Просмотр содержимого документа
«Деловые игры в начальных классах»
Севостьянова Наталия Игоревна, учитель начальных классов 1 квалификационной категории МБОУ г.Шахты «Лицей №6»
«Использование деловой игры на уроках в начальной школе»
Добрый день, уважаемые коллеги! Меня зовут Севостьянова Наталия Игоревна. Я учитель начальных классов 1 квалификационной категории. Вот уже третий год я являюсь учителем и классным руководителем ГЕНИАЛЬНОГО 3 «Г».
Мой педагогический опыт весьма скромен, но несмотря на это, я стараюсь достойно разрешить возникшие проблемы и трудности.
На одном из уроков окружающего мира нам с обучающимися предстояло изучить тему «Столица моей родины – Москва». В рамках изучения этой темы необходимо было ознакомиться с такими понятиями, как столица, культурный центр, президент, государственная символика. Я задалась вопросом: «Что же делать, если детям знакомы эти понятия? Как сделать урок интересным, необычным, информационно насыщенным и привнести в него что-то новое ?»
Размышляя над этими вопросами, я поняла, что совершенно не нужно искать сложные пути. Достаточно использовать знакомый и любимый метод учителей начальных классов – игру.
Василий Александрович Сухомлинский когда-то сказал: « Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
Что такое детская игра, знает каждый из нас. Все мы были маленькими и любили примерять роли учителей, продавцов, водителей, врачей. Игра была целым миром…миром, в котором мы познавали реальный мир. Посредством игры происходило развитие и мы получали большое количество информации. Но ведь на уроке мало просто поиграть. Нужно сделать эту игру деловой. Итак, сегодня я хочу поделиться с вами опытом применения деловых игр на уроках.
Деловая игра для школьников - прежде всего имитационная и игровая модель профессиональной деятельности - это роли деловых людей - предпринимателей, важных подразделений крупных корпораций, юристов, врачей, научных работников, страховых агентов и т.д. Дети легко перевоплощаются в роли и погружаются в игру. Поэтому, играя в деловые игры, ребенок приобретает уникальные навыки, необходимые ему для реальной жизни, а сама атмосфера внутри деловой игры создает ощущение того, что все происходит "по-настоящему".
В деловой игре для школьников существует определенный сюжет и свои правила: каждому участнику назначается определенная роль, он начинает действовать, достигая поставленных целей. В завершении игры нужно обязательно сделать выводы о приобретенных навыках и знаниях, об ошибках, допущенных в игре.
Для создания деловых игр важно знать признаки этой формы организации обучения. К ним относятся:
- имитация реальной жизненной ситуации; - распределение ролей между участниками; - различение интересов у участников игры;
-привязка моделируемых в игре событий к определенным моментам времени; - наличие системы группового и индивидуального оценивания.
Итак, вернемся к уроку окружающего мира. К теме урока «Столица моей родины – Москва», мною была разработана деловая игра «Выборы».
Данная игра заключала в себе 4 этапа:
1.Ориентация.
На данном этапе была произведена работа со словариком, в котором находились основные понятия : столица, президент, выборы, бюллетень, избиратели, кандидат, избирательный округ, агитационная комиссия, избирательная комиссия. 2. Подготовка к проведению.
На втором этапе проходило знакомство со сценарием игровой деятельности. Подробно описывались игровые задачи, правила, роли.
3. Проведение игры.
На этом этапе проходила работа в группах, затем представлялись итоги работы каждой группы.
4. Подведение итогов.
Повторение изученных понятий, принятие коллективного решения .
В ходе нашего урока мы приходим к выводу, что в нашей стране есть президент, а в Сказочной нет (карта жителей Сказочной страны была составлена на уроке литературного чтения). Целью нашей игры становится выбор президента Сказочной страны.
Мы познакомились со словариком избирателя и начали подготовку к предвыборным дебатам. Было 3 кандидата: Золушка, Айболит и Иван Царевич. Дети были поделены на 3 команды, представляющие одного из кандидатов. Задача каждой команды: подготовить краткий рассказ о жизни кандидата, его планах на будущее и о том, что он сделает для страны.
Представитель каждой команды публично представил работу всей команды. После устного выступления начались выборы. Итог нашей деятельности: Золушка – 4 голоса, Иван Царевич – 10 голосов, Айболит – 12 голосов.
На уроках литературного чтения провожу игру под названием «Магазин», суть которой заключается в том, что всем участникам раздаются карточки, на которых они записывают положительные и отрицательные черты характера литературного героя. С ними посещают импровизированный магазин и продают или покупают другие качества. Подводятся итоги, где каждый зачитывает те качества, которые купил в магазине.
Продавец подводит итог о том, какой была торговля, и все черты, которые остались ( отриц. ) , уничтожает. В результате этой игры мы с детьми придумываем альтернативный финал произведения, в котором главный герой исправляется.
Увидеть результаты изучения темы «Имя прилагательное» мне позволила деловая игра «Редакция газеты», в которой участвовали 3 группы. Задача 1 группы – отредактировать текст с ошибками (неверные окончания прилагательных и их неверное употребление). Группе № 2 необходимо было к конкретным именам существительным подобрать как можно больше имен прилагательных. 3 группе необходимо дополнить данный текст именами прилагательными. Результатом нашей деятельности являлось создание выпуска газеты « Мир прилагательных».
Большим плюсом в применении этой технологии считаю, что дети с разным уровнем умственного развития могут активно принимать участие в этих играх, не чувствуя себя слабыми или отстающими; например, слабоуспевающий по русскому языку и математике ученик может оказаться хорошим организатором, может распределить роли в игре, следить за ходом игры, быть хорошим помощником руководителю группы. Дети не нервничают, чувствуют себя уверенно как сильные ученики, так и слабые.
В результате проведения деловых игр я заметила, что дети, которые учатся удовлетворительно по основным предметам, с большим удовольствием выполняют задания с необходимость рассуждения. Составляют большое количество вопросов к темам по окружающему миру, к рассказам и стихам к урокам литературного чтения. Дети с высоким уровнем развития (высокой мотивацией) могут показать более углубленные знания по различным предметам, они могут выступать в роли маленького учителя в классе, что очень нравится самим ученикам.
Данную технологию с большим удовольствием использую не только на уроках, но и на внеурочных занятиях. Например, на информатике. Вот уже второй год на занятиях я использую лицензионную программу для создания анимаций «ПервоЛого». О плюсах этой программы я могу рассказывать долго: она развивает логическое мышление, внимание, память, творческие способности. И главное – дети могут создавать анимационные клипы на разнообразные темы. Так, на одном из занятий мы создавали творческую галерею «Картины литературных произведений». Задача каждой группы – выбрать литературное произведение из предложенного списка ( в основном это уже прочитанные тексты стихотворение), ответить на 3 вопроса по тексту, описать картину, представленную в тексте стихотворения. Далее 10 минут дети работают с программой, создавая при помощи анимации придуманные ими картины. По окончанию занятия проводится творческая анимационная выставка, позволяющая оценить умения или пробелы в компьютерных навыках детей.
Говоря о степени эффективности деловой игры, можно отметить, что в результате ее проведения у участников наблюдается: - снижаются эгоцентрические тенденции в поведении и мышлении;
- обостряется социальная чувствительность;
- актуализируется творческий потенциал;
-формируется установка на восприятие новой информации;
- расширяются стереотипы;
- повышается адекватность самооценок и взаимооценок.