Актуальные проблемы развития речи детей младшего школьного возраста
Актуальные проблемы развития речи детей младшего школьного возраста
В статье проанализированы характерные особенности устной и письменной речи. Показаны основные направления развития речи на уроках, дана краткая характеристика главным видам работы устной и письменной речи, по формированию коммуникативной компетенции в целом.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Актуальные проблемы развития речи детей младшего школьного возраста»
«Актуальные проблемы развития речи детей младшего школьного возраста»
Актуальность проблемы речевого развития
Проблема речевого развития детей школьного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т.к. процент школьников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким.
Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в детстве.
В современном школьном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей.
Речь – это инструмент развития высших отделов психики.
С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и во всех основных психических процессов.
Обучение школьников родному языку должно стать одной из главных задач .
Основная задача речевого развития ребёнка школьного возраста - это владение нормами и правилами языка, определяемыми для каждого возрастного этапа, и развития их коммуникативных способностей.
Все вышеназванные виды речевой деятельности актуальны при работе над развитием речи детей.
Основные направления в работе по развитию речи у детей:
www.themegallery.com
Обогащение активного словаря
Развитие связной диалогической и монологической речи
Овладение речью как средством общения и культуры
Развитие речевого творчества
Развитие звуковой и интонационной культуры
Знакомство с книжной культурой и детской литературой
Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
www.themegallery.com
Работа по решению речевых задач проходит с учетом III уровней.
Iуровень– «Слово».
II уровень – «Предложение».
III уровень – «Текст».
I уровень – «Слово».
www.themegallery.com
. Наиболее продуктивным является использование различных наглядных средств: показ соответствующих предметов, их действий и признаков, наблюдение за ними, организуемое как на самом уроке, так и на экскурсии.
Наибольшая степень активности в наблюдениях достигается с помощью практической деятельности, когда школьники не просто рассматривают предмет, а принимают непосредственное участие в изменении его признаков, в изготовлении предмета по частям
II уровень – «Предложение».
Работа над предложением должна вестись в трех направлениях.
Первое направление – это отработка содержательной стороны предложения для обеспечения его смысловой законченности и коммуникативной целесообразности.
www.themegallery.com
Второе – это работа над речью, которая включает в себя формирование навыков точного и полного отбора слов для выражении мысли, выбора наиболее удачной синтаксической конструкции, развитие интонационных умений.
www.themegallery.com
Третье направление – это формирование грамматического плана предложения, т.е. отработка навыка правильного соединения слов, правильного их размещения, умения осознавать структурную схему.
III уровень – «Текст».
www.themegallery.com
Картинный план
Символический план
Вопросительный план
Упражнения для развития связной речи детей
Задание № 1.Цель. Обучение умению употреблять в речи простые предложения . Развитие внимания, воссоздающего воображения.1. Рассмотри внимательно картинку. Что на ней нарисовано?
2. Перечисли, кого можно встретить в лесу.
Задание № 2.Закрепление умений составлять простые предложения. Обучение умениюправильно употреблять предлоги и наречия, обозначающие местоположение. Развитие внимания, памяти.
Рассмотри и назови картинки. Размести животных в пустых клеточках в таком порядке: тигра справа от льва, слева от льва — обезьяну, под обезьяной — жирафа, справа от жирафа — бегемота, над львом — слона, правее слона — носорога, левее слона и над обезьяной — зебру, в самой нижней клеточке справа — крокодила. Соединяй животное и пустую клеточку линией. Закрой картинки листом бумаги.
Задание № 3.Цель:Обучение умению подбирать к именам существительным имена прилагательные, глаголы, составлять связный рассказ по картинкам. Развитие мышления, воображения.
1. Рассмотри картинки. Составь предложение по каждой из них, отвечая на вопрос: «Что делает девочка?» Определи последовательность действий девочки, поставив цифру рядом с картинкой в пустой рамочке. 2. Закрой страницу листом бумаги и расскажи, как девочка готовила салат.
Р
Рассмотри картинки и ответь на вопрос: «Какое время года изображено на каждой картинке?»
Объясни, по каким признакам ты определил каждое время года. Про какое время года рисунков больше?
Составь об этом времени года рассказ
Задание № 4.Цель. Совершенствование умения составлять описательный рассказ. Развитие произвольного внимания, аналитико-синтетической деятельности.
Задание № 5.Цель.Совершенствование умения составлять предложения из отдельных слов. Развитие зрительного внимания, самоконтроля.
Марья Искусница сшила одеяло из разных лоскутков. Прочитай, что написано на каждом лоскутке. Объедини все слова на лоскутках в предложение.
Задание №6.
Цель.Закрепление умения завершать предложение с опорой на заданное начало. Обучение детей составлению рассказов. Развитие зрительного внимания. 1. Закончи предложение, записав в рамочке недостающее слово. В этом тебе помогут картинки. 2. В рамочке написано начало рассказа. Прочитай его и продолжи. Подбери к составленному рассказу название.
Допускаемые ошибки при развитии речи детей.
www.themegallery.com
• Педагоги излишне много говорят сами, не обеспечивают активную речевую практику детей. Часто, ставя вопрос, они не дают ребёнку подумать, торопятся ответить сами или наоборот "вытягивают" ответ. Важно обеспечить речевую активность всех детей.
• У детей не формируется, в должной мере, умение слушать других. Речевая активность - это не только говорение, но и слушание, восприятие речи. Важно приучать детей слушать педагога с первого раза.
• Педагоги повторяют детские ответы, и дети не привыкают говорить ясно, достаточно громко, понятно для слушателей.
• Очень часто педагоги требуют от ребёнка только "полных" ответов. Ответы детей могут быть и краткими, и развёрнутыми. Ответ зависит от типа вопроса.
Условия успешного речевого развития.
1.Создание условий для развития речи детей в общении со взрослыми и сверстниками.
2. Владение педагогом правильной литературной речью.
3. Обеспечение развития звуковой культуры речи со стороны детей в соответствии с их возрастными особенностями.
4. Обеспечивают детям условий для обогащения их словаря с учетом возрастных особенностей.
5. Создание условий для овладения детьми грамматическим строем речи.
6. Развитие у детей связной речи с учетом их возрастных особенностей.
7. Развитие у детей понимания речи, упражняя детей в выполнении словесной инструкции.
8. Создание условий для развития планирующей и регулирующей функции речи детей в соответствии с их возрастными особенностями.
9. Приобщение детей к культуре чтения художественной литературы.
10. Поощрение детского словотворчества.
1.В школьном учреждении должны быть созданы условия для развития речи детей в общении со взрослыми и сверстниками:
- сотрудники побуждают детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями, высказываниями;
- сотрудники побуждают детей к речевому общению между собой.
2. Сотрудники задают детям образцы правильной литературной речи:
- речь сотрудников четкая, ясная, красочная, полная, грамматически правильная;
- в речь включаются разнообразные образцы речевого этикета.
3. Сотрудники обеспечивают развитие звуковой культуры речи со стороны детей в соответствии с их возрастными особенностями:
- следят за правильным произношением, в случае необходимости поправляют и упражняют детей (организуют звукоподражательные игры, проводят занятия по звуковому анализу слова, используют чистоговорки, скороговорки, загадки, стихотворения);
- наблюдают за темпом и громкостью речи детей, в случае необходимости деликатно поправляют их.
4. Сотрудники обеспечивают детям условия для обогащения их словаря с учетом возрастных особенностей:
- сотрудники обеспечивают детям условия для включения детьми называемых предметов и явлений в игру и предметную деятельность;
- помогают ребенку овладеть названием предметов и явлений, их свойств, рассказывать о них;
- обеспечивают развитие образной стороны речи (переносный смысл слов);
- знакомят детей с синонимами, антонимами, омонимами.
5. Сотрудники создают условия для овладения детьми грамматическим строем речи:
- учат правильно связывать слова в падеже, числе, во времени, роде, пользоваться суффиксами;
- учат формулировать вопросы и отвечать на них, строить предложения.
6. Сотрудники развивают у детей связную речь с учетом их возрастных особенностей:
- поощряют детей к рассказыванию, развернутому изложению определенного содержания;
- организуют диалоги между детьми и со взрослыми.
7. Уделяют специальное внимание развитию у детей понимания речи, упражняя детей в выполнении словесной инструкции.
8. Сотрудники создают условия для развития планирующей и регулирующей функции речи детей в соответствии с их возрастными особенностями:
- стимулируют детей комментировать свою речь;
- упражняют в умении планировать свою деятельность.
9. Приобщают детей к культуре чтения художественной литературы.