-развивать внимание, речь, логическое мышление, мелкую моторику рук
-воспитывать коммуникативные умения, познавательный интерес, веру в свои силы.
-Рассмотрите выражения. По какому признаку можно разбить выражения на группы?
-Среди различных вариантов предлагаю выделить на группы, одна из которых объединяет выражения - сумму одинаковых слагаемых.
9+4+1+4+4 5+5+5+5+5
7+7+7+20 8+7+5+8
2+2+2+2+2 32+32+32
-Можно ли данные выражения записать как-либо иначе?
(Не знаем)
(Проблема!)
-Так в чём затруднение?
(Мы не знаем способа сокращения этого выражения, не знаем, какой знак можно использовать при записи сокращённого выражения)
-Что будем делать дальше?
(Нужно придумать новый способ записи суммы одинаковых слагаемых)
-Какова цель нашего урока?
(Договорится о записи выражений с одинаковыми слагаемыми)
-Что же нам поможет это сделать?
3. Определение задач урока, составление плана действий
Цель: Определение способа действий, составление плана.
-Попробуем выполнить ещё одно задание.
Игра «Веришь, не веришь»
У каждого ученика на столе листок
1
2
3
4
5
6
- Я буду говорить высказывания если вы верите, то пишите « + », если не верите, то пишите « -», если не знаете, что ответить, то оставляете пустую клетку.
Верите ли вы,
1. …что в математике 10 цифр? (ДА)
2. …что при сложении числа называются слагаемые, значение суммы? ( ДА)
3. …что 5дм 1 см = 15 см? (НЕТ)
4. …что 24 часа – это сутки?( ДА)
5. …что сложение одинаковых слагаемых называется умножение?
6. …что плюс – это знак действия вычитания? (НЕТ)
Проверка
- Что вызвало у вас затруднение?
- Какая тема урока?
Чему будем учиться на уроке?
Что знаете? Что хотели бы узнать?
(Что такое умножение? Какой знак у действия умножения?)
-Итак, как вы думаете, какая у нас тема урока? Умножение! Правильно!
А теперь сформулируем цели нашего сегодняшнего урока. Для надо продолжить мысль:
Сегодня на уроке я узнаю новое математическое действие……….(умножение)
Я узнаю, как оно……………(обозначается)
Я узнаю, для чего оно мне ………… (пригодиться)
Попробуем выполнить ещё одно задание.
У каждого на столе лежит лист бумаги. На нём вы будете делать расчёты.
-Что изображено на листе?
(На листе изображены точки)
-Сосчитайте по одному? Сколько у вас получилось точек? (40)
-Сосчитаем число групп, объединяя их по 5. Сделаем отметку на листе. Сколько групп получилось?
(Получилось 8 групп)
-Как быстрее и легче сосчитать: по одному или по пять?
(По пять сосчитать быстрее)
(Открытие!)
-При подсчёте видно, что удобнее укрупнить единицу счёта - вести счёт по 5.
-Какое выражение получается?
5+5+5+5+5+5+5+5=40.
(Выражение из восьми слагаемых, каждое из которых 5. Значит, сумма та же самая 40)
-Удобно ли так записывать? (Нет)
+Открытие нового знания.
-Вернёмся уже к поставленной проблеме: придумать новый способ записи суммы, состоящей из одинаковых слагаемых. Самый главный наш помощник – это учебник.
-Откройте учебники на с.48. Прочитайте правило.
-Кто понял, как мы сможем записать выражения иначе?
(Можно записать умножением.)
-Как обозначается знак умножение на письме?
(На письме знак умножения обозначается точкой.)
-Попробуем заменить выражения, которые мы рассматривали по другому. Посмотрите на свои листочки и запись на них.
5+5+5+5+5+5+5+5=40
-Запишем иначе. Какое число запишем сначала?
(Слагаемое 5)
-Какой знак поставим вместо знака + ?
(Знак умножения)
-Какое число запишем потом? (8)
-Почему?
(Оно обозначает то, сколько раз по 5 мы сложили)
- Итак, мы по 5 взяли 8 раз. У нас получилось выражение 5 x 8=40.