kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Дидактические игры на уроках в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Банк игр для уроков русскогого языка, математики, литературного чтения  в начальной школе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Дидактические игры на уроках в начальной школе»

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

« Дидактические игры на уроках математики»

Игра “Веселый счет”

Материал: прямоугольники с числами. В квадратах записываются числа от 1 до 10 в 1 классе, а во 2 классе - от 1 до 20.

Содержание игры: соревнуются 2 ученика. Кто быстрее назовёт и покажет числа по порядку от 1 до 10 ( от 1 до 20), тот и считается выигравшим.


Игра «Живые числа»

Материал игры: таблички с числами.

Содержание игры: уч-ся получают таблички с числами. Каждый прикрепляет свою табличку на грудь. Учитель даёт команду: »Числа, встаньте по порядку!» Ученики должны встать в шеренгу лицом к классу и пересчитаться от 1 до 10 и обратно от 10 до 1.

При объяснении нового материала я использую такие игры, которые содержат существенные признаки изучаемой темы. Также в них должны быть заложены практические действия детей с группами предметов или рисунков.


Игра“Составим поезд”:

Дидактическая цель: ознакомить детей с приёмом образования чисел путём прибавления единицы к предыдущему числу и вычитания единицы из последующего числа. Содержание игры: учитель вызывает к доске поочерёдно учеников. Каждый из них выполняет роль вагона, называет свой номер. Например, первый вызванный ученик говорит: “Я первый вагон”. Второй ученик, выполняя роль второго вагона, цепляется к первому вагону (кладёт руку на плечо ученика, стоящего впереди). Называет свой порядковый номер, остальные составляют пример: “Один да один, получится два”. Затем цепляется третий вагон, и все дети по сигналу составляют пример на сложение: “Два да один – это три”. Потом вагоны (ученики) отцепляются по одному. А класс составляет примеры вида: “Три без одного – это два. Два без одного – это один”. На основе использования игры “Составим поезд” учащимся предлагают считать число вагонов слева направо и справа налево и подводят их к выводу: считать числа можно в одном направлении, но при этом важно не пропустить ни одного предмета и не сосчитать его дважды.


Игра «Найди пару»:

идёт закрепление состава числа, например 6. Дети с красными флажками (у каждого флажков меньше 6) выстраиваются в шеренгу. Дети с синими флажками ищут по сигналу учителя пару (сначала 1 ученик, затем 2 и т.д.). Количество синих и красных флажков в сумме должно составить шесть. Выигрывает ученик, который первым нашёл пару.



Игра“Составьте число»:

учитель вызывает к доске 2 уч-ся (лучше мальчика и девочку). Один из них получает табличку с цифрой красного цвета, обозначающей десятки, другой - табличку с цифрой чёрного цвета, обозначающей единицы. Оба ученика встают рядом и цифры держат перед собой на одном уровне. Первый говорит «Я-десяток». Вторая говорит: »Я - единица».


Уч-ся должны прочитать составленное из десятков и единиц число, н-р, 54,45 и т.д. Если ученики стоят неправильно и десятки оказались после единиц, то эти ученики уступают место следующей паре.

Нравятся ребятам следующие дидактические игры: — Игра «Рыбалка». — Круговые примеры. — «Кто быстрее?». — «Найди ошибку». — «Недописанный пример». — «Закодированный ответ». — «Математическое домино». — «Игра в снежки (мячик)». — «Собери картинку». — «Эстафета». «Яблонька». Детям дается задание – выбрать те яблоки, на которых записаны примеры, например с ответом 15.


Игра «Наряди елочку». Вывешиваются два плаката с изображением елочек. На доске записаны столбики примеров, от 8 до 10 в каждом. К доске выходят два ученика. По сигналу учителя дети начинают решать примеры. Решив пример, ученик вешает игрушку на свою елочку. Кто первым повесит последнюю игрушку, тот получает приз — рисунок с новогодней игрушкой.


Игра «Кто больше составит примеров?» Песочные часы ставятся на видное место. Дается задание придумать примеры на сложение двух чисел, одно из которых однозначное, другое двузначное, сумма их равна 60, и записать в тетрадь. По истечении времени (3 мин) работа прекращается. Побеждает тот, кто составит больше примеров.


«Кто считает лучше?». Класс делится на три команды. Каждый член команды получает карточку с числом от 1 до 10. Учитель читает пример. Ученик, у которого на карточке соответствующий результат, встает. Тот, кто первым дает правильный ответ, приносит своей команде очко. Побеждает команда, набравшая больше всех очков.


«Дидактические игры на урок русского языка»

Дидактическая игра «Будь внимателен».

Цель: активизировать память, внимание, словарный запас, опираясь на знание правил.

Из предложенных стихотворений выписать слова с сочетаниями жи, ши:

1. Жили в хижине чижи,

Мыши, ежики, стрижи,

В гости к ним идут моржи

И жирафы и ужи.

2. Жилет, животное , живот,

Жирафы, живопись, живет,

Шиповник, шины, камыши,

Машины и карандаши,

Кружить, служить, дружить и жить,

Спешить, смешить,

Шипеть и шить.

Все сочетания ЖИ и ШИ

Только с буквой И пиши!


Игра «Бумеранг»

воспитывает у детей внимание и быстроту реакции: ученику необходимо вспомнить нужное слово и «возвратить» его учителю.


Найди синоним.

Простой человек (бесхитростный), простая задача (легкая), простая истина (прописная); беспокойный человек (неугомонный), беспокойный взгляд (тревожный);крепкая дружба (надежная), крепкая подошва (прочная).


Найди антоним.

Близкий берег (далекий), близкий человек (чужой); веселая комедия (скучная), веселое настроение (грустное); глубокий колодец (мелкий), глубокие знания (поверхностные); мелкая рыба (крупная), мелкая река (глубокая).


Игра «Фразеологический зверинец».

Цель: расширение словарного запаса учащихся.

Добавить недостающее слово – название животного. Голоден как…(волк). Хитёр, как…(лиса). Труслив, как…(заяц). Нем как…(рыба). Колючий как…(ёж). Здоров как…(бык).


Игра «Сколько точек — столько звуков»

Оборудование: кубик, на гранях которого разное число точек: две, три, четыре, пять, шесть; одна грань пустая.

Дети по очереди бросают кубик и называют слова, в которых число звуков равно числу точек на верхней грани кубика. Если выпадает нуль, игрок пропускает ход и передает кубик следующему игроку.


Игра «Одним словом».

Цель: активизировать словарный запас детей, развивать умение обобщать.

Учащимся предлагается заменить сочетания слов и предложения одним словом, имеющим слоги ча, ща, чу.щу.

1. Обрубок дерева - …(чурбан).

2. Шестьдесят минут-…(час).

3. Густой частый лес- …(чаща).

4. Хищная рыба с острыми зубами - …(щука).

5. Из чего делают тяжелые сковородки -… (чугун).

6. Прикрывать глаза от солнца - … (щуриться).

7. Сосуд с ручкой и носиком для кипячения воды или заваривания чая - …(чайник) и


Игра « Все наоборот».

Цель: закрепить написание слов с сочетанием –чн-.

Учитель предлагает детям заменить предложенные им словосочетания типа существительное + существительное на другое так, чтобы одно из слов включало в свой состав сочетание –чн-.

Игрушка для елки-…(елочная игрушка)

Герой сказки- … (сказочный герой)

Сок яблока-… (яблочный сок)

Суп из молока -…(молочный суп)

Варенье из клубники-… (клубничное варенье)

Каша из гречки-… (гречневая каша)

Вода из речки-… (речная вода)

Скважина в замке -…(замочная скважина)

Мука из пшеницы -… (пшеничная мука) и т.п.


Игра « Замени букву».

Цель: активизировать умственную деятельность учащихся, развивать орфографическую и фонетическую зоркость, внимательность, логическое мышление.

Детям предлагается исходное слово с орфограммой, они изменяют в нем последовательно либо один, либо два звука, сохраняя при этом сочетание –чк-, и получают новые слова. Выигрывает тот, кто составит наибольшее количество слов.

дочка ручка

бочка речка

ночка свечка

кочка печка

точка почка

тучка дочка

тачка ночка


Игра « Найди ошибку».

Цель: развивать умение выделять в речи слова, обозначающие предмет.

Учитель называет ряд слов, обозначающих названия предметов и допускает одну «ошибку». Ученики должны определить, какое слово лишнее и почему.

1.Кукла, дом, море, вышла, ученик.

2.Карта, солнце, железный, дверь, моряк.

3.Девочка, мел, больше, карандаш, жаба.

4.Замок, тяжело, петух, тарелка, вишня.

5.Бежит, книга, окно, ворота, слон и т.п.


Игра «Найди пару».

Цель: развивать умение правильно соотносить название предмета и действия.

Оборудование: у каждого ученика на парте карточка, на которой в один столбик записаны слова: метель, гром, солнце, молния, ветер, дождь, снег, облака, туман, мороз, а в другой столбик слова- действия: капает, плывут, падает, стелется, плывет, метет, гремит, печет, сверкает, дует, трещит.

Ученики к каждому слову, обозначающему название явления, подбирают слово, обозначающее действие предмета, отмечая стрелкой.


Дидактические задания и упражнения.

Цель: закрепить знания детей по теме «Разделительный мягкий знак», развивать память, мышление.

1. Назовите сначала слова, в которых надо писать букву Ь в конце, а потом- в середине.

2. Найдите слова с разделительным мягким знаком. Подчеркните их: пью, шью, бью, семья, кольцо, копье, пони, платье, пальто, воробей, сошьет и т.д.

3. Выпишите слова с разделительным Ь:

Целый день лежит тюлень,

И лежать ему не лень.

Жаль, тюленье прилежание

Не пример для подражания.

(Б. Заходер)

Вот бы тебе, заяц, да лисьи зубы!

Вот бы тебе серый, да волчьи ноги!

Вот тебе, косой, да рысьи когти!

-Э-э, что мне клыки да когти?

Душа – то у меня все равно заячья.

4.Шарады.

Я с Л смягченным – под землей С твердым Л я на стене

Бываю каменным и бурым. (книги, например, на мне),

А с твердым – в комнате любой, Но как только Л смягчите,

В геометрической фигуре. Сразу в танец превратите.

(Уголь-угол) (Полька-полка).

Без М – в лесу мне красоваться;

С М – суда меня боятся.

(Ель-мель).


Игра « Почтальон»


Цель: Закрепить знания учащихся по подбору проверочного слова, расширить словарный запас, развивать фонематический слух.

Ход: Почтальон раздает группе детей (по 4-5 чел.) приглашения.

Дети определяют, куда их пригласили.

огород парк море школа столовая зоопарк

гря-ки доро-ки пло-цы кни-ки хле-цы кле-ка

кали-ка бере-ки фла-ки обло-ки пиро-ки марты-ка

Задания:

1. Объяснить орфограммы, подбирая проверочные слова.

2. Составить предложения, используя данные слова.


Игра « Шифровальщики»

Цель: автоматизация звуков, развитие фонетико-фонематического восприятия, процессов анализа и синтеза, понимание смысло - различительной функции звука и буквы, обогащение словарного запаса учащихся, развитие логического мышления.

Ход: Играют в парах: один в роли шифровальщика, другой - отгадчика.

Шифровальщик задумывает слово и шифрует его. Играющие могут попробовать свои силы в расшифровке словосочетаний и предложений.

Отгадчику предстоит не только отгадать слова, но и выбрать из каждой группы лишнее слово.


Игра « Клички»

Цель: формирование процесса словоизменения и словообразования, закрепление фонетического и грамматического разбора слов, правописание собственных имен.

Ход: Образуйте клички животных от следующих слов:

ШАР, СТРЕЛА, ОРЕЛ, РЫЖИЙ, ЗВЕЗДА

Составить предложения.

ШАРИК, СТРЕЛКА, ОРЛИК, РЫЖИК, ЗВЕЗДОЧКА

Детям очень нравятся такие задания, как:

• Заменить словосочетания одним словом:

• - промежуток времени в 60 минут,

• - военнослужащий, стоящий на посту,

• - ребенок, любящий сладкое,

• - очень смешной фильм.

• Распредели слова на две группы.

• Найди родственные слова. Выдели корень.

• Закончи предложения:

У Ромы и Жоры есть ………….

Однажды они пошли ………….

Вдруг из кустов……………..

Потом ребята долго вспоминали как……..

• Составь рассказ по опорным словам:

• зима, снежок, морозец, деревья, холод, снегири.


«Дидактические игры на уроках чтения»


При изучении темы «Рифма» можно использовать дидактические игры:


«Угадай последнее слово и запиши».


Ты к обеду положи

Ложки, вилки и ... (ножи).

Не поедет без бензина

Наша быстрая ... (машина).


Стали звездочки кружиться,

Стали на землю ложиться,

Нет, не звезды, а пушинки

Не пушинки, а ... (снежинки).

Я от досады чуть не плачу —

Не решается ... (задача).

Захотели малыши

Поточить ... (карандаши)

Наша Мурка спит и слышит,

Как в углу скребутся ...(мыши).

Я только нитки Отыщу

И змея в небо .. (запущу )

Удивляется наш Сашка:

— Блюдце есть, а где же ... (чашка)?


Игра подбери антоним, который завершил бы русскую народную пословицу.


Ученье — свет, а неученье — ... (тьма).

Знай больше, а говори ... (меньше).

В учебе корень горек, зато плод ее ... (сладок).

Не бойся врага умного, бойся друга ... (глупого).

Лучшая вещь — новая, лучший друг — ... (старый).

Мир строит, а война ... (разрушает).

Смелый побеждает, а трус ... (погибает).

Ласточка день начинает, а соловей ... (кончает).

Радость - свет, печаль - ... (тьма).

Шум - толпа, тишина - ... (одиночество).

Чтение - книги, пение - ... (песни).

Волки - лес, люди - ... (город).

Покой - движение, плен - ... (свобода).

Телефон - ухо, кино - ... (глаз).

Двор - ворота, дом - ... (дверь).

Весна - осень, рассвет - ... (закат).

Человек - платье, дерево — ... (листва).


Игра «Слово в слове»

(в каждом слове «спряталось» еще одно слово)

Смородина, хлопушка, гармошка, ласточки, стрекоза, морозы, тапочки, дорожки, бабочка, буквари, радуга, дорога, платочки, огород, олень, угроза, камыши, морозы, дорога, лесник, ягоды, гвоздика, победа, погода, фасоль, скрипка, восток, забор.


Ответы: смородина – родина, хлопушка – пушка, гармошка – мошка, ласточки – точки, стрекоза – коза, морозы – розы, тапочки – почки, дорожки – рожки, бабочка – бочка, буквари – буква, радуга – дуга, дорога – рога, платочки – точки, огород – город, олень – лень, угроза – роза, камыши – мыши, морозы – розы, дорога – рога, лесник – лес, ягоды – годы.


Игра « Собери слова»

По кругу написано шесть букв. Сколько различных слов - имен существительных - вы здесь прочтете? Можно читать по ходу часовой стрелки и в обратном направлении: слова можно складывать из любых букв, только читайте их подряд, не пропуская.



Игра « Анаграмма»

Не раз в оркестре я звучала,

Мой голос струнный так певуч!

Но «Ф» мое поставь с начала,

И я во тьму направлю луч.

(Ответ: «Арфа» — «фара».)


Вот вам - повозка, не телега,

Но если в ней, взяв букву слева,

Перенести на правый борт,

То будет русских яблок сорт.

(Ответ:«Сани» - «анис».)


На уроках обучения грамоте.


«Живые модели». Каждый ребёнок становится «словом» в предложении. «Слова» должны встать друг за другом так, чтобы получилось предложение. Это предложение читается, в нём переставляются слова, читается новое предложение, добавляются новые слова, опять читается предложение, заменяются слова, и снова предложение прочитывается. Эта игра помогает понять, как важен порядок слов в предложении, увидеть, что предложение может стать более интересным, если добавить какое-либо слово, а может предложение вообще исчезнуть. Моделями могут стать не только слова, но и слоги, звуки, буквы. Тогда игры так и будут называться «Живые слоги», «Живые звуки», «Живые буквы». Проведём игру «Живые звуки». Составим слово «Апрель».


«Назови слово с нужным звуком». Лучше проводить в конце урока, когда изучен новый звук. Главное – интонационно выделить звук. Например, «лллуна», «колллобок», «столлл». Когда словарный запас истощается, называются слова с мягкой парой звука. Если ученик не может придумать слово, нужно помочь ему. Например, спросить, как называется зверь, у которого вместо носа длинный хобот? Или постучать по полу и спросить: «Что у меня под ногами?». Такого ребёнка обязательно надо похвалить, что он сам догадался.


«Как тебя зовут?». Эта игра проводится для закрепления гласных и согласных звуков. Предложить выйти всех детей, имена которых начинаются с гласных звуков. Имя каждого ребёнка громко называется и определяется, с какого звука оно начинается, гласный он или согласный. На следующем уроке пригласить детей, имена которых начинаются с согласного звука. Дети с удовольствием вслушиваются в свои имена, сравнивают их.


«Назови похожее». Эта игра вводится для отработки учебной операции – различение твёрдых и мягких звуков. Всего 8 вариантов этой игры, которые постепенно усложняются. Условие игры оговаривается заранее: учитель называет слово, ученик называет другое слово с этим же согласным звуком или с любым твёрдым согласным.

учитель – сыр, ученик – сок

учитель – сыр, ученик – молоток

учитель – кит, ученик – кино

учитель – кит, ученик – лента


Затем игра усложняется. Учитель называет слово с твёрдого согласного звука, ребёнок отвечает словом, начинающимся с его мягкой пары или с любого мягкого согласного звука.

учитель – рука, ученик – река

учитель – рука, ученик – мясо

учитель – вилка, ученик – вода

учитель – вилка, ученик – молоко.


«Придумай слово по модели». Игра проводится в конце курса «Обучение грамоте». Даётся модель, дети придумывают к ней слова. Сначала даётся трёхзвуковая модель. Например, синяя, красная, синяя. ( Дом, сом, дым, сок…).


«Кто внимательный». Ставятся две фишки одна под другой: синяя и зелёная. Рядом с ними выставляются все гласные буквы, которые пишутся после твёрдых и мягких согласных. Ученики закрывают глаза, а учитель переставляет буквы, меняет их местами, например, на место буквы «а» ставит букву «я» и т.д. Дети, открыв глаза, должны узнать, что изменилось. Менять буквы можно только парами. Фиксируется внимание на том, какие гласные пишутся после твёрдых согласных, а какие – после мягких. Если менять произвольно, то нарушится учебная задача.


«Найди свой домик». 2 ученика (ведущие) берут один синюю, а другой зелёную фишку. Детям раздаются буквы. По сигналу учителя они должны занять своё место в синем или зелёном домике. Ведущие пропускают только те из них, которые пишутся после его согласного звука. Если ведущий ошибся, учитель просит проверить, не попала ли в его домик какая-нибудь лишняя буква.


«Загадки о звуках». Например, при дифференциации звуков «с» и «з». Слушайте внимательно, я вам расскажу о звуке, а вы покажете мне букву, которой этот звук записывается: это согласный звук. Преграда создаётся языком и зубами, при произнесении этого звука горлышко работает, это звонкий согласный звук, имеет твёрдую пару. Можно изменить задание: Слушайте внимательно, поднимайте нужную букву, «з» или «с»: слон, змея, весы, косы, спокойно. Закон, заноза, бусы, месяц, гроза, лисята, осина, злой, Трезор. Варианты разные: хлопать, топать, встать, сесть и т.д.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Дидактические игры на уроках в начальной школе

Автор: Ярцева Наталья Владимировна

Дата: 22.02.2020

Номер свидетельства: 540687

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Роль дидактической игры на уроках английского языка в начальной школе."
    ["seo_title"] => string(72) "rol_didakticheskoi_igry_na_urokakh_angliiskogo_iazyka_v_nachalnoi_shkole"
    ["file_id"] => string(6) "514675"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1560443672"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Брошюра "Дидактические игры на уроках в начальной школе""
    ["seo_title"] => string(64) "broshiura_didaktichieskiie_ighry_na_urokakh_v_nachal_noi_shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "406153"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1491223737"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) ""Использование современных технологий на уроках в начальной школе""
    ["seo_title"] => string(66) "ispolzovaniiesovriemiennykhtiekhnologhiinaurokakhvnachalnoishkolie"
    ["file_id"] => string(6) "259582"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1448795400"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(170) "Дидактические игры как средство развития речи детей с ограниченными возможностями здоровья"
    ["seo_title"] => string(80) "didakticheskie_igry_kak_sredstvo_razvitiia_rechi_detei_s_ogranichennymi_vozmozhn"
    ["file_id"] => string(6) "559707"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1602435033"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "ПРИМЕНЕНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА "
    ["seo_title"] => string(68) "primienieniie-didaktichieskikh-igr-na-urokakh-okruzhaiushchiego-mira"
    ["file_id"] => string(6) "134150"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1416673663"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства