kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Брошюра: «Игры, задания, упражнения с нарушениями в развитии у младших школьников»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сборник предназначен для организации работы по активизации познавательной деятельности младших школьников, позволяет обеспечить условия для воспитания интереса к познанию; повышению уровня познавательной активности и мотивации.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Брошюра: «Игры, задания, упражнения с нарушениями в развитии у младших школьников»»























Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»


ОП. 01 Педагогика

СТУДЕНТКИ ОТДЕЛЕНИЯ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПРИКЛАДНОЙ ИНФОРМАТИКИ

Специальность 44.02.02 Преподавание в начальных классах

Комбалиной Вероники Николаевны


Картотека:

«Игры, задания, упражнения по работе с нарушениями в развитии у младших школьников»



Преподаватель педагогики: Великановская Людмила Анатольевна




Ейск, 2022


СОДЕРЖАНИЕ


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА……………………..3

Игры, упражнения, задания для детей с сенсорными нарушениями…………………………………………………4

Игры, упражнения, задания для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата …………………..............................5

Игры, упражнения, задания для детей с интеллектуальными нарушениями…………………………………………………6

Игры, упражнения, задания для детей с искаженным развитием……………………………………………………..7

Игры, упражнения, задания для детей с комплексными дефектами развития………………………………………….8

Игры, упражнения, задания для детей с нарушениями речи……………………………………………………………9

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………...........11

























2


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Подласый И.П. и др. Педагогика начальной школы: Учеб. пособие для студ.пед.колледжей: в 2 кн. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2000. – 400 с.:ил

  1. Сластенин В.А. и др. Педагогика Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.

  2. УМК: «Школа России»: русский язык, математика, окружающий мир, литературное чтение.









11






















3

10


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дети с интеллектуальной недостаточностью – это одна из наиболее многочисленных категорий детей, отклоняющихся в своем развитии от нормы.

Умственная отсталость — это врождённая или приобретённая в раннем возрасте задержка, либо неполное развитие психики, проявляющаяся нарушением интеллекта, вызванная патологией головного мозга.

Умеренная умственная отсталость – средняя степень психического недоразвития. Она характеризуется несформированными познавательными процессами.

У детей данной категории нарушено внимание. Оно с трудом привлекается, отличается неустойчивостью и отвлекаемостью. Для того, чтобы предотвратить такие нарушения, многие учителя приходят к выбору дидактических игр, заданий, упражнений, которые предоставляют большие возможности для умственного развития детей младшего школьного возраста.

Целью данного сборника: подобрать игры, упражнения и задания, направленные на коррекцию нарушений интеллектуального развития младших школьников.

Сборник предназначен для организации работы по активизации познавательной деятельности младших школьников, позволяет обеспечить условия для воспитания интереса к познанию; повышению уровня познавательной активности и мотивации.

























6. Игры, задания, упражнения для детей с нарушением речи.

Игра «Тик-так»

Цель: учить детей действовать по сигналу учителя, развивать наблюдательность, внимательность.

Ход: Учитель говорит, обращаясь к детям: «Игра, которую мы сейчас проведем, требует внимания. Запомните и повторите слова "Тик – так - тук". Дети несколько раз повторяют этот ряд слов и только после этого учитель продолжает: «Когда я хлопну один раз, дети первой команды скажут: «Тик». Два хлопка вторая команда скажет: «Так». «Тук» - скажет третья команда, услышав три хлопка. Побеждает та команда, в которой участники будут реже ошибаться.

Упражнение «Назови по порядку»

Цель: развитие речевого дыхания, умения произносить на одном выдохе несколько слов.

Ход: Младшим школьникам предлагается сосчитать свои пальчики, игрушки или предметы на картинке – «один, два, три, четыре, пять …» (количество названных на одном дыхании чисел не должно превышать количества лет ребенка). Кроме того, дается задание перечислить по порядку времена года, дни недели, месяцы.

Задание « Голосовые действия»

Цель: формирование словарного запаса

у младших школьников.

Ход: Прослушать загадку, выделить

слова, обозначающие голосовые действия:

Я лаю со всякой собакою,

Я вою со всякой совою,

И каждую песню твою

Я вместе с тобою пою.

Когда же вдали пароход

Быком на реке заревет,

Я тоже реву: у-у-у!

























9


1. Игры, задания, упражнения по развитию слухового и зрительного восприятия у младших школьников.

Игра «Определить место звука в слове».

Цель: выявить педагогические условия коррекции дисграфии у младших школьников средствами развития фонематического слуха

Ход: Определи, где: в начале, в середине, в конце слова мы слышим звук [K] в словах: крот, морковь, кулак, носок. . .

Ш – шапка, кошка, душ; С – солнышко, паста, нос; Ч – чайник, кочка, ночь; Щ – щетка, щенок, помощь; Л – луна, полка, стул; Р – паровоз, пар, роза; П – пол, лапка, стоп; К – сокол, лак, крыша и т.п.

.


Упражнение «Восьмерка»

Цель: развитие двух полушарий головного мозга.

Ход: Глазами плавно опишите горизонтальную восьмерку или знак бесконечности максимального размера в пределах лица.

В одну сторону несколько раз, а затем в другую.

Задание «Придумай новое слово»

Цель: обеспечить правильное усвоение учащимися достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций.

Ход: Учитель называет слово, а дети попробуют изменить в нем второй звук так, чтобы получилось новое слово. Например: дом - дым.
Слова для изменения: сон, сок, пил, мел.
Слова для изменения первого звука: точка, лук, лак, день, педаль, макет.
Слова для изменения последнего звука: сыр, сон, сук, мак, стоп.

















4







5. Игры, задания, упражнения для детей младшего школьного возраста с комплексными дефектами развития.

Игра: «Запрещенный цвет»

Цель: развитие быстроты двигательной реакции, внимания, навыков счета и произношения слов, умения различать цвет и форму геометрических фигур.

Ход: По классу разбрасываются геометрические фигуры. Учитель называет цвет (например, красный). По сигналу все играющие должны собрать как можно больше фигур указанного цвета. Выигрывает тот, у кого их больше.

Упражнение «Большие, маленькие, одинаковые»

Цель: Развитие зрительного восприятия, отличие фигур по размеру.

Ход: Детям предлагается найти геометрические фигуры по размеру: .найти все большие фигуры,

найти все маленькие фигуры,

найти одинаковые фигуры.

Задание «Любопытный»

Цель: развитие внимательности,

наблюдательности, воображения.

Ход: Играющие садятся в круг. Водящий – «любопытный» - становится в середине и громко называет какую-нибудь букву. Ждет, пока игроки приготовятся, затем быстро обращается то к одному, то к другому играющему с короткими вопросами: «Кто?» - «Куда?» - «Зачем?»
Тот, к кому он обращается, должен быстро отвечать словами, начинающимися с объявленной буквы, например:
К–компот, в кино, каждый день, с керосином
Игрок, не сумевший ответить сразу, меняется с «любопытным» местами и объявляет другую букву.








2. Игры, задания, упражнения для детей младшего школьного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата.

Игра « НОС-УХО-НОС»

Цель: развитие внимания, быстроты реакции, умения подчиняться правилам.

Ход: Обращаясь к участникам игры, ведущий говорит: «Указательным пальцем руки дотроньтесь до носа и скажите при этом: „Нос“. Еще раз, еще. Я буду делать то же самое. Но если я скажу, например, „лоб“, вы должны немедленно дотронуться до лба. Понятно? Начали! Нос-нос-нос-ухо!» (В это время ведущий указывает пальцем на подбородок, и многие невольно делают то же самое).

Упражнение «Восьмерка»

Цель: коррекция имеющихся отклонений в физическом развитии, нормализация мышечного тонуса, снятие неестественного напряжения мышц

Ход: И. П. – руки на ширине плеч, стоя.

Согнуть ногу в колене, нарисовать коленом круг, перенести центр тяжести на другое колено, нарисовать круг.

Рисуем коленями восьмерку.

Задание «Разделить слова на слоги»

Цель: закрепить умение делить

слова на слоги, определять

количество слогов по кол-ву гласных.

Ход:Учитель читает слова, дети

записывают их в тетрадь. Затем педагог

предлагает детям разделить предложенные

слова на слоги: ураган, тюрбан, сиятельный,

бесспорный, арена, радио, телеграмма.








8

5



7

4. Игры, упражнения, задания для детей младшего школьного возраста с искаженным развитием.

Игра «Нос, пол, потолок»

Цель: развитие внимательности, наблюдательности, реакции.

Ход: Дети выполняют различные команды, сказанные взрослым. Взрослый произносит слово «нос» - дети должны дотронуться рукой до кончика своего носа. «Пол» - показать вытянутой рукой на пол, «потолок» - показать рукой на потолок. Взрослый запутывает детей, одновременно с ними показывая неверные движения.

Упражнение «Где стереть?»

Цель: коррекция зрительной памяти

Ход: На доске или на листочках каждый воспитанник рисует «рожицу», затем с закрытыми глазами должны стереть только то, что попросит ведущий. Например: «Сотри левый глаз, волосы, подбородок и т.д.»

Задание «Ручейки»

Цель: возникновение эмоционального контакта со взрослым, внесение в игру новых социальных смыслов посредством введения сюжетов в целом приближает ребенка к миру людей, дает новые представления о социальных взаимоотношениях.

Ход: Группа из 2-3 детей располагается перед педагогом. Педагог берет ребенка за руку и ритмично похлопывает своей рукой по руке ребенка, повторяя «Рука моя, рука твоя…». Если ребенок активно сопротивляется, отнимает свою руку, тогда педагог продолжает похлопывание себе или с другим ребенком.








6

3.  Игры, упражнения, задания для детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью, с задержкой психического развития.

Игра «Найди свою пару»

Цель: формирование у детей умений в наблюдении, классификации предметов, самоконтроль.

Ход: Педагог раздает флажки, по одному для каждого ребенка. По сигналу бубна дети разбегаются по классу (комнате), затем по другому сигналу останавливаются и каждый ищет свою пару – того, у кого флажок такого же цвета. При продолжении игры дети вновь разбегаются, а педагог дает им флажки другого цвета. Ориентируясь на новый цвет флажка, они опять ищут свою пару. Ошибки разбираются коллективно.

Упражнение «Ассоциации»

Цель: развивать мышление, воображение, фантазию.

Ход: 1) Учитель предлагает ученику найти конкретные зрительные образы, которые могут ассоциироваться с каждым из приведенных ниже слов, например, любовь-сердце, зима – снег, счастье – мама и т. д.

2) Учитель предлагает из трех разных слов составить одно предложение. Примеры слов: яблоко, жираф, книга; дождь, телевизор, девочка и т.д.

Задание «Исключить лишнее»

Цель:исследование способности к обобщению и абстрагированию, умения выделять существенные признаки

Ход: Учитель предлагает ряд слов, объединенных по смыслу. Ученик прочитав ряд, должен определить, какой общий признак объединяет большинство слов, и найти одно лишнее. Затем он должен объяснить свой выбор. Варианты слов: кастрюля, сковорода, мяч, тарелка. Ручка, кукла, тетрадь, линейка. Рубашка, туфли, платье, свитер.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Брошюра: «Игры, задания, упражнения с нарушениями в развитии у младших школьников»

Автор: Вероника Николаевна Комбалина

Дата: 30.05.2022

Номер свидетельства: 608366


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства