Каково приходится нашим пернатым соседям в зимнее время? Туго приходится птицам зимой. Ведь найти корм под снегом нелегко. Никто не задумывается, сколько птиц погибает в зимнее время из-за отсутствия корма. Да и кому придет в голову считать их? Обычно многие не замечают их, просто не обращают внимания на наших маленьких соседей. А ведь они тоже жители нашего города - часть окружающего нас мира. И все они нуждаются зимой в нашей помощи, в нашей заботе. Понаблюдав за птицами в природе, изучив их зимний образ жизни, узнав, чем они питаются, можно организовать для зимующих птиц искусственную подкормку. Тем самым помочь им пережить трудное время года, спасти от гибели.
Если зимой погибнет только одна самка синицы, то летом не появится на свет около полутора десятка птенцов (синицы гнездятся два раза в лето и выводят 8-10 птенцов). Через год потомство могло бы составить порядка 100 особей. Это серьёзное подспорье в борьбе с вредителями - мелкими насекомыми, которых синицы уничтожают в большом количестве.
Но не только синицы нуждаются в поддержке. Много других зимующих птиц тоже нуждается в нашей помощи. К сожалению, с лица Земли полностью исчезло 94 вида птиц, а еще 187 видов птиц находится в Красной книге.
В зимнее время совершенно необходима подкормка птиц, что имеет большое воспитательное значение, так как учит детей и взрослых заботиться о тех, кто нуждается в помощи.
Ведь самое страшное - это равнодушие. Самый доступный и распространенный вид заботы - развешивание кормушек и подкормка птиц. Каждый из нас должен заботиться о зимующих птицах, поэтому тема проекта является актуальной.
Гипотеза: вероятно, что зимой птицы больше страдают от бескормицы, чем от холода.
Актуальность:
В холодное время года перед зимующими птицами встают жизненно важные вопросы: как прокормиться. Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают.
С детьми был проведен устный опрос, в ходе которого выяснилось, что недостаточно информации о зимующих птицах, дети мало наблюдают в природе. У детей не сформированы навыки оказания помощи птицам зимой.
I этап. Подготовительный.
1. Определение уровня знаний детей о зимующих птицах (беседы, устный опрос, устное тестирование).
2. Определение темы проекта, задач, стратегий и механизмов.
3. Подбор методической и познавательной литературы по данной теме.
4. Подбор дидактических игр, детской художественной литературы, стихов, загадок, пословиц, примет о зимующих птицах.
6. Подбор информационного материала о зимующих птицах Казахстана.
II этап. Основной этап.
Работа с детьми.
1.Беседы «Что ты знаешь о зимующих птицах?», «Трудно птицам зимовать», «Как живут птицы зимой», «Зимующие птицы».
2. Оформление картотеки дидактических игр:
«Птички на кормушках», «Четвёртый лишний», «Один – много», «Вороны и воробьи», «Кто как голос подает», «Назови ласково», «Закончи предложение», «Сосчитай-ка», «Подбери признак», «Узнай птицу по описанию», «Угадай птицу», «Отгадай загадки воробья», «Разложи марки»,
«Чем зимующие птицы похожи и чем отличаются?», «Отгадай, кто
спрятался».
Дидактическая задача: уточнить знания детей о зимующих птицах.
3. Оформление уголка книги (подбор книг о зимующих птицах).
Чтение художественной литературы: В. Звягиной «Воробей»;
Т. Евдошенко «Берегите птиц»; Ю.Никонова «Зимние гости»; Л.Воронкова «Птичьи кормушки»; В.Сухомлинский «Как синичка меня будит»; А.Яшин «Покормите птиц»; В. Бианки «Холодно в лесу, холодно!», «Кто сыт, тому холод не страшен», «»Дрозд и сова», «Сова», «Лесные домишки»;
Н. Сладков «Почему зяблик – зяблик?»; Л. Толстой «Галка»; сказка о зимующих птицах.
4. Подбор иллюстраций зимующих птиц в книгах и журналах.
5. Оформление картотеки загадок, пословиц, примет о зимующих птицах.
6. Рисование на тему: «Птица счастья».
7. Оформление альбома: «Зимующие птицы».
8. Ведение дневника наблюдений прилёта птиц к кормушке (ежедневно).
9. Прослушивание грамзаписи с голосами птиц.
10. Викторина: «Кто больше знает о птицах?».
11. Продуктивная деятельность: маски птиц, готовим угощение для птиц.
12. Картотека музыкальных произведений о птицах:
пьеса «Балет невылупившихся птенцов» М. Мусоргского; «Танец маленьких лебедей» из балета П. Чайковского; Г. Гладков «Птичий рынок»; Р. Шуман «Кукушка – невидимка».
Работа с родителями.
Консультации: «Покормите птиц зимой», «Они остались зимовать, мы им будем помогать».
III этап. Заключительный.
Работа с родителями.
Конкурс - «Мастерим кормушки для птиц».
Продуктивная деятельность: подготовить раскраски для детей «Зимующие
птицы».
Ожидаемые результаты:
1. Систематизировать литературно-художественный материал: стихи, загадки, пословицы, рассказы с целью расширения представлений детей об окружающем.
2. Создать предпосылки для развития любознательности, познавательных интересов детей.
3. Воспитывать чувства сопереживания, ответственности за жизнь зимующих птиц.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Каково приходится нашим пернатым соседям в зимнее время? Туго приходится птицам зимой. Ведь найти корм под снегом нелегко. Никто не задумывается, сколько птиц погибает в зимнее время из-за отсутствия корма. Да и кому придет в голову считать их? Обычно многие не замечают их, просто не обращают внимания на наших маленьких соседей. А ведь они тоже жители нашего города - часть окружающего нас мира. И все они нуждаются зимой в нашей помощи, в нашей заботе. Понаблюдав за птицами в природе, изучив их зимний образ жизни, узнав, чем они питаются, можно организовать для зимующих птиц искусственную подкормку. Тем самым помочь им пережить трудное время года, спасти от гибели.
Если зимой погибнет только одна самка синицы, то летом не появится на свет около полутора десятка птенцов (синицы гнездятся два раза в лето и выводят 8-10 птенцов). Через год потомство могло бы составить порядка 100 особей. Это серьёзное подспорье в борьбе с вредителями - мелкими насекомыми, которых синицы уничтожают в большом количестве.
Но не только синицы нуждаются в поддержке. Много других зимующих птиц тоже нуждается в нашей помощи. К сожалению, с лица Земли полностью исчезло 94 вида птиц, а еще 187 видов птиц находится в Красной книге.
В зимнее время совершенно необходима подкормка птиц, что имеет большое воспитательное значение, так как учит детей и взрослых заботиться о тех, кто нуждается в помощи.
Ведь самое страшное - это равнодушие. Самый доступный и распространенный вид заботы - развешивание кормушек и подкормка птиц. Каждый из нас должен заботиться о зимующих птицах, поэтому тема проекта является актуальной.
Гипотеза:вероятно, что зимой птицы больше страдают от бескормицы, чем от холода.
Актуальность:
В холодное время года перед зимующими птицами встают жизненно важные вопросы: как прокормиться. Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают.
С детьми был проведен устный опрос, в ходе которого выяснилось, что недостаточно информации о зимующих птицах, дети мало наблюдают в природе. У детей не сформированы навыки оказания помощи птицам зимой.
I этап. Подготовительный.
1. Определение уровня знаний детей о зимующих птицах (беседы, устный опрос, устное тестирование).
2. Определение темы проекта, задач, стратегий и механизмов.
3. Подбор методической и познавательной литературы по данной теме.
4. Подбор дидактических игр, детской художественной литературы, стихов, загадок, пословиц, примет о зимующих птицах.
6. Подбор информационного материала о зимующих птицах Казахстана.
II этап. Основной этап.
Работа с детьми.
1.Беседы«Что ты знаешь о зимующих птицах?», «Трудно птицам зимовать», «Как живут птицы зимой», «Зимующие птицы».
2. Оформление картотеки дидактических игр:
«Птички на кормушках», «Четвёртый лишний», «Один – много», «Вороны и воробьи», «Кто как голос подает», «Назови ласково», «Закончи предложение», «Сосчитай-ка», «Подбери признак», «Узнай птицу по описанию», «Угадай птицу», «Отгадай загадки воробья», «Разложи марки»,
«Чем зимующие птицы похожи и чем отличаются?», «Отгадай, кто
спрятался».
Дидактическая задача: уточнить знания детей о зимующих птицах.
3. Оформление уголка книги (подбор книг о зимующих птицах).
Чтение художественной литературы: В. Звягиной «Воробей»;
Т. Евдошенко «Берегите птиц»; Ю.Никонова «Зимние гости»; Л.Воронкова «Птичьи кормушки»; В.Сухомлинский «Как синичка меня будит»; А.Яшин «Покормите птиц»; В. Бианки «Холодно в лесу, холодно!», «Кто сыт, тому холод не страшен», «»Дрозд и сова», «Сова», «Лесные домишки»;
Н. Сладков «Почему зяблик – зяблик?»; Л. Толстой «Галка»; сказка о зимующих птицах.
4. Подбор иллюстраций зимующих птиц в книгах и журналах.
5. Оформление картотеки загадок, пословиц, примет о зимующих птицах.
6. Рисование на тему: «Птица счастья».
7. Оформление альбома: «Зимующие птицы».
8. Ведение дневника наблюдений прилёта птиц к кормушке (ежедневно).
9. Прослушивание грамзаписи с голосами птиц.
10. Викторина: «Кто больше знает о птицах?».
11. Продуктивная деятельность: маски птиц, готовим угощение для птиц.
12. Картотека музыкальных произведений о птицах:
пьеса «Балет невылупившихся птенцов» М. Мусоргского; «Танец маленьких лебедей» из балета П. Чайковского; Г. Гладков «Птичий рынок»; Р. Шуман «Кукушка – невидимка».
Работа с родителями.
Консультации: «Покормите птиц зимой», «Они остались зимовать, мы им будем помогать».
III этап. Заключительный.
Работа с родителями.
Конкурс- «Мастерим кормушки для птиц».
Продуктивная деятельность: подготовить раскраски для детей «Зимующие
птицы».
Ожидаемые результаты:
1. Систематизировать литературно-художественный материал: стихи, загадки, пословицы, рассказы с целью расширения представлений детей об окружающем.
2. Создать предпосылки для развития любознательности, познавательных интересов детей.
3. Воспитывать чувства сопереживания, ответственности за жизнь зимующих птиц.
Трансляция проекта:
После завершения проекта презентация на педагогическом совете ДО.
Организация и проведение праздника «Международный праздник птиц» - 1 апреля.
Перспективы проекта:
Разработать весенний проект «Перелётные птицы» (март – апрель).
информационный материал
Казахстан - это величество огромных горных вершин, диких лесов, жары пустынь, громадных скал, бриллиантовых озер, бескрайних степей, стремительно бегущих рек, искрящихся мощью ледников в солнечном свете, уникального животного и растительного мира.
Первые научные данные о птицах Казахстана появились в начале IX века, когда в ряде мест нашей республики побывали ученые Академии наук. Это был период первоначального ознакомления с фауной, и основные интересы ученых заключались в описании новых, неизвестных для науки видов животных.
Зимующие птицы в картинках, загадках, познавательных рассказах,
играх, стихах и развивающих заданиях для детей
Как познакомить детей с зимующими птицами? Как интересно и увлекательно рассказать о них детям? В какие игры можно поиграть?
Предлагаю вам начать увлекательное путешествие в мир птиц. Этот мир настолько интересный, разнообразный и большой, что наш разговор будет с продолжением. В этом проекте Вы познакомитесь с частью наших бесед о зимующих птицах, сказками, стихами, дидактическими играми, рассказами о каждой зимующей птице.
А теперь — начнем наше путешествие.
Зимующие птицы
Посмотри, кто к нам прилетел? Ты знаешь этих птиц? Назови их. Почему они называются зимующими?
Чем эти птицы друг от друга отличаются (рассмотрите внимательно окраску птиц и назовите, чем отличается окраска головы, хвоста, крыльев, туловища)? А чем похожи? (Они все с нами зимуют; у них есть голова, хвост, туловище, клюв, крылья, лапки; они могут летать; они выводят птенцов).
Предложить ребенку прислушаться к тому, что говорят ему эти птицы. Пусть птицы вашим голосом похвалятся друг перед другом.
«А у меня грудка красная! А головка черная!», - скажет Снегирь.
«А у меня штанишки красные и красная шапочка на голове. Клюв острый и пестрые крылышки», - скажет Дятел.
«А я воробышек - шустрый да пестрый! Я коричневый! А животик мой светлый. Прыгаю по дворам, крошки добываю», - пропищит воробей.
Спросить детей, кто еще зимует с нами (к зимующим птицам относятся воробьи, вороны, сороки, поползни, синички, снегири, щеглы, голуби, свиристели). Пусть дети вспомнят, каких еще птиц они видели зимой рядом с домом, в парке, в лесу, на даче.
С нами зимуют разные птицы. Есть «зимующие птицы», которые живут с нами летом и остаются жить рядом с нами и зимой.
Спросить у детей, каких птиц они видят во дворе и зимой, и летом (например, воробьи, синицы, голуби, вороны, сороки). Это птицы зимующие.
Почему же зимующие птицы не улетели от нас в теплые края, как это сделали перелетные птицы? (Выслушать любые предположения детей). А после подсказать: «Что нужно и людям, и птицам чтобы выжить? Да, это еда. Что едят птицы, которые от нас улетели? Насекомых. Есть ли насекомые зимой? Куда они делись? Чтобы случилось с перелетными птицами, если бы они не улетели на юг? Они погибли бы от голода, потому что не нашли бы насекомых!»).
Оказывается, перелетным птицам нечего есть зимой, вот они и улетают в жаркие страны. А зимующие птицы питаются шишками, ягодами, семенами и могут даже зимой найти себе пропитание. Вот они и остаются с нами на зиму!
Как живут птицы зимой?
Как же птицы переносят зимой морозы? Оказывается, они готовятся к зиме, как и люди! Как люди готовятся к зиме? (Они переодеваются в зимнюю одежду, утепляют жилье).
А кто еще переодевается зимой в теплые зимние шубки? (Звери - зайцы, лисы, волки).
И птицы тоже к зиме меняют оперение на более теплое и густое и более длинное зимнее оперение. Между перышками у птиц - воздух. Он не подпускает холод и задерживает тепло. Вот и не мерзнут они!
Наверное, вы часто видели, как в мороз птицы не летают, а сидят нахохлившись. (Попросить ребенка показать, как сидят нахохлившиеся птицы на веточках). Они распушатся, приумолкнут. Зачем же они так делают? Почему сидят, а не летают? Выслушать предположения детей, а потом уточнить их представления. Оказывается, птицы не летают в мороз, потому что в полете птица мерзнет намного быстрее. Когда птица сидит, между перьями у нее находится неподвижный воздух. Он не пропускает к телу птицы холод и задерживает тепло. В полете же к телу птицы со всех сторон устремляется морозный воздух, и птица мерзнет на лету.
Когда птички нахохлились, они становятся похожими на пушистые шарики. В эту пору им очень нужно помогать – подкармливать. Иначе птицы могут погибнуть.
А еще в зимние морозы можно увидеть, как птица стоит то на одной, то на другой ноге. Пусть дети попробуют показать, как она это делает. Зачем же птице это нужно? Это она обогревает свои ноги в перышках, поднимая их с холодной земли. Так птица греется.
