Индивидуальная рабочая программа по чтению для учащегося 4 класса Перова Арсена составлена на основе ПРОГРАММЫ подготовительного и 1-4 классов коррекционных образовательных учреждений VIII под редакцией В.В. Воронковой, Москва «Просвещение», 1999г.
- научить правильно и осмысленно читать доступный пониманию текст;.
- повысить уровень общего и речевого развития учащихся.
В коррекционных образовательных учреждениях 8 вида изменён порядок изучения звуков, букв и слоговых структур.
Усвоение звука педполагает выделенние его, из речи, правильное и отчётливое произношение, различение в сочетаниях с другими звуками, дифференциацию смешиваемых звуков. Буква изучается в следующей последовательности: восприятие общей её формы, изучение состава буквы (элементов и их расположения), сравнение с другими, ранее изученными буквами. Важным моментом является соотнесение звука и буквы.
Слияние звуков в слоги и чтение слоговых структур осуществляется постепенно. Сначала читаются слоги-слова (ау, уа), затем обратные слоги (ам, ум), после этого прямые слоги (ма, му), трбующие особого внимания пир обучении слитному чтению, и после них слоги со стечением согласных.
Чтение слов осуществляется по мере изучения слоговых структур. Большое внимание уделяется чтению по букварю, использованию иллюстративного материала для улучшения понимания прочитанного.
Программа в целом определяет оптимальный объем знаний и умений по чтению, который доступен большинству учащихся, обучающихся во вспомогательной школе.
Понижать уровень требований нужен только тогда, когда учитель использовал все возможные коррекционно-развивающие меры воздействия.
Последовательное изучение звуков и букв, усвоение основных слоговых структур. Практическое знакомство с гласными и согласными звуками.
Правильное и отчётливое произнесение изучаемых звуков, различие их в начале, в конце и в середине слова. Образование из усвоенных звуков и букв слогов и слов. Чтение предложений из 2-3 слов.
Правильное артикуляторное произношение звуков. Определение местонахождение звука и буквы в слове. Различие гласных и согласных. Образование и чтение предложений виз 2-3 слов и воспроизведение их устно.
Четкое правильное произношение этих звуков. Различие гласных и согласных, согласных звонких и глухих, твердых и мягких. Образование и чтение слогов со стечением согласных. Послоговое чтение коротких текстов . Выделение в тексте заголовка, элементарное понятие содержания текста.
1 | Изучение звука и буквы Аа. Выделение звука в начале слова, подбирать слова, начинающиеся с изучаемого звука, с опорой на картинки. Соотнесение звука и буквы. | Учить выделять и четко произносить звук в слове. Развитие слухового восприятия и речевого слуха. Развитие зрительного восприятия. | Условно- графические схемы. |
2 | Изучение звука и буквы Уу. Выделение звука в начале слова, подбирать слова, начинающиеся с изучаемого звука, с опорой на картинки. Соотнесение звука и буквы. | Учить выделять и четко произносить звук в слове. Развитие слухового восприятия и речевого слуха. Развитие зрительного восприятия. | Беседа. Работа с книгой. Дид. игра. |
3 | Образование и чтение слогов, состоящих из одной гласной, в словах (а-у, у-а). Чтение слоговых таблиц. | Формирование речевых навыков. Формирование фонематического восприятия и речевого слуха. Развитие зрительного восприятия. | Работа с книгой. Дид. игра. |
4 | Изучение звука и буквы Мм. Выделение звука в начале слова, подбирать слова, начинающиеся с изучаемого звука, с опорой на картинки. Соотнесение звука и буквы. | Учить выделять и четко произносить звук в слове. Развитие слухового восприятия и речевого слуха. Развитие зрительного восприятия. | Беседа. Работа с книгой. |
5 | Образование и чтение закрытых слогов (ам, ум).Чтение слоговых таблиц. Обозначение гласных и согласных букв соответствующим цветом. | Учить читать слова с протяжным произношением. Развитие слухового восприятия и речевого слуха. Развитие зрительного восприятия. Анализировать слова по звуковому составу. | Составление прямых слогов мА-му и обратных ам-ум Звукобуквенный анализ этих слогов. |
6 | Образование и чтение открытых (ма, му) двубуквенных слогов. Сравнение открытых и закрытых слогов. Обозначение букв соответствующим цветом. Чтение слоговых таблиц. | Учить читать слова с протяжным произношением. Развитие слухового восприятия и речевого слуха. Развитие зрительного восприятия. Анализировать слова по звуковому составу. | |
7 | Изучение звука и буквы Оо. Выделение звука в начале слова, подбирать слова, начинающиеся с изучаемого звука, с опорой на картинки. Соотнесение звука и буквы. | Учить выделять и четко произносить звук в слове. Развитие слухового восприятия и речевого слуха. Развитие зрительного восприятия. | Работа с кассой букв и иллюстрациями. |
8 | Образование и чтение слогов ом-мо. Чтение по слогам слов из двух усвоенных слогов (ма-ма, му-му). | Учить читать слоги с протяжным произношением. Развитие слухового восприятия и речевого слуха. Развитие зрительного восприятия. | Сравнение. Чтение по подобию. |
9 | Изучение звука и буквы Сс. Выделение звука в слове, с опорой на картинки. Соотнесение звука и буквы. Образование и чтение слогов. | Учить выделять и четко произносить звук в слове. Развитие слухового восприятия и речевого слуха. Развитие зрительного восприятия. | Работа с кассой букв и иллюстрациями. |
10 | Составление и чтение слов по таблице с опорой на картинки. Звуко-буквенный анализ слова. | Учить читать слова с протяжным произношением. Развитие слухового восприятия и речевого слуха. Развитие зрительного восприятия. Анализировать слова по звуковому составу. | Работа с иллюстрациями. Работа с кассой букв. |
11- 12 | Изучение звука и буквы Хх. Выделение звука в слове, с опорой на картинки. Образование и чтение открытых и закрытых слогов. Соотнесение звука и буквы. | Учить выделять и четко произносить звук в слове. Развитие слухового восприятия и речевого слуха. Развитие зрительного восприятия. | Словесные. Наглядные. Работа с книгой. |
13-14 | Чтение по слогам слов из двух усвоенных слогов с последующим их повторением целыми словами. Соотнесение прочитанного слова с картинкой. | Формирование речевых навыков. Формирование фонематического восприятия и речевого слуха. Развитие зрительного восприятия. | Сравнение. Упражнения. |
15-16 | Изучение звука и буквы Шш. Выделение звука в слове, с опорой на картинки. Соотнесение звука и буквы. Образование и чтение слогов. | Учить выделять и четко произносить звук в слове. Развитие слухового восприятия и речевого слуха. Развитие зрительного восприятия. | Работа с кассой букв и иллюстрациями. |
17 | Дифференциация сходных звуков с-ш изолированно и в слогах. Чтение слоговых таблиц и слов. | Учить читать слова с протяжным произношением. Развитие слухового восприятия и речевого слуха. Развитие зрительного восприятия. Анализировать слова по звуковому составу. | Беседа. Работа с книгой. Дид. игра. |
18-19 | Изучение звука и буквы Лл. Выделение звука в слове, с опорой на картинки. Соотнесение звука и буквы. Чтение слогов и слов. | Учить выделять и четко произносить звук в слове. Развитие слухового восприятия и речевого слуха. Развитие зрительного восприятия. | Чтение слов по количеству слогов. |
20 | Составление и чтение слов, состоящих из закрытого трёхбуквенного слога: сом, лом, мал, сам. | Учить читать слова, состоящие из трёхбуквенного слога. Развитие слухового восприятия и речевого слуха. Развитие зрительного восприятия. | Работа с книгой, с кассой букв и слоговыми таблицами. |
21-22 | Изучение звука и буквы ы. Выделение звука в слове, с опорой на картинки. Слоги прямые и обратные. Чтение слов и предложений из 2 слов и предметной картинки. | Учить выделять и четко произносить звук в слове. Развитие слухового восприятия и речевого слуха. Развитие зрительного восприятия. | Работа с книгой. Работа с кассой букв. |
23-25 | Изучение звука и буквы Нн. Выделение звука в слове, с опорой на картинки. Слоги прямые и обратные. Чтение слов и предложений из 2 слов и предметной картинки. | Учить выделять и четко произносить звук в слове. Развитие слухового восприятия и речевого слуха. Развитие зрительного восприятия. | Работа с кассой слов и слогов, с иллюстрациями по предложенной теме. Работа с книгой. |
26-28 | Изучение звука и буквы Рр. Образование и чтение открытых слогов. Составление и чтение слов из усвоенных слоговых структур. Чтение предложений из 2-3 слов. | Учить плавно читать по слогам слова, предложения, текст. Учить отвечать на вопросы по содержанию прочитанного с опорой на иллюстрации текста. | Выделение звука в слове. Обозначение звука графически. |
29-31 | Дифференциация сходных звуков Р - Л. Составление и чтение слов из усвоенных слоговых структур. | Учить выделять и четко произносить звук в слове. Развитие слухового восприятия и речевого слуха. Развитие зрительного восприятия. | Сравнение сходных звуков. |
32-33 | Звук и буква Кк. Чтение и соотнесение слов с иллюстративным материалом. | Учить плавно читать по слогам слова, предложения, текст. Учить отвечать на вопросы по содержанию прочитанного с опорой на иллюстрации текста. | Выделение звука в слове. Обозначение звука графически. |
34 | Чтение текста «Куры». Соотнесение содержания текста с содержанием сюжетной картинки. | Учить выделять и четко произносить звук в слове. Развитие слухового восприятия и речевого слуха. Развитие зрительного восприятия. | Работа с книгой. |
35-37 | Изучение звука и буквы Пп. Чтение и соотнесение слов с иллюстративным материалом. | Учить плавно читать по слогам слова, предложения, текст. Учить отвечать на вопросы по содержанию прочитанного с опорой на иллюстрации текста. | Выделение звука в слове. Обозначение звука графически. |
38 | Чтение текста «Мы». Соотнесение содержания текста с содержанием сюжетной картинки. | Учить выделять и четко произносить звук в слове. Развитие слухового восприятия и речевого слуха. Развитие зрительного восприятия. | Работа с книгой. |
39-40 | Изучение звука и буквы Тт. Составление и чтение слов из усвоенных слоговых структур. Чтение предложений. | Учить читать слова с протяжным произношением. Развитие слухового восприятия и речевого слуха. Развитие зрительного восприятия. Анализировать слова по звуковому составу. | Выделение звука в слове. Обозначение звука графически. |
41 | Чтение текста «Утром». Соотнесение содержания текста с содержанием сюжетной картинки. | Учить выделять и четко произносить звук в слове. Развитие слухового восприятия и речевого слуха. Развитие зрительного восприятия. | Работа с книгой. |
42-43 | Изучение звука и буквы Ии. Образование открытых и закрытых слогов с твердыми согласными. Чтение трехбуквенных слов типа мак, рак, лук. | Учить выделять и четко произносить звук в слове. Развитие слухового восприятия и речевого слуха. Развитие зрительного восприятия. | Выделение звука в слове. Обозначение звука графически. |
44-45 | Дифференциация И – Ы. Чтение слов и предложений. | Учить читать слова с протяжным произношением. Развитие слухового восприятия и речевого слуха. Развитие зрительного восприятия. Анализировать слова по звуковому составу. | Работа с книгой. |
46-47 | Изучение звука и буквы Зз . Составление и чтение слов из усвоенных слоговых структур. | Учить выделять и четко произносить звук в слове Развитие слухового восприятия и речевого слуха. Развитие зрительного восприятия. | Выделение звука в слове. Обозначение звука графически. |
48 | Дифференциация З-С. Чтение слов и предложений. | Учить читать слова с протяжным произношением. Развитие слухового восприятия и речевого слуха. Развитие зрительного восприятия. Анализировать слова по звуковому составу. | Работа с книгой. |
49 | Чтение текста «Зима».Соотнесение содержания текста с содержанием сюжетной картинки. | Учить выделять и четко произносить звук в слове Развитие слухового восприятия и речевого слуха. Развитие зрительного восприятия. | Работа с книгой. |
50 | Изучение звука и буквы Вв. Выделение звука в слове с опорой на картинки. | Учить плавно читать по слогам слова, предложения, текст. Учить отвечать на вопросы по содержанию прочитанного с опорой на иллюстрации текста. | Работа с книгой и иллюстрациями. Чтение по слоговой таблице. |
51 | Составление и чтение слов по таблице. Звуко-буквенный анализ слова. | Учить плавно читать по слогам слова, предложения, текст. Учить отвечать на вопросы по содержанию прочитанного с опорой на иллюстрации текста. | |
52 | Чтение текста «Наши повара». Соотнесение содержания текста с содержанием сюжетной картинки. | Учить выделять и четко произносить звук в слове. Развитие слухового восприятия и речевого слуха. Развитие зрительного восприятия. | Работа с книгой. |
53-54 | Изучение звука и буквы Жж. Составление и чтение слов из усвоенных слоговых структур. | Учить выделять и четко произносить звук в слове Развитие слухового восприятия и речевого слуха. Развитие зрительного восприятия. | Выделение звука в слове. Обозначение звука графически. |
55 | Дифференциация Ж-Ш. Чтение слов и предложений. | Учить читать слова с протяжным произношением. Развитие слухового восприятия и речевого слуха. Развитие зрительного восприятия. Анализировать слова по звуковому составу. | Работа с книгой. |
56 | Чтение текста «Хороша зима». Соотнесение содержания текста с содержанием сюжетной картинки. | Учить выделять и четко произносить звук в слове. Развитие слухового восприятия и речевого слуха. Развитие зрительного восприятия. | Работа с книгой. |
57 | Изучение зувка и буквы Бб. Составление и чтение слов из усвоенных слоговых структур. | Учить выделять и четко произносить звук в слове. Развитие слухового восприятия и речевого слуха. Развитие зрительного восприятия. | Сравнение сходных звуков. |
58 | Чтение текста «Барабан». Соотнесение содержания текста с содержанием сюжетной картинки. | Учить выделять и четко произносить звук в слове. Развитие слухового восприятия и речевого слуха. Развитие зрительного восприятия. | Работа с книгой. |
59 | Чтение текста «Рыбалка». Соотнесение содержания текста с содержанием сюжетной картинки. | Учить выделять и четко произносить звук в слове. Развитие слухового восприятия и речевого слуха. Развитие зрительного восприятия. | Работа с книгой. |
60 | Дифференциация Б - П. Чтение слов и предложений. | Учить читать слова с протяжным произношением. Развитие слухового восприятия и речевого слуха. Развитие зрительного восприятия. Анализировать слова по звуковому составу. | Работа с книгой. |
61 | Изучение звука и буквы Гг. | Учить выделять и четко произносить звук в слове. Развитие слухового восприятия и речевого слуха. Развитие зрительного восприятия. | Работа с кассой букв и иллюстрациями. |
62 | Чтение текста «Гости». Соотнесение содержания текста с содержанием сюжетной картинки. | Учить выделять и четко произносить звук в слове. Развитие слухового восприятия и речевого слуха. Развитие зрительного восприятия. | Работа с книгой. |
63 | Дифференциация сходных звуков Г-К. | Учить читать слоги с протяжным произношением. Развитие слухового восприятия и речевого слуха. Развитие зрительного восприятия. | Сравнение сходных звуков. |
64 | Чтение текста «Кира и Вика». Соотнесение содержания текста с содержанием сюжетной картинки. | Учить выделять и четко произносить звук в слове. Развитие слухового восприятия и речевого слуха. Развитие зрительного восприятия. | Работа с книгой. |
65-66 | Изучение звука и буквы Дд. Слоги и слова с мягким звуком Д. Составление и чтение слов из усвоенных слоговых структур. | Учить читать слова с протяжным произношением. Развитие слухового восприятия и речевого слуха. Развитие зрительного восприятия. Анализировать слова по звуковому составу. | Выделение звука в слове. Обозначение звука графически. |
67 | Чтение текстов «Наш огород» и «Наш город». Соотнесение содержания текста с содержанием сюжетной картинки. | Учить выделять и четко произносить звук в слове. Развитие слухового восприятия и речевого слуха. Развитие зрительного восприятия. | Работа с книгой. |
68 | Дифференциация сходных звуков Д - Т. | Учить читать слоги с протяжным произношением. Развитие слухового восприятия и речевого слуха. Развитие зрительного восприятия. | Сравнение сходных звуков. |
69-70 | Изучение звука и буквы Йй. Образование и чтение открытых слогов. Составление и чтение слов из усвоенных слоговых структур. | Учить выделять и четко произносить звук в слове Развитие слухового восприятия и речевого слуха. Развитие зрительного восприятия. | Выделение звука в слове. Обозначение звука графически. |
71 | Чтение текста «Хороший попугай».Соотнесение содержания текста с содержанием сюжетной картинки. | Учить выделять и четко произносить звук в слове. Развитие слухового восприятия и речевого слуха. Развитие зрительного восприятия. | Работа с книгой. |
72 | Дифференциация сходных звуков Й - И. | Учить читать слоги с протяжным произношением. Развитие слухового восприятия и речевого слуха. Развитие зрительного восприятия. | Сравнение сходных звуков. |
73-74 | Буква Ь знак на конце слова. Составление слов из букв и слогов с опорой на картинку. | Учить читать слова с мягкими согласными на конце слова. Развитие слухового восприятия и речевого слуха. Развитие зрительного восприятия. | Словесные. Наглядные. Работа с книгой. |
75-76 | Буква Ь знак в середине слова. Составление слов из букв и слогов с опорой на картинку. | Учить читать слова с мягкими согласными в середине слова. Формирование речевых навыков. Формирование фонематического восприятия и речевого слуха. Развитие зрительного восприятия. | Сравнение. Упражнения. |
77 | Чтение текста «Зоопарк». | Учить выделять и четко произносить звук в слове. Развитие слухового восприятия и речевого слуха. Развитие зрительного восприятия. | Работа с книгой. |
78-79 | Изучение звука и буквы Ее. | Учить выделять и четко произносить звук в слове. Развитие слухового восприятия и речевого слуха. Развитие зрительного восприятия. | Работа с кассой букв и иллюстрациями. |
80 | Чтение текста «В лесу». | Учить выделять и четко произносить звук в слове. Развитие слухового восприятия и речевого слуха. Развитие зрительного восприятия. | Работа с книгой. |
81-82 | Изучение звука и буквы Ёё. | Учить выделять и четко произносить звук в слове. Развитие слухового восприятия и речевого слуха. Развитие зрительного восприятия. | Работа с книгой. Работа с кассой букв. |
83 | Чтение текста «Кто у кого?» | Учить выделять и четко произносить звук в слове Развитие слухового восприятия и речевого слуха. Развитие зрительного восприятия. | Работа с книгой. |
84-85 | Изучение звука и буквы Яя. | Учить выделять и четко произносить звук в слове. Развитие слухового восприятия и речевого слуха. Развитие зрительного восприятия. | Работа с кассой слов и слогов, с иллюстрациями по предложенной теме. |
86 | Чтение текста «На поляне». | Учить выделять и четко произносить звук в слове. Развитие слухового восприятия и речевого слуха. Развитие зрительного восприятия. | Работа с книгой. |
87 | Изучение звука и буквы Юю. | Учить выделять и четко произносить звук в слове. Развитие слухового восприятия и речевого слуха. Развитие зрительного восприятия. | Работа с кассой слов и слогов, с иллюстрациями по предложенной теме. |
88 | Дифференциация У-Ю. | Учить дифференцировать звук в слове. Развитие слухового восприятия и речевого слуха. Развитие зрительного восприятия. | Работа с книгой, с кассой букв и слоговыми таблицами. |
89 | Чтение текста «Клюква». | Учить выделять и четко произносить звук в слове. Развитие слухового восприятия и речевого слуха. Развитие зрительного восприятия. | Работа с книгой. |
90 | Изучение звука и буквы Цц. | Учить плавно читать по слогам слова, предложения, текст. Учить отвечать на вопросы по содержанию прочитанного с опорой на иллюстрации текста. | Работа с кассой букв. |
91 | Чтение текста «Курица и лисица». | Учить выделять и четко произносить звук в слове. Развитие слухового восприятия и речевого слуха. Развитие зрительного восприятия. | Работа с книгой. |
92-93 | Изучение звука и буквы Чч. | Учить выделять и четко произносить звук в слове. Развитие слухового восприятия и речевого слуха. Развитие зрительного восприятия. | Работа с кассой букв. |
94 | Чтение текста «Урок». | Учить выделять и четко произносить звук в слове. Развитие слухового восприятия и речевого слуха. Развитие зрительного восприятия. | Работа с книгой. |
95 | Слоги ЧА-ЧУ. Составление слов из букв с опорой на картинку. | Учить выделять и четко произносить звук в слове. Развитие слухового восприятия и речевого слуха. Развитие зрительного восприятия. | Сравнение слоговых таблиц. |
96 | Чтение сказки «Курочка Ряба». | Учить выделять и четко произносить звук в слове. Развитие слухового восприятия и речевого слуха. Развитие зрительного восприятия. | Работа с книгой. Пересказ. |
97 | Изучение звука и буквы Щщ. | Учить выделять и четко произносить звук в слове. Развитие слухового восприятия и речевого слуха. Развитие зрительного восприятия. | Работа с кассой букв. |
98 | Чтение текста «Роща». | Учить выделять и четко произносить звук в слове. Развитие слухового восприятия и речевого слуха. Развитие зрительного восприятия. | Работа с книгой. |
99 | Слоги ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ. Чтение слов с данными слогами. | Учить выделять и четко произносить звук в слове. Развитие слухового восприятия и речевого слуха. Развитие зрительного восприятия. | Сравнение слоговых таблиц. |
100 | Самостоятельная работа по картинкам. | Учить выделять и четко произносить звук в слове. | Работа с картинками. |
101 | Изучение звука и буквы Фф. Составление и чтение слов из усвоенных слоговых структур. | Учить плавно читать по слогам слова, предложения, текст. Учить отвечать на вопросы по содержанию прочитанного с опорой на иллюстрации текста. | Работа с книгой и иллюстрациями. Чтение по слоговой таблице. |
102 | Чтение текста «Ферма». | Учить выделять и четко произносить звук в слове. Развитие слухового восприятия и речевого слуха. Развитие зрительного восприятия. | Работа с книгой. |
103 | Дифференциация сходных звуков В-Ф. | Учить читать слоги с протяжным произношением. Развитие слухового восприятия и речевого слуха. Развитие зрительного восприятия. | Сравнение сходных звуков. |
104 | Изучение буквы и звука Ээ. | Учить плавно читать по слогам слова, предложения, текст. Учить отвечать на вопросы по содержанию прочитанного с опорой на иллюстрации текста. | Работа с книгой и иллюстрациями. Чтение по слоговой таблице. |
105 | Правильная постановка вопросов: Кто это? Что это? | Учить правильно задавать вопросы. | Работа по иллюстрациям. |
106 | Изучение звука и буквы Ъъ. | Учить плавно читать по слогам слова, предложения, текст. | Работа с кассой букв. |
107 | Чтение текста «Наша семья». | Учить отвечать на вопросы по содержанию прочитанного с опорой на иллюстрации текста. | Работа с книгой. |
108 | Чтение загадок. | Учить времена года, месяцы. | Работа с книгой. |
109 | Чтение текста «Мячик». | Учить отвечать на вопросы по содержанию прочитанного с опорой на иллюстрации текста. | Работа с книгой. |
110 | Чтение текста «Кошка». | Учить отвечать на вопросы по содержанию прочитанного с опорой на иллюстрации текста. | Работа с книгой. |
111 | Чтение текста «Чиж». | Учить отвечать на вопросы по содержанию прочитанного с опорой на иллюстрации текста. | Работа с книгой. |
112 | Чтение текста «Котята». | Учить отвечать на вопросы по содержанию прочитанного с опорой на иллюстрации текста. | Работа с книгой. |
113 | Чтение текста «Верный друг». | Учить отвечать на вопросы по содержанию прочитанного с опорой на иллюстрации текста. | Работа с книгой. |
114 | Чтение стихотворения «Что мы сажаем...» | Учить выделять и четко произносить звук в слове. Развитие слухового восприятия и речевого слуха. Развитие зрительного восприятия. | Работа с книгой. |
115 | Чтение текста «Светофор». Игра по ПДД. | Учить отвечать на вопросы по содержанию прочитанного с опорой на иллюстрации текста. | Работа с книгой. |
116 | Алфавит. | Правильное произношение всех звуков и букв. | Работа с кассой букв. |
117 | Повторение и закрепление изученного материала. | Учить читать слова с протяжным произношением. Развитие слухового восприятия и речевого слуха. Развитие зрительного восприятия. | Работа с книгой. Работа с кассой букв. |