Просмотр содержимого документа
«Актуальные проблемы развития речи детей младшего школьного возраста»
Актуальные проблемы развития речи детей младшего школьного возраста
Речь – одно из главных средств человеческого общения, передающих огромное количество необходимой для человека информации. В связи с этим, воспитание всесторонне развитой личности невозможно без развития такого важного инструмента мышления и познания, как речь. Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы. Речь относится к числу психических функций, принципиально отличающих человека от представителей животного мира. Речь для нас является одной из главных потребностей. Без неё человек не имел бы возможности получать и передавать большое количество информации.
Речь является основанием для развития всех остальных видов детской деятельности: общения, познания, познавательно-исследовательской и даже игровой. В этой связи развитие речи ребёнка становится одной из актуальных проблем в деятельности педагога.
Основная задача речевого развития ребёнка школьного возраста - это владение нормами и правилами языка, определяемыми для каждого возрастного этапа, и развития их коммуникативных способностей.
В настоящее время наблюдается критическая ситуация в развитии речевой активности детей, что обусловлено рядом негативных факторов, влияющих на речевую функцию:
- ухудшение состояния здоровья детей;
- существенное сужение объема "живого" общения родителей и детей;
- глобальное снижение уровня речевой культуры в обществе;
- недостаточное внимание педагогов к речевому развитию ребенка;
- дисбаланс семейного воспитания в вопросах развития речи, что проявляется либо в стремлении к раннему обучению письменной речи в ущерб устной, либо в равнодушном к нему отношении.
Сегодня актуальность определена, прежде всего, задачами и требованиями образования ФГОС, в которых обращено внимание на формирование духовной личности, развития творческого потенциала и повышения речевой культуры обучающихся. В связи с этим в школе, и особенно в начальной, необходимо уделить внимание развитию устной и письменной речи.
На сегодняшний день — образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей школьного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем. Односложная, состоящая лишь из простых предложений. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение. Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ. Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами. Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов. Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи.
В связи с этим перед педагогами школьных учреждений стоят следующие задачи речевого развития детей:
Обогащение активного словаря
Развитие связной диалогической и монологической речи
Овладение речью как средством общения и культуры
Развитие речевого творчества
Развитие звуковой и интонационной культуры
Знакомство с книжной культурой и детской литературой
Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
«Все задачи развития речи детей школьного возраста (обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи, звуковая культура) не достигнут своей цели, если не найдут завершающего выражения в развитии связной речи». (Ушакова О.С.)
Работа по решению речевых задач проходит с учетом III уровней. Но важно отметить, что на всех уровнях работа идет взаимосвязано.
I уровень – «Слово»
Наиболее продуктивным является использование различных наглядных средств: показ соответствующих предметов, их действий и признаков, наблюдение за ними, организуемое как на самом уроке, так и на экскурсии.
II уровень – «Предложение»
Работа над предложением должна вестись в трех направлениях.
Первое направление – это отработка содержательной стороны предложения для обеспечения его смысловой законченности и коммуникативной целесообразности.
Второе – это работа над речью, которая включает в себя формирование навыков точного и полного отбора слов для выражении мысли, выбора наиболее удачной синтаксической конструкции, развитие интонационных умений.
Третье направление – это формирование грамматического плана предложения, т.е. отработка навыка правильного соединения слов, правильного их размещения, умения осознавать структурную схему.
III уровень – «Текст».
Обучение школьников родному языку должно стать одной из главных задач. Процесс обучения в школе во многом зависит от уровня развития устной речи. Главной задачей развития связной речи ребёнка в данном возрасте является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: составление описательных рассказов о предметах, объектах и явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, освоение форм речи-рассуждения (объяснительная речь, речь-доказательство, речь-планирование), пересказ литературных произведений, а также сочинение рассказов по картине, и серии сюжетных картинок.
Все вышеназванные виды речевой деятельности актуальны при работе над развитием связной речи детей. Но особый интерес вызывают последние, т. к. их подготовка и проведение всегда были и остаются одними из самых трудных как для детей, так и для педагога.
Работая над проблемой развития речи у детей школьного возраста, педагоги часто допускают ошибки следующего характера:
Педагоги излишне много говорят сами, не обеспечивают активную речевую практику детей. Часто, ставя вопрос, они не дают ребёнку подумать, торопятся ответить сами или наоборот "вытягивают" ответ. Важно обеспечить речевую активность всех детей.
У детей не формируется, в должной мере, умение слушать других. Речевая активность - это не только говорение, но и слушание, восприятие речи. Важно приучать детей слушать педагога с первого раза.
Педагоги повторяют детские ответы, и дети не привыкают говорить ясно, достаточно громко, понятно для слушателей.
Очень часто педагоги требуют от ребёнка только "полных" ответов. Ответы детей могут быть и краткими, и развёрнутыми. Ответ зависит от типа вопроса.
Взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.
Условия успешного речевого развития.
1. В школьном учреждении должны быть созданы условия для развития речи детей в общении со взрослыми и сверстниками:
- сотрудники побуждают детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями, высказываниями;
- сотрудники побуждают детей к речевому общению между собой.
2. Сотрудники задают детям образцы правильной литературной речи:
- речь сотрудников четкая, ясная, красочная, полная, грамматически правильная;
- в речь включаются разнообразные образцы речевого этикета.
3. Сотрудники обеспечивают развитие звуковой культуры речи со стороны детей в соответствии с их возрастными особенностями:
- следят за правильным произношением, в случае необходимости поправляют и упражняют детей (организуют звукоподражательные игры, проводят занятия по звуковому анализу слова, используют чистоговорки, скороговорки, загадки, стихотворения);
- наблюдают за темпом и громкостью речи детей, в случае необходимости деликатно поправляют их.
4. Сотрудники обеспечивают детям условия для обогащения их словаря с учетом возрастных особенностей:
- сотрудники обеспечивают детям условия для включения детьми называемых предметов и явлений в игру и предметную деятельность;
- помогают ребенку овладеть названием предметов и явлений, их свойств, рассказывать о них;
- обеспечивают развитие образной стороны речи (переносный смысл слов);
- знакомят детей с синонимами, антонимами, омонимами.
5. Сотрудники создают условия для овладения детьми грамматическим строем речи:
- учат правильно согласовывать слова в падеже, числе, во времени, роде, пользоваться суффиксами;
- учат формулировать вопросы и отвечать на них, строить предложения.
6. Сотрудники развивают у детей связную речь с учетом их возрастных особенностей:
- поощряют детей к рассказыванию, развернутому изложению определенного содержания;
- организуют диалоги между детьми и со взрослыми.
7. Уделяют специальное внимание развитию у детей понимания речи, упражняя детей в выполнении словесной инструкции.
8. Сотрудники создают условия для развития планирующей и регулирующей функции речи детей в соответствии с их возрастными особенностями:
- стимулируют детей комментировать свою речь;
- упражняют в умении планировать свою деятельность.
9. Приобщают детей к культуре чтения художественной литературы.
10. Сотрудники поощряют детское словотворчество.
Развитие речи и речевое общение школьников осуществляется во всех видах деятельности, в разных формах, как на специальных речевых занятиях, так и в партнёрской и самостоятельной деятельности.
Важную роль в решении задач речевого развития детей школьного возраста играет организация языковой работы не только в условиях образовательных учреждений, но и в семье. Родители могут самостоятельно заниматься с детьми в соответствии с задачами речевого развития детей. И здесь надо подчеркнуть значение индивидуального подхода к речевому развитию ребенка, особенностям его личности: его мышления, воображения, памяти, эмоций
Выделены факторы успешного речевого развития детей, которые являются своеобразной памяткой для родителей:
Эмоциональное общение с ребёнком с момента рождения.
Создавать условия для общения с другими детьми.
Речь взрослого - пример для подражания.
Развивать мелкую моторику руки, это ведёт к развитию речи.
Совместные игры взрослого и ребёнка.
Чтение художественной литературы, разучивание стихов.
Удовлетворение любознательности ребёнка, ответы на все его "почему".
Совместные выезды на природу, экскурсии.
Развитие речи – это ведущий принцип обучения языку, методы и приёмы, которые использует педагог во время работы, способствуют развитию и формированию речевых навыков школьников и тем самым помогают достижению главной цели обучения. Должна быть разработана действенная система формирования у школьников языковых знаний и умений, без которой трудно развивать речевые навыки. Необходимо организовать эффективное обучение, учитывая возрастные особенности, в результате которого учащиеся смогут осмыслить изучаемые явления языка и будут сознательно использовать, и совершенствовать полученные знания в речевой практике. Изучение языка должно быть организовано на основе анализа речи, это создает условия для правильного осмысления школьниками самой речи и языковых элементов, содержащихся в ней. Какую речь можно считать правильной и связной? К чему должен стремиться учитель и ученик? Содержательность речи – это первое и главное требование. Если ученик строит свой рассказ с опорой на свои личные наблюдения, обдумывая и выбирая точные слова, чтобы передать свои мысли и чувства, то такое повествование привлечет внимание слушателей. Второе требование – требование логичности, последовательности. Оно помогает школьнику чётко построить свою речь, не пропускать существенные факты и не повторять несколько раз одну и ту же мысль. Любое высказывание, устное или письменное, предполагает умение правильно начать рассказ, обосновать свои выводы и завершить высказывание. Третье требование – точность речи. Школьник, рассуждая о чем-либо или рассказывая какую-либо историю должен в своей речи использовать яркие и точные изобразительно выразительные средства, которые помогут передать все свойства, признаки и характеристики изображаемого. Четвёртое требование – богатство языковых средств. Чтобы наилучшим образом передать содержание, обучающиеся должны научиться умело выбирать и использовать точные эпитеты, сравнения, правильно строить предложения. Пятое требование – речь должна быть понятной и доступной слушателю. В зависимости от цели высказывания и ситуации, говорящий должен учитывать не только интересы аудитории, но и возможности восприятия адресата речи.
Кроме перечисленных требований, огромное значение имеет выразительность речи, так как она воздействует на слушателя с нужной силой, помогает убедительно, ярко передавать мысль. Для этого необходима хорошая дикция, интонация, фонетическая культура. Таким образом, речь может быть хорошей только при соблюдении всех перечисленных требований.
Из выше сказанного можно сделать вывод: что развитие и формирование речи школьников является обязательными и значимым компонентом каждого урока русского языка и литературного чтения, так как взаимно связанное обучение языку и речи является основой формирования не только речевой, но и мыслительной деятельности обучающихся, их основных учебных умений и навыков.
Литература:
Арушанова А. Г., Коренблит С. С., Рычагова Е. С. Речевое развитие дошкольника в аспекте лигводидактики. Парциальная программа «Веселый день дошкольника»» (ВеДеДо») / Науч. ред. К. Я. Сигал. – М.: Флинта, 2015.
Арушанова А.Г., Рычагова Е.С., Сигал К.Я., Юрьева Н.М. Проблемы развития речи в психолингвистическом и лингводидактическом освещении. – М.: ИД «Ключ – С», 2014.
Сохин Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников. Воронеж, Изд-во НПО «МОДЭК», 2002
Ушакова О.С. Теория и практика развития речи дошкольников. – М., ТЦ «Сфера».2008
Шахнарович А.М. Общая психолингвистика. М., 1995
Воспитание и обучение детей с нарушениями речи. Психология детей с нарушениями речи: учебно-методическое пособие /Л.С.Вакуленко. – М.: ФОРУМ, 2013. – 272 с.