Зимующие птицы никогда не живут в пустых скворечниках – холодно им там! Они прячутся с дупле, в густых елках, тесно прижимаются друг к другу и прячут клюв под крылышки для тепла. Предложить детям показать, как птицы друг друга греют. Пусть прижмутся друг к другу и погреются, скажут слова поддержки, похвалят друг друга и успокоят: «Не бойся, Чик-Чирик! Завтра мороза не будет! Завтра мы зернышек много найдем».
Зима - очень тяжелое время года для птиц. Холодно и голодно им. Из-за холода птицы теряют много тепла. Как же им согреться? Для того чтобы согреться птицам необходимо много есть, и еды им нужно зимой намного больше чем летом.
Отчего греет печка? Оттого что в ней дрова горят. Так и у птиц. Пища их греет, как дрова греют печку. «Сытому морозы не страшны», - так можно сказать о птицах. Поэтому с раннего утра до позднего вечера зимующие птицы заняты одним важным делом. Как вы думаете, каким?
Пусть дети вспомнят, что делали птицы, которых они видели на прогулке? Они искали корм или клевали его? Да, поиск еды – главное занятие для птиц зимой. День зимой короткий, быстро темнеет, в темноте корма не найти. Вот и встают они с солнышком, и целый день ищут себе еду. А уж кто не нашел еды и остался голодным – пропадет ночью, замерзнет! Еды больше в городе, вот и жмутся птички в холода поближе к нам, к теплу и еде. Люди подкармливают птиц на кормушках, чтобы помочь им выжить.
Холодно в лесу, холодно! В. Бианки
Ледяной ветер гуляет в открытом поле, носится по лесу меж голых берез и осин. Он забирается под тугое перо, проникает в густую шерсть, студит кровь.
Не усидишь ни на земле, ни на ветке: все покрыто снегом, стынут лапы. Надо бегать, прыгать, летать, чтобы как-нибудь согреться.
Хорошо тому, у кого теплое, уютное логово, норка, гнездо; у кого запасов полная кладовая. Закусил поплотней, свернулся калачиком, - спи крепко.
Кто сыт, тому холод не страшен В. Бианки
У зверей да птиц все дело в сытости. Хороший обед изнутри греет, кровь горячей, по всем жилкам разливается тепло. Под кожей жирок - лучшая подкладка под теплую шерстяную или пуховую шубку. Сквозь шерсть пройдет, а жир под кожей никакой мороз не прошибет. Если бы пищи вволю, не страшна была бы зима. А где зимой взять ее, пищу? Бродит волк, бродит лиса по лесу, все звери и птицы попрятались, улетели. Летают днем вороны, летает ночью филин, добычу высматривают, - нет добычи. Голодно в лесу, голодно!
Вопросы: зачем птицам нужно много двигаться зимой? (Чтобы согреться).
Что нужно птицам, чтобы им не страшна была зима? (Нужно, чтобы было много корма).
Как мы можем помочь птицам зимой? (сделать кормушки, подкармливать).
Наблюдения за зимующими птицами на прогулке
Самое интересное для детей - это наблюдать за живыми птицами на прогулке. Часто у детей появляются среди птиц свои любимцы, которым они дают имена и даже утверждают, что могут отличить их от всех других птиц двора.
Мы сделали кормушку, насыпали в нее корм. Очень скоро птицы привыкли к тому, что здесь постоянно есть для них корм, и начали прилетать на нашу кормушку. Ежедневно мы наблюдали с детьми за ними. Была проведена целая серия наблюдений. Серия наблюдений дала возможность детям гораздо больше для его умственного и речевого развития, чем просто чтение рассказа о зимующих птицах или просмотр познавательного фильма. Ведь фильм, скорее всего, быстро забудется без закрепления и применения полученной информации.
В наблюдениях живой природы дети будут учиться сравнивать, делать выводы, задавать вопросы и искать на них ответы, описывать, находить точные слова для выражения своей мысли.