Просмотр содержимого документа
«Деятельность МО в повышении профессионального мастерства учителей.»
Деятельность МО в повышении профессионального мастерства учителей.
Утверждение К.Д. Ушинского о том, что педагог живет до тех пор, пока учится сам, в современных условиях приобретает особое значение. Сама жизнь сегодня ставит на повестку дня проблему непрерывного педагогического образования.
Воспитать человека с современным мышлением, способного самореализоваться в жизни, могут только педагоги, обладающие высоким профессионализмом. При этом в понятие «профессионализм» включаются не только предметные, дидактические, методические, психолого-педагогические знания и умения, но и личностный потенциал педагога, в который входят система его профессиональных ценностей, его убеждения и установки. На развитие всего перечисленного направлена деятельность школьных методических служб. Важно, чтобы в ходе этой деятельности педагог стал самым активным субъектом процесса совершенствования.
По отношению к учителю методическая работа выполняет ряд важных функций. Прежде всего, это функции адаптации и социализации. Так, благодаря активному участию в методической работе учитель приобретает и закрепляет за собой определенный статус в школе. С возрастом участие в ней способствует решению проблемы профессионального самосохранения, преодоления возможного профессионального застоя и расхождения между достигнутым уровнем и новыми требованиями к образовательному процессу. Методическая работа стимулирует профессиональное развитие педагога, способствует его самореализации, решению профессиональных и личных проблем, позволяет получить большее удовлетворение от работы.
В желании что-то изменить и двигать идеи вперед определенная роль отводится методическим объединениям педагогов.
Цель МО - совершенствование преподавания учебных предметов и проведение мероприятий по повышению уровня педагогического мастерства учителей.
В течение многих лет основной формой методической работы в школе является методическое объединение учителей. В рамках МО рассматриваются вопросы частной методики по предмету: разработка приемов, методов, технологий обучения по тем или иным актуальным темам(задачи современного Российского образования), работа с образовательными стандартами, инновационные технологии, совершенствование форм и методов организации урока, подготовка к экзаменам, взаимные посещения занятий и др.
Основная форма проведение методического объединения- заседание. Каждое МО работает над своей методической темой, тесно связанной с методической темой школы ( Современные подходы к организации образовательного процесса в условиях перехода на федеральный образовательный стандарт обучающихся с умственной отсталостью.)
и в своей деятельности, прежде всего, ориентируется на освоение новых приемов и методов повышения качества обучения. МО работает над созданием системы обучения, обеспечивающей потребность каждого ученика в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Ведется работа по освоению учителями современных методик и технологий обучения, подготовке к введению реализации ФГОС; сохранению и поддержанию здоровьесберегающей образовательной среды.
В методическом объединении учителей начальных классов успешно проводится входной, промежуточный и итоговый контроль по всем предметам. В методических объединениях каждый учитель работает над своей темой самообразования.
Достижение нового качества образования невозможно без повышения уровня профессиональной компетенции педагогов. Залогом профессионального успеха уже не могут служить полученные один раз в жизни в ВУЗе знания. На первый план выходит способность учителя ориентироваться в огромном информационном поле, умение самостоятельно находить решения профессиональных задач и их успешно реализовывать. Каждое методическое объединение готовит список литературы, делает обзор переодических изданий, методических изданий, методических новинок - это помогает учителю сориентироваться в потоке педагогической информации, подобрать материал для работы над методической темой.
Одним из приоритетных направлений в методической работе является предоставление учителю широких возможностей для выбора формы, модели профессионального совершенствования.
Действующее законодательство РФ и нормативно-правовые документы обеспечивают государственную поддержку каждому педагогическому и руководящему работнику образования в повышении квалификации не реже, чем один раз в три года. В настоящее время педагогам предлагается большое разнообразие курсов повышения квалификации, организуемых различными структурами. Как очные, так и заочные курсы, в том числе дистанционные с использованием современных информационно-коммуникационных технологий, как бесплатные, так и организуемые на платной основе. Задача методического объединения заключается в обеспечении доступа педагогов к этим курсам и оказании консультативной и информационной поддержки при
выборе направления повышения квалификации. Курсы повышения квалификации учителя нашего методического объединения проходят своевременно. Однако курсы ИПК не могут покрыть всей потребностей учителей следовательно необходимо активизировать другие ресурсы, направленные дистанционно через сеть интернет)- тоже задача методического объединения.
Повышение квалификации помогает учителю идти в ногу со временем, делает его более восприимчивым к внешним изменениям, что в конечном итоге повышает его конкурентоспособность. В этой связи самообразование приобретает особое значение.
Системообразующий компонент всей методической работы - индивидуальное профессионально-педагогическое самообразование. Самообразование занимает особое место в системе организации научно-теоретической, психолого-педагогической подготовки учителей. Самообразование - управленческий процесс, плановый, который строится на основе анализа деятельности.( внешний и внутренний аудит:ВШК и самоанализ)
Выбор учителем методической темы по самообразованию определяется двумя позициями:
потребностью учителя в повышении своей научно-теоретической подготовки, исходя из запросов практики, в совершенствовании практических умений и навыков, необходимых в педагогической деятельности, дальнейшем изучении вопросов дидактики, психологии, теории воспитания, в овладении анализом и синтезом научно-практической деятельности. Педагогами МО учителей начальных классов темы выбраны в соответствии с методической темой школы. Учителя методического объединения имеют четкий план работы над темой самообразования. Результатом данной работы являются выступления на МО, педсоветах, родительских собраниях.
Согласована должна быть с общей методической темой.
Современный учитель сегодня – это одновременно профессионал и личность. Для того, чтобы соответствовать современным требованиям необходимо практическое овладение теми видами педагогической культуры, к которым учитель готов чаще всего только теоретически. Учитель постоянно находится между практикой и теорией, наращивая свой опыт преимущественно практическими умениями.
Любая педагогическая работа – это практическая деятельность. Расширение рынка технологий обучения обуславливает стремление педагогов повышать уровень профессионального мастерства, обновлять содержание обучения, совершенствовать методы и формы работы с учащимися. Чтобы сделать процесс обучения эффективным, недостаточно использовать только традиционные методики преподавания. Решение этой проблемы может быть достигнуто благодаря использованию нестандартных технологий в обучении.
Профессиональная деятельность школьного учителя за последние годы претерпела значительные изменения. Многие проблемы современного образования сегодня оказываются напрямую связаны с ИК-технологиями.
В системе повышения профессиональной компетентности учителя ведущим компонентом является сама личность педагога, ее индивидуальные особенности, личностные качества, отношение к обновлению содержания и организации учебного процесса школы. Мало спланировать и организовать методические мероприятия (консультации, семинары, практикумы), но важно мотивировать педагогов к более активному участию в работе. То есть при планировании работы исходить не из собственного представления о профессионализме сотрудников, а из видения учителем проблем своей подготовленности и педагогической деятельности.
Аттестация остается одним из важных, эффективных направлений повышения профессионального мастерства педагогов. Это процесс, стимулирующий творчество учителя.
Привычными в работе учителей нашей школы стали такие традиционные формы МО работы, как проведение предметных недель, олимпиад, праздников. В школе имеется опыт проведения предметных недель, которые позволяют как учащимся, так и учителям дополнительно раскрыть свой творческий потенциал, самореализовать себя.
При проведении предметных недель, открытых уроков учителями начальных классов используется разнообразные формы работы с учащимися и педагогами: конкурсы; творческие конкурсы поделок, моделей, выставки.
Многие учителя в ходе предметных недель проявляют хорошие организаторские способности. Такая форма работы создаёт праздничную творческую атмосферу, что способствует развитию педагогического мастерства самого учителя. Учащийся показал хорошие знания по предметам, у них сформированы умения применять знания в различных ситуациях, наблюдается взаимовыручка, нестандартные решения трудных вопросов. Интересные, разнообразные и нетрадиционные формы проведения предметных недель вызывают большой интерес учащихся, увеличивают мотивацию к изучению предметов.
Каждый учитель имеет методическую копилку, где собраны доклады и
выступления, разработки уроков, внеклассных мероприятий.
• постоянное ознакомление с современными научными исследованиями в области преподавания различных дисциплин;
• изучение прогрессивного опыта коллег по проблемам организации различных форм уроков;
• ознакомление с новыми программами и концепциями обучения и оценка их;
• повышение квалификации (в большей степени через обучение на разнообразных проблемных курсах и т.д.);
• стремление учителя к повышению квалификационного разряда;
• самообразование, направленное на расширение и углубление профессионально-методических знаний и умений, совершенствование уровня профессиональной подготовки;
• посещение уроков своих коллег, обмен мнениями по вопросам организации, методов преподавания;
• проведение выставок, смотров творческой деятельности учителя (доклады, выступления, конспекты открытых уроков, внеклассных мероприятий и т.д.).
Давно известна истина, что получение вузовского диплома - не финиш, а старт. На каком бы этапе жизненного и профессионального пути ни находился учитель, он никогда не может считать свое образование завершенным, а свою профессиональную концепцию окончательно сформированной. Сегодня каждый педагог сам определяет наиболее важные аспекты совершенствования своего мастерства.
Методическая работа, конечно, способствует профессиональному самосовершенствованию педагогов, но только тех, кто заинтересован в своем профессиональном росте. Новой школе нужен новый учитель, мобильный, готовый к восприятию инноваций и умеющий действовать по-новому.
Задачи работы МО начальных классов на 2016-2017 учебный год :
совершенствовать обучение и воспитание младших школьников в условиях перехода на ФОГС через освоение и использование в образовательном процессе современных образовательных технологий;
оказывать квалифицированную помощь педагогам в совершенствовании обучения и воспитания младших школьников в условиях перехода на Ф ГОС через освоение и использование в образовательном процессе новых образовательных технологий;
* укреплять психофизическое здоровье учащихся начальных классов в учебно-воспитательном процессе;
* оказывать педагогическую поддержку учащимся с разным уровнем обученности;
* внедрять компьюторные технологии как одного из методов развития познавательного интереса и творческой активности младших школьников;
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