kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Что такое самооценка и её роль в развитии личности

Нажмите, чтобы узнать подробности

В этой статье раскрывается психологическая роль самооценки в развитии личности ребёнка, а также даётся подробное описание  видов самооценки для детей начального образования. Эта статья поможет учителям начальной школы найти индивидуальный подход к каждой группе детей с различными видами самооценки.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Что такое самооценка и её роль в развитии личности»

Фетисова Валентина Александровна





Что такое самооценка и её роль в развитии личности.


Самооценка-это не только то, как человек оценивает себя, а самооценка-это фундамент личности, личностного роста и развития. А личностное развитие младшего школьника- это и есть формирование самосознания, неотъемлемой частью которого является сформированность самоконтроля и самооценки.

В своих работах Л. С. Выготский отмечал, что именно в семилетнем возрасте и начинает складываться самооценка как обобщённое, внеситуативное и вместе с тем дифференцированное отношение ребёнка к самому себе.

Семья и климат семьи- это и есть индикатор самооценки ребёнка.

Поэтому, отправляя ребёнка в школу, родители должны чётко знать, что от них, от их тактичного и психологически грамотного поведения зависит насколько велика самооценка в их ребёнке.

Что должен знать учитель?

Во-первых, психологи выделяют следующие виды самооценки:

- завышенная самооценка;

- заниженная (негативная) самооценка;

- адекватная самооценка

Как правило, дети с завышенной самооценкой очень любят начинать новые дела, даже очень сложные, хотя их энергичность и импульсивность порой не

позволяет доводить начатое до конца. Но ребёнок собственных неудач не осознаёт, он капризен, обидчив, отличается повышенной конфликтностью, эгоцентричен, всеми силами старается обратить на себя внимание, выделиться на фоне других; бурно реагирует на замечания- кричит, топает ногами, плачет, но в детском коллективе очень часто занимает положение лидера,

так как обладает высокой познавательной и физической активностью.

Дети с заниженной (негативной) самооценкой нерешительны, обидчивы, скованны в движениях, неуверенны в себе, эмоционально закрытые, чувствительны, необщительны, страдают от многочисленных тревог и страхов,

трудно сходятся со сверстниками, хотя и имеют на то желание. Эти дети плохо

адаптируются к новым условиям; при выполнении любого дела настроены на неудачу, находят непреодолимые препятствия, часто отказываются от новых

видов деятельности из-за страха не справиться.

Заниженная (негативная) самооценка у ребёнка крайне неприятна для полноценного развития личности, так как в детском коллективе таких детей считают плаксами, слабаками, неумехами, копушами, а также такие дети могут стать изгоями.

Адекватная самооценка награждает ребёнка активностью, любознательностью, общительностью, жизнерадостностью, открытостью и

непосредственностью. Как правило такие дети умеют реагировать на замечания взрослых или сверстников, осознают их справедливость и признают

возможное нарушение ими правил или ошибки, допущенные ими в процессе своей деятельности.

Таким образом, принимая ребёнка в первый класс, каждый учитель должен осознавать, что правильное формирование самооценки у ребёнка напрямую зависит от его обучения и воспитания, которые повлияют на всё его поведение в дальнейшем.

Поэтому, к формированию самооценки у учащихся нужно относиться с особым вниманием, создавать на уроках такие условия, которые должны способствовать становлению и развитию личностных проявлений у младших школьников. И задача учителя начальных классов не только развивать умственную активность учеников, вырабатывать глубокие и прочные знания, но и грамотно формировать навыки самооценки.

Доброжелательное отношение взрослых к детям и проведение воспитательных

бесед - залог правильной сформированной самооценки. Ведь мнение окружающих является фактором для правильного представления всех своих качеств и возможностей.

На родительских собраниях важно указать родителям на то, что нельзя сравнивать своего ребёнка с другими детьми, так как выделяя способности и успехи одного ребёнка, можно лишь вызвать чувство зависти и злости у другого, потому что ребёнок не поймёт, что всё это делалось из добрых побуждений, чтобы помочь развить именно его собственные таланты, умения и навыки.

Поэтому, при беседе с родителями, учитель обязан обратить внимание на то, что в каждой семье свой ребёнок особенный, уникальный, и только тогда ребёнок поймёт свою значимость и будет ценить себя, а это значит, что он будет уверенным в себе, сможет преодолеть все трудности, уметь анализировать свои поступки, будет понимать сам « что такое хорошо и что такое плохо».

Но ни в коем случае нельзя перехваливать ребёнка, так как это может привести к обратному результату- ребёнок будет считать себя самым лучшим и необыкновенным человеком, что, безусловно, затруднит его положение в социуме.

В целях диагностики и формирования самооценки я использую письменный анализ учеником своей работы ( примерные вопросы):

1) Как я работал на уроке ? ( с интересом, без интереса, активно, не очень активно)

2) Что было трудно при выполнении задания?

3) Что я ещё не понял?

4) Как я справился с работой?

5) Что больше всего понравилось?

6) А что не понравилось?

Такую работу я провожу в специальных тетрадях, которые называются «Мои успехи». Дети периодически делают соответствующие записи, а анализ этих записей позволяет мне судить об уровне самооценки и её изменении.

Также в своей работе я использую и словесные приёмы для самоконтроля и самооценки: ( примерные вопросы):

-Что ты узнал на уроке?

-Чему научились?

-За что ты себя можешь похвалить?

-Над чем тебе ещё надо поработать?

-Какие задания тебе понравились?

-А какие задания показались трудными?

-Достиг ли ты поставленную цель в начале урока?

-Если нет, то, что помешало тебе?


Очень хорошо работают схемы-опоры, которые помогают детям оценить свои достижения: (примерные схемы-опоры):

Сегодня на уроке я……..


Мне удалось …….


Я считаю, что……


Я недостаточно уверен….


Я старался……


В конце недели я предлагаю детям изобразить свою самооценку в цвете, или в изображении какого-либо предмета.

Например: облачко настроения;

солнышко настроения;

дерево настроения;

цветок настроения

(или раскрасить в цветет какой-то предмет)


В конце четверти(3класс) дети проводят самоанализ своей деятельности. Предлагаю такие вопросы:

- Что удалось в этой четверти?

- По каким предметам результаты получились лучше?

- А по каким хуже?

- В чём ты видишь причину?

- Чем отличился в этой четверти?

- Какую цель поставишь в следующей четверти?


И ещё. Межличностные отношения играют важную роль в правильном формировании самооценки. При дефиците общения, ребёнок не может в полной мере провести оценку своих недостатков и достоинств и у него может сложиться неправильное мнение о своей личности. А овладение умением самооценки обеспечивает ребёнку комфорт в обучении, снимает стресс и предоставляет возможность школьникам учиться с огромным интересом и желанием, а также даёт ученикам реальный « инструмент» посредством которого он способен управлять процессом собственного учения на дальнейших этапах.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Что такое самооценка и её роль в развитии личности

Автор: Фетисова Валентина Александровна

Дата: 18.11.2015

Номер свидетельства: 255216

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Важность портфолио в развитие личности и школьной мотивации. "
    ["seo_title"] => string(63) "vazhnost-portfolio-v-razvitiie-lichnosti-i-shkol-noi-motivatsii"
    ["file_id"] => string(6) "158098"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1421685734"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Важность портфолио в развитии личности и школьной мотивации. "
    ["seo_title"] => string(62) "vazhnost-portfolio-v-razvitii-lichnosti-i-shkol-noi-motivatsii"
    ["file_id"] => string(6) "158106"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1421686369"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Формирование самооценки обучающихся в младшем школьном возрасте"
    ["seo_title"] => string(77) "formirovaniie-samootsienki-obuchaiushchikhsia-v-mladshiem-shkol-nom-vozrastie"
    ["file_id"] => string(6) "258281"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1448468772"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(148) "Психологические особенности формирования личности в младшем школьном возрасте "
    ["seo_title"] => string(89) "psikhologhichieskiie-osobiennosti-formirovaniia-lichnosti-v-mladshiem-shkol-nom-vozrastie"
    ["file_id"] => string(6) "126296"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415136164"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(174) ""Развитие творческого потенциала учащихся как одно из направлений работы с одаренными детьми" "
    ["seo_title"] => string(106) "razvitiie-tvorchieskogho-potientsiala-uchashchikhsia-kak-odno-iz-napravlienii-raboty-s-odariennymi-diet-mi"
    ["file_id"] => string(6) "166365"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422954721"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства