Безотметочное обучение это поиск нового подхода к оцениванию знаний, умений, навыков учащихся.
В России дискуссия о целесообразности применения отметок в школьном обучении началась более 130 лет назад. Она возникла в Петербургском педагогическом обществе, членам которого был задан вопрос: «Следует ли успехи учеников выражать цифрами или нет?» Тогда известный педагог С.И.Миропольский предсказал: «Смерть баллам грозит неизбежная; не нынче, завтра, но дни их сочтены».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Безотметочное обучение »
Безотметочное обучение
Перминова Маргарита Степановна,
учитель высшей категории ,
Гимназия № 11 «Гармония» г. Новосибирск
Ребенок – не доска и не воск, он самое удивительное Чудо из всех чудес, которого я стараюсь превратить в волшебника. Используя различные формы и методы, раскрываю безграничное множество многообразных и многоцветных задатков, способностей, скрытых в его внутреннем мире. Превращаю ребенка в своего соратника в деле его же воспитания, направляю его на самопознание, самораскрытие, саморазвитие, самосовершенствование.
Чтобы достичь данной цели стараюсь придать обучению многогранность, всесторонность, гармоничность, сделать его стимулирующим, развивающим.
В достижении поставленных целей помогает то, что коллектив гимназии работает без отметок с 1997 года (1 – 5 классы). Итоговой оценкой по предмету является: зачет, незачет.
Безотметочное обучение это поиск нового подхода к оцениванию знаний, умений, навыков учащихся.
В России дискуссия о целесообразности применения отметок в школьном обучении началась более 130 лет назад. Она возникла в Петербургском педагогическом обществе, членам которого был задан вопрос: «Следует ли успехи учеников выражать цифрами или нет?» Тогда известный педагог С.И.Миропольский предсказал: «Смерть баллам грозит неизбежная; не нынче, завтра, но дни их сочтены».
В мае 1918 года Советской властью было принято постановление «Об отмене отметок», подписанное народным комиссаром по просвещению А.В.Луначарским. Это было одним из первых шагов Народного комиссариата просвещения. В постановлении говорилось, что применение балльной системы для оценки познаний и поведения учащихся отменяется во всех без исключения случаях школьной практики. И перевод из класса в класс, и выдача свидетельств производятся на основании успехов учащихся, по отзывам педагогического совета об исполнении учебной работы.
Обучение в советской школе не увенчалось успехом. В 1935 году была восстановлена словесная пятибалльная система оценки знаний учащихся, а затем, с 1944 года, школа перешла на цифровую пятибалльную систему.
Что же дает безотметочное обучение?
1. Отсутствие отметок положительно сказывается на конкретных знаниях и умениях учащихся, так как идет более глубокий учет ошибок и коррекция знаний.
2. У детей отсутствует страх. На уроке царит свобода мысли детей, сотрудничество, как с учителем, так и между учащимися.
3. Дает возможность сформировать у ученика полноценную учебную деятельность. Уверенность в успехе рождает и усиливает интерес ученика к учению, страсть к познанию.
Одна из целей модернизации школьного оценивания сделать оценку учащихся более содержательной. А формирование умения давать содержательную оценку надо рассматривать через различные виды деятельности: самого педагога, коллективной оценочной деятельности школьников, самостоятельной оценочной активности ученика.
Потребность в успехе учебно-познавательной деятельности – вполне законное явление. Успех – это достижение цели в результате напряженного труда. Он выражается в чувствах удовольствия и радости. Неуспех – противоположное состояние, выражающее в чувствах неудовлетворенности и огорчения. Переживания радости и огорчения могут быть усилены или ослаблены в зависимости от разных факторов, среди которых особую роль играет характер педагогической и общественной оценки и самооценки результатов учебно-познавательной деятельности.
В процессе учения школьнику сопутствуют не только успехи и радости. Это исключено на тернистом пути познания. Но как будут оценены его неуспехи, кто и как будет сопереживать ему при неудачах – от этого во многом зависит его дальнейшее отношение к учению. Неудачи в учении должны быть оценены как неизбежные издержки, связанные с необходимостью совершенствования знаний, навыков, умений, способов деятельности. Помощь и сопереживание школьнику в его неудачах способствуют безболезненной коррекции, дальнейшему развитию и формированию учебно-познавательной деятельности.
Методика оценивания работ
Начало работы.
Перед тем, как приступить к выполнению письменной или устной работы, совместно с детьми оговариваем критерии оценки. Школьник учится, как самому оценивать свое продвижение в учении. Целью учебно-познавательной задачи является преобразование самого школьника: его знаний, умений, навыков, способов деятельности. Например, на уроках русского языка, перед сочинением, или выполнением упражнения договариваемся оценивать работу по следующим критериям:
Р. – желание, с которым была выполнена работа;
Г. – уровень грамотности работы;
К. – уровень каллиграфического письма;
В. – уровень внимательности при выполнении работы;
З. – уровень выполненного задания;
А. – уровень аккуратности работы в целом.
Р. Г. К. В. З. А.
Сами критерии и их количество варьируется, в зависимости от характера и сложности работы, а также качеств, необходимых для ее выполнения.
Выполнение работы.
Определив в самом начале работы критерии оценки, ребенок уже подходит к ее выполнению более осознано. Он понимает, чему следует уделить большее внимание, и сравнивает данную работу с уровнем предыдущих. Ребенок видит картину своего продвижения и совершенствования. Это приведет его к содержательной самооценке и самоанализу, возникает тенденция к самосовершенствованию.
Самопроверка.
Исходя из поставленных критериев, ученик сначала проверяет и оценивает свою работу сам. При этом формируется более внимательное отношение к своей работе, он не только оценивает свою работу с точки зрения правил, он еще сравнивает результат своей работы с собственным состоянием. Таким образом, он постепенно приучается к зрелому подходу к выполнению любой работы. Варианты оценок:
высокий уровень
средний уровень
ниже среднего
низкий уровень
Взаимопроверка.
Взаимопроверка помогает не только смягчить процесс проверки работы, уменьшая психологический дискомфорт ребенка, но и учит ребят грамматической зоркости. Оценив работу товарища, ребенок, следующий раз более тщательно проверит свою работу сам. Кроме того, увеличивается объем используемых знаний, ведь у каждого ребенка свои ошибки, и, проверяя их, приходится заново повторять про себя правила.
Проверка учителем.
Обязательно оговаривается, что точки зрения самого ребенка, сверстника и учителя могут не совпадать. Ребенок, испытав себя в роли учителя, начинает более уважительно относиться к его работе. И проверка учителем его работы становится еще одним важным моментом самопроверки: Все ли ошибки я смог найти? Справился ли я? Что вы думаете о моей работе, учитель? На сколько я вырос?
Очень важный момент – то, что при проверке своей работы ребенок акцентирует внимание не на выявление недостатков, а на количестве грамотных каллиграфически написанных слов, правильных заданий. Сначала он ищет достоинства своей работы, сравнивает ее с предыдущей, а уже после этого устраняет неточности «лечит» слова.
При выставлении качественной оценки ученику за четверь и за год учитываются и его общеучебные умения. Это достижения по каждому предмету и то, чему научился школьник на всех предметах в учебном году.
Таким образом, содержательная оценка результата учебного труда входит в учебно-познавательную деятельность школьника как ее внутренний регулятор. Она наделена также свойством, стимулировать эту деятельность, наполнять школьника оптимизмом и верой в свои силы.