kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Дидактические игры на уроках математики в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

В последние десятилетия в жизни нашего государства произошли существенные социальные и экономические перемены. Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию как умение учиться. Требуются новые подходы к подготовке активного  думающего человека, ориентированного на знания и использование новых технологий, способного творчески подходить к решению задач.  Игровые технологии в большей степени отвечают возрастным требованиям младших школьников, позволяет организовать процесс обучения на принципах сотрудничества и реализовать дифференцированный подход к обучению. Этот приём воздействует на чувства ученика, способствует созданию положительного настроя к учению и готовности к активной мыслительной деятельности у  всех учащихся.  Она снимает психологическое утомление, мобилизует умственные усилия учащихся, создаёт обстановку радости на уроках. В качестве основной деятельности можно выделить игровую деятельность, особенно на уроках математики.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Дидактические игры на уроках математики в начальной школе»

Дидактические игры на уроках математики в начальной школе

КГУ СОШ №30, учитель начальный классов Горбачёва Елена Юрьевна

«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности». (В.А.Сухомлинский)

В последние десятилетия в жизни нашего государства произошли существенные социальные и экономические перемены. Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию как умение учиться. Требуются новые подходы к подготовке активного думающего человека, ориентированного на знания и использование новых технологий, способного творчески подходить к решению задач. Игровые технологии в большей степени отвечают возрастным требованиям младших школьников, позволяет организовать процесс обучения на принципах сотрудничества и реализовать дифференцированный подход к обучению. Этот приём воздействует на чувства ученика, способствует созданию положительного настроя к учению и готовности к активной мыслительной деятельности у всех учащихся. Она снимает психологическое утомление, мобилизует умственные усилия учащихся, создаёт обстановку радости на уроках. В качестве основной деятельности можно выделить игровую деятельность, особенно на уроках математики.

В начальной школе дидактическая игра как технология проведения урока заняла прочное место, и выработались определенные принципы ее проведения:
1. Игра не должна оказаться обычным упражнением с использованием наглядных пособий

2. При выборе правил игры, учитываются особенности детей;

3. Игра не должна выпадать из общих целей урока, содействовать их реализации;
4. Обязательно подводить итоги игры и выявлять победителя;
5. Мыслительные операции в игре должны быть дозированными.

На своих уроках я использую следующие игры.

Игра «Десантники».

На магнитную доску прикрепляются рисунки парашютистов, под ними пишутся примеры на сложение и вычитание с переходом через десяток в пределах 20 и сообщается детям: «Десантники получили задание – приземлиться в лесу. Каждый должен приземлиться в заданном пункте. Путь движения парашютиста зашифрован примером. Догадайтесь, куда должен приземлиться каждый из них.

Игра «Определи маршрут корабля».

К магнитной доске прикрепляется рисунок корабля, и изображаются схематично (кружками) пристани. Каждая пристань нумеруется. Под пристанями располагаются примеры, в которых зашифрованы маршруты к другим пристаням. «Моряки» первой команды вызываются поочерёдно. Первый ученик решает пример, записанный под кораблём, показывает стрелкой, к какой пристани причаливает корабль. Он ведёт свой корабль к той пристани, где находится ответ этого примера. Второй ученик решает пример, записанный под пристанью, и ведёт корабль к другой, где находится ответ второго примера и т. д. Далее на доске открываются примеры для второй команды.

Игра «Математический телефон».

Идёт соревнование по рядам. Каждому ученику, сидящему за первой партой, учитель называет двузначное число шёпотом, чтобы не услышали другие ученики класса: 12, 13, 14. Учитель показывает на первый прямоугольник, все ученики, получившие от учителя числа, прибавляют к нему число 5, затем поворачиваются к ученикам, сидящим за ними, называют им результат, и т.д. Ученики, сидящие за первыми партами, выполняют роль контролёров. Они выполняют всю цепочку действий. В конце соревнования ученики, сидящие за последними партами, должны записать окончательные ответы, а сидящие за первыми – утвердить их или отвергнуть. Побеждает тот ряд, который правильно и раньше всех выполнит всю цепочку действий.

Игра «Яблонька».

Дети получают задания – выбрать те яблоки, на которых записаны примеры, например, с ответом 15.

Игра «Наряди ёлочку».

Вывешиваются два плаката с изображением ёлочек. На доске записаны столбики примеров (от 8 до 10 в каждом). К доске выходят два ученика. По сигналу учителя дети начинают решать примеры. Решив пример, ученик вешает последнюю игрушку, тот получает приз – рисунок с новогодней игрушкой.

Игра «Кто считает лучше?»

Учащиеся класса делятся на три команды. Каждый член команды получает карточку с числом от 0 до 10. Учитель читает пример. Ученик, у которого на карточке соответствующий результат, встаёт. Тот, кто первый даёт правильный ответ, приносит своей команде очко. Побеждает команда, набравшая большее количество очков.

Игра «Узнай слово».

На доске записаны примеры. Дети решают их. Каждому числу в ответе соответствует определённая буква. Ученики ставят буквы по порядку и разгадывают слово.

Игра «Кто быстрее?»

Напротив каждого ряда на доске изображения самолёта, катера, машины. На них написаны примеры. Дети, решившие пример, быстро выходят к доске и пишут ответ. Быстрее доедет тот вид транспорта, где примеры будут решены быстрее.

Игра «Почтальон».

На партах у детей карточки – номера домов. Выбирается почтальон. Он берёт письма, телеграммы, открытки. Затем выбирает себе любую корреспонденцию и решает задание, предложенное в ней. Определив ответ, он несёт оставшиеся письма и открытки на ту парту, где номер дома тот же, что и ответ его задания. Ученик с этой парты становится почтальоном.

Игра «Алло, ответ верен».

На столах у детей картонные телефоны. Дети работают парами. Решая примеры либо выполняя задания по карточкам, или из учебника ученик сообщает ответ в трубку телефона. Сосед по парте подтверждает его правильность. Этот игровой момент используется при устном счёте, проверке и закреплении изученного материала.

Игра «Терем – теремок».

Терем изготавливают из выкроек игрушки – самоделки. В тереме будет жить зверёк, которому дети помогут решить примеры. Примеры записаны на карточках, вставляются в дверцу терема и хранятся в тереме. Обращаясь к классу, учитель говорит: «Стоит в поле теремок. Он не низок, не высок. Вот по полю мышка бежит, у дверей остановилась и стучит». Учащиеся решают примеры, открывают дверцу и впускают зверька в теремок.

Игра «Помогите зайчатам».

На поляне играют зайчата. Вдруг их заметил волк. Зайчата испугались. Ребята, давайте поможем зайчатам. У каждого ученика на парте карточки. На одной стороне её изображён зайчик, на другой записано число. Дети должны поднять карточку с числом, дополняющим число, названное учителем. Так учитель показывает карточку с числом 12 и просит дополнить число до 20. Дети показывают карточки, на которых записано число, и закрывают зайчика. Зайчик спрятан. Аналогично, показывая недостающие до 20 числа, дети прячут остальных зайчат. Выигрывает тот, кто спрятал больше зайчиков.

Использование дидактических игр на уроках математики в период обучения в начальной школе является наиболее эффективным средством повышения качества знаний учащихся по предмету. Но для этого, учитель должен умело и методически правильно использовать данное средство, способствуя активизации мыслительной деятельности.

Использование на уроках математики дидактических игр является важнейшим средством воспитания и обучения. В результате постоянного использования дидактических игр на уроках «слабые» учащиеся начинают проявлять интерес и лучше заниматься, у них развивается интерес к математике, что очень важно. У многих детей обнаруживаются большие способности, инициатива, изобретательность.

В настоящее время школа нуждается в такой организации своей деятельности, которая обеспечила бы развитие индивидуальных способностей и творческого отношения к жизни каждого учащегося, внедрение различных инновационных учебных программ, реализацию принципа гуманного подхода к детям и пр. Иными словами, школа чрезвычайно заинтересована в знании об особенностях психического развития каждого конкретного ребенка. И не случайно все в большей степени возрастает роль практических знаний в профессиональной подготовке педагогических кадров.

Уровень обучения и воспитания в школе в значительной степени определяется тем, насколько педагогический процесс ориентирован на психологию возрастного и индивидуального развития ребенка. Это предполагает психолого-педагогическое изучение школьников на протяжении всего периода обучения с целью выявления индивидуальных вариантов развития, творческих способностей каждого ребенка, укрепления его собственной позитивной активности, раскрытия неповторимости его личности, своевременной помощи при отставании в учебе или неудовлетворительном поведении. Особенно важно это в младших классах школы, когда только начинается целенаправленное обучение человека, когда учеба становится ведущей деятельностью, в лоне которой формируются психические свойства и качества ребенка, прежде всего познавательные процессы и отношение к себе как субъекту познания (познавательные мотивы, самооценка, способность к сотрудничеству и пр.).

В связи с этим возникает актуальность в разработке игровых технологий для современной школы. Изучение литературы, анализ и обобщение собранных по проблеме материалов дали возможность определить теоретические основы конструирования и использования дидактических игр разных типов, предназначенных для применения на уроках в начальных классов.

Изученный в процессе игровой деятельности материал забывается учащимися в меньшей степени и медленнее, чем материал, при изучении которого игра не использовалась. Это объясняется, прежде всего, тем, что в игре органически сочетается занимательность, делающая процесс познания доступным и увлекательным для школьников, и деятельность, благодаря участию в которой в процессе обучения, усвоение знаний становится более качественным и прочным.



ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ

1.     Аргинская И.И. Методические особенности формирования вычислительных навыков и умений// Педагогический университет. «Первое сентября» 2005. № 22. 

2.     Асмолов А.Г. Системно деятельный подход к разработке стандартов нового поколения ФГОС. Публикации. 2010.

3.     ФГОС. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. М.Просвещение. 2010.  

4.     Бобровская Т.П. Урок математики в системе развивающего обучения // Начальная школа. 2010. № 12. с.25. 


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Дидактические игры на уроках математики в начальной школе

Автор: Горбачёва Елена Юрьевна

Дата: 22.04.2015

Номер свидетельства: 204465

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) ""Использование современных технологий на уроках в начальной школе""
    ["seo_title"] => string(66) "ispolzovaniiesovriemiennykhtiekhnologhiinaurokakhvnachalnoishkolie"
    ["file_id"] => string(6) "259582"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1448795400"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках в начальной школе "
    ["seo_title"] => string(96) "ispol-zovaniie-informatsionno-kommunikatsionnykh-tiekhnologhii-na-urokakh-v-nachal-noi-shkolie-1"
    ["file_id"] => string(6) "230336"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1442087453"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Работа в парах на уроках в начальной школе.(Из опыта работы) "
    ["seo_title"] => string(63) "rabota-v-parakh-na-urokakh-v-nachal-noi-shkolie-iz-opyta-raboty"
    ["file_id"] => string(6) "164851"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1422710788"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Использование групповых форм обучения на уроках в начальной школе "
    ["seo_title"] => string(75) "ispol-zovaniie-ghruppovykh-form-obuchieniia-na-urokakh-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "193707"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1427687721"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(172) "Статья "Особенности использования игровых технологий на уроках математике в начальной школе "
    ["seo_title"] => string(104) "stat-ia-osobiennosti-ispol-zovaniia-ighrovykh-tiekhnologhii-na-urokakh-matiematikie-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "163430"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1422472278"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства