Деятельностный подход в обучении как один из факторов развития личности младших школьников.
Деятельностный подход в обучении как один из факторов развития личности младших школьников.
С данным материалом я выступала на методобъединении учителей начальных классов. Данная тема особенно актуальна сейчас, в условиях перехода к ФГОС нового поколения, так как в основе ФГОС лежит деятельностный подход, ставящей главной целью развитие личности учащегося.Новые знания не даются в готовом виде, дети должны их "открывать" сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Буду рада, если материал пригодится моим коллегам.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Деятельностный подход в обучении как один из факторов развития личности младших школьников. »
Деятельностный подход в обучении как один из факторов развития личности младших школьников
Начальная школа даёт сегодня не только базовые навыки, такие как умение читать, слушать и говорить, а формирует устойчивую потребность в саморазвитии, самообразовании. Каждому человеку, вступающему в этот сложный и противоречивый мир, необходимы определённые навыки мышления и качества личности. Умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, умение давать адекватную самооценку, быть ответственным, уметь творить и сотрудничать – вот с чем ребёнку необходимо войти в этот мир. И задача каждого учителя так построить процесс обучения, чтобы помочь раскрыться духовным силам ребёнка. Поэтому мне как учителю необходимо не только доступно всё рассказать, но и научить ребёнка мыслить, привить ему навыки практических действий. Данная статья посвящена вопросу: «Деятельностный подход в обучении как один из факторов развития личности младших школьников»“Великая цель образования — это не знания, а действия”. (Герберт Спенсер) Многие годы традиционной целью школьного образования было овладение системой знаний, составляющих основу наук. Память учеников загружалась многочисленными фактами, именами, понятиями. Российские школьники лучше, чем учащиеся других стран приучены выполнять задания репродуктивного характера, отражающие овладение предметными знаниями и умениями. Но не всегда могут применить знания в практических, жизненных ситуациях, содержание которых представлено в необычной, нестандартной форме, в которых требуется провести анализ данных или их интерпретацию, сформулировать вывод, или назвать последствия тех или иных изменений. Низкие результаты при выполнении заданий, связанных с пониманием методологических аспектов научного знания, использованием научных методов наблюдения, классификации, сравнения, формирования гипотез и выводов, планирования эксперимента интерпретации данных и проведения исследования позволяют сделать вывод о том, что необходимо изменить характер учебного процесса и способы деятельности учащихся. Предмет нашей гордости в прошлом — большой объем фактических знаний — в изменившемся мире потерял свою ценность, поскольку любая информация быстро устаревает. Необходимой становится не сами знания, а знания о том, как и где их применять. Таким образом, отечественной системе образования выдвинут новый социальный заказ. Обществу необходимы социально мобильные, творчески действующие граждане, способные развивать науку, промышленность, обеспечивающие поступательное движение вперёд при неукоснительном соблюдении гражданских прав и свобод. Но еще важнее знания о том, как информацию добывать, интерпретировать, или создавать новую. И то, и другое, и третье — результаты деятельности, а деятельность — это решение задач. Из пассивного потребителя знаний учащийся становится субъектом образовательной деятельности. Основным элементом работы учащихся становится решение задач, т.е., освоение деятельности, особенно новых видов деятельности — учебно-исследовательской, поисково-конструкторской, творческой и др. При освоении учащимися определенных видов человеческой деятельности, через освоение учебной деятельности и при соответствующей организации и отборе содержания для учебного пространства происходит первичное самоопределение школьников, которое в дальнейшем может задать определенную траекторию жизненного пути. Категория деятельности при таком подходе к обучению является фундаментальной и смысло-образующей всего процесса обучения.
Актуальность. Я считаю, что данная тема особенно актуальна сейчас, в условиях перехода к ФГОС нового поколения, т.к. в основе ФГОС лежит деятельностный подход, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения. Основная особенность деятельностного подхода заключается в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Учитель лишь направляет эту деятельность и подводит итог, давая точную формулировку установленных алгоритмов действия. Таким образом полученные знания приобретают личностную значимость и становятся интересными не с внешней стороны, а по сути. Ещё одной особенностью использования деятельностного метода является необходимость предварительной подготовки детей в плане развития у них мышления, речи, творческих способностей, познавательных мотивов деятельности. Специальная работа в этом направлении предусмотрена в течение всех лет обучения детей в начальной школе, но особенно на начальных этапах обучения. Каждый ребёнок от рождения наделён одному ему свойственным потенциалом развития, и этот потенциал может развиться только в процессе собственной деятельности. Учебная деятельность не дана ребёнку с самого начала, её нужно построить и, как всякая деятельность, учение выполняется на основе определённой процедуры. Начальная школа даёт сегодня не только базовые навыки, такие как умение читать, слушать и говорить, а формирует устойчивую потребность в саморазвитии, самообразовании. Каждому человеку, вступающему в этот сложный и противоречивый мир, необходимы определённые навыки мышления и качества личности. Умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, умение давать адекватную самооценку, быть ответственным, уметь творить и сотрудничать – вот с чем ребёнку необходимо войти в этот мир. И задача каждого учителя так построить процесс обучения, чтобы помочь раскрыться духовным силам ребёнка. Поэтому мне как учителю необходимо не только доступно всё рассказать, но и научить ребёнка мыслить, привить ему навыки практических действий. В психологии обучения есть тезис, который давно является основополагающим: «Ребёнок в процессе обучения должен быть не объектом, а субъектом учебной деятельности». Что мы чаще всего обнаруживаем на рабочем традиционном уроке? Учитель объявляет тему, говорит, чем предстоит заниматься, что-то объясняет, проверяет восприятие материала, организует тренировку в применении сведений, потом проверяет домашнюю работу и т. д. Кем же при такой организации обучения является ученик – субъектом учебной деятельности (т. е. тем, к т о учится) или её объектом (тем, к о г о учат)? Конечно, объектом. Общество не удовлетворено постановкой обучения, так как вышедший из школы выпускник чаще всего не готов к дальнейшему самостоятельному обучению, к переосмыслению и пополнению знаний, к освоению новых областей деятельности и т. д. В свою очередь выпускник начальных классов плохо готов к самостоятельной учёбе в средней школе. Сегодня одна из важнейших задач общеобразовательной школы состоит не в том, чтобы «снабдить» обучающихся багажом знаний, а в том, чтобы привить умения, позволяющие им самостоятельно добывать информацию и активно включаться в творческую, исследовательскую деятельность. В связи с этим актуальным становится внедрение в процесс обучения таких технологий, которые способствовали бы формированию и развитию у учащихся умения учиться, учиться творчески и самостоятельно. Во всём списке новых педагогических средств обучения ключевое значение имеет деятельностный метод, который обеспечивает не только обучение деятельности, но и глубокое и прочное усвоение знаний. В школу поступают дети с разным уровнем подготовки: одни и букв ещё не знают, а другие уже бегло читают, у значительной части ребят наблюдается недостаточное развитие мелкой моторики, графического навыка, встречаются дети, которые испытывают трудности в общении со сверстниками, всё чаще встречаются семьи, когда между родителями и ребенком устанавливается дистанция. Одна из серьёзных проблем современного воспитания – увеличивающаяся доля детей, которые находятся в ситуации дезадаптации к школьной жизни. Научить ребёнка плавать можно только в воде, а научить ребёнка действовать можно только в процессе деятельности. Концепцию «учения через деятельность» предложил американский учёный Д. Дьюи. Основные принципы его системы: учет интересов учащихся; учение через обучение мысли и действию; познание и знание — следствие преодоления трудностей; свободная творческая работа и сотрудничество.Основные понятия, необходимые для определения деятельностного подхода: «Подход» в педагогике – это совокупность принципов, определяющих стратегию обучения и воспитания, т. е. методы, формы, приемы обучения. «Деятельный» – живой и энергичный, активно действующий. (Словарь русского языка С. И. Ожегов,1990 год) «Деятельность — форма психической активности личности, направленная на познание и преобразование мира и самого человека (Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений, 2001) «Действие» – это процесс, подчиненный представлению о результате, который должен быть достигнут.
«Деятельностный подход — это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника»Деятельностный подход к обучению предполагает: • наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить); • выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний; • выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания; • формирование у школьников умения контролировать свои действия – как после их завершения, так и по ходу; • включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач. Таким образом, ключевыми словами в характеристике деятельностного подхода, применительно к системе начального образования, являются слова: искать, думать, сотрудничать, приниматься за дело, адаптироваться. Расшифруем так: ИСКАТЬ – опрашивать окружение, консультироваться у учителя, получать информацию; ДУМАТЬ – устанавливать взаимосвязи между прошлыми и настоящими событиями, критически относиться к тому или иному высказыванию, предложению, уметь противостоять неуверенности и сложности, занимать позицию в дискуссиях и вырабатывать своё собственное мнение, оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, а так же с окружающей средой, оценивать произведения искусства и литературы; СОТРУДНИЧАТЬ – уметь работать в группе, принимать решения, улаживать разногласия и конфликты, договариваться, разрабатывать и выполнять взятые на себя обязанности; ПРИНИМАТЬСЯ ЗА ДЕЛО – включаться в работу, нести ответственность, войти в группу или коллектив и внести свой вклад, доказать солидарность, организовывать свою работу, пользоваться вычислительными и моделирующими приборами; АДАПТИРОВАТЬСЯ – использовать новые технологии информации и коммуникации, стойко противостоять трудностям, находить новые решения. В связи с этим меняется позиция учителя и ученика, задачи урока. Позиция учителя: к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом. Позиция ученика: за познание мира, (в специально организованных для этого условиях). Учебная задача – задача, решая которую ребенок выполняет цели учителя. Она может совпадать с целью урока или не совпадать. Учебная деятельность – управляемый учебный процесс. Учебное действие – действие по созданию образа. Образ – слово, рисунок, схема, план. Оценочное действие – У меня получится! Я умею! Эмоционально – ценностная оценка – Я считаю так то…. Моё мнение такое-то (формирование мировоззрения). Таким образом, в процессе обучения деятельностный подход — это своего рода философия образования, методологический базис, на котором строятся различные системы развивающего обучения или образования со своими конкретными технологиями, приемами и теоретическими особенностями. Он тесно связан с формированием ключевых компетенций, то есть готовностью учащихся использовать полученные знания и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач. Реализация технологии деятельностного метода в практике преподавания обеспечивается следующей системой дидактических принципов: Принцип деятельности – заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а, добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений. Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей. Принцип целостности – предполагает формирование обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук). Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний). Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения. Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора. Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимися собственного опыта творческой деятельности.Итак, деятельностный подход в обучении с позиции школьника состоит в осуществлении разного вида деятельностей для решения проблемных задач, имеющих для обучающегося личностно-смысловой характер. Учебные задача становятся интегративной частью деятельности. При этом важнейшей составляющей действий являются действия умственные. В этой связи особое внимание уделяется процессу выработки учебных действий, которые определяются как способы решения учебных задач. Преимущества деятельностного подхода: У обучающихся в наибольшей степени: развиваются навыки самостоятельной работы; формируются умения творчески, нестандартно решать учебные задачи; возникает положительная мотивация к познавательной деятельности и активной работе; интерес к предмету побуждает к чтению дополнительной литературы, что расширяет познания ребёнка в области данной науки.Чтобы обеспечить развитие школьников, необходимо организовать их участие в разнообразных видах деятельности и постепенно расширяющихся отношений — от отношений в классе и до включения в общественно политическую жизнь взрослых. Типология уроков в дидактической системе деятельностного метода Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на четыре группы: уроки «открытия» нового знания; уроки рефлексии; уроки общеметодологической направленности; уроки развивающего контроля.1. Урок «открытия» нового знания. Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия. Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов. Деятельностный метод предполагает следующую структуру уроков введения нового знания: 1. Самоопределение к деятельности (орг. момент). Цель: включение учащихся в деятельность на личностно — значимом уровне. «Хочу, потому что могу». На данном этапе я организовываю положительное самоопределение ученика к деятельности на уроке. Данный этап длится 1-2 минуты и включает в себя следующие приемы: в начале урока высказываю добрые пожелания детям; предлагаю пожелать друг другу удачи (хлопки в ладони друг другу с соседом по парте и т.д.); предлагаю детям подумать, что пригодится для успешной работы на уроке; девиз, эпиграф («С малой удачи начинается большой успех»); В результате у учащихся возникает положительная эмоциональная направленность. 2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности. Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося. Данный этап длится 4-5 мин и предполагает, во-первых, подготовку мышления детей к проектировочной деятельности: 1) актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; 2) тренировку соответствующих мыслительных операций. В завершение этапа создается затруднение в индивидуальной деятельности учащихся, которое фиксируется ими самими. Этап подразумевает возникновение проблемной ситуации. 3. Постановка учебной задачи. Цель: обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы еще не знаем?»); проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока. Данный этап длится 4-5 мин. Учащиеся соотносят свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.) Организовываю коммуникативную деятельность учеников по исследованию возникшей проблемной ситуации в форме эвристической беседы. Завершение этапа было связано с постановкой цели и формулировкой (или уточнением) темы урока. Использую методы постановки учебной задачи: побуждающий диалог от проблемной ситуации, подводящий к теме диалог. 4. Построение проекта выхода из затруднения (“открытие” детьми нового знания).(7-8 мин.) Цель: решение УЗ (устная задача) и обсуждение проекта ее решения. На данном этапе предполагается выбор учащимися метода разрешения проблемной ситуации, и на основе выбранного метода выдвижение и проверка ими гипотез. Организовываю коллективную деятельность детей в форме мозгового штурма (подводящий диалог, побуждающий диалог и т.д.). Способы: диалог, групповая или парная работа; Методы: побуждающий к гипотезам диалог, подводящий к открытию знания диалог, подводящий без проблемы диалог. 5. Первичное закрепление во внешней речи.(4-5 мин.) Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала. Учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием установленного алгоритма во внешней речи. 6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. (4-5мин.) Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет. При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания на применение нового способа действий, осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивают с образцом, и сами оценивают ее. Эмоциональная направленность этапа состоит в организации ситуации успеха, способствующей включению учащихся в дальнейшую познавательную деятельность. 7. Включение в систему знаний и повторение. (7-8 мин.) На данном этапе новое знание включалось в систему знаний. При необходимости выполнялись задания на тренировку ранее изученных алгоритмов и подготовку введения нового знания на последующих уроках. 8. Рефлексия деятельности (итог урока). Цель: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса. Вопросы: Какую задачу ставили? Удалось решить поставленную задачу? Какие получили результаты? Где можно применить новое знание? Что на уроке у вас хорошо получалось? Над чем еще надо поработать? 2. Урок рефлексии. Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.). Образовательная цель: коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов и т.д. 3. Урок комплексного применения знаний. Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов. Образовательная цель: выявление теоретических основ построения содержательно-методических линий. 4. Урок развивающего контроля. Деятельностная цель: формирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции. Образовательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов. Теоретически обоснованный механизм деятельности по контролю предполагает: предъявление контролируемого варианта; наличие понятийно обоснованного эталона, а не субъективной версии; сопоставление проверяемого варианта с эталоном по оговоренному механизму; оценку результата сопоставления в соответствии с заранее обоснованным критерием.Таким образом, уроки развивающего контроля предполагают организацию деятельности ученика в соответствии со следующей структурой: Написание учащимися варианта контрольной работы; сопоставление с объективно обоснованным эталоном выполнения этой работы; оценка учащимися результата сопоставления в соответствии с ранее установленными критериями.Реализуя на уроках в начальной школе данные подходы, педагоги понимают, что включение ребенка в деятельность коренным образом отличается от традиционной передачи ему готового знания. Задача учителя при введении нового материала заключается не в том, чтобы наглядно и доступно все объяснить, рассказать и показать, а в том, чтобы организовать исследовательскую работу детей, чтобы дети сами «додумались» до решения ключевой проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях. Как же я реализую деятельностный подход на различных уроках? 1. Урок «открытия» нового знания. Такие уроки проводятся при изучении нового материала. Например, на уроке окружающего мира во 2 классе по теме "Наша планета — Земля" предлагаю детям совершить путешествие на неизведанную планету. Каждый получает маршрутный лист, который он должен заполнить в ходе урока при работе с различными источниками информации (учебник, доклад учащихся, рассказ учителя). В итоге, дети приходят к выводу, что они побывали на планете Земля. Аналогичную работу мы проводим и при изучении такой единицы измерения, как метр. Я предложила учащимся изучить историю появления метра. Детям был предложен для изучения портняжный метр. Рассматривая деревянный метр, учащиеся устанавливают, что 1 м. = 10 дм. = 100 см. - Предложила учащимся разбиться на группы по 2 человека и измерить длину и ширину парты. Результаты записывают в тетради. - Измерить рост друг друга и записать данные в тетрадь (В записи используются и метры, и сантиметры, например: 1 м. 34 см.). - Измерьте длину и ширину класса, шкафа, доски и т.п. Выберите измерительный инструмент, которым удобно выполнять измерения. Результат записать в тетрадь. Такая работа вызывает интерес учащихся, формирует умение сотрудничать и работать в группе, способствует саморазвитию школьников, а так же вырабатывает навыки пользования подходящими измерительными инструментами. В результате применения деятельностного подхода на уроках «открытия нового знания» происходит более глубокое усвоение детьми материала, т.к. все знания, необходимые на уроке, учащиеся добывают сами. 2. Урок комплексного применения знаний. Данные уроки проводятся в процессе закрепления изученных знаний. Так, на уроке русского языка в 4 классе при закреплении темы «Мягкий знак на конце слов после шипящих» предлагаю детям поработать в группах и воспроизвести алгоритм проверки орфограммы по данной теме, используя схемы с подсказками. В процессе данной работы происходит отработка навыков использования изученных правил и понятий, выясняется степень освоения учебных навыков учащимися.
3. Урок рефлексии. На уроке русского языка в 4 классе при закреплении темы «Словосочетание» предлагаю детям поработать на карточках и выбрать из предложенных вариантов слов только словосочетания.
С пасмурного неба изредка падали одинокие снежинки. с пасмурного неба изредка падали падали снежинки одинокие снежинки падали одинокие
Для выполнения такого задания учащимся необходимо применить знания, полученные при изучении данной темы, вспомнить изученные правила. На уроке русского языка во 2 классе по теме «Парные согласные на конце слов» предлагаю детям выполнить тест, который проверит их знания по данной теме. При выполнении такой работы дети могут проконтролировать сами усвоение материала, выявить трудности, применить полученные знания в различных учебных ситуациях.
Урок развивающего контроля. Для контроля за усвоением полученных знаний я часто использую компьютерные тесты с выставлением оценки. Например, во 2 классе на уроке математики по теме «Единицы измерения длины. Геометрические фигуры» детям был предложен тест по этой теме, в результате выполнения которого детьми была получена соответствующая отметка. Преимущество данной работы в том, что дети могут не только проверить свои знания, используя полученные на уроках знания, но и использовать умение работать на компьютере. Также на уроках развивающего контроля использую многоуровневые проверочные и самостоятельные работы (Приложение 1), при решении которых дети могут выбрать вариант выполнения работы (первый уровень – на оценку «3», второй – на оценку «4», третий – на оценку «5»), оценить себя при выполнении этого задания, предположить возможную отметку и сравнить ее с реально полученной, определить причины своего неуспеха, наметить пути преодоления затруднений, сравнить полученные результаты, с теми которые они получили ранее при выполнении похожей работы, определить динамику своих учебных достижений. Опыт практического применения в моей работе деятельностного метода обучения показал, что данная технология даёт реальную многоуровневую основу не только для эффективного обучения учеников базовым навыкам, но и для своевременного развития многогранной личности, обладающей ключевыми компетенциями.
Современный человек не может существовать в обществе без умения работать на компьютере. В своей работе я активно использую обучение детей навыкам работы на компьютере. За 4 года учащиеся освоили работу в различных программах, научились создавать презентации по различным темам, освоили программу создания компьютерных фильмов. Результатом данной работы стал внутриклассный конкурс презентаций, участие в городском конкурсе компьютерных фильмов, в котором мои ученицы стали лауреатами. Я считаю, что применение деятельностного метода приносит свои плоды. Мои ученики активные участники и победители различных международных, городских и школьных конкурсов. На уроках дети не ждут готовых ответов, а сами стараются добыть их. Многие учителя, посетившие мои уроки, отметили высокую активность детей при работе, желание отвечать, умение работать в группах, заинтересованность в получении знаний. Деятельностный подход - методологическая основа стандартов начального общего образования нового поколения. Деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие. В процессе формирования образовательного пространства для младшего школьника при использовании деятельностного подхода необходимо четко себе представлять: Чему мы будем учить? Как будем учить? Как следует выстраивать систему отношений с учеником во время оценивания? Надо помнить, что доверие ребенка к учителю, деловые отношения, построенные на желании взрослого помочь, а не «поймать и наказать», становится условием успешности всей жизни учащегося в школе. Таким образом, деятельностный подход к обучению имеет явные преимущества как с точки зрения интеллектуального и личностного развития детей, так и с позиций качества усвоения знаний. Применяя деятельностный подход на уроках и во внеурочной деятельности, я добилась значительных результатов в развитии своих учеников. Дети научились мыслить логически, не ждут готовых знаний, а добывают их сами; умеют работать в группах, парах, выслушивать позицию других и отстаивать собственное мнение. Я уверена, что проведенная мною работа поможет моим ученикам не только в дальнейшем обучении, но и во взрослой жизни.
Список литературы
Виноградова Н. «Первый класс — это серьезно»// Начальная школа №14, 2008г. Виноградова Н.Ф. «Начальная школа XXI века». Концептуальные основы построения учебно-методического комплекта. — М.: Вентана – Граф, 2005 Виноградова Н.Ф. Современный урок — удивление, удовольствие, усилие, успех! — Начальная школа.-№3-2005 Винокурова Н.К. Развиваем познавательные возможности учащихся. — М: Центральное издательство, 2005 Власова А. Утром – практика, вечером – теория // Российская газета. – 2006. – №286. – С. 11. Журова Л., Кузнецова М., Кочурова Е. «Учение — учебная деятельность?» // Начальная школа №14, 2008г.; Корбакова И.Н. Терешина Л.В. Деятельностный метод обучения: описание технологии, конспекты уроков. 1-4 классы.- Волгоград: Учитель, 2006 Купаевцев А.В. Деятельностная альтернатива в образовании // Педагогика, № 10. – 2005. – С. 27-33. Лукьянова М.А. «Учебное сообщество детей и педагогов» // Начальная школа №9, 2007г.; Морозова А.Н., Мельникова О.В. Музейная педагогика: из опыта методической работы. -М.: ТЦ Сфера, 2006 Рыдзе О.А. «Развитие учебной самостоятельности первоклассников» // Начальная школа №14, 2007г.; Сухов. В.П. «Инновационное обучение в школе — системно-деятельностный подход», Москва. 2008 г. Царёва С.Е. «Учебная деятельность и умение учиться» // Начальная школа №9, 2007г.; Использованные Интернет-ресурсы: http://cnit.mpei.ac.ru/textbook/01_02_01_00.htm http://www.innovacii.info http://www.kipk.ru/rb-topic.php http://internika.org http://festival.1september.ru http://iv-baigulova.ucoz.ru/index/fgos/0-16