kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Человек как предмет воспитания

Нажмите, чтобы узнать подробности

Человек как предмет воспитани. В наше время.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Человек как предмет воспитания»

Автор Бобровская М.М

ТЕМА: ЧЕЛОВЕК КАК ПРЕДМЕТ ВОСПИТАНИЯ

План

    1. Понятие о личности.

    2. Развитие личности и его факторы.

    3. Воспитание как фактор развития личности.



1.1.«Если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях», - так К.Д. Ушинский понимал одно из условий педагогической деятельности: изучать природу ребенка. Педагогика должна иметь научное представление о личности обучающегося, поскольку он субъект педагогического процесса. Поэтому вопрос о природе личности носит методологический характер и имеет не только теоретическое, но и большое практическое значение. В науке различаются понятия: человек, индивид, личность, индивидуальность.

Человек – биологический вид, высокоразвитое животное, способное к сознанию, речи, труду

Индивид – это отдельная особь, человеческий организм с только ему присущими особенностями. Индивидуальность соотносится с понятием личность, отражая особенности конкретной личности.

Личность - это индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности, существо общественное и формирующееся в совместной с другими деятельности и общении.

Личность – особое системное качество индивида, характеризующееся направленностью, наличием интеллектуально-познавательной сферы, системой потребностей и мотивов, эмоционально-ценностных отношений, самосознанием.

Личность, будучи сложной системой, включает в себя биологические пласты и социальные образования, что ведет к вопросу о структуре личности.

В науке К.К. Платонов выделяет четыре подструктуры личности:

  • биопсихические свойства: темперамент, возрастные особенности, свойства нервной, кровеносной и других систем;

  • психические процессы: внимание, память, воображение, эмоции, воля, мышление и др.;

  • опыт: умения, навыки, знания, способности и привычки;

  • направленность: мировоззрение, убеждения, идеалы, стремления, интересы.

Разные ученые выделяют в личности примерно одинаковые структуры: природные, низшие, пласты и высшие свойства (дух, направленность, сверх-Я), однако объясняют их происхождение по-разному. Исходя из этого, природа личности имеет сложную структуру, личность представляет собой единое целое, где биологическое и социальное находятся в тесном взаимодействии.

1.2. Развитие личности – одна из главных категорий в педагогике и психологии. Развитие личности понимается как процесс количественных и качественных изменений под влиянием внешних и внутренних факторов. В педагогической науке имеется термин «формирование личности», который употребляется в двух значениях: формирование личности как ее развитие, как процесс и результат изменений и его изучает психология; формирование личности как процесс воспитания, «проектирование личности» (А.С. Макаренко), и это педагогический процесс.

Развитие ведет к изменению качеств личности, к появлению новых свойств. Изменение личности от возраста к возрасту протекает в следующих направлениях:

  • физическое и физиологическое развитие (рост, вес, системы организма, нервная деятельность);

  • психическое развитие (процессы восприятия, память, мышление, речь; развитие воли, характера, эмоций, общих и интеллектуальных способностей);

  • социальное развитие (формирование нравственных чувств, усвоение социальных ролей, процессы адаптации, индивидуализации, интеграции в обществе);

Возникает вопрос, под влиянием каких факторов происходит развитие личности? Фактор - движущая сила, причина какого-либо процесса. С точки зрения биологически ориентированных направлений, развитие понимается как развертывание генетической программы организма, как наследственно запрограммированное созревание природных сил. Следовательно развитие определяется наследственностью – способность организма воспроизводить черты предков: родовые свойства человека и индивидуальные – способность к речи, мышлению, труду, особенности органов восприятия, темперамент, характер нервных процессов и др..

Биологическую основу развития составляет задатки – индивидуальные, врожденные анатомо-физиологические особенности организма. Определяющим фактором развития, согласно биогенетическим теориям, является биологическое наследование. Есть ученые, которые утверждают, что наследственностью определяется социальное поведение человека – агрессия, склонность к правонарушениям, безответственность или, напротив, альтруизм, солидарность. Такая постановка вопроса прямо касается педагогики и воспитания человека.

Вариантом биологически ориентированной позиции является взгляд на индивидуальное развитие (онтогенез) как на повторение всех стадий, которые прошел человек в процессе своей исторической эволюции (филогенезе): в онтогенезе в сжатом виде повторяется филогенез, возникновение и развитие психики, сознания, поведения человека. Согласно З.Фрейду, в основе развития человека тоже лежат биологические процессы, проявление в разных формах либидо – полового влечения, которое определяет поведение человека.

Социологически ориентированные направления по проблеме развития личности рассматривают среду как определяющий источник развития человека. Среда – это все, что составляет окружение человека. Задатки, биологически обусловленные особенности организма, служат базой, предрасположенностью для развития способностей человека. Способности – овыполнения той или иной деятельности.

