kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья "Организация исследовательской деятельности обучающихся по физике и оформление ее результатов"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В последнее десятилетие резко возросло количество конференций обучающихся самого различного уровня: от внутришкольного до международного. На них представляются результаты исследовательской деятельности, деятельности, связанной с поиском ответа на творческую, исследовательскую задачу с неизвестным решением и предполагающей наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере [1].

Целью таких конференций является выявление одаренных детей, поддержка творчества учащихся, повышение профессионального мастерства учителей, активизация внеклассной работы по формированию культуры исследовательской и проектной деятельности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Организация исследовательской деятельности обучающихся по физике и оформление ее результатов" »

Алимова Наталья Маратовна – учитель физики второй квалификационной категории КГУ «Средняя школа №5» г.Петропавловск, Северо-Казахстанская область


Организация исследовательской деятельности

обучающихся по физике и оформление ее результатов



"Передо мной открылась удивительно богатая, неисчерпаемая по красоте грань педагогического мастерства – умение учить детей думать. Это открытие вдохновляло меня, я переживал необыкновенное счастье творчества".

В.А.Сухомлинский


В последнее десятилетие резко возросло количество конференций обучающихся самого различного уровня: от внутришкольного до международного. На них представляются результаты исследовательской деятельности, деятельности, связанной с поиском ответа на творческую, исследовательскую задачу с неизвестным решением и предполагающей наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере [1].

Целью таких конференций является выявление одаренных детей, поддержка творчества учащихся, повышение профессионального мастерства учителей, активизация внеклассной работы по формированию культуры исследовательской и проектной деятельности.

При проведении конференции ставится задача научить школьников

  • четкому изложению сути полученных результатов,

  • эффективному использованию иллюстративного материала,

  • умению отстаивать свою точку зрения в научных дискуссиях,

  • научной этике, как в представлении результатов, так и в полемике друг с другом.


Вообще говоря, исследования можно разделить на фундаментальные и прикладные, направленные на применение открытых закономерностей и законов для решения практических вопросов и внедрения результатов в практику. Именно к последнему типу должны относиться исследования обучающихся.

К сожалению, часть работ ежегодно представляемых на городскую конференцию «Физика вокруг нас» являются реферативными, не все обучающиеся могут правильно оформить результаты своей работы. В итоге опубликованные тезисы значительно отличаются по своему уровню друг от друга. Здесь следует отметить, что возможность публикации предоставляется всем учащимся, подавшим заявки на участие в конференции.

В двадцатом веке стали говорить о технологии проектной деятельности. Хотелось бы отметить, что не всякая исследовательская работа школьника называется проектом.

Работа над проектом направлена на:
  • Решение конкретной проблемы;

  • Планирование действий по решению проблемы (проектирование);

  • Поиск информации;

  • Результат (продукт);

  • Представление готового результата (продукта), т.е. презентация продукта и защита самого проекта.

Проектно-исследовательская работа охватывает самые разные области знаний. Это позволяет решать задачи индивидуализации и специализации обучения в рамках образовательной школьной программы, отражать те или иные аспекты развивающейся личности ребенка.


Презентация проектов может быть представлена в следующем виде:
  • Демонстрации видеофильма

  • Научного доклада

  • Отчета об исследовательской деятельности

  • Рекламы

  • Компьютерной презентации


Приведем требования к содержанию и организации проведения учебного проекта:

  1. Проект полностью ориентирован на действующую программу и учебный план и может быть легко интегрирован в рамках учебного процесса.

  2. Содержание проекта понятно, представлено логично и удобно для восприятия. Самостоятельные исследования учащихся самым понятным образом иллюстрируют основополагающие вопросы.

  3. Деятельность в рамках учебного проекта помогает учащимся интерпретировать, оценивать и систематизировать информацию. Цели и темы обучения ясно изложены, хорошо определены и поддержаны основополагающими вопросами и вопросами темы учебной программы.

  4. Все материалы проекта созданы с соблюдением авторских прав.

  5. Проект характеризуется большой оригинальностью идей, исследовательским подходом к собранным и проанализированным материалам, использованием широкого спектра первоисточников.

  6. Материалы проекта богаты оригинальными элементами мультимедиа, помогающими восприятию наиболее сложных вопросов.

  7. Проект полностью сориентирован на личностно-ориентированное обучение, в его основе лежит технология обучения в сотрудничестве.


Оговорим требования к тезисам, представляемым к печати.

Прежде всего, отметим, что тезисы – это краткое письменное изложение результатов работы для печати. Т.к. на ученических конференциях проходит конкурс (оценка) исследовательских работ учащихся, поэтому в таких тезисах необходимо обозначить:

  • цель исследования,

  • методы исследования, которые могут быть-

    (теоретические:

    • анализ

    • синтез

    • аналогия

    • моделирование


    эмпирические:

    • наблюдение

    • эксперимент

    • опросы

    • анкетирование

    • интервьюирование)

  • личный вклад в исследование,

  • область использования результатов работы,

  • список используемой литературы (правила оформления списка литературы можно посмотреть в конце статьи, предлагаемой вашему вниманию). Список литературы может формироваться по мере появления той или иной ссылки в работе или в алфавитном порядке.

Важное требование к любой публикуемой работе — строгость, четкость, однозначность применяемой терминологии. Если в обыденной жизни, в устных выступлениях допускается излишняя свобода в оперировании терминами, то требование строгости употребления языка в печатной работе — обязательно. Когда речь идет о терминах, имеющих существенное значение для раскрытия темы, начинайте анализировать их толкование в литературе. Причем в первую очередь используйте фундаментальные публикации тех авторов, чьи теории, концепции берутся в основу работы. Каждый раз, применяя тот или иной термин, необходимо контролировать, насколько существенен он в работе в той или иной трактовке. Несмотря на ваши эрудицию и опыт, постарайтесь не вводить какие-либо новые термины, они всегда очень настороженно воспринимаются.

В печатной работе не рекомендуется вести изложение от первого лица как единственного числа: «Я наблюдал», «Я считаю», «По моему мнению», «Мне кажется» и т. п., так и множественного: «Мы получаем», «Мы наблюдаем», «Мы имеем» и т. д. Допускаются обороты с сохранением первого лица множественного числа при описании экспериментальной части, где возможно построение фраз и с употреблением слов «наблюдаем», «устанавливаем», «имеем». В отдельных случаях можно использовать выражения: «на наш взгляд», «по нашему мнению», однако более предпочтительно писать «по мнению автора работы» или выражать ту же мысль в безличной форме: «изучение передового педагогического опыта свидетельствует о том, что...», «на основе выполненного анализа можно утверждать...», «проведенные исследования подтвердили...» и т. п.

Хотелось бы обратить внимание на правильное оформление списка литературы (см., например, список литературы, приводимый в данной работе). Заголовки, как правило, набираются заглавными буквами, в конце заголовка и подзаголовков не ставится точка.


Работы участников конференции оцениваются по решению оргкомитетов по-разному, приведем некоторые критерии по работе [3]:

  • личный вклад в исследование,

  • глубина знаний по теме исследования,

  • культура речи,

  • умение отвечать на вопросы,

  • сопровождение доклада наглядными средствами.

Больше пяти критериев оценки вводить нежелательно, т.к. это затрудняет работу жюри.

Основное требование, предъявляемое к докладчику, - понимание физики исследуемых процессов и использованных методов.


Литература:

  1. VII открытая российская научно-практическая конференция школьников // Физика. Приложение к газете «1 сентября». . — 1998, № 19. — С. 12-13.

  2. Материалы городской научно-практической конференции школьников «Физика вокруг нас». — Томск, 2006. — 92с.

  3. Румбешта Е.А., Булаева О.В. Работа с учащимися в предметных проектах. Методическое пособие. — Томск: учебно-методический издательский центр ТГПУ, 1999. — 31с.

  4. Новикова Т.Г. Проектирование и экспертиза инновационной деятельности в образовании.// Внешкольник. — 2001 , №12

  5. Портал исследовательской деятельности учащихся www.researcher.ru




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Алимова Наталья Маратовна

Дата: 20.01.2015

Номер свидетельства: 158318


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства