Просмотр содержимого документа
«Диагностика чувства юмора»
Диагностика чувства юмора
Чувство юмора – это способность человека подмечать в явлениях их комические стороны, эмоционально на них откликаясь. В.А. Сухомлинский называл юмор оборотной стороной мышления, а его проявление -- радостное удивление, которое стимулирует творчество, необычное видение окружающего мира. Проблемы развития чувства юмора продиктована результатами исследования социальной стороны юмора. Они свидетельствуют о положительном эффекте юмора, ослабляющем стресс, укрепляющем здоровье человека и социальные связи, позволяющем оптимистично воспринимать возникающие проблемы, повышающем удовлетворенность деятельностью и ее результативностью.
Цель юмора - рассмешить, сталкивая две несовместимые ситуации, восприятие несоответствия. Итак, чувство юмора является составляющей частью познавательной и коммуникативной функций человека, способствует развитию мышления и интеллекта.
Юмор - добродушно-насмешливое отношение к чему-либо, умение подмечать и выставлять на смех забавное и несуразное в жизненных явлениях, в искусстве - изображение чего-либо в смешном виде, беззлобно и весело вышучивает. Шутка - говорить неправду не ради лжи, а для безвредной потехи, забавы, веселья, тешить себя и людей пустой забавной выдумкой (1 апреля).
Беседа
Вопросы:
1. Что тебе кажется смешным? (Когда тебе бывает весело?)
2. Что смешного видел сегодня? (дома, на прогулке, в школе).
3. Какие знаешь смешные истории, стихотворения, сказки?
4. Кто самый смешной в названной тобой сказке?
5. Кто самый веселый дома?
6. Что такое юмор?
Вопросы 2:
Загадки-шутки
Цель: нацеливание на нахождение смешных несоответствий, способствующих развитию чувства юмора.
- У бабушки Даши внучка Маша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько всего внуков у бабушки?
- Над рекой летели птицы: голубь, щука, две синицы. Сколько птиц летело?
- В одном ящике 6 бананов, а в другом бананов нет, потому что там сидит Илюша и доедает 3 банан. Сколько всего бананов «уничтожит» Илюша?
Тест
1.Если кто-то идет в лес за грибами на ходулях, он поступает так:
а) чтобы было интереснее;
б) потому, что боится змей;
в) чтобы лучше видеть грибы
3. Если ваш одноклассник уснул на уроке, то вы:
а) позовете учителя;
б) пока он спит, нарисуете ему усы;
в) громко хлопнете дверью.
7. Если в переполненном школьном коридоре кто-то наступил вам на ногу и не собирается с нее сходить, вы ему говорите:
а) «Нога, на которой вы стоите, моя»
б) «Может быть, мы с вами поменяемся местами?»
в) «Будьте любезны подвинуться».
8. В кульминационный момент телевизионного мультфильма вдруг гаснет экран. Вы считаете это:
а) прекрасной возможностью каждому придумать свою версию;
б) совершенно естественным;
в) плохой работой технического персонала на телевидении.
10. В гостях хозяева угощают вас тем, что вы заведомо не любите. А вы:
а) с улыбкой съедите и скажете, что хозяйка дома — просто художница в кулинарии;
б) начинаете есть угощение с таким видом, что все поймут: вы делаете это через силу;
в) откажетесь.
Обработка результатов.
За каждый первый ответ (например, 1а) начисляются 3 балла, за второй (например, 2б) - 2 балла. За третий (например, 3в) - 1 балл. Если ни один из ответов вас не удовлетворил — не получаете ни одного балла.
Интерпретация результатов:
21 - 30 баллов - сверхвысокий уровень. Юмор в вас просто бурлит, даже перехлестывает через край. Так что будьте посдержаннее, иначе ваше поведение можно истолковать не так, как вам хотелось бы.
11 - 20 баллов - высокий уровень. Вы обладаете здоровым, реальным чувством юмора, в шутках не перебарщиваете. Ваше остроумие не задевает и не утомляет окружающих.
6 - 10 баллов - средний уровень. Даже в хорошем настроении вы слишком практичны. Трезвы в суждениях, а это никого не развеселит, скорее, утомит окружающих.
0 - 5 баллов - низкий уровень. Вы мрачный человек. От этого невесело и вам, и вашим друзьям. Не удивляйтесь, если вашего общества иногда избегают.
опроснику «Стили юмора» Р. Мартина.
«Изучение эмоциональных реакций у детей на смешные изображения»
Подготовка исследования. Подобрать картинки с нелепым изображением (например, у кота хвост петуха, у коровы лапы собаки, у курицы крылья орла и т.д.).
Проведение исследования. Исследование проводится индивидуально с детьми 4-7 лет. Экспериментатор показывает ребенку картинку и предлагает найти несоответствие. В протоколе фиксируют содержание картинки, ответы и объяснения ребенка, его эмоциональные реакции.
Обработка данных. Оценивают адекватность эмоциональных реакций ребенка на нелепое содержание картинки.
Уровень и тип чувства юмора
Домбровская И.С.
На сегодня существует ряд англоязычных опросников, направленных на выявление чувства юмора (Иванова, Ениколопов, 2006). Они не адаптированы на русскоязычной выборке. В отечественной популярной психологической литературе встречаются «ресторанные» тесты на уровень развития чувства юмора. Они любопытны, развлекательны и в некоторой степени могут служить оценке уровня чувства юмора. Но они вряд ли могут служить основой серьезных психологических выводов. Однако, в психологической практике иногда возникает потребность оценить уровень и тип чувства юмора. Кроме того, это просто интересно.
Целью нашей разработки является выделение основных типов чувства юмора, которое может служить основой создания в дальнейшем стандартизированных «шкал» измерения типов чувства юмора. Так, на основе анализа литературы, посвященной юмору, и анализа феноменологии юмора нам видится оптимальным выделение следующих биполярных характеристик юмора: склонность к производству юмора и склонность к восприятию юмора, а также склонность к обращению юмора на других (своего рода экстрапунитивность юмора) и склонность к обращению юмора на самих себя ( своего рода интрапунитивность юмора).
Различение индивидуальных различий в склонности к производству или восприятию юмора достаточно традиционно в психологии, восходит к Фрейду (Фрейд, 1991), и эксплицировано Меткалфом и Фелиблом в различении «юмороптики» и «юморобики» (Меткалф, Фелибл, 1997), развивается Т.В. Ивановой в исследованиях остроумия (Иванова, 2002).
Различение индивидуальных различий в склонности обращать юмор на себя или на других не так явно прописано в психологии, но несколько эксплицировано в высказывании о том, что «высшей формой юмора является юмор, обращенный субъектом на самого себя» (Домбровская, Леонтьев, 2000).
При создании методической разработки опросника уровня и типа чувства юмора нами была позаимствована структура тестов, наиболее четко представленная в известном тесте социализированности личности М.И. Рожкова, в котором вопросы регулярно чередуются, а ответы заносятся в структурированный бланк ответов
Инструкция: «Оцените по 5 балльной шкале степень того, насколько высказывания подходят Вам по шкале: 4- всегда 3- часто 2-иногда 1- редко 0-никогда и поставьте соответствующую ответу цифру в бланк ответов»
Мне нравится, когда люди шутят
Я люблю рассказывать анекдоты
Я не обижаюсь, если шутят надо мной
Я могу найти смешное в любом человеке
Я легче усваиваю информацию, если она подается с юмором
Я люблю подшутить над кем-то
Я смеюсь, когда шутят надо мной
Среди героев книг и фильмов много смешных людей
Я смотрю по телевизору юмористические передачи
Мне нравится находиться в компании, где все подшучивают друг над другом
Юмор помогает мне справляться с трудностями
Когда смеются над чьей-то ошибкой, я тоже смеюсь
Юмор помогает понимать других людей
Я люблю придумывать смешные истории
Со мной часто происходят смешные истории
Моим друзьям нравится, когда я подшучиваю над ними
Я читаю рубрику анекдотов в газетах и журналах
Я могу увидеть смешное даже в серьезном
Я считаю себя достойным смеха и юмора
Я смеюсь над незнакомыми людьми
Бланк ответов:
1
5
9
13
17
2
6
10
14
18
3
7
11
15
19
4
8
12
16
20
Обработка результатов:
По строкам вычисляют среднее.
Строка 1. склонность к восприятию юмора
Строка 2. склонность к производству юмора
Строка 3. обращенность юмора на себя
Строка 4. обращенность юмора на других
Если получаемые показатели больше трех, то можно говорить о высокой степени выраженности типа, если больше двух, но меньше трех – о средней степени, если показатель ниже двух баллов, то можно предполагать, что отдельный респондент или группа имеют низкий уровень чувства юмора в целом или по обозначенному типу.
Интерпретация и использование:
Наша методическая разработка может использоваться для анализа подростковых групп, в которых замечен «феномен осмеяния». У подростков, склонных к осмеянию других, повышен показатель обращенности юмора на других, остальные понижены.
Результаты тестирования могут служить для выдвижения гипотез о других качествах личности. Так по данным западных исследований положительные корреляции чувства юмора были установлены с такими чертами как экстраверсия, уверенность в себе, внутренний локус контроля, поленезависимость, стрессоустойчивость, оптимизм, а отрицательные корреляции – с уровнем тревожности личности (Иванова, Ениколопов, 2006). По нашим предварительным данным чувство юмора положительно коррелирует с уровнем социализированности личности, диалогичностью сознания, рефлексивностью и креативностью.
Наша разработка может использоваться для предварительного знакомства с клиентом или группой, или предлагаться для самопознания.