Развитие и формирование человека под влиянием всех средовых факторов в социологии принято называть социализацией. Это процесс, который очень близок педагогическому понятию «воспитание в социальном значении». А.В.Мудрик выделяет группы средовых факторов:

  • макрофакторы (космос, мир, климат, общество, государство);

  • мезофакторы (отдельные социальные группы людей и институты, СМИ);

  • микрофакторы (семья, малая группа).

Возникает вопрос – что же определяет развитие личности – природа или воспитание, биология человека или его социальная среда. Отечественная наука понимает проблему соотношения влияния разных факторов на развитие личности следующим образом. Биологически наследуемые особенности индивида только создают почву для развития личности, предрасположенность к тому или иному качеству развития личности. Природные задатки развиваются под воздействием среды и воспитания. Согласно биосоциальной теории развития личности, личность формируется под воздействием социального окружения на основе ее природного, генетического начала. Прижизненное влияние окружающей среды и воспитания называют социальным наследованием, оно и обеспечивает развитие личности. Как говорил психолог и философ С.Л. Рубинштейн, социальное действует через биологическое.


1.3.Воспитание выгодно отличается от других средовых факторов тем, что это целенаправленный и управляемый процесс, который регулирует, создает преднамеренно условия для развития и адаптации личности. Это же относится и к обучению как части целостного педагогического процесса: обучение ведет за собой развитие. Этот главный закон развития личности означает, что посредством совместной деятельности и общения формируются высшие психические функции человека, социальные навыки, этические нормы, самосознание и другие качества.

Воспитание среди всех факторов социализации трактуется как наиболее значимый в развитии личности именно в силу его организованности и направленности на развитие.

Ученые называют еще один фактор в развитии личности – это активность самого индивида, его представление о себе, его воля к саморазвитию, деятельность по самовоспитанию. Такая позиция обучающегося означает, что его активность по саморазвитию и самовоспитанию относится к внутренним факторам развития личности.

Воспитание вызывает самовоспитание, способность к внутреннему контролю, к ответственному поведению.

Роль личностной активности в развитии индивида по-своему характеризует гуманистическая педагогика. Ее создатели утверждают, что становление личности зависит от активности самого человека. Активность понимается как стремление каждого к самоактуализации, познанию себя, к самореализации.

Межнаучный анализ проблемы развития личности приводит педагогику к следующим выводам методологического характера. Педагогический процесс следует рассматривать как основной фактор формирования личности, что ведет к разработке относительно новой парадигмы в образовании, обновления всех компонентов педагогического процесса. Такая парадигма получила название личностно ориентированного образования. Анализ педагогического процесса в свете теорий развития личности ведет к утверждению субъект-субъектных отношений между педагогом и обучающимся, что характеризует современную педагогику как гуманистическую.

В настоящее время в педагогике биологическим факторам в развитии личности придается большое внимание. Это связано как с дискуссиями о соотношении социального и биологического в развитии человека, так и с переоценкой фундаментальных взглядов на воспитание человека, вызванных социально-политическими и культурными изменениями в новой истории России.


Вопросы для самоконтроля:


  1. Выпишите в словарь определения понятий: человек, индивид, личность, развитие личности, среда, наследственность, задатки, способности.

  2. Определите Ваш взгляд на соотношение социального и биологического в развитие личности. Форма отчета: резюме в 0,5 стр.

  3. Уясните для себя вопрос о соотношении обучения и развития. Форма отчета: резюме в 0,5 стр.

  4. Коротко охарактеризуйте факторы развития личности:

  • биологический фактор

  • социальный фактор

  • воспитание

  • самовоспитание






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Человек как предмет воспитания

Автор: Бобровская Маргарита Михайловна

Дата: 13.05.2022

Номер свидетельства: 606814

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(57) "Человек как предмет воспитания"
    ["seo_title"] => string(32) "chelovek_kak_predmet_vospitaniia"
    ["file_id"] => string(6) "588066"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1633507202"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "консультация "Индивидуальный подход в воспитании детей" "
    ["seo_title"] => string(58) "konsul-tatsiia-individual-nyi-podkhod-v-vospitanii-dietiei"
    ["file_id"] => string(6) "169698"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423458760"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Уроки русского языка как средство воспитания нравственных качеств. "
    ["seo_title"] => string(73) "uroki-russkogho-iazyka-kak-sriedstvo-vospitaniia-nravstviennykh-kachiestv"
    ["file_id"] => string(6) "110644"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1406356858"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Курс литературного чтения - как предмета эстетического цикла в начальной школе"
    ["seo_title"] => string(81) "kurslitieraturnoghochtieniiakakpriedmietaestietichieskoghotsiklavnachalnoishkolie"
    ["file_id"] => string(6) "304870"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1457805722"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(176) "Опережающее обучение на уроках русского языка и литературы                                      Из опыта работы "
    ["seo_title"] => string(90) "opieriezhaiushchieie-obuchieniie-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury-iz-opyta-raboty"
    ["file_id"] => string(6) "246162"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446303032"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства