Просмотр содержимого документа
«Брошюра "Развитие мотивации младших школьников"»
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Ейский полипрофильный колледж»
Развитие мотивации младших школьников
Подготовила: студентка группы Ш-22
Попович Алина
Преподаватель: Великановская Л.А
Ейск,2019
Оглавление:
Введение…………………………………………..3
Пояснительная записка……………………………4
Игры на развитие мотивации школьников ………………………………………………5-10
Список литературы…………..……………………11-12
Введение
В современной школе вопрос о мотивации учения без преувеличения может быть назван центральным, так как мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения и смыслообразования. Проблема развития мотивации учебной деятельности является актуальнейшей проблемой психологии и педагогики на настоящем этапе развития современной школы. Эта проблема привлекала и привлекает не только ведущих представителей психологии, но и философии, социологии, педагогики.
Пояснительная записка
Актуальность проблемы повышения учебной мотивации школьников обусловлена задачами повышения успешности обучения учащихся общеобразовательных школ. Проблемы мотивации обучения характерны для работы современной школы. Педагогами и психологами всё чаще отмечается значительный рост числа детей, имеющих или приобретающих «мотивационный вакуум». Это явление часто обусловлено тем, что для значительной части учащихся предъявляемый школой уровень требований оказывается недосягаемым как вследствие индивидуальных способностей, так и ввиду отсутствия интереса к его достижению.
В данной брошюре предложены игры , а для развития учебной мотивации младших школьников.
Игры помогут определить мотивы учения, а также определить степень тревожности учеников, которая связана с тем или иным предметом.
Игры , представленные в работе, направлены на развитие мотивации к обучению
«Художник»
Цель: Развивает внимание, наблюдательность и речь детей
Ребенок, взявший на себя роль художника, говорит следующие слова:
Нарисую я портрет, Только чей – пока секрет. Отгадайте, вас прошу я, Чей портрет рисую?
Художник дает устный портрет кого-нибудь из детей: "У него светлые волосы, голубые глаза, веселая улыбка. На нем коричневая рубашка, синие брюки" и т. п., а учащиеся должны догадаться, о ком идет речь.
«Черный с белым не берите, да и нет не говорите»
Цель: Развивает умения детей действовать по правилам, формируется произвольность действий, самоконтроль. Хороша тем, что играть можно в любой ситуации: в перерыве между занятиями, во время прогулки, поездки, за вечерним досугом. Взрослый вовлекает ребенка в диалог на школьную тему, но вначале обговариваются правила, выраженные в названии игры: не говорить да и нет, не называть черный и белый цвета. Например:
Тебе нравится учиться?
Какого цвета твой портфель?
У тебя есть друзья в школе?
Твои туфли черные?
Какого цвета твоя школьная рубашка?
Ты любишь читать?
Ты любишь получать пятерки?
«Слоговая арифметика»
Цель: развивать слоговой анализ и синтез, зрительные внимание и память.
1. Бал + кон =? 1. Пирог – ог =?
1. Гори + зонт =? 2. Балка – ка =?
2. Бар + бос =? 3. Парад – ад =?
3. Маска + рад =? 4. Конкурс – курс=?
4. Рак + ушки =? 5. Мышьяк – як =?
«Путаница»
Цель:Учить детей правильно составлять предложения
1. Спала крыша на кошке
2. Лужайка играл на Жора
3. Овца пасет Мишу на лугу
4. У юлы новая Люда
«Школа наоборот»
Цель: научиться разыгрывать конфликтные ситуации.
Ребенок играет учителя, взрослый — нерадивого ученика.. Учитель дает задание, ученик сопротивляется его выполнению, например:
Учитель: — А теперь мы нарисуем солнце...
Ученик: — Какое солнце? Сейчас пасмурно. Я забыл, как оно выглядит!
Учитель: — Ну-ка, давай вспомним. Оно красное или желтое?
Ученик: — Зеленое!
Учитель: — Молодец! А круглое или квадратное?
Ученик: — Продолговатое!
Учитель: — Правильно! Наша Таня (Маша, Лена) — молодец, вместо солнца — огурец! Ты, как всегда, отличница, заслужила хорошую отметку — двойку! Я очень похвалю тебя твоей маме! И зачем только такие способные дети ходят в школу, если они все знают?
Примечание. Важно, чтобы ребенок понимал юмористическое содержание диалога. Можно проигрывать отказ выполнять задание, любые попытки непослушания на уроке — при этом ребенок и взрослый должны находить неожиданные, парадоксальные решения.
«Соберем портфель»
Цель: уточнить знания детей о школьных принадлежностях.
Если ей работу дашь – Зря трудился карандаш. (Ответ: резинка, ластик.)
Новый дом несу в руке, Дверца дома на замке. Тут жильцы бумажные, Все ужасно важные. А живут в доме том Ручка, книжка и альбом. (Ответ: ранец.)
Белый камушек растаял, На доске следы оставил. (Ответ: мел)
Жмутся в узеньком домишке Разноцветные детишки. Только выпустишь на волю – Где была пустота, Там, глядишь, - красота! (Ответ: цветные карандаши)
То я в клетку, то в линейку. Написать по ним сумей-ка! Можешь и нарисовать... Что такое я?.. (Ответ: тетрадь)
У меня нарядов много, И со всеми я дружу. Кто письмо писать захочет, Все, что хочешь, напишу. (Ответ: ручка)
«Анаграмма»
Цель: развивать мыслительные операции анализа и синтеза.
Составьте слова, переставив буквы.
1.КОЛВ--- волк
2.ОНЛС--- слон
3.ЛАСИ--- лиса
4.АБАРН--- баран
5.РИГТ--- тигр
6.ТЕНО--- енот
7.ЦАЗЯ--- заяц
8.ГАЙПУПО--- попугай
«Ассоциация»
Цель : формирование положительного отношения к школе.
Ход упражнения: дети по кругу называют ассоциацию на слово «школа».
«Лишнее слово»
Цель: развивать умение выделять в словах общий признак, развитие внимания, закрепление правописаний непроверяемых гласных.
МАК
РОМАШКА
РОЗА
ЛУК
КОШКА
СОБАКА
ВОРОБЕЙ
КОРОВА
БЕРЕЗА
ДУБ
МАЛИНА
ОСИНА
КОРОВА
ЛИСА
ВОЛК
МЕДВЕДЬ
«Зрительная память»
Цель : развитие зрительной памяти.
Ход упражнения: Перед вами картина, на которой изображено много предметов. Необходимо запомнить все предметы на картине и повторить их.
Список литературы:
Гликман И. З. Основы мотивации учения // Инновации в образовании. – 2007 - № 3. – С. 64–81. – Библиогр.: 4 назв.
Гольцова Л. "Я всегда иду в школу с радостью..." : динамика самооценки и познавательной мотивации детей 6–8–ми лет при разных стилях общения учителя // Учитель. – 2006. – № 1. – С. 50–54.
Ефимова Л. А. Мотивация обучения младших школьников средствами театрального искусства // Там же. – 2006. – № 2. – С. 37–39.
Задунова Е. В. Формирование учебной мотивации младших школьников / Е. В. Задунова, А. А. Омельченко // Там же. – 2007. – № 2. – С. 20–21.
Леонова Н. А. Изучение мотивационной сферы младших школьников // Там же. – 2008. – № 2 .– С. 6–7.
Матюхина М. В. Изучение и формирование мотивации учения у младших школьников. – Волгоград : Б. и., 1983. – 72 с.
Резанцева М. О. Развитие социальной мотивации к учению как фактора субъектности младших школьников : дайджест // Мир психологии.– 2005.– N2.– С. 249–254.
Шликене, Т. Н. Метод проектов как одно из условий повышения мотивации обучения учащихся // Там же. – 2008. – № 9. – С. 34–38.
Шпика И. В. Учебная мотивация как показатель качества обучения младших школьников // Там же. – 2007. – № 2. – С. 18–19.