С самых первых дней обучения ученика в школе необходимо пробуждать у него интерес к изучению русского языка, вырабатывать чутьё к языку. Для учащихся младших классов – занимательные и игровые задания играют первостепенную роль. Занимательность – это свойство, с помощью которого можно не только заинтересовать, но и увлечь трудным, казалось бы, «сухим» предметом. Выполнению этой задачи помогает, наряду с учебником, различный дополнительный занимательный материал по русскому языку.
Сущность дидактических игр заключается в решении познавательных задач, поставленных в занимательной форме. Усваивая или уточняя в дидактической игре тот или иной программный материал, дети учатся наблюдать, сравнивать, проявлять сообразительность, находчивость, а главное – развивать коммуникативную активность.
Предлагаю вам, дидактических материал, который я использую как на уроках русского языка, который прибавит вашему уроку яркости и разнообразия, а также на занятиях внеурочной деятельности “Занимательная грамматика”, для подготовки к олимпиадам.
Задания способствуют развитию логического мышления, внимания, памяти.
Метаграмма – это загадка, в которой зашифрованы различные слова, состоящие из одного и того же числа букв. Чтобы отгадать задание под названием «метаграмма», надо в первом слове заменить одну букву, в результате получится новое слово. Какую букву и на какую ее следует заменить в задании указывается, а слова надо угадать самим.
То есть метаграмма - это задача, основанная на последовательном изменении в слове одной или нескольких букв.
Это наиболее легкий вид словесных задач, так как достаточно по приводимым признакам отгадать слово с одной из указанных букв, чтобы легко было определить и все остальные слова.
В метаграммах может меняться не только первая, но и любая другая буква, например, последняя.
Так, заменив в слове «бот» букву «Т» буквой «Р», получим слово «бор».
Метаграммы в стихах
С «Д» - меня ты в шашках встретишь,
С «Р» - вокруг картин заметишь.( Дамка – рамка )
С буквой «Д» - вас в дом пускает,
С буквой «З» - рычит, кусает. (Дверь – зверь)
На смену мне приходит ночь.
С меня щеглы вспорхнули прочь.( День – пень) )
С «Г» - он ходит по гвоздям,
С «Д» - помажет ранку вам.( Йог – йод)
С буквой «К» - живу в лесу,
С буквой «Ч» - овец пасу. (Кабан – чабан)
С «К» я в школе на стене,
Горы, реки есть на мне.
С «П» от вас не утаю –
Тоже в школе я стою.( Карта – парта)
С «Ч» - я двери открываю,
С «В» - я червяков хватаю.( Ключ – клюв)
С «К» - по шайбе сильно бьёт,
С «П» - нам бабушка печёт.( Клюшка – плюшка)
С «К» - жую траву, с рогами,
С «Р» - расту в саду, с шипами.( Коза – роза)
С «Г» - я очень высока,
С «Н» - жилище для зверька. (Гора – нора)
С «Г» - полезное растение,
С «Ш» - пугает нас порой,
С «П» - несёт нам разрушение,
С «В» - навалено горой. (Горох – шорох – порох – ворох)
Я – брат дождя
И снегу брат.
Мои птенцы
В гнезде пищат. (Град – грач)
С «В» - индейцев возглавляет,
С «Д» - всю землю поливает.( Вождь – дождь)
С «В» - тебя я накормлю,
С «П» - что хочешь отпилю.( Вилка – пилка)
С «И» - вам рану завяжу,
С «А» - девчонок наряжу.( Бинт – бант)
С «К» в полях меня найдете,
С «Г» - романсы запоете,
С «В» - в косички заплетете. ( «Колос» - «голос» — «волос».)