Брошюра: «Игры, задания, упражнения с нарушениями в развитии у младших школьников»
Брошюра: «Игры, задания, упражнения с нарушениями в развитии у младших школьников»
Сборник предназначен для организации работы по активизации познавательной деятельности младших школьников, позволяет обеспечить условия для воспитания интереса к познанию; повышению уровня познавательной активности и мотивации.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Брошюра: «Игры, задания, упражнения с нарушениями в развитии у младших школьников»»
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
ОП. 01 Педагогика
СТУДЕНТКИ ОТДЕЛЕНИЯ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПРИКЛАДНОЙ ИНФОРМАТИКИ
Специальность 44.02.02 Преподавание в начальных классах
Комбалиной Вероники Николаевны
Картотека:
«Игры, задания, упражнения по работе с нарушениями в развитии у младших школьников»
Преподаватель педагогики: Великановская Людмила Анатольевна
Ейск, 2022
СОДЕРЖАНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА……………………..3
Игры, упражнения, задания для детей с сенсорными нарушениями…………………………………………………4
Игры, упражнения, задания для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата …………………..............................5
Игры, упражнения, задания для детей с интеллектуальными нарушениями…………………………………………………6
Игры, упражнения, задания для детей с искаженным развитием……………………………………………………..7
Игры, упражнения, задания для детей с комплексными дефектами развития………………………………………….8
Игры, упражнения, задания для детей с нарушениями речи……………………………………………………………9
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………...........11
2
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Подласый И.П. и др. Педагогика начальной школы: Учеб. пособие для студ.пед.колледжей: в 2 кн. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2000. – 400 с.:ил
Сластенин В.А. и др. Педагогика Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.
УМК: «Школа России»: русский язык, математика, окружающий мир, литературное чтение.
11
3
10
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дети с интеллектуальной недостаточностью – это одна из наиболее многочисленных категорий детей, отклоняющихся в своем развитии от нормы.
Умственная отсталость — это врождённая или приобретённая в раннем возрасте задержка, либо неполное развитие психики, проявляющаяся нарушением интеллекта, вызванная патологией головного мозга.
Умеренная умственная отсталость – средняя степень психического недоразвития. Она характеризуется несформированными познавательными процессами.
У детей данной категории нарушено внимание. Оно с трудом привлекается, отличается неустойчивостью и отвлекаемостью. Для того, чтобы предотвратить такие нарушения, многие учителя приходят к выбору дидактических игр, заданий, упражнений, которые предоставляют большие возможности для умственного развития детей младшего школьного возраста.
Целью данного сборника: подобрать игры, упражнения и задания, направленные на коррекцию нарушений интеллектуального развития младших школьников.
Сборник предназначен для организации работы по активизации познавательной деятельности младших школьников, позволяет обеспечить условия для воспитания интереса к познанию; повышению уровня познавательной активности и мотивации.
6. Игры, задания, упражнения для детей с нарушением речи.
Игра «Тик-так»
Цель: учить детей действовать по сигналу учителя, развивать наблюдательность, внимательность.
Ход: Учитель говорит, обращаясь к детям: «Игра, которую мы сейчас проведем, требует внимания. Запомните и повторите слова "Тик – так - тук". Дети несколько раз повторяют этот ряд слов и только после этого учитель продолжает: «Когда я хлопну один раз, дети первой команды скажут: «Тик». Два хлопка вторая команда скажет: «Так». «Тук» - скажет третья команда, услышав три хлопка. Побеждает та команда, в которой участники будут реже ошибаться.
Упражнение «Назови по порядку»
Цель: развитие речевого дыхания, умения произносить на одном выдохе несколько слов.
Ход: Младшим школьникам предлагается сосчитать свои пальчики, игрушки или предметы на картинке – «один, два, три, четыре, пять …» (количество названных на одном дыхании чисел не должно превышать количества лет ребенка). Кроме того, дается задание перечислить по порядку времена года, дни недели, месяцы.
Задание « Голосовые действия»
Цель: формирование словарного запаса
у младших школьников.
Ход: Прослушать загадку, выделить
слова, обозначающие голосовые действия:
Я лаю со всякой собакою,
Я вою со всякой совою,
И каждую песню твою
Я вместе с тобою пою.
Когда же вдали пароход
Быком на реке заревет,
Я тоже реву: у-у-у!
9
1. Игры, задания, упражнения по развитию слухового и зрительного восприятия у младших школьников.
Игра «Определить место звука в слове».
Цель: выявить педагогические условия коррекции дисграфии у младших школьников средствами развития фонематического слуха
Ход: Определи, где: в начале, в середине, в конце слова мы слышим звук [K] в словах: крот, морковь, кулак, носок. . .
Ш – шапка, кошка, душ; С – солнышко, паста, нос; Ч – чайник, кочка, ночь; Щ – щетка, щенок, помощь; Л – луна, полка, стул; Р – паровоз, пар, роза; П – пол, лапка, стоп; К – сокол, лак, крыша и т.п.
.
Упражнение «Восьмерка»
Цель: развитие двух полушарий головного мозга.
Ход: Глазами плавно опишите горизонтальную восьмерку или знак бесконечности максимального размера в пределах лица.
Ход: Учитель называет слово, а дети попробуют изменить в нем второй звук так, чтобы получилось новое слово. Например: дом - дым. Слова для изменения: сон, сок, пил, мел. Слова для изменения первого звука: точка, лук, лак, день, педаль, макет. Слова для изменения последнего звука: сыр, сон, сук, мак, стоп.
4
5. Игры, задания, упражнения для детей младшего школьного возраста с комплексными дефектами развития.
Игра: «Запрещенный цвет»
Цель: развитие быстроты двигательной реакции, внимания, навыков счета и произношения слов, умения различать цвет и форму геометрических фигур.
Ход: По классу разбрасываются геометрические фигуры. Учитель называет цвет (например, красный). По сигналу все играющие должны собрать как можно больше фигур указанного цвета. Выигрывает тот, у кого их больше.
Упражнение «Большие, маленькие, одинаковые»
Цель: Развитие зрительного восприятия, отличие фигур по размеру.
Ход: Детям предлагается найти геометрические фигуры по размеру: .найти все большие фигуры,
найти все маленькие фигуры,
найти одинаковые фигуры.
Задание «Любопытный»
Цель: развитие внимательности,
наблюдательности, воображения.
Ход: Играющие садятся в круг. Водящий – «любопытный» - становится в середине и громко называет какую-нибудь букву. Ждет, пока игроки приготовятся, затем быстро обращается то к одному, то к другому играющему с короткими вопросами: «Кто?» - «Куда?» - «Зачем?» Тот, к кому он обращается, должен быстро отвечать словами, начинающимися с объявленной буквы, например: К–компот, в кино, каждый день, с керосином Игрок, не сумевший ответить сразу, меняется с «любопытным» местами и объявляет другую букву.
2. Игры, задания, упражнения для детей младшего школьного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Игра « НОС-УХО-НОС»
Цель: развитие внимания, быстроты реакции, умения подчиняться правилам.
Ход: Обращаясь к участникам игры, ведущий говорит: «Указательным пальцем руки дотроньтесь до носа и скажите при этом: „Нос“. Еще раз, еще. Я буду делать то же самое. Но если я скажу, например, „лоб“, вы должны немедленно дотронуться до лба. Понятно? Начали! Нос-нос-нос-ухо!» (В это время ведущий указывает пальцем на подбородок, и многие невольно делают то же самое).
Согнуть ногу в колене, нарисовать коленом круг, перенести центр тяжести на другое колено, нарисовать круг.
Рисуем коленями восьмерку.
Задание «Разделить слова на слоги»
Цель: закрепить умение делить
слова на слоги, определять
количество слогов по кол-ву гласных.
Ход:Учитель читает слова, дети
записывают их в тетрадь. Затем педагог
предлагает детям разделить предложенные
слова на слоги: ураган, тюрбан, сиятельный,
бесспорный, арена, радио, телеграмма.
8
5
7
4. Игры, упражнения, задания для детей младшего школьного возраста с искаженным развитием.
Игра «Нос, пол, потолок»
Цель: развитие внимательности, наблюдательности, реакции.
Ход: Дети выполняют различные команды, сказанные взрослым. Взрослый произносит слово «нос» - дети должны дотронуться рукой до кончика своего носа. «Пол» - показать вытянутой рукой на пол, «потолок» - показать рукой на потолок. Взрослый запутывает детей, одновременно с ними показывая неверные движения.
Упражнение «Где стереть?»
Цель: коррекция зрительной памяти
Ход: На доске или на листочках каждый воспитанник рисует «рожицу», затем с закрытыми глазами должны стереть только то, что попросит ведущий. Например: «Сотри левый глаз, волосы, подбородок и т.д.»
Задание «Ручейки»
Цель: возникновение эмоционального контакта со взрослым, внесение в игру новых социальных смыслов посредством введения сюжетов в целом приближает ребенка к миру людей, дает новые представления о социальных взаимоотношениях.
Ход: Группа из 2-3 детей располагается перед педагогом. Педагог берет ребенка за руку и ритмично похлопывает своей рукой по руке ребенка, повторяя «Рука моя, рука твоя…». Если ребенок активно сопротивляется, отнимает свою руку, тогда педагог продолжает похлопывание себе или с другим ребенком.
6
3. Игры, упражнения, задания для детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью, с задержкой психического развития.
Игра «Найди свою пару»
Цель: формирование у детей умений в наблюдении, классификации предметов, самоконтроль.
Ход: Педагог раздает флажки, по одному для каждого ребенка. По сигналу бубна дети разбегаются по классу (комнате), затем по другому сигналу останавливаются и каждый ищет свою пару – того, у кого флажок такого же цвета. При продолжении игры дети вновь разбегаются, а педагог дает им флажки другого цвета. Ориентируясь на новый цвет флажка, они опять ищут свою пару. Ошибки разбираются коллективно.
Упражнение «Ассоциации»
Цель: развивать мышление, воображение, фантазию.
Ход: 1) Учитель предлагает ученику найти конкретные зрительные образы, которые могут ассоциироваться с каждым из приведенных ниже слов, например, любовь-сердце, зима – снег, счастье – мама и т. д.
2) Учитель предлагает из трех разных слов составить одно предложение. Примеры слов: яблоко, жираф, книга; дождь, телевизор, девочка и т.д.
Задание «Исключить лишнее»
Цель:исследование способности к обобщению и абстрагированию, умения выделять существенные признаки
Ход: Учитель предлагает ряд слов, объединенных по смыслу. Ученик прочитав ряд, должен определить, какой общий признак объединяет большинство слов, и найти одно лишнее. Затем он должен объяснить свой выбор. Варианты слов: кастрюля, сковорода, мяч, тарелка. Ручка, кукла, тетрадь, линейка. Рубашка, туфли, платье, свитер.