kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Безотметочное обучение

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Безотметочное обучение это поиск нового подхода к оцениванию знаний, умений, навыков учащихся.

         В России дискуссия о целесообразности применения отметок в школьном обучении началась более 130 лет назад. Она возникла в Петербургском педагогическом обществе, членам которого был задан вопрос: «Следует ли успехи учеников выражать цифрами или нет?» Тогда известный педагог С.И.Миропольский предсказал: «Смерть баллам грозит неизбежная; не нынче, завтра, но дни их сочтены».

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Безотметочное обучение »

Безотметочное обучение


Перминова Маргарита Степановна,

учитель высшей категории ,

Гимназия № 11 «Гармония» г. Новосибирск


Ребенок – не доска и не воск, он самое удивительное Чудо из всех чудес, которого я стараюсь превратить в волшебника. Используя различные формы и методы, раскрываю безграничное множество многообразных и многоцветных задатков, способностей, скрытых в его внутреннем мире. Превращаю ребенка в своего соратника в деле его же воспитания, направляю его на самопознание, самораскрытие, саморазвитие, самосовершенствование.

Чтобы достичь данной цели стараюсь придать обучению многогранность, всесторонность, гармоничность, сделать его стимулирующим, развивающим.

В достижении поставленных целей помогает то, что коллектив гимназии работает без отметок с 1997 года (1 – 5 классы). Итоговой оценкой по предмету является: зачет, незачет.

Безотметочное обучение это поиск нового подхода к оцениванию знаний, умений, навыков учащихся.

В России дискуссия о целесообразности применения отметок в школьном обучении началась более 130 лет назад. Она возникла в Петербургском педагогическом обществе, членам которого был задан вопрос: «Следует ли успехи учеников выражать цифрами или нет?» Тогда известный педагог С.И.Миропольский предсказал: «Смерть баллам грозит неизбежная; не нынче, завтра, но дни их сочтены».

В мае 1918 года Советской властью было принято постановление «Об отмене отметок», подписанное народным комиссаром по просвещению А.В.Луначарским. Это было одним из первых шагов Народного комиссариата просвещения. В постановлении говорилось, что применение балльной системы для оценки познаний и поведения учащихся отменяется во всех без исключения случаях школьной практики. И перевод из класса в класс, и выдача свидетельств производятся на основании успехов учащихся, по отзывам педагогического совета об исполнении учебной работы.

Обучение в советской школе не увенчалось успехом. В 1935 году была восстановлена словесная пятибалльная система оценки знаний учащихся, а затем, с 1944 года, школа перешла на цифровую пятибалльную систему.


Что же дает безотметочное обучение?

1. Отсутствие отметок положительно сказывается на конкретных знаниях и умениях учащихся, так как идет более глубокий учет ошибок и коррекция знаний.

2. У детей отсутствует страх. На уроке царит свобода мысли детей, сотрудничество, как с учителем, так и между учащимися.

3. Дает возможность сформировать у ученика полноценную учебную деятельность. Уверенность в успехе рождает и усиливает интерес ученика к учению, страсть к познанию.


Одна из целей модернизации школьного оценивания сделать оценку учащихся более содержательной. А формирование умения давать содержательную оценку надо рассматривать через различные виды деятельности: самого педагога, коллективной оценочной деятельности школьников, самостоятельной оценочной активности ученика.

Потребность в успехе учебно-познавательной деятельности – вполне законное явление. Успех – это достижение цели в результате напряженного труда. Он выражается в чувствах удовольствия и радости. Неуспех – противоположное состояние, выражающее в чувствах неудовлетворенности и огорчения. Переживания радости и огорчения могут быть усилены или ослаблены в зависимости от разных факторов, среди которых особую роль играет характер педагогической и общественной оценки и самооценки результатов учебно-познавательной деятельности.

В процессе учения школьнику сопутствуют не только успехи и радости. Это исключено на тернистом пути познания. Но как будут оценены его неуспехи, кто и как будет сопереживать ему при неудачах – от этого во многом зависит его дальнейшее отношение к учению. Неудачи в учении должны быть оценены как неизбежные издержки, связанные с необходимостью совершенствования знаний, навыков, умений, способов деятельности. Помощь и сопереживание школьнику в его неудачах способствуют безболезненной коррекции, дальнейшему развитию и формированию учебно-познавательной деятельности.

Методика оценивания работ

  1. Начало работы.

Перед тем, как приступить к выполнению письменной или устной работы, совместно с детьми оговариваем критерии оценки. Школьник учится, как самому оценивать свое продвижение в учении. Целью учебно-познавательной задачи является преобразование самого школьника: его знаний, умений, навыков, способов деятельности. Например, на уроках русского языка, перед сочинением, или выполнением упражнения договариваемся оценивать работу по следующим критериям:

Р. – желание, с которым была выполнена работа;

Г. – уровень грамотности работы;

К. – уровень каллиграфического письма;

В. – уровень внимательности при выполнении работы;

З. – уровень выполненного задания;

А. – уровень аккуратности работы в целом.





Р. Г. К. В. З. А.

Сами критерии и их количество варьируется, в зависимости от характера и сложности работы, а также качеств, необходимых для ее выполнения.

  1. Выполнение работы.

Определив в самом начале работы критерии оценки, ребенок уже подходит к ее выполнению более осознано. Он понимает, чему следует уделить большее внимание, и сравнивает данную работу с уровнем предыдущих. Ребенок видит картину своего продвижения и совершенствования. Это приведет его к содержательной самооценке и самоанализу, возникает тенденция к самосовершенствованию.


  1. Самопроверка.

Исходя из поставленных критериев, ученик сначала проверяет и оценивает свою работу сам. При этом формируется более внимательное отношение к своей работе, он не только оценивает свою работу с точки зрения правил, он еще сравнивает результат своей работы с собственным состоянием. Таким образом, он постепенно приучается к зрелому подходу к выполнению любой работы. Варианты оценок:


высокий уровень

средний уровень

ниже среднего

низкий уровень


  1. Взаимопроверка.

Взаимопроверка помогает не только смягчить процесс проверки работы, уменьшая психологический дискомфорт ребенка, но и учит ребят грамматической зоркости. Оценив работу товарища, ребенок, следующий раз более тщательно проверит свою работу сам. Кроме того, увеличивается объем используемых знаний, ведь у каждого ребенка свои ошибки, и, проверяя их, приходится заново повторять про себя правила.


  1. Проверка учителем.

Обязательно оговаривается, что точки зрения самого ребенка, сверстника и учителя могут не совпадать. Ребенок, испытав себя в роли учителя, начинает более уважительно относиться к его работе. И проверка учителем его работы становится еще одним важным моментом самопроверки: Все ли ошибки я смог найти? Справился ли я? Что вы думаете о моей работе, учитель? На сколько я вырос?

Очень важный момент – то, что при проверке своей работы ребенок акцентирует внимание не на выявление недостатков, а на количестве грамотных каллиграфически написанных слов, правильных заданий. Сначала он ищет достоинства своей работы, сравнивает ее с предыдущей, а уже после этого устраняет неточности «лечит» слова.

При выставлении качественной оценки ученику за четверь и за год учитываются и его общеучебные умения. Это достижения по каждому предмету и то, чему научился школьник на всех предметах в учебном году.

Таким образом, содержательная оценка результата учебного труда входит в учебно-познавательную деятельность школьника как ее внутренний регулятор. Она наделена также свойством, стимулировать эту деятельность, наполнять школьника оптимизмом и верой в свои силы.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Безотметочное обучение

Автор: Перминова Маргарита Степановна

Дата: 23.02.2015

Номер свидетельства: 177601

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) "Безотметочное обучение как ведущий принцип формирующего оценивания в начальной школе "
    ["seo_title"] => string(108) "biezotmietochnoie-obuchieniie-kak-viedushchii-printsip-formiruiushchiegho-otsienivaniia-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "234603"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1443467656"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "Разработка статьи по теме: «Безотметочное  обучение в 1 классе. Роль самооценки»."
    ["seo_title"] => string(86) "razrabotka-stat-i-po-tiemie-biezotmietochnoie-obuchieniie-v-1-klassie-rol-samootsienki"
    ["file_id"] => string(6) "253612"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1447612097"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(47) "О безотметочном обучении "
    ["seo_title"] => string(29) "o-biezotmietochnom-obuchienii"
    ["file_id"] => string(6) "123866"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414589895"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Система контроля знаний обучающихся при безотметочном обучении"
    ["seo_title"] => string(72) "sistema_kontrolia_znanii_obuchaiushchikhsia_pri_bezotmetochnom_obuchenii"
    ["file_id"] => string(6) "516258"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1561897599"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Презентация " Безотметочное обучение в 1 классе " "
    ["seo_title"] => string(57) "priezientatsiia-biezotmietochnoie-obuchieniie-v-1-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "149498"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1420212368"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства