Просмотр содержимого документа
«Дифференцированное обучение в начальной школе как средство повышения качества образования»
ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
Е.В.Мещерякова – учитель начальных классов,
МБОУ СОШ № 15
с.Казинка
Шпаковского района
Ставропольского края
Эффект обучения зависит не только от его содержания и методов,
но и от индивидуальных особенностей личности школьников.
Н.А. Менчинская
Начальная школа является важным этапом возрастного развития и становления личности детей, она должна и непременно обязана гарантировать высокий уровень образования. Одна из важнейших задач начального образования - это создание условий для того, чтобы каждый ученик мог полностью реализовать себя, желал и умел учиться.
На протяжении всей работы в школе учителя интересует вопрос, какие методы работы использовать для того, чтобы ребёнок не просто усваивал поток информации, полученной от учителя, но и научился мыслить, понимать, самостоятельно делать выводы.
Что же надо сделать, чтобы за 45 минут дать качественные знания учащимся, как рационально использовать время, как повысить интерес у учащихся, как приучить их работать самостоятельно? Ведь необходимо, чтобы каждый ученик работал в полную силу, чувствовал уверенность в себе, продвигался в развитии. Зачастую мы вынуждены вести обучение применительно к среднему уровню развития и обученности детей. Это неизбежно приводит к тому, что «сильные» ученики искусственно сдерживаются в своем развитии, теряют интерес к учению, а «слабые» обречены на хроническое отставание. Те, кто относится к средним, тоже очень разные, с разными интересами и склонностями, с разными особенностями восприятия, мышления, памяти. Индивидуальные различия касаются и познавательной сферы людей: одни имеют зрительный тип памяти, другие - слуховой, третьи - зрительно-двигательный и т.д. У одних наглядно-образное мышление, а у других - абстрактно-логическое. Это означает, что одним легче воспринимать материал с помощью зрения, другим - на слух; одним требуется конкретное представление материала, а другим - схематическое и т.д. Пренебрежение индивидуальными особенностями учащихся при обучении ведет к возникновению у них различного рода трудностей, осложняет путь достижения поставленных целей. [3, c.96] Нужно, чтобы каждый ученик работал в полную меру своих сил, чувствовал уверенность в себе, ощущал радость учебного труда. Успешность процесса учения в настоящем зависит от многих факторов, среди которых не последнюю роль играет обучение соответственно способностям и возможностям ребенка, то есть дифференцированное обучение. В настоящее время это одна из ведущих тенденций в развитии нашей начальной школы.
Каждый учитель ставит перед собой задачу – создать такие условия, при которых возможно использовать и учитывать особенности и способности всех обучающихся. И решение этой задачи связано с применением дифференцированного подхода в обучении.
В чём же должна заключаться дифференциация обучения? Не в том, чтобы превратить обучение в «натаскивание» учащихся, более усложнёнными задачами. Главная подготовка, которую должна давать школа — это умение работать. Дифференцированный подход позволяет учащимся постоянно чувствовать своё продвижение вперёд, ведь даже незначительный успех окрыляет детей, побуждает лучше работать, повышает интерес к знаниям
Цель дифференциации – обучение каждого на уровне его возможностей, способностей, адаптации обучения к особенностям различных групп учащихся.
Важную роль в преодолении стойкой неуспеваемости играет вера в свои силы, уверенность школьника в своих возможностях и способностях к обучению. Младшего школьника надо убедить (и показать реально), что он вполне может знать и понимать учебный материал не хуже товарищей, что «трудно - не значит невозможно».
Дифференцированный подход является одним из важнейших условий личностно-ориентированного обучения младших школьников. Реализация данного подхода в обучении позволяет учителю в результате всестороннего изучения своих воспитанников создать представление каждого из них, о его интересах, способностях; о влиянии на него семьи и ближайшего окружения. Получить возможность объяснить поступок ребёнка и отношение к учёбе в целом. Педагогика дифференцированного подхода имеет в виду не приспособление целей и содержания обучения к отдельным ученикам, выбор форм и методов обучения с учётом особенностей и способностей ребёнка.[5]
Осуществление принципа дифференцированного подхода в обучении означает внимание не только к тем, кто затрудняется в учебной работе, но и к тем, кто обнаруживает высокий уровень умственного развития, проявляет ярко выраженные интересы, склонности и способности к каким-либо видам деятельности.
По результатам диагностирования класс можно разделить на группы:
1-ая группа
ученики с высокими учебными способностями (Они обладают устойчивым вниманием. В ходе обучения успешно осваивают процессы обобщения, владеют большим словарным запасом).
2-ая группа
- учащиеся со средними способностями Для этих детей трудны задания на обобщение, так как уровень их аналитического мышления низок.
3-я группа
- учащиеся с низкими учебными способностями (требуют точности в организации учебных заданий, большего количества тренировочных работ и дополнительных разъяснений нового на уроке), быстро утомляются, с большими пробелами в знаниях, в игнорировании заданий. Ученики попадают в разряд “слабых”. Они медлительны, апатичны, не успевают за классом. При отсутствии индивидуального подхода к ним, они совершенно теряют интерес к учебе, отстают от класса, хотя на самом деле могут учиться успешно.
Работа с учащимися каждой из трех групп имеет свою специфику.
Учащимся, входящим в 1 группу, предоставлена наибольшая самостоятельность. Они получают трудные, но интересные задания, направленные как на усвоение изучаемого материала, так и на расширение и творческое применение знаний.
Во второй группе работа направлена на развитие способностей, формирование навыков анализа и синтеза. Именно этим детям поручается задавать вопросы перед изучением новой темы, сделать вывод на уроке, обобщить результаты работы.
Ученики 3-й группы нуждаются в постоянном текущем повторении и закреплении полученных знаний.
На уроках используются различные способы дифференциации. При организации индивидуального подхода в процессе обучения можно использовать дифференциацию содержания учебных заданий по уровню творчества, трудности, по объему.
Например, на уроках русского языка при изучении темы «Текст» группам предлагаются следующие задания:
1 группа - сочини свой рассказ. Закончи рассказ.
2 группа – придумай имена героям.
3 группа – спиши текст.
Наиболее удобное средство работы – это карточки. Например, по теме «Безударные гласные».
3 группа. Вставить пропущенные буквы. Выбери из предложенных слов проверочные слова. Запиши.
Предлагаются разноуровневые задания при изучении нового материала и учете знаний на уроках окружающего мира, по теме: “Разнообразие растений” (III класс)
3-группа: Прочитай названия органов растения: корень, стебель, лист, цветок, плод. Рассмотри живое растение. Найди его органы, назови их устно.
2-группа: Рассмотри рисунок. Подпиши названия органов растения. Найди эти органы на живом растении.
1-группа: Рассмотри живое растение. Найди и назови устно его органы. Зарисуй это растение, подпиши названия его органов.
На уроке литературного чтения при знакомстве с новым произведением в словарной работе можно использовать следующие задания: (по уровню творчества)
3 группа: Прочитай сказку и подчеркни непонятные слова.
2группа: Прочитайсказку и объясни непонятные слова.
1группа: Прочитай сказку и составь предложения с непонятными словами.
На уроках математики дифференциация может реализовываться прежде всего при решении задач, которые должны быть для учащихся различных уровней.
Например, 3 группа – на столе лежало 3 апельсина и 2 лимона. Сколько всего фруктов лежало на столе?
2 группа – мама порезала в чай 1 лимон. Сколько фруктов осталось лежать на столе?
1 группа- поставь другие вопросы к задаче и ответь на них.
Степень самостоятельности учащихся различна. Для 1-й группы предусмотрена самостоятельная работа, для 2-й — полусамостоятельная, для 3-й — фронтальная работа под руководством учителя.
В особой помощи нуждаются слабые учащиеся. Для них на уроке используются:
- различные карточки для индивидуальной работы;
- большое количество примеров и упражнений;
- развивающие задания;
- составление опорных схем;
- образцы выполнения заданий.
Дифференцированный подход используется при подборе домашних заданий. Это позволяет развить слабого ученика, помочь ему в овладении общеучебными умениями и навыками. Сильного же ученика дифференцированное задание поднимает на более высокую ступень развития.
Примеры творческих разноуровневых домашних заданий.
Для 3 группы: Выполни пересказ сказки.
Для 2 группы: Перескажи сказку от третьего лица. Для 1 группы: Перескажи кратко. Сделай иллюстрацию к понравившемуся эпизоду.
Дифференцированный подход обеспечивает возможность выполнять задания и быть активными на уроке даже слабым учащимся. Они становятся увереннее в своих знаниях, перестают стесняться отвечать на уроках. Присутствует ощущение радости, успеха, когда ребенок видит результаты своей работы.
Широкое внедрение дифференцированного обучения на уроках создаёт условия для повышения уровня активной деятельности учащихся, способствует повышению их познавательных интересов/
Литература
Лукьянова М.И. Дифференцированное обучение как педагогическая проблема // Личностно-ориентированное обучение: теории и технологии: Учеб.пос. Ульяновск. 2010.
Рыжкова В.И. Дифференциация обучения как важный фактор развития познавательного интереса школьников // Завуч, 2012. № 8.
Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. – М.: Просвещение, 2011.
Фомина И.В. Активизация познавательной деятельности учащихся на 1 ступени обучения. – Волгоград: Учитель, 2010.
Якиманская И.С. Психолого-педагогические проблемы дифференцированного обучения // Советская педагогика, 2011. № 4.