

-4



С

1

1

3

2

4


3


1

1

1

08.12

9.20

-5



З



2

1



1





10.12

9.20

-1


Ю



2

2

5


1

1


1


11.12

9.20

+1


Ю

1

1

4

1

4


2


1


2

12.12

10.15

0



ЮВ





1



1



1

Посетителей кормушки стало еще больше. Что же будет дальше, не придется ли нам расширять нашу птичью столовую???

13.12

9.15

-1


В


2

2

1


1

2

1


2


14.12

11.10

0



Ю


1

3

2

1


5



1


15.12

9.15

-3


СВ


1


3

1

2

1


2

1

1

17.12

10.15

-5



СВ


1

3

2

4



1


1


На кормушке не было никаких остатков. Пища вся съедена.

18.12

10.10

-7


ЮВ

4


1


4

4

1

4


1


1

19.12

10.00

-10



В

1


2

3

5


1



1

1

20.12

10.00

-9



В


2

2

3

4


2

1


1


21.12

10.15

-11


В



3

2

4

1


1



1

Птички испугались, увидев хищную птицу и улетели

22.12

9.20

-9

В


1


3

2




2





24.12

9.25

-4



Ю



3

2

4

1

1


1

1


Посетителей в нашей столовой много. Угощаются воробьи, синицы. Прилетал дятел, но быстро покинул место кормления.


25.12

9.20

-3



Ю

5


5

4

4


3




3

26.12

10.20

0



ЮВ




2



1



1


27.12

11.15

-3



З



2

1




3



1

Обед в разгаре. Вдруг мелкие пичуги разлетелись по веткам дерева, и на кормушку приземлилась красавица – сойка. Поклевав из кормушки, она заметила наколотое сало, стала клевать его и оно снялось. Сойка тут – же с этим куском улетела. Остальные птицы, осмелев, по-прежнему сменяли друг друга у кормушки.

28.12

9.20

-3


В


4

2

2

1


1


1

1


29.12

9.20

-10



З

2


1

3



3


3

3


14.01

10.15

-4


Ю


1

5

7

3

2


1

1


1

15.01

9.30

-2



З



5

6



3





16.01

10.30

-6



З

3


6

8


2






17.01

10.10

-4



ЮЗ

2

1

3

5

3

3

2


3

4


2


18.01

9.00

-1



ЮЗ

2

2

3


4

3


2

3



На кормушках вороны и сороки бывают крайне редко.

19.01

9.20

-4



СЗ

1

3

2

3

4

2

3

1

3



21.01

9.20

-7



СЗ


1

2


3

5

1

1

2

1


22.01

10.15

-8



ЮЗ


3

5

3

3

2

2

3

4



Похолодало. Птицы на кормушке не задерживаются, поклюют и улетают.

23.01

10.15

-9



ЮВ

2

3

2

3

4

2

3

1

3




24.01

9.20

-10


СВ

2

2

3

4

4


1

2

3



25.01

9.20

-15



В

1

3

5

3

3

2

2

3

4

4

3


26.01

10.20

-8



Ю

2

1

2

2

3

5

1

1

2

3

4

28.01

10.15

-2



Ю

6

3

2

3

4

2

3

1

3

4

4

29.01

10.15

-3



З

7

2

3

1



2

3

1

5

4

Мы очень рады, что старшеклассники тоже приносят пищу в кормушку!!! Помочь птахам пережить холода – это общее дело.


30.01

11.10

-5



Ю

7

2

3

4

4

3

3

2

3

4

4

31.01

9.20

-1



Ю

1

3

2


4

2

3

1

3

1


01.02

10.15

-4


Ю

2

3

5

3

3

2

2

3

4



02.02

11.10

-3



Ю


2

3

4

4

3


2

3

3

1

04.02

9.20

+2



Ю

2

1


2

3


1

1

2

1


Пока тепло, птиц на кормушках бывает мало.

Появлялась обыкновенная овсянка, но не успев клевнуть, улетела.

05.02

9.20

+2



С



3


2

1

2

1

1

2


06.02

10.15

0


ЮВ

2

3

5


3


2

3

4



07.02

10.20

0



СЗ

1

3


3

4

2

3

1

3

1

1

08.02

10.15

-2



ЮЗ

3

2

3

4


3

3

2

3


3

Стало холоднее, птиц появляется больше, но улетают быстро.

09.02

9.20

-4



З

2

1

2


3


1

1

2



11.02

10.15

-4



Ю

2

3


3

3

2

2

3

4


1

12.02

10.20

-2



Ю

2


3

1

2

1


3

1

2


Все птицы, которые обитают рядом с нашей школой стали очень пухленькими, по сравнению с другими. Съели как всегда всё.

13.02

11.10

+1


Ю


1


2



1

1



2

14.02

10.15

+1



З

1


2



2


1

3

3


15.02

10.20

0



З

3

2


4

4


3


3

1


16.02

10.15

+3



СЗ

2


3

1


1


3

1

1




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Дневник наблюдений за птицами

Автор: Сотникова Ольга Витальевна

Дата: 20.02.2019

Номер свидетельства: 500664

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Учебно -исследовательская работа "Учет птиц на кормушке""
    ["seo_title"] => string(63) "uchiebno-issliedovatiel-skaia-rabota-uchiet-ptits-na-kormushkie"
    ["file_id"] => string(6) "329722"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1464008176"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Организация наблюдений за природными явлениями "
    ["seo_title"] => string(54) "orghanizatsiia-nabliudienii-za-prirodnymi-iavlieniiami"
    ["file_id"] => string(6) "207694"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430591969"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Внеклассное  мероприятие     « Зимующие птицы  нашего  края» "
    ["seo_title"] => string(65) "vnieklassnoie-mieropriiatiie-zimuiushchiie-ptitsy-nashiegho-kraia"
    ["file_id"] => string(6) "156771"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1421486409"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(72) "Экологический прект "Птицы нашего края""
    ["seo_title"] => string(46) "ekologhichieskii_priekt_ptitsy_nashiegho_kraia"
    ["file_id"] => string(6) "406571"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1491314684"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Конспект урока по познанию мира на тему: Птицы весной. "
    ["seo_title"] => string(57) "konspiekt-uroka-po-poznaniiu-mira-na-tiemu-ptitsy-viesnoi"
    ["file_id"] => string(6) "239331"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444756709"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства