Просмотр содержимого документа
«Авторская программа»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Многопрофильный лицей им.А.М.Булатова п.г.т.Кукмор» Кукморского муниципального района Республики Татарстан
Авторская программа
«Я изучаю свой край»
Из опыта работы
учителя начальных классов
высшей квалификационной категории
Галимуллиной Мухтарамы Миннешакировны
п.г.т. Кукмор
2020 год
Краеведение – средство развития младшего школьника.
В Федеральном государственном образовательном стандарте нового поколения школа рассматривается как фундамент гражданского общества. Здесь появился документ «Концепция духовно-нравственного воспитания». Он задает параметры ценностных ориентиров, одним из которых является патриотизм и гражданственность (любовь к России, своему народу, малой Родине, служение Отечеству).В последнее время нередко говорят о том, что школа дает много ненужных знаний. В качестве предмета, вызывающего споры, называется краеведение. Но это ошибка. Краеведение необходимо в школе, через него идет воспитание и духовное становление учащегося как личности, человека и гражданина.
В требованиях к результатам образования определено, что выпускник начальной школы:
любознательный, интересующийся, активно познающий мир;
владеющий основами умения учиться;
любящий родной край и свою страну.
Поэтому краеведение просто необходимо в школьной программе для того, чтобы учащиеся понимали свою связь с окружающим миром, эффективно взаимодействовали с ним. Благодаря этому предмету они осознают значимость наследия родного края в своей жизни и жизни близких людей, в общей судьбе народов России; эта дисциплина учит интересоваться жизнью своего края, осознавать проблемы окружающего их мира и самостоятельно пытаться находить пути их решения. Краеведение очень много дает также для морального, нравственного становления личности. Когда учащиеся понимают, что их родной край играл и играет свою, особую роль в истории России, они ощущают гордость как за свою землю, так и за себя; у них поднимается самооценка, появляется желание и стремление прославить свой край и свою Родину.
Развивающий потенциал краеведения очень велик. Учащиеся, познающие новые, неизвестные для них стороны в историческом развитии своей малой родины, чувствуют себя первооткрывателями. И незаметно в ходе обучения учащиеся становятся гражданами, т.е. приобретают национальную гордость, непримиримость к врагам, способность жертвовать собой на благо Родины.
Школьное краеведение — это всестороннее изучение учащимися под руководством учителя природных, социально-экономических и исторических условий родного края.
Таким образом, основная цель краеведения — способствовать духовно-ценностной ориентации учащихся в их жизненном пространстве, а также их социальной адаптации.
Изучение краеведения в школе, особенно в начальной, воспитывает гордость за свою страну и свой край, стремление быть лучшим.
Программа курса «Я изучаю свой край»
Пояснительная записка.
Одним из наиболее эффективных средств комплексного воздействия на формирование личности младшего школьника являетсяэкскурсионно-краеведческая деятельность. Она объединяет все стороны воспитания: нравственное, эстетическое,трудовое и физическое. Ее специфические особенности создают условия для проявления многих нравственных и волевых качеств личности,способствуют воспитанию патриотических чувств.
Любовь к Родине, стремление служить своему народу, своей стране, чувство национальной гордости не возникают у людей сами по себе. С самого раннего возраста необходимо целенаправленное воздействие на человека. При этом надо помнить, что любовь к Родине начинается с ощущения родного края, земли, на которой родился и рос.
Практика работы в начальной школе свидетельствуют, что экскурсионно-краеведческая работа в классах проводится в рамках изучения предмета «Окружающий мир», но не удовлетворяет интересы учащихся. Анализ общеобразовательных программ, различных УМК, интересов младших школьников показал, что знакомство с прошлым и настоящим родного края, его историей и культурой необходимо продолжить во внеурочное время. Это послужило поводом для разработки программы факультативного курса «Я изучаю свой край»
Программа направлена на:
создание условий для развития личности ребёнка;
развитие мотивации к познанию и творчеству;
приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям;
создание условий для творческой самореализации личности ребёнка;
взаимодействие с семьёй.
Главной целью данного курса является расширение и углубление знаний учащихся, знакомство с выдающимися людьми родного края, с памятниками истории, культуры и архитектуры, привитие чувства ответственности и заботы за их судьбу,дать школьникам начальной школы основные знания об истории своего посёлка, родного края, о культурных, политических, экономических особенностях Кукморского района и Республики Татарстан, познакомить с достопримечательностями и, что не мало важно, людьми, строившими и прославившие родной край.
Задачи программы:
расширение и углубление знаний, дополняющих школьную программу;
содействие гармоничному развитию личности, совершенствование духовных и физических потребностей;
формирование жизненной самостоятельности и деловых качеств;
формирование гуманного отношения к окружающей среде, воспитание патриотизма и любви к родному краю.
формирование человека и гражданина, интегрированного в современное общество и нацеленного на совершенствование этого общества.
Ожидаемый образовательный результат:
устойчивый интерес к истории своей Родины;
знания по истории и культуре родного края;
способность творчески мыслить и рассуждать;
умение решать практические задачи с помощью наблюдения, сравнения;
способность заниматься исследовательской, проектной деятельностью индивидуально и в творческих группах;
способность рефлексировать свою учебно-познавательную деятельность.
Данный курс “Краеведения” рассчитан на преподавание во 2 – 4 классах начальной школы, 34 часа в год (1 час в неделю),содержит четыре раздела: « Я и моя семья», «Школа», «Микрорайон», «Природа и мы»”. Каждый раздел поделен на темы, каждая тема ежегодно расширяется и конкретизируется в соответствии с возрастными особенностями учащихся начальной школы.
В процессе преподавания курса “Краеведения” рекомендуется проводить уроки - лекции, уроки – встречи, викторины, конкурсы, экскурсии по городу, в парки, музеи, походы. Учащиеся должны готовить сообщения, доклады, использовать при работе над краеведческим материалом атлас России и Республики Татарстан и контурные карты.
Тематическое планирование
Программа обучения предполагает формирование понятий о малой родине, воспитание любви к родному дому, семье, школе, городу, в котором живёшь. Важнейшая задача: познакомить детей с их окружением (дома, улицы, природа). Среда обитания и человек неразрывно связаны; необходимо для собственного блага и блага других людей грамотно взаимодействовать с окружающим микромиром. Содержание раздела содействует формированию практических умений ориентироваться в окружающем мире (умение определить свой адрес, найти нужный адрес); этики поведения, взаимоотношений детей и взрослых, показывает разнообразие профессий, дает понятие родственных отношений в семье, знакомит с посёлком. При подготовке к урокам учитель предлагает детям заранее побеседовать с родителями, бабушками и дедушками, выяснить, какие традиции существуют в семье, как складываются взаимоотношения старшего поколения и младших, какие праздники отмечают дома. Дети рассказывают об этом всему классу, больше открываются друг другу. Данный прием способствует формированию у детей уважительного отношения к своей семье, развитию интереса к истории жизни семьи. Проводится беседа о том, какие домашние животные живут рядом с человеком, давно ли человек одомашнил некоторых из них. Рассказывают о своих домашних любимцах, о том, как о них заботятся, какую радость общения дают они человеку, комментируют принесенные иллюстрации, показывают друг другу книги о животных, фотографии. Обучающиеся углубляют свои знания о собаках разных пород, сравнивают особенности их внешнего вида. Они узнают, в какого рода деятельности в служебных целях человек может использовать собак разной породы: охотничьих, сторожевых и др.
На изучение данной программы рекомендуется 1 час в неделю в виде интегрированных курсов с предметами «Окружающий мир», Литературное чтение», «Технология», ИЗО, в виде классных часов.
2 КЛАСС
(34 часа)
Я И МОЯ СЕМЬЯ
№
тема
Содержание
Количество часов
Я И МОЯ СЕМЬЯ
1
С кем я живу
Моя семья. Состав семьи.
2
Я. Моё имя, его значение .
Что означают наши имена? Как родители выбирают имя своему ребёнку? Имя и ангел-хранитель. Именины.
Практическая работа. Использование игр с именами.
1
3
В этом доме я живу.
Понятие «дом»: дом – жилище. Работа с мультимедийной презентацией, знакомство с частями дома, материалами, необходимыми для строительства, машинами, помогающими в строительстве дома, строительными профессиями.
Практическая работа. Вылепить свой дом из пластилина.
1
4
Моя улица.
Как называется улица, на которой ты живёшь? Откуда пошло это название?
Практическая работа. Рисование на тему: «Моя улица». Оформление стенгазеты, рассказывающей о улицах микрорайона.
1
5
Фамилии, имена, отчества членов семьи, даты рождения.
Состав семьи. Знакомство с терминами родства. Что такое фамилия и отчество? Дни рождения родных.
1
6
Наши дороги в школу, на работу, в магазин.
Обсуждение безопасного пути домой, из чего он складывается.
Практическая работа. Составление схемы короткого пути до своего дома.
1
7
Моя семья в часы отдыха.
Семейные вечера и праздники. Эта тема очень богата для подготовки уроков русского языка, литературы.
Практическая работа. Составление рассказа о своей семье с использованием фотографий.
Практическая работа. Чтение стихов, отрывков из рассказов, просмотр видеозаписей.
1
10
Что делает моя мама, мой папа в свободное время.
Семейный праздник. «Мама, папа, я – дружная семья». (сценарий на усмотрение учителя).
1
ШКОЛА
11
Адрес школы. Лучшая в мире дорога в школу.
Практическая работа. Составить план – схему «Дорога от дома до школы».
1
12
Моя школа.
Знакомство детей с внутренним строением школы (количество кабинетов, их назначение, местонахождение спортивного зала, библиотеки, компьютерных классов, актового зала и других помещений).
1
13
Школьный двор.
Знакомство с объектами, расположенными вокруг школы (Спортивная площадка)
1
14
Традиции школы.
Знакомство с традициями школы.
1
15
Как школа о нас заботится.
Беседа с директором школы. Практическая работа. Взять интервью у обучающихся, с целью выяснения ответа на вопрос «Как школа о нас заботится».
1
16
Школьная библиотека.
Посещение школьной библиотеки. Беседа с библиотекарем. Практическая работа. Выставка рисунков.
1
17
Дневник прочитанных книг.
Выяснение тематики прочитанных книг. Любимые авторы обучающихся.
1
18
Школьный музей.
Посещение школьного музея. Работа с руководителем музея. Практическая работа.Организация своего временного классного музея.
1
МИКРОРАЙОН
19
Это моя школа. А что вокруг?
Знакомство с растениями, растущими на клумбе около школы. Дома ,улицы. Что такое улица? Для чего она нужна? Какие бывают улицы?
1
20
В этих домах живут мои друзья-одноклассники.
Выяснить на каких улицах проживают одноклассники.
1
21
Предприятия и учреждения микрорайона, интересные дома.
Знакомство с историей промышленности посёлка. Лёгкая промышленность в 20-30 годы и в годы войны, промышленность в послевоенные годы
1
22
Памятные места микрорайона.
Работа с экскурсоводом. Первоначальные сведения о посёлке.
Практическая работа. Написание сочинений.
1
23
Самая красивая улица микрорайона.
Выяснить самую красивую улицу микрорайона. Практическая работа. Взять интервью у жителей этой улицы.
1
ПРИРОДА И МЫ
24
Отработка основных правил поведения на природе.
Правила поведения на природе. Составление своих правил поведения. Практическая работа. Выставка рисунков.
1
25
Сбор лекарственных растений, поспевающих осенью.
Лекарственные растения. От каких болезней они помогают. Правила сбора. Практическая работа.Собрать лекарственные растения.
1
26
Сбор семян дикорастущих растений для подкормки птиц зимой.
Дикорастущие растения моего поселка. Для чего они нужны природе? Птицы моего района. Практическая работа. Собрать семена дикорастущих растений.
1
27
Прогулка «В гости к осени».
Организация прогулки на природу. Кормушки для птиц.
1
28
Выбор ёлочки для зимней прогулки «Ёлочка для зверей и птиц».
Наблюдение за елками. Выбор елочки для наблюдений. Практическая работа. Выставка рисунков !Моя елочка». Выяснить высоту елочки.
1
29
Деревья и растения зимой.
Растения и деревья моего поселка. Как они зимуют.
1
30
Прогулка «Ёлочка для зверюшек и птиц».
Наша елочка зимой. Что изменилось. Как служит елочка для птиц и зверей.
1
31
Прогулка «Мороз и солнце».
Организовать прогулку. Практическая работа. Выставка рисунков, сочинений.
1
32
Прогулка «В лес за здоровьем».
Зимняя прогулка на лыжах в лес. Наблюдение за изменениями зимой.
1
33
Комнатные растения.
Изучить комнатные цветы своего класса. Практическая работа. Вырастить один комнатный цветок. Наблюдать за его ростом.
1
34
Домашние животные.
Домашние животные, живущие рядом с человеком. Собаки и кошки разных пород. Качества домашних животных.
Беседа с директором школы. Известные люди моей школы.
1
11
Экскурсия в школьную библиотеку.
Работа с «Дневником прочитанных книг». Мои любимые книги.
1
12
Школьный музей.
История возникновения школьного музея. Школьный музей. Экспозиция «История школы».
1
13
Наши дела на радость школе.
Кем и чем гордиться наша школа? Наши дела, которыми гордиться школа.
1
МИКРОРАЙОН
14
Изучаем свой микрорайон.
Ознакомительная экскурсия по посёлку. Современные и старинные здания. Элементы украшения зданий.
Практическая работа. Конкурс рисунков «Мой посёлок». Сочинения, рисунки, отчеты.
1
15
Символика моего посёлка.
Знакомство с символиками нашего поселка. Практическая работа. Выставка рисунков. Подготовить сообщение.
16
Памятные (исторические) места микрорайона, посёлка.
Знакомство с посёлком, как средой обитания. Взаимосвязь посёлка и человека. Обогащение современного понятия «посёлок» историко-культурным и историческим содержанием. Практическая работа. Подготовка выставки «Кукмор сегодня».
1
17-19
Посещение зрелищных учреждений – кино, театров, выставок.
Организация походов в кинотеатр, в театр. Посещение выставок поселка.
3
20
Прогулка – экскурсия в магазины микрорайона.
Выяснить какими бывают магазины. Посещение самых известных магазинов поселка. Практическая работа. Сочинение «Мой поход в магазин».
1
21
Экскурсия на почту.
Организация экскурсии на почту. Практическая работа. Сочинение.
1
22
Экскурсия на стройку.
Организация экскурсии на стройку. Практическая работа. Конкурс рисунков, сочинений.
1
ПРИРОДА И МЫ
23
Экскурсии и прогулки по программе «Природоведение» с распределением должностных обязанностей знатоков.
Знакомство с тематикой прогулок. Беседа по правилам поведения во время прогулок. Должностные обязанности каждого во время прогулок.
1
24
Прогулка в лес «Как ты жила, ёлочка?» Сбор семян дикорастущих растений для подкормки птиц зимой.
Организация прогулки на природу, к «своей» ёлочке. Что изменилось за это время? Сбор семян дикорастущих растений.
1
25
Лекарственные растения и съедобные растения осенью.
Изучение лекарственных растений. Какие съедобные растения можно встретить осенью в моем поселке.
1
26
Природа и наше здоровье.
Закаливание организма в разное время года.
1
27
Личное участие в охране природы.
Я берегу природу. Мой посильный вклад по охране природы.
1
28
Прогулка «Ёлочка для птиц и зверей».
Ёлочка. Изменения. Наблюдение за елочкой.
1
29
Прогулка «Зима недаром злиться».
Правила поведения во время зимнего похода. Форма одежды. Практическая работа. Конкурс сочинений.
1
30
Прогулка «Весна идёт».
Организация прогулки на природу весной. Правила поведения .Практическая работа. Выставка рисунков.
1
31
Прогулка «В лес за здоровьем
Лес-наше здоровье. Правила поведения в лесу. Практическая работа. Выставка рисунков, сочинений.
1
32
Туристический поход.
Туристские навыки. Подготовка путешествия: разработка маршрута, распределение обязанностей в группе, составление сметы и плана путешествия, оформление путевых документов. Групповое и личное снаряжение туриста, подготовка снаряжения, укладка рюкзака. Значение физической подготовки. Личная гигиена туриста, необходимость предпоходного врачебного осмотра. Доврачебная медицинская помощь в путешествии при кровотечениях, ушибе, вывихе, переломе, ожоге, обморожении, при тепловом или солнечном ударах, принесчастном случае на воде, отравлениях. Состав походной аптечки.
3
4 класс
№
ТЕМА
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
Я И МОЯ СЕМЬЯ
1
Профессии членов семьи.
Разнообразие профессий в мире.
Рассказ о профессиях в твоей семье. Можно использовать фотографии.
Практическая работа. Выпуск стенгазеты, посвящённой профессиям родителей
1
2
Мамины руки не знают скуки.
Организация выставки семейных поделок. Необходима предварительная подготовка материала.
Практическая работа. Рассказ о технике изготовления и авторе работы. Нарисовать мамины руки.
1
3
У бабушек, дедушек – золотые руки.
Встреча с бабушками и дедушками обучающихся.Практическая работа. Выставка поделок.
1
4
Этому я научился у своих родных.
Мои родные. Что они умеют? Чему я научился у них. Практическая работа. Организация выставки.
1
5
Детство моих родителей, бабушек, дедушек.
Условия жизни моих родных в детстве. Что интересного было в те годы. Игры моих родителей.
1
6
Почему мне дома хорошо.
Мой дом-моя крепость. Почему мне дома хорошо. Рассказ обучающихся.
3.Воспитать человека: сборник нормативно-правовых, научно-методических, организационно-практических материалов по проблемам воспитания (под ред. В.А.Березиной, О.И.Волжиной, И.А. Зимней), Москва, 2003 г.
4.Елецких В. Ю. От великого до смешного. – Воронеж, 2007.
5.Князев А.М. Гражданственность личности. Москва. 2003 г.
6.Комаровский Б.Б. Задачи краеведческой работы в школе / Б.Б. Комаровский // Советская педагогика. – 1946. - №3.
7.Краеведческая работа в начальной школе. – М.: Просвещение, 1977.
8.Краеведение / под ред. А.В. Даринского. – М.: Просвещение, 1987.
9.Кулагина Г. А. Сто игр по истории. – М., 1983.
10.Методические рекомендации для учителей начальных классов по формированию гражданственности на основе краеведческого материала. (Составители Л. А. Обухова, Н. С. Махина). – Воронеж, 2006.
11.Опыт патриотического воспитания младших школьников средствами краеведо-туристской деятельности: Пособие по реализации Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 – 2005 годы» ( под ред. Г.Н.Абросимовой, М.Е.Трубачевой). - Москва. 2004
12.Рыжова Н.А. Экологическое воспитание в детском саду. - М.: Карапуз, 2001. 11. Студеникин М.Я. Книга о здоровье детей. - Москва, 1986.
13.Скривел В. И. нестандартные формы знакомства с краеведческим материалом // Начальная школа. – 2004. - №5. – с. 22-25.
14.Тонков В. О. Никитин и народное творчество. – Воронеж, 1949.