Просмотр содержимого документа
«Читательская грамотность.»
Читательскаяграмотность
Читательскаяграмотность – это не синоним начитанности или хорошей техники чтения, а способность понимать, использовать и анализировать прочитанное.
Термин «читательская грамотность» появился в российской педагогике в начале 2000 гг. В то время, когда отечественные образовательные учреждения впервые приняли участие в международных программах по оценке достижений учащихся PISA (Программа для международного оценивания студентов (учеников)) и PIRLS (Прогресс в международном обучении читательской грамотности).
Текст для проверки читательской грамотности предлагают 2 типов: сплошной (описание, повествование, объяснение, аргументация, инструкция) и не сплошной: включаются различные виды изображений (иллюстрации, таблицы, графики, карты, заполненные формы).
Сравнение стран по шкале «Читательская грамотность»
(изменения в качестве чтения 15-летнихучащихся, которые произошли за девять лет с 2000 по 2009 года в разных странах)
№
Отношение по странам
Страна
PISA
2000 (средний балл)
PISA
2003
PISA
2006
PISA
2009
Сплошные тексты
2009
Несплошные тексты
2009
1
Выше среднего
Шанхай (Китай)
5
Сингапур
8
Япония
17
США
20
Средний
Германия
22
Франция
25
Великобритания
43
Ниже среднего
Россия
462
442
440
459
461
452
64
Азербайджан
65
Кыргызстан
Россия реагирует на требования современности воспитывать читателей, для которых понятным является любой формат текста.
Если раньше умение читать считалось достаточным для получения информации из текста, то современные представления о процессе чтения включают совокупность навыков, которые совершенствуются на протяжении всей жизни.
У развитого читателя сформированы 2 большие группы навыков: способность получать из текста информацию и строить на её основе суждения; умение построения логических выводов и оценки на основе личных знаний.
Составляющие элементы
Читательская грамотность включает в себя:
беглое чтение;
толкование текста в буквальном смысле;
оценка языка и формы сообщения;
поиск информации и её извлечение;
преобразование данных от частных явлений к обобщенным;
формулирование основных идей и выводов;
общее понимание текста;
размышления о содержании и оценка, соотнесение с внетекстовой информацией.
Все эти навыки взаимосвязаны между собой. Работа по читательской грамотности опирается не только на сам текст. Под ней подразумевают умение извлекать дополнительную информацию, делать выводы, видеть «зазоры» между авторским изложением мыслей.
Текст для проверки читательской грамотности может быть 2 типов: сплошной (описание, повествование, объяснение, аргументация, инструкция) и не сплошной: включаются различные виды изображений (иллюстрации, таблицы, графики, карты, заполненные формы).
Тенденции развития читательской грамотности между 2000 и 2009 годами
найти и извлечь (информацию из текста) – 25%
интегрировать и интерпретировать (сообщения текста) – 50%
осмыслить и оценить (сообщение текста) – 25%
Чаще всего для диагностики читательской грамотности используются повествования, объяснения и описания. Наиболее важными качественными параметрами текстов являются их последовательность и связность. Сложность текста и вопросов выбирается в зависимости от возрастной категории. Заданием для второклассников может быть короткий рассказ о лесном животном, в котором нужно: определить, о ком идёт речь; найти причину какого-либо явления и подчеркнуть её в тексте; отметить, в каком типе источников можно найти подобного рода текст (сборник сказок, книга рассказов о животных, энциклопедия). Для учащихся четвертых классов предоставляется информационное описание из области естественных наук. Часть знаний из такого текста уже известна детям из школьной программы. Ученику для решения поставленной задачи может понадобиться соединить ранее полученные знания с новыми, которые неявным образом изложены в повествовании.
Способы оценки
Задания для диагностики читательской грамотности предлагаются в 2 основных форматах – в виде тестов с готовыми ответами на выбор и свободно конструируемые, в которых нет ограничений по форме и содержанию ответов. Последние помогают лучше оценить когнитивную деятельность учащихся.
Извлечение информации
Чтобы получить определенную информацию из текста, необходимую для решения задания, необходима выработка следующих навыков: беглое чтение; выделение той части текста, где содержится ответ; установление взаимосвязи между деталями вопроса и текста. Взаимосвязь между заданием и ответом может быть буквальная (дословная) и косвенная (синонимическая). Примером первого типа служит нахождение времени или места действия в тексте. Поиск в синонимическом виде является более сложным, и такие задания предлагают учащимся в более старшем возрасте. Чтобы решить данную задачу, читатель должен уметь относить схожие явления к одной категории или, наоборот, выявлять различия между аналогичными понятиями. Сложность такого рода заданий определяется также объемом текста (количеством страниц) и размером сообщения, которое нужно найти.
Интегрирование и интерпретация
Одной из составляющих диагностической работы по читательской грамотности является оценка способности учащегося истолковывать прочитанное. Самым простым заданием данного типа служит выявление главной темы. Такая деятельность требует от читателя определения иерархии изложенных автором мыслей, отделение главного от второстепенного. Для понимания общего смысла текста учащийся должен также уметь связывать отдельную информацию (интегрировать ее) и понимать ее внутренний смысл, который не сообщается напрямую. Интерпретация заключается в способности выполнения следующих умственных действий: составление выводов; краткое формулирование главных мыслей автора; составление умозаключения о каких-либо событиях; определение причинно-следственных связей. Все эти умения помогают выработать целостное понимание информации, заключающейся в тексте. В практическом плане это может выражаться в следующих заданиях: написать вступление к тексту; придумать название; объяснить, для чего приложен рисунок, значение одного из эпизодов; восстановить данные в таблице по информации из текста; составить характеристику главному герою повествования и другие задачи.
Осмысливание и оценка
Оценка текста связана со знаниями и опытом, которые у учащегося были до его прочтения. Такая деятельность предполагает сравнение, противопоставление или составление предположений. В большинстве случаев ответы должны быть в произвольной форме, а задания заключаются в следующем: высказать свою точку зрения по какому-либо вопросу; согласиться или не согласиться с предлагаемым утверждением; определить задачи автора в тексте или его отношение к главному герою; оценить, достигнута ли автором цель при использовании данного типа построения повествования. Выработка этих навыков способствует тому, что у учащегося вырабатывается критический анализ полученной информации и выявление предвзятого суждения автора текста.
Формирование читательской грамотности
Ее, как и другие умения, можно развивать. Так как часть вопросов предполагает логические умозаключения, то улучшение логического мышления и его скорости также способствует этому процессу. На основе международных тестов разработаны методические пособия, составленные для учеников различного возраста по отечественной художественной и естественно-научной литературе. В качестве самостоятельных развивающих приемов в отношении любого текста, соответствующего возрастной группе, можно использовать следующие: определить, в каком месте учебника (или другой книги) словесно описывается объект, изображенный на рисунке; составить вопросы к повествованию; написать свое суждение по основной мысли автора текста; выделить ключевые фразы, расположить их в логической последовательности, сделать по ним рассказ; разработать план текста; сделать таблицу или схему по изученной информации; найти логическую ошибку в повествовании; упростить текст, сделать его короче без потери основного смысла; составить кроссворд по прочитанному.
Уровни
При диагностике умений выделяют 3 уровня читательской грамотности:
Низкий. Ученик не воспринимает чувства автора, изложенные письменно, мысли и знания. Отсутствует способность к самообразованию.
Средний. Для получения сообщений из текста и построения собственных суждений ученику требуется определенная помощь педагога. Особенно это касается той информации, которая противоречит предыдущему жизненному опыту. Данный уровень характерен для читателей, не до конца освоивших основы навыков чтения.
Высокий. Ученик может продолжить обучение на следующей образовательной ступени. Он может оценивать текст самостоятельно, без помощи со стороны.
Возрастные нормы
Необходимые навыки читательской грамотности в соответствии с возрастом ученика распределяются следующим образом:
1-6 классы – выделение главной мысли в тексте, способность найти в нем ответ на вопрос, пересказ прочитанного;
7-8 классы – разработка плана и воспроизведение по нему прочитанного текста, решение задач по предложенному образцу, способность запоминать формулы и термины;
9-11 классы – конспектирование и тезисное изложение изученного материала, применение новой теоретической информации в других учебных ситуациях, подтверждение научных фактов.
Начиная с пятого класса необходимо постепенно усложнять навыки самостоятельного чтения и понимания текста. Чем раньше будет сформирована читательская грамотность, тем легче она получит своё развитие в старшем возрасте.