Статья "Организация исследовательской деятельности обучающихся по физике и оформление ее результатов"
Статья "Организация исследовательской деятельности обучающихся по физике и оформление ее результатов"
В последнее десятилетие резко возросло количество конференций обучающихся самого различного уровня: от внутришкольного до международного. На них представляются результаты исследовательской деятельности, деятельности, связанной с поиском ответа на творческую, исследовательскую задачу с неизвестным решением и предполагающей наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере [1].
Целью таких конференций является выявление одаренных детей, поддержка творчества учащихся, повышение профессионального мастерства учителей, активизация внеклассной работы по формированию культуры исследовательской и проектной деятельности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Статья "Организация исследовательской деятельности обучающихся по физике и оформление ее результатов" »
Алимова Наталья Маратовна – учитель физики второй квалификационной категории КГУ «Средняя школа №5» г.Петропавловск, Северо-Казахстанская область
Организация исследовательской деятельности
обучающихся по физике и оформление ее результатов
"Передо мной открылась удивительно богатая, неисчерпаемая по красоте грань педагогического мастерства – умение учить детей думать. Это открытие вдохновляло меня, я переживал необыкновенное счастье творчества".
В.А.Сухомлинский
В последнее десятилетие резко возросло количество конференций обучающихся самого различного уровня: от внутришкольного до международного. На них представляются результаты исследовательской деятельности, деятельности, связанной с поиском ответа на творческую, исследовательскую задачу с неизвестным решением и предполагающей наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере [1].
Целью таких конференций является выявление одаренных детей, поддержка творчества учащихся, повышение профессионального мастерства учителей, активизация внеклассной работы по формированию культуры исследовательской и проектной деятельности.
При проведении конференции ставится задача научить школьников
умению отстаивать свою точку зрения в научных дискуссиях,
научной этике, как в представлении результатов, так и в полемике друг с другом.
Вообще говоря, исследования можно разделить на фундаментальные и прикладные, направленные на применение открытых закономерностей и законов для решения практических вопросов и внедрения результатов в практику. Именно к последнему типу должны относиться исследования обучающихся.
К сожалению, часть работ ежегодно представляемых на городскую конференцию «Физика вокруг нас» являются реферативными, не все обучающиеся могут правильно оформить результаты своей работы. В итоге опубликованные тезисы значительно отличаются по своему уровню друг от друга. Здесь следует отметить, что возможность публикации предоставляется всем учащимся, подавшим заявки на участие в конференции.
В двадцатом веке стали говорить о технологии проектной деятельности. Хотелось бы отметить, что не всякая исследовательская работа школьника называется проектом.
Работа над проектом направлена на:
Решение конкретной проблемы;
Планирование действий по решению проблемы (проектирование);
Поиск информации;
Результат (продукт);
Представление готового результата (продукта), т.е. презентация продукта и защита самого проекта.
Проектно-исследовательская работа охватывает самые разные области знаний. Это позволяет решать задачи индивидуализации и специализации обучения в рамках образовательной школьной программы, отражать те или иные аспекты развивающейся личности ребенка.
Презентация проектов может быть представлена в следующем виде:
Демонстрации видеофильма
Научного доклада
Отчета об исследовательской деятельности
Рекламы
Компьютерной презентации
Приведем требования к содержанию и организации проведения учебного проекта:
Проект полностью ориентирован на действующую программу и учебный план и может быть легко интегрирован в рамках учебного процесса.
Содержание проекта понятно, представлено логично и удобно для восприятия. Самостоятельные исследования учащихся самым понятным образом иллюстрируют основополагающие вопросы.
Деятельность в рамках учебного проекта помогает учащимся интерпретировать, оценивать и систематизировать информацию. Цели и темы обучения ясно изложены, хорошо определены и поддержаны основополагающими вопросами и вопросами темы учебной программы.
Все материалы проекта созданы с соблюдением авторских прав.
Проект характеризуется большой оригинальностью идей, исследовательским подходом к собранным и проанализированным материалам, использованием широкого спектра первоисточников.
Материалы проекта богаты оригинальными элементами мультимедиа, помогающими восприятию наиболее сложных вопросов.
Проект полностью сориентирован на личностно-ориентированное обучение, в его основе лежит технология обучения в сотрудничестве.
Оговорим требования к тезисам, представляемым к печати.
Прежде всего, отметим, что тезисы – это краткое письменное изложение результатов работы для печати. Т.к. на ученических конференциях проходит конкурс (оценка) исследовательских работ учащихся, поэтому в таких тезисах необходимо обозначить:
цель исследования,
методы исследования, которые могут быть-
(теоретические:
анализ
синтез
аналогия
моделирование
эмпирические:
наблюдение
эксперимент
опросы
анкетирование
интервьюирование)
личный вклад в исследование,
область использования результатов работы,
список используемой литературы (правила оформления списка литературы можно посмотреть в конце статьи, предлагаемой вашему вниманию). Список литературы может формироваться по мере появления той или иной ссылки в работе или в алфавитном порядке.
Важное требование к любой публикуемой работе — строгость, четкость, однозначность применяемой терминологии. Если в обыденной жизни, в устных выступлениях допускается излишняя свобода в оперировании терминами, то требование строгости употребления языка в печатной работе — обязательно. Когда речь идет о терминах, имеющих существенное значение для раскрытия темы, начинайте анализировать их толкование в литературе. Причем в первую очередь используйте фундаментальные публикации тех авторов, чьи теории, концепции берутся в основу работы. Каждый раз, применяя тот или иной термин, необходимо контролировать, насколько существенен он в работе в той или иной трактовке. Несмотря на ваши эрудицию и опыт, постарайтесь не вводить какие-либо новые термины, они всегда очень настороженно воспринимаются.
В печатной работе не рекомендуется вести изложение от первого лица как единственного числа: «Я наблюдал», «Я считаю», «По моему мнению», «Мне кажется» и т. п., так и множественного: «Мы получаем», «Мы наблюдаем», «Мы имеем» и т. д. Допускаются обороты с сохранением первого лица множественного числа при описании экспериментальной части, где возможно построение фраз и с употреблением слов «наблюдаем», «устанавливаем», «имеем». В отдельных случаях можно использовать выражения: «на наш взгляд», «по нашему мнению», однако более предпочтительно писать «по мнению автора работы» или выражать ту же мысль в безличной форме: «изучениепередового педагогического опыта свидетельствует о том, что...», «на основе выполненного анализа можно утверждать...», «проведенные исследования подтвердили...» и т. п.
Хотелось бы обратить внимание на правильное оформление списка литературы (см., например, список литературы, приводимый в данной работе). Заголовки, как правило, набираются заглавными буквами, в конце заголовка и подзаголовков не ставится точка.
Работы участников конференции оцениваются по решению оргкомитетов по-разному, приведем некоторые критерии по работе [3]:
личный вклад в исследование,
глубина знаний по теме исследования,
культура речи,
умение отвечать на вопросы,
сопровождение доклада наглядными средствами.
Больше пяти критериев оценки вводить нежелательно, т.к. это затрудняет работу жюри.
Основное требование, предъявляемое к докладчику, - понимание физики исследуемых процессов и использованных методов.
Литература:
VII открытая российская научно-практическая конференция школьников // Физика. Приложение к газете «1 сентября». . — 1998, № 19. — С. 12-13.
Материалы городской научно-практической конференции школьников «Физика вокруг нас». — Томск, 2006. — 92с.
Румбешта Е.А., Булаева О.В. Работа с учащимися в предметных проектах. Методическое пособие. — Томск: учебно-методический издательский центр ТГПУ, 1999. — 31с.
Новикова Т.Г. Проектирование и экспертиза инновационной деятельности в образовании.// Внешкольник. — 2001 , №12
Портал исследовательской деятельности учащихся www.researcher.ru