Просмотр содержимого документа
«Дидактический материал "Буквы Б-Г"»
Логопедические упражнения на звуки Г-К.
1.Замени в словах звук Г на К и наоборот.
ГОШКА – КОШКА КОРА – ГОРА
ГОРКА - КЛАША –
ГОСТИ - КУСТЫ –
ГОЛОС - КОНКА –
ИГРА - КАЛИНА –
ГУБКИ - КРОШИ –
ГОЛЕНИ - КРОТ -
Придумай предложения с получившимися словами.
***
2. Измени слова по образцу: ” Один – много”
ЛУГ – ЛУГА
РОГ –
СТОГ -
ПИРОГ –
САПОГ –
ВРАГ –
ОВРАГ –
ПОРОГ –
3. Произнеси (запиши) предложения и скороговорки со звуком Г.
***
У гномов на головах колпаки. Глаша купила груши и гранаты.
Над городам огни. За городом растут грибы.
На лугу грохотал гром. Гуси гоготали: га-га-га.
На горячем песке грелась гадюка.
Не гони коня кнутом, а гони коня овсом.
Гном гному сделал грабли.
В корзине грозди, в коробе – гвозди.
В кузове грузы, в лукошке – грузди.
***
4. Вставь пропущенный слог ГА или КА.
***
ДУ… РУ…
НО… ДОРО…
ВЕТ… РАДУ…
…ПУСТА …РАЖ
ВЕРЁВ… …ЗЕТА
Цели урока:
Познакомить с буквами Б, б, обозначающими согласные звуки {б, {б'} и давать характеристики звукам;
Способствовать развитию фонематического слуха, речи, логического мышления, внимания, расширять кругозор;
Воспитывать любознательность, учить правильному , плавному, сознательному и выразительному чтению.
Оборудование: рисунки с изображенными предметами (дым, дом, бусы, малыши, моряки, Белоснежка), слоги, слова.
Ход урока
1. Организационный момент.
Долгожданный дан звонок - Начинается урок!
- Здравствуйте, ребята! Я рада вас приветствовать на уроке, где вы узнаете много интересного и удивительного.
2. Мобилизующий этап.
(На доске с помощью рисунков изображены следующие предметы: дым, дом, бусы, малыши, моряки, Белоснежка). (слайд 1)
- Назовите изображённые на доске предметы и постарайтесь их запомнить. (Дети хором называют предметы).
- Закройте пожалуйста глаза. В это время учитель делает 3 перестановки.
- Откройте глаза. Скажите, в какой последовательности были изображены предметы первоначально, в каком порядке они стоят после перестановки и какие предметы поменяли свои места. (Дети отвечают) (слайды 2, 3).
После этого учитель распределяет изображённые предметы на две группы. В первой группе: дым, дом, бусы. Во второй малыши, моряки, Белоснежка.
3. Актуализация знаний учащихся.
- Назовите предметы, изображённые в первой группе. (В первой группе изображены дым, дом, бусы.) (слайд 4)
- Назовите предметы, изображённые во второй группе. (Во второй группе изображены: малыши, моряки, Белоснежка.)
С помощью чего вы назвали изображённые предметы? (Мы назвали предметы с помощью слов) (слайд 5).
Дым, дом, бусы
Малыши, моряки, Белоснежка
Чем отличается предмет от слова?
Исключите одно слово из первой группы по нескольким признакам одновременно. (Из первой группы можно исключить слово бусы, так как в нём два слога, а в словах дым, дом - по одному. В слове бусы четыре звука, а в словах дым и дом – по три. Слово бусы оканчивается на гласный звук, а слова дым и дом – на согласный.)
Какое слово можно исключить из второй группы?(Из второй группы можно исключить слово Белоснежка, так как в нём четыре слога, а в словах малыши и моряки - по три. В слове Белоснежка - 10 звуков, а в словах малыши и моряки - 6 звуков. (слайд 6)
Дым, дом - один слог, заканчивается на согласный звук
Бусы - два слога, заканчивается на гласный звук
Малыши, моряки - три слога
Белоснежка - четыре слога
4. Постановка темы и цели урока.
(формулирование учащимися темы и цели урока)(слайд 7)
- Произнесите первые звуки исключённых слов и сформулируйте тему сегодняшнего урока.(Слово бусы начинается со звука б, а слово Белоснежка - со звука б. Значит, тема сегодняшнего урока - “Звуки { б }и {б “}и буква, которая их обозначает”).
Отталкиваясь от темы, сформулируйте цель нашего урока.
Цель нашего урока - познакомиться со звуками {б}и {б “}и буквой, которая их обозначает; учиться отличать звуки {б }и {б”}, которая их обозначает, от других звуков и букв; учиться читать слоги , слова с новой буквой.) (слайд 8)
“Звуки [б], [б'] и буква, которая их обозначает”
5. Знакомство с новыми звуками.
- Произнесите слово бусы, выделяя в нем первый звук.(Б- б- б- усы).
Назовите первый звук.(Это звук{ б}). Произнесите этот звук и определите, как проходит воздух через горлышко при его произнесении, каков характер его звучания, и сделайте вывод.(При произнесении звука б воздух встречает преграду значит он согласный. При его произнесении слышится голос и шум значит, он звонкий. Звук {б} произносится твёрдо и за ним стоит звук { у}. Значит ,он твёрдый).
Назовите первый звук в слове Белоснежка (Это звук {б”}). Произнесите звук {б”} несколько раз, дайте его характеристику. (Звук{ б “}согласный, звонкий, мягкий)
(слайд 9)
Бусы
Звук [б]
Белоснежка
Звук [б']
У нас в гостях сегодня Белоснежка. Это героиня какого произведения? Кто автор? (слайд 10)
Кто автор произведения?
Как называется сказка?
Братья Гримм
Белоснежка и семь гномов
Белоснежка
- Какое украшение носила Белоснежка на голове? (Бант) (слайд 11)
Дайте характеристику нового звука.
-Составьте звуковую схему слова бант. (слайд 12)
Пока гномы работали Белоснежка решила приготовить для них обед. Начала она печь. Вспомните тему урока и назовите изделия, которые испекла Белоснежка.(Булки, буханки, баранки, бублики, беляши, батоны) (слайд 13)
После того как она испекла много вкусных изделий из муки она решила составить меню для обеда. Но растерялась думая ,что же приготовить. Помогите Белоснежке. (слайд 14)
Я буду называть по два блюда, а вы выберите нужное.
Борщ или щи?
Жаркое из свинины или баранины?
Салат из моркови или баклажанов?
Копченый балык или окорок?
На десерт бананы или груши?
Ягоды: малина или брусника?
Напиток: Кока-кола или “Буратино”?
Возвращаясь с работы гномы захватили для Белоснежки целый букет цветов.Какие цветы они ей подарили :бархатцы или колокольчики?(Гномы подарили бархатцы).Охарактеризуйте новый звук в слове бархатцы.(согласный, звонкий, твердый). (слайд 15)
6.Физкультминутка.
Так как Белоснежка очень добрая и ласковая, то лесные зверюшки любили приходить к ней в гости .
Если пришёл гость в слове которого есть звук { б} или { б”}, то мы ему вместе с Белоснежкой делаем низкий поклон. Если в слове нет звуков { б } или { б “} мы приседаем. (Белка, суслик, бабочка, шмель, барсук, бурундук, мышка, зайчик, синичка, богомол). (слайд 16)
7. Знакомство с новой буквой.
- Мы сейчас перелистаем Азбуку гномов ,на каждой странице которой есть какая-либо буква. Как только вы увидите букву ,которая обозначает звуки { б} ,{ б “},сразу хлопайте в ладоши.Это буква Б.(слайд 17-18-19)
- На что похожа буква Б? (слайд 20)
Буква Б с большим брюшком, В кепке с длинным козырьком.
В какой квадратик “ленты букв мы поместим букву Б и почему ?(Букву Б мы поместим в синий квадратик ,так как она согласная)
8. Чтение слогов, слов с новой буквой.
- С буквой Б мы познакомились. Что теперь мы можем делать? (Читать слоги).(слайд 21)
Белоснежка предлагает вам выполнить задание: прочитать слоги, добавляя каждый раз по одной букве. Только самый внимательный выполнит это задание.
- Хорошо справились с заданием нашей героини. А теперь прочитайте пары слов, найдите в них ошибки и сформулируйте своё задание.(слайд 22)
ленивые гномы
трусливый принц
злая Белоснежка
В этих парах слов дана неверная характеристика героям. Надо первые слова каждой пары заменить другими , противоположными по смыслу.
- Какие вы предлагаете слова? Не забывайте о теме урока.
трудолюбивые гномы
храбрый принц
добрая Белоснежка
- Молодцы, сумели подобрать слова.
Следующее задание на внимание “Найди пару”. Составьте из слогов слова.(слайд 23)
Бел
сук
бан
ба
Бар
нан
ка
тик
(белка, барсук, банан, бантик)
Белоснежка приготовила вам ещё одно задание. Справиться с ним могут те ребята, которые хорошо читают. Посмотрим есть такие в классе.
- Выберите из слогов готовые слова и прочитайте.(слайд 24)
Бор
ва
бак
на
бел
ка
сум
Боб
по
бык
вы
бук
ле
то
Мир
си
бал
бег
хо
бар
сим
(бор, бак, бук, боб, бык, бег, бар).
- Отлично справились с заданием. А вот теперь задание на смекалку. Разделите предложение на слова , из которых оно состоит. (слайд 25)
Жиливдомедведикиесобаки. (Жили в доме две дикие собаки.)
- Какие все молодцы ! Белоснежка благодарит вас за активную работу на уроке. А нам пора заканчивать урок.
9. Итог урока.
- С какими новыми звуками и новой буквой мы познакомились ?
(Мы познакомились со звуками { б } и { б “} и буквой Б).
Дайте характеристику звукам { б } и { б”} . (Звук { б } согласный , твёрдый , звонкий. Звук { б “} согласный, звонкий, мягкий.)
- Что понравилось на уроке больше всего? При выполнении каких заданий испытывали трудности?
Стихотворения про букву Г
Говорю я вам друзья, Без буквы Г никак нельзя, Гвоздик, Галочка, грибок, Знать буквы надо на зубок!
Гусь гогочет, га-га-га, Где же гости господа, Я гостей сегодня ждал, Букву Г к себе позвал!
Скороговорки на букву Г
Испугался грома Рома. Заревел он громче грома. От такого рева гром Притаился за бугром.
Гроза гремит, гремит гроза, гроза гремит пока грозна.
Стихотворения про букву Г
Говорю я вам друзья, Без буквы Г никак нельзя, Гвоздик, Галочка, грибок, Знать буквы надо на зубок!
Гусь гогочет, га-га-га, Где же гости господа, Я гостей сегодня ждал, Букву Г к себе позвал!
Скороговорки на букву Г
Испугался грома Рома. Заревел он громче грома. От такого рева гром Притаился за бугром.
Гроза гремит, гремит гроза, гроза гремит пока грозна.
Стихотворения про букву Г
Говорю я вам друзья, Без буквы Г никак нельзя, Гвоздик, Галочка, грибок, Знать буквы надо на зубок!
Гусь гогочет, га-га-га, Где же гости господа, Я гостей сегодня ждал, Букву Г к себе позвал!
Скороговорки на букву Г
Испугался грома Рома. Заревел он громче грома. От такого рева гром Притаился за бугром.
Гроза гремит, гремит гроза, гроза гремит пока грозна.
Стихотворения про букву Г
Говорю я вам друзья, Без буквы Г никак нельзя, Гвоздик, Галочка, грибок, Знать буквы надо на зубок!
Гусь гогочет, га-га-га, Где же гости господа, Я гостей сегодня ждал, Букву Г к себе позвал!
Скороговорки на букву Г
Испугался грома Рома. Заревел он громче грома. От такого рева гром Притаился за бугром.
Гроза гремит, гремит гроза, гроза гремит пока грозна.