Дидактическая игра в формировании познавательного интереса к математике у младших школьников
Дидактическая игра в формировании познавательного интереса к математике у младших школьников
В современном образовательном мире учитель работающий с детьми, понимает, что с каждым годом привлечь ребенка к познавательной деятельности в школе становится все сложнее. Ребенок может получить всю необходимую информацию в сети Интернет.
Дидактическая игра помогает младшим школьникам с интересом преодолевать трудности, делает любой учебный материал увлекательнее, повышает мотивацию детей к учению. Целью дидактических игр является облегчение перехода от игровой деятельности ребёнка к учебной.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Дидактическая игра в формировании познавательного интереса к математике у младших школьников»
Роль дидактической игры в формировании познавательного интереса к математике у младших школьников
Зарождение у обучающихся истинного интереса к математике во многом предопределено профессионализмом и педагогическим мастерством учителя. Несомненно, владение различными педагогическими технологиями, знание психологических особенностей возрастного развития обучаемых также становится предопределяющим в активизации познавательного интереса.
Поддержание интереса к изучаемому материалу по математике, в первую очередь требует активизации к изучаемому предмету, способов обеспечения такой активизации на протяжении всего урока. Использование дидактических игр в преподавании математики во многом позволяет решить проблему в формировании познавательного интереса обучающихся младших школьников.
Игровые методы обучения занимают особое место среди педагогических технологий, благодаря своей многофункциональности и многовековому опыту.
Становление игры как метода обучения, имеет свою историю развития, включающую различные теории её происхождения, значения и сущностного содержания.
Игра как феномен культурно исторического, философского, психологического и педагогического явления, охватывает все сферы жизнедеятельности человека, возникая с момента рождения и сопровождая его всю жизнь.
В античные времена игре придавали важно значение, включая её в культовые праздники. Они вызывали интерес, и через них процесс познания окружающей действительности превращался в «некое удовольствие».
В педагогике под игрой понимают любое соревнование или состязание между играющими, действия которых, ограничены определёнными условиями и направлены на достижение определённой цели.
Основные особенности игрового метода обучения, отличающие его от других педагогических методов, которые заключаются в следующем:
• Игра по своему содержанию и своеобразию, в отличии от других методов обучения, является привычной и любимой формой деятельности для человека любого возраста;
• Игровой метод обучения, за счет своей содержательной природы игровой ситуации, является одним из наиболее эффективных средств активизации познавательного интереса участников игры, она способна вызвать у них высокое эмоциональное и физическое напряжение.
• Специфичность игры заключается в том, что возникающие трудности в процессе игры, препятствия и психологические барьеры значительно легче преодолеваются в отличии других методов обучения.
• По своей природе игровой метод обучения отличается мотивационной природой, которая проявляется отношением к познавательной деятельности: вызывает у участников инициативу, настойчивость, творческий подход, воображение, устремлённость.
Потенциал игрового метода обучения, в частности дидактической игры при формировании познавательного интереса на уроках математики и внеклассной работе заложен непосредственно в сущности её предназначения и многофункциональности, направленной на решение педагогических задач.
Дидактическая игра как сложный механизм учебной деятельности предполагает определённую структуру, состоящую из следующих основных компонентов:
• Сущность игрового замысла заключается в обеспечении погружения участников в процесс игры. Чаще всего игровой замысел отражается в названии игры
• Игровые правила содержат обязательное наличие регламентированной системы, прототип законов в реальной жизни, где отражены основные допустимо возможные действия участников игры.
• Игровые действия направлены на активизацию деятельности обучаемых, создают возможность проявить свои способности, знания, умений и навыки для достижения целей игры и регламентированы правилами игры
• Главным и основным компонентов игры является познавательное содержание, включающее в себя те знаний и умения, которые применяются участниками при решении учебной проблемы, поставленной игрой.
• Оборудование дидактической игры чаще всего предполагает тот же набор оснащения, что и урока.
• Завершающим и неотъемлемым компонентом дидактической игры выступает результат или финал. Результатом дидактической игры становится решение поставленной учебной задачи, определяющее моральное и умственное удовлетворение участников.
Игровая форма занятий создаётся на уроках математики при помощи приёмов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.
Правильно построенная игра на уроках математики обогащает процесс мышления, развивает саморегуляцию, укрепляет волю ребёнка. Игра ведёт к его самостоятельным открытиям, решениям проблем.
В младших классах при обучении математики, чаще всего используют следующие виды дидактических игр: игры – упражнения; игры – путешествия; сюжетная (ролевая) игра; игра – соревнование.
Игры – путешествия служат, в основном, целям углубления, осмысления и закрепления учебного материала.
Сюжетная (ролевая) игра отличается тем, что инсценируются условия воображаемой ситуации, а учащиеся играют определённые роли. Уроки – ролевые игры можно разделить по мере возрастания их сложности на три группы:
1) имитационные, направленные на имитацию определённого профессионального действия;
2) ситуационные, связанные с решением какой-либо узкой конкретной проблемы - игровой ситуации;
3) условные, посвящённые разрешению, например, учебных или производственных конфликтов и т.д.
Игра – соревнование может включать в себя все вышеназванные виды дидактических игр или их отдельные элементы. Для проведения этого вида игры учащиеся делятся на группы, команды, между которыми идет соревнование. Существенной особенностью игры – соревнования является наличие в ней соревновательной борьбы и сотрудничества.
Игры – упражнения занимают обычно 10 – 15 минут и направлены на совершенствование познавательных способностей учащихся. Это разнообразные викторины, кроссворды, ребусы, чайнворды, шарады, головоломки, загадки.
В основе игр-поручений лежат действия с предметами, словесные поручения. Игровая задача и игровые действия в них основаны на предложении что-то сделать.
Главной особенностью игр-загадок является логическая задача. Способы построения логических задач различны, но все они активизируют умственную деятельность ребёнка.
В основе игры-беседы лежит общение педагога с детьми, детей с педагогом и детей друг с другом.
В реальной практике обучения все виды игр могут выступать и как самостоятельные, и как взаимно дополняющие друг друга. Использование каждого вида игр и их разнообразных сочетаний определяется особенностями учебного материала, возрастом учащихся и другими педагогическими факторами.