kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Дидактическая игра в формировании познавательного интереса к математике у младших школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

В современном образовательном мире учитель  работающий с детьми, понимает, что с каждым годом привлечь ребенка к познавательной деятельности в школе становится все сложнее. Ребенок может получить всю необходимую информацию в сети Интернет.

Дидактическая игра помогает младшим школьникам с интересом преодолевать трудности, делает любой учебный материал увлекательнее, повышает мотивацию детей к учению. Целью дидактических игр является облегчение перехода от игровой деятельности ребёнка к учебной.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Дидактическая игра в формировании познавательного интереса к математике у младших школьников»


Роль дидактической игры в формировании познавательного интереса к математике у младших школьников


Зарождение у обучающихся истинного интереса к математике во многом предопределено профессионализмом и педагогическим мастерством учителя. Несомненно, владение различными педагогическими технологиями, знание психологических особенностей возрастного развития обучаемых также становится предопределяющим в активизации познавательного интереса.

Поддержание интереса к изучаемому материалу по математике, в первую очередь требует активизации к изучаемому предмету, способов обеспечения такой активизации на протяжении всего урока. Использование дидактических игр в преподавании математики во многом позволяет решить проблему в формировании познавательного интереса обучающихся младших школьников.

Игровые методы обучения занимают особое место среди педагогических технологий, благодаря своей многофункциональности и многовековому опыту.

Становление игры как метода обучения, имеет свою историю развития, включающую различные теории её происхождения, значения и сущностного содержания.

Игра как феномен культурно исторического, философского, психологического и педагогического явления, охватывает все сферы жизнедеятельности человека, возникая с момента рождения и сопровождая его всю жизнь.

В античные времена игре придавали важно значение, включая её в культовые праздники. Они вызывали интерес, и через них процесс познания окружающей действительности превращался в «некое удовольствие».

В педагогике под игрой понимают любое соревнование или состязание между играющими, действия которых, ограничены определёнными условиями и направлены на достижение определённой цели.

Основные особенности игрового метода обучения, отличающие его от других педагогических методов, которые заключаются в следующем:

• Игра по своему содержанию и своеобразию, в отличии от других методов обучения, является привычной и любимой формой деятельности для человека любого возраста;

• Игровой метод обучения, за счет своей содержательной природы игровой ситуации, является одним из наиболее эффективных средств активизации познавательного интереса участников игры, она способна вызвать у них высокое эмоциональное и физическое напряжение.

• Специфичность игры заключается в том, что возникающие трудности в процессе игры, препятствия и психологические барьеры значительно легче преодолеваются в отличии других методов обучения.

• По своей природе игровой метод обучения отличается мотивационной природой, которая проявляется отношением к познавательной деятельности: вызывает у участников инициативу, настойчивость, творческий подход, воображение, устремлённость.

Потенциал игрового метода обучения, в частности дидактической игры при формировании познавательного интереса на уроках математики и внеклассной работе заложен непосредственно в сущности её предназначения и многофункциональности, направленной на решение педагогических задач.

Дидактическая игра как сложный механизм учебной деятельности предполагает определённую структуру, состоящую из следующих основных компонентов:

• Сущность игрового замысла заключается в обеспечении погружения участников в процесс игры. Чаще всего игровой замысел отражается в названии игры

• Игровые правила содержат обязательное наличие регламентированной системы, прототип законов в реальной жизни, где отражены основные допустимо возможные действия участников игры.

• Игровые действия направлены на активизацию деятельности обучаемых, создают возможность проявить свои способности, знания, умений и навыки для достижения целей игры и регламентированы правилами игры

• Главным и основным компонентов игры является познавательное содержание, включающее в себя те знаний и умения, которые применяются участниками при решении учебной проблемы, поставленной игрой.

• Оборудование дидактической игры чаще всего предполагает тот же набор оснащения, что и урока.

• Завершающим и неотъемлемым компонентом дидактической игры выступает результат или финал. Результатом дидактической игры становится решение поставленной учебной задачи, определяющее моральное и умственное удовлетворение участников.

Игровая форма занятий создаётся на уроках математики при помощи приёмов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.

Правильно построенная игра на уроках математики обогащает процесс мышления, развивает саморегуляцию, укрепляет волю ребёнка. Игра ведёт к его самостоятельным открытиям, решениям проблем.

В младших классах при обучении математики, чаще всего используют следующие виды дидактических игр: игры – упражнения; игры – путешествия; сюжетная (ролевая) игра; игра – соревнование.

Игры – путешествия служат, в основном, целям углубления, осмысления и закрепления учебного материала.

Сюжетная (ролевая) игра отличается тем, что инсценируются условия воображаемой ситуации, а учащиеся играют определённые роли. Уроки – ролевые игры можно разделить по мере возрастания их сложности на три группы:

1) имитационные, направленные на имитацию определённого профессионального действия;

2) ситуационные, связанные с решением какой-либо узкой конкретной проблемы - игровой ситуации;

3) условные, посвящённые разрешению, например, учебных или производственных конфликтов и т.д.

Игра – соревнование может включать в себя все вышеназванные виды дидактических игр или их отдельные элементы. Для проведения этого вида игры учащиеся делятся на группы, команды, между которыми идет соревнование. Существенной особенностью игры – соревнования является наличие в ней соревновательной борьбы и сотрудничества.

Игры – упражнения занимают обычно 10 – 15 минут и направлены на совершенствование познавательных способностей учащихся. Это разнообразные викторины, кроссворды, ребусы, чайнворды, шарады, головоломки, загадки.

В основе игр-поручений лежат действия с предметами, словесные поручения. Игровая задача и игровые действия в них основаны на предложении что-то сделать.

Главной особенностью игр-загадок является логическая задача. Способы построения логических задач различны, но все они активизируют умственную деятельность ребёнка.

В основе игры-беседы лежит общение педагога с детьми, детей с педагогом и детей друг с другом.

В реальной практике обучения все виды игр могут выступать и как самостоятельные, и как взаимно дополняющие друг друга. Использование каждого вида игр и их разнообразных сочетаний определяется особенностями учебного материала, возрастом учащихся и другими педагогическими факторами.

2



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Елена Викторовна Приходько

Дата: 29.05.2023

Номер свидетельства: 632669

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Дидактические игры на уроках в начальной школе. "
    ["seo_title"] => string(54) "didaktichieskiie-ighry-na-urokakh-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "151640"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1420728386"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Использование дидактических игр на уроках в начальной школе "
    ["seo_title"] => string(68) "ispol-zovaniie-didaktichieskikh-ighr-na-urokakh-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "240462"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1445014545"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) ""Роль дидактической игры в системе обучения младших школьников" "
    ["seo_title"] => string(71) "rol-didaktichieskoi-ighry-v-sistiemie-obuchieniia-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "125303"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414948331"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "Игры  на уроках в школе для неслышащих обучающихся."
    ["seo_title"] => string(67) "ighry-na-urokakh-v-shkolie-dlia-nieslyshashchikh-obuchaiushchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "331272"
    ["category_seo"] => string(6) "corect"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1464595180"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Брошюра "Дидактические игры на уроках в начальной школе""
    ["seo_title"] => string(64) "broshiura_didaktichieskiie_ighry_na_urokakh_v_nachal_noi_shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "406153"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1491223737"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства