kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Развитие читательской грамотности на уроках музыки

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие читательской грамотности на уроках музыки

Прием «Эпитет»

Игра «Что сначала, что потом»

Введение

Успешное усвоение школьной программы невозможно без сформированности у обучающихся читательской грамотности. Чтение и работа с информацией занимает особое место среди метапредметных универсальных учебных действий. Поэтому обучение любому предмету должно включать приемы чтения на разнообразном учебном материале. Уроки музыки, так же не являются в этом исключением.

Развитие читательской грамотности на уроках музыки

Прием «Эпитет»

Игра «Что сначала, что потом»

Введение

Успешное усвоение школьной программы невозможно без сформированности у обучающихся читательской грамотности. Чтение и работа с информацией занимает особое место среди метапредметных универсальных учебных действий. Поэтому обучение любому предмету должно включать приемы чтения на разнообразном учебном материале. Уроки музыки, так же не являются в этом исключением.

Развитие читательской грамотности на уроках музыки

Прием «Эпитет»

Игра «Что сначала, что потом»

Введение

Успешное усвоение школьной программы невозможно без сформированности у обучающихся читательской грамотности. Чтение и работа с информацией занимает особое место среди метапредметных универсальных учебных действий. Поэтому обучение любому предмету должно включать приемы чтения на разнообразном учебном материале. Уроки музыки, так же не являются в этом исключением.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Развитие читательской грамотности на уроках музыки»

Развитие читательской грамотности на уроках музыки

Прием «Эпитет»

Игра «Что сначала, что потом»

Введение

Успешное усвоение школьной программы невозможно без сформированности у обучающихся читательской грамотности. Чтение и работа с информацией занимает особое место среди метапредметных универсальных учебных действий. Поэтому обучение любому предмету должно включать приемы чтения на разнообразном учебном материале. Уроки музыки, так же не являются в этом исключением.

На уроках музыки и в повседневной жизни мы часто обращаемся к музыкальным произведениям, которые так или иначе связаны с литературой. Без нее не могли бы появиться на свет ни опера, ни балет, ни оперетта, ни мюзикл, так как в основе их сюжета, как правило, лежит литературное произведение (сказка, повесть, роман и др.). Без стихов нельзя написать песню или такие музыкальные произведения, как романс, кантата. Поэтому на уроках музыки так же систематически и целенаправленно ведется работа над развитием читательской грамотности обучающихся.

Например, при изучении жанров вокальной музыки (песня, романс, баллада и т.д) можно использовать прием «Эпитет». Для этого следует разбить текст стихотворения на отдельные смысловые части и к каждой части подобрать эпитет (предложенный учителем или подобранный самостоятельно детьми). При кажущейся внешней простоте этого задания, трудность заключается в том, что нужно максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию, для того, чтобы верно подобрать подходящий по смыслу эпитет.

Цель данного приема – развитие умения смыслового чтения текста.

Планируемый результат:

- демонстрируют умение смыслового чтения текста;

- анализируют и сравнивают заключенную в тексте информацию.

Пример: Г.П. Сергеева, Е. Д. Критская. 6 класс. Тема урока: «Два музыкальных посвящения».

На данном уроке учащиеся знакомятся с романсом М. Глинки «Я помню чудное мгновенье» на стихи А. С. Пушкина. Сначала учитель предлагает прочитать стихотворение, вслушиваясь в его звучание. Затем подобрать к каждому из шести четверостиший названия (эпитеты), которые соответствуют их образно-смысловому содержанию.

Порыв, воспоминание, забвение, вдохновение, встреча, радость

Встреча
Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
Воспоминание

В томленьях грусти безнадежной,
В тревогах шумной суеты,
Звучал мне долго голос нежный
И снились милые черты.
Порыв
Шли годы. Бурь порыв мятежный
Рассеял прежние мечты,
И я забыл твой голос нежный,
Твои небесные черты.
Забвение
В глуши, во мраке заточенья
Тянулись тихо дни мои
Без божества, без вдохновенья,
Без слез, без жизни, без любви.
Вдохновение
Душе настало пробужденье:
И вот опять явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
Радость
И сердце бьется в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь.


Так же ярким примером, где можно применить прием «Эпитет» может быть баллада Ф. Шуберта на стихи И. Гёте «Лесной царь».



Игра «Что сначала, что потом»

Игровая технология

Использование на уроках игровой технологии обеспечивает достижение единства эмоционального и рационального в обучении. Здесь происходит получение и обмен информацией, формируются навыки общения и взаимодействия. Включение в урок игровых моментов делает обучение более интересным, создает у учащихся хорошее настроение, облегчает процесс преодоления трудностей в обучении.

Игра «Что сначала, что потом»

Цель игры: учить детей связно выражать свои мысли, составлять сложные предложения, устанавливать причинно-следственные связи.

Планируемый результат:

- пополнение словарного запаса ребенка;

- развитие логического мышления, связной речи;

- анализ и систематизирование полученных знаний.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Развитие читательской грамотности на уроках музыки

Автор: Банацкая Наталья Михайловна

Дата: 14.04.2022

Номер свидетельства: 604842

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(75) "Разработки уроков по программе Гармония "
    ["seo_title"] => string(42) "razrabotki-urokov-po-proghrammie-garmoniia"
    ["file_id"] => string(6) "226739"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1440440817"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Рабочая программа по литературе для 9 класса общеобразовательной школы "
    ["seo_title"] => string(82) "rabochaia-proghramma-po-litieraturie-dlia-9-klassa-obshchieobrazovatiel-noi-shkoly"
    ["file_id"] => string(6) "163946"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1422552045"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) "Рабочая программа по литературе 8 класс."
    ["seo_title"] => string(46) "rabochaia-proghramma-po-litieraturie-8-klass-2"
    ["file_id"] => string(6) "301293"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456902666"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "технологические карты по литературному чтению 3 класс Гармония "
    ["seo_title"] => string(73) "tiekhnologhichieskiie-karty-po-litieraturnomu-chtieniiu-3-klass-garmoniia"
    ["file_id"] => string(6) "234455"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1443451316"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